Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны рабочая программа, учебный план и календарно-тематическое планирование уроков по Светской этике в 4 классе по учебнику

Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс «Светская этика»

 

М.: БАЛАСС, 2013  УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_po_orkse-_mbou_oosh_d._manyak.docx55.12 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

   ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

по теме:

Основы мировых религиозных культур

Выполнила: Шамыкева Августина Алексеевна,

                                                                                  учитель начальных классов

                                                                       МОБУ ООШ д. Маняк

                                                                                   Краснокамского района РБ

Уфа – 2013

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д. Маняк

       

                                               

Рабочая программа

Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Светская этика»

Д. Маняк

2013 год.

Рабочая программа учебного  курса

«Светская этика»

I. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080от 24.12.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год».
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-М.:Просвещение, 2011.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.-М: Баласс, 2011.
  5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Маняк .
  6. Учебный план МБОУ ООШ д. Маняк на 2013-2014 учебный год.

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

  1. сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации;
  2. возможность получения начального общего среднего образования ;
  3. овладение духовно- нравственными ценностями  и культурой многонационального народа России.

        Задачи:

  1. Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре и  истории современной России;
  5. Сформировать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  6. Способствовать становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания и духовных традициях народов России;
  7. Осознание ценности человеческой жизни;

II. Общая характеристика учебного предмета

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»..

Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, резкого отрицания права личности на поиск истины в религиозной вере. В целях консолидации сил общества для его процветания и развития, формирования индивидуальной нравственной культуры человека, ознакомления с духовными

ценностями народа было принято решение об обновлении предметных областей государственного стандарта начального общего образования и введении курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Уже в далекой древности люди понимали, что нравственность — это «наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом» (К. Гельвеций), что «мораль в известном смысле напоминает грамматику. Можно знать правила, но писать безграмотно» (Френе), что «нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Г. Песталоцци), и, конечно, «главное условие нравственности — желание стать нравственным (Сенека).

Сегодня нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», — эта мысль принадлежит Патриарху Кириллу, который заботится о будущем нашей страны не только как представитель Русской Православной Церкви, но и общественный деятель, гуманист, заботящийся о формировании нравственной составляющей человеческого существования. Именно Кирилл, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, вышел с обоснованным предложением к Президенту РФ о введении в учебные планы общеобразовательных школ курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В Конституции РФ закреплено признание конфессионального многообразия российского общества и уважение к людям любой веры. Исходя из этого, запрещается установление обязательной или государственной религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Это должно стать принципом организации, отбора содержания и методов ознакомления с религиями в условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов. Указанные потребности заключаются в систематическом изучении детьми (чьи семьи считают себя последователями определенных религий) истории и культуры конкретной религии или всех основных религий, ознакомлении с отдельными религиозными обычаями, ставшими традиционными. То есть разговор идет о культурообразующем содержании духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. В нашем понимании, «Основы религиозных культур и светской этики» отражают не религиозное, а этическое, культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.

III Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и ОБУП учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе начальной школы (4 класс-32 часа: 1 час в неделю)

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  1. Тема гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; наиболее убедительно раскрывается на уроках:

2.

 Общее на разных языках.

Родина — место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых.

3.

Что для нас всего дороже?

4.

Чем богат духовный мир человека?

  1. Тема важнейшие нравственные категории (добро и зло, милосердие, честь, достоинство) нормы морали, осознанного и обоснованного нравственного выбора, наиболее убедительно раскрывается на уроках:

5.

Граница между добром и злом.

Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности.

7.

 Названия для правил поведения.

8.

 Долг и совесть.

  1. Тема труда, образования, уважение к труду; творчество и созидание, ценностного отношения к природе; окружающей среде наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

17.

Счастье-это когда…

18.

Ради чего живёт человек?

19.

Справедливость и милосердие.

  1. Тема семья, родители, взаимоотношения в семье, забота о старших и младших, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

24.

 Ценность рода и семьи.

25.

 Зачем семье нужны традиции?

Выбор приоритетной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для учащихся определяют родители (законные представители)

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

4 класс

Раздел

Содержание

1. Россия — наша Родина

Родина — место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. РФ — братский союз свободных народов. Конституция — закон, охраняющий их права на территорию, язык, культуру, религию. Русский язык — государственный язык России. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Сибирь.

Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Дружественные отношения разных народов России. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры (В.К. Арсеньев и Д. Узала; декабристы и представители народов Сибири). Защита Отечества — долг гражданина, не зависимый от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов — представителей разных народов.

        

Как отличить добро от зла?

Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. Культура каждого народа неповторима. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.

Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

Народные и религиозные праздники разных народов России: Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

Каковы истоки правил морали?

Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.

Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестра милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский, С. Саровский, Ксения Петербургская и др.

Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий (Иисус Христос; Георгий Победоносец; Авраам; пророк Мухаммед; апостол Павел; Будда).

Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.

Последствия несоблюдения нравственных ценностей, грехопадение (Каин и Авель; История блудного сына).

Какие правила морали особенно важны в школе?

Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление).

Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.

Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона —

символ православия, знак благословления верующих на благие дела. Роль «красного угла» в русском доме.

Исторические и архитектурные памятники разных религий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим, «Стена плача»; пагоды.

 Легенды, притчи о рождении Будды; о рождении пророка Мухаммада, полумесяце — символе ислама.

«Юности честное зерцало…» — книга о воспитании нравственных качеств растущего человека.

Проектная деятельность

Универсальные учебные действия:

- воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

- соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

- анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

- создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

- описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

- высказывать предположения о последствиях неправильного безнравственного) поведения человека;

- оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;

- работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Личностными результатами изучения курса являются:

оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

– самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения,         обсуждения, самые простые общие для  всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

– в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

 «Основы религиозных культур и светской этики» средствами предметной области:

  • Формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы;
  • Реализует систему основных национальных ценностей и направления духовно-нравственного воспитания и развития, учащихся младшего школьного возраста;

Раздел IV.   Календарно-тематическое планирование 4 класс

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Дата

плани.

Дата

факт.

Приме

чания

Введение.                                  1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

07.09

Россия — наша Родина.

3

2. Общее на разных языках.

1

14.09

3. Что для нас всего дороже?

1

21.09

4. Чем богат духовный мир человека?

1

28.09

Как отличить добро от зла?

19

5. Граница между добром и злом.

1

05.10

6. В чём заключается мудрость сказок?

1

19.10

7. Названия для правил поведения.

1

26.10

8. Долг и совесть.

1

09.11

9. По зову долга.

1

16.11

10.Когда мучает совесть?

1

23.11

11. Честь и достоинство.

1

30.11

12. Честь всего дороже!

1

07.12

13.Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская.

1

14.12

14. Достоинство человеческой личности.

1

21.12

15. Готовим проекты.

1

28.12

16. Счастье и смысл жизни.

1

18.01

17. Счастье-это когда…

1

25.01

18. Ради чего живёт человек?

1

01.02

19. Справедливость и милосердие.

1

08.02

20. Золотое правило.

1

15.02

21. Ценные качества человеческой души.

1

22.02

22-23. Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»

2

01.03

15.03

Каковы истоки правил морали?

5

24. Ценность рода и семьи.

1

05.04

25. Зачем семье нужны традиции?

1

12.04

26. Образцы культуры народов.

1

19.04

27. Взгляд светский и религиозный.

1

26.04

28. Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?»

1

03.05

Какие правила морали особенно важны в школе?

3

29. Правила поведения в школе.

1

10.05

30. Этикет-форма для содержания этики.

1

17.05

31. Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?»

1

24.05

32. Обобщающий урок.

1

31.05

ИТОГО

32 часа

Учебно-тематический план 4 класс

 п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Прак- тические

Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

1

1

II.

Россия-наша Родина

3

3

1

III.

Как отличить добро от зла?

19

19

2

IV.

Каковы истоки правил морали?

5

4

2

V.

Какие правила морали особенно важны в школе?

3

2

1

VI.

обобщение

1

1

Итого

32 ч.

34 ч.

5 ч.

1 ч.

№ п/п

класс

Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована)

Учебник (автор, название, издательство, год издания)

Учебная дополнительная литература для учащихся

Инструментарий  для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания

4

Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс

«Светская этика»

Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс

«Светская этика»

М.: БАЛАСС, 2013

Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  

Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс

«Светская этика»

М.: БАЛАСС, 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  госуда...

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модули «Основы светской этики» , "Основы исламской культуры"

Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" разработана для обучающихся 4 класса. Используемый УМК : учебник Н.Ф.Виноградовой "Основы религиозных культур и ...