Главные вкладки

    Рабочая программа Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Светская этика»
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...В этой работе собраны рабочая программа, учебный план и календарно-тематическое планирование уроков по Светской этике в 4 классе по учебнику

    Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс «Светская этика»

     

    М.: БАЛАСС, 2013  УМК "Школа 2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proektnaya_rabota_po_orkse-_mbou_oosh_d._manyak.docx55.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ  БАШКОРТОСТАН 

    КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

    по теме:

    Основы мировых религиозных культур

    Выполнила: Шамыкева Августина Алексеевна,

                                                                                      учитель начальных классов

                                                                           МОБУ ООШ д. Маняк

                                                                                       Краснокамского района РБ

    Уфа – 2013

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    основная общеобразовательная школа д. Маняк

           

                                                   

    Рабочая программа

    Учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Учебный модуль «Светская этика»

    Д. Маняк

    2013 год.

    Рабочая программа учебного  курса

    «Светская этика»

    I. Пояснительная записка

    Пояснительная записка к рабочей программе «Основы духовно-нравственной культуры народов России» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» № 373 от 06.10.2009)
    2. Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080от 24.12.2010 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2010/2011 учебный год».
    3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.-М.:Просвещение, 2011.
    4. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна.-М: Баласс, 2011.
    5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Маняк .
    6. Учебный план МБОУ ООШ д. Маняк на 2013-2014 учебный год.

    Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

    1. сохранение и развитие культурного разнообразия многонационального народа Российской Федерации;
    2. возможность получения начального общего среднего образования ;
    3. овладение духовно- нравственными ценностями  и культурой многонационального народа России.

            Задачи:

    1. Формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
    2. Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
    3. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
    4. Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре и  истории современной России;
    5. Сформировать первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
    6. Способствовать становлению внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания и духовных традициях народов России;
    7. Осознание ценности человеческой жизни;

    II. Общая характеристика учебного предмета

    «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости…», — эти слова А.С. Пушкина могут стать эпиграфом к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»..

    Основа всех человеческих ценностей — нравственность. Мы живем в государстве с древней историей и многовековыми традициями. Наше общество пережило самые разные по эмоциональному накалу и влиянию на личность периоды развития, в том числе и период отторжения от исторических корней, резкого отрицания права личности на поиск истины в религиозной вере. В целях консолидации сил общества для его процветания и развития, формирования индивидуальной нравственной культуры человека, ознакомления с духовными

    ценностями народа было принято решение об обновлении предметных областей государственного стандарта начального общего образования и введении курса «Основы религиозных культур и светской этики».

    Уже в далекой древности люди понимали, что нравственность — это «наука о соглашениях, придуманных людьми для того, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом» (К. Гельвеций), что «мораль в известном смысле напоминает грамматику. Можно знать правила, но писать безграмотно» (Френе), что «нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро (И.Г. Песталоцци), и, конечно, «главное условие нравственности — желание стать нравственным (Сенека).

    Сегодня нравственный аргумент становится главным в диалоге с подрастающим поколением. «Если нравственность уходит из жизни общества, то оно превращается в волчью стаю, в банку со скорпионами, и людям ничто не препятствует уничтожать друг друга. Никакие юридические законы не возместят утрату обществом и человеком нравственного начала», — эта мысль принадлежит Патриарху Кириллу, который заботится о будущем нашей страны не только как представитель Русской Православной Церкви, но и общественный деятель, гуманист, заботящийся о формировании нравственной составляющей человеческого существования. Именно Кирилл, будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, вышел с обоснованным предложением к Президенту РФ о введении в учебные планы общеобразовательных школ курса «Основы религиозных культур и светской этики».

    В Конституции РФ закреплено признание конфессионального многообразия российского общества и уважение к людям любой веры. Исходя из этого, запрещается установление обязательной или государственной религии, гарантированы свобода совести и вероисповедания, равноправие граждан независимо от их отношения к религии и религиозных взглядов. Это должно стать принципом организации, отбора содержания и методов ознакомления с религиями в условиях общеобразовательных учебных заведений. В частности, религиозная часть российского общества имеет право на реализацию своих специфических образовательных потребностей, а государство с уважением относится к этим потребностям и обеспечивает их удовлетворение при соблюдении законных интересов и прав нерелигиозной части общества и общегосударственных интересов. Указанные потребности заключаются в систематическом изучении детьми (чьи семьи считают себя последователями определенных религий) истории и культуры конкретной религии или всех основных религий, ознакомлении с отдельными религиозными обычаями, ставшими традиционными. То есть разговор идет о культурообразующем содержании духовно-нравственного воспитания как неотъемлемой части исторического и культурного наследия российского общества. В нашем понимании, «Основы религиозных культур и светской этики» отражают не религиозное, а этическое, культурологическое содержание, ориентированное на потребности как религиозной, так и нерелигиозной части общества. То есть разговор идет о формировании у школьников представлений о вкладе разных религий в становление культуры общества, о роли различных конфессий в воспитании у подрастающего поколения нравственных ценностей.

    III Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом и ОБУП учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в 4 классе начальной школы (4 класс-32 часа: 1 час в неделю)

    IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    1. Тема гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; наиболее убедительно раскрывается на уроках:

    2.

     Общее на разных языках.

    Родина — место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых.

    3.

    Что для нас всего дороже?

    4.

    Чем богат духовный мир человека?

    1. Тема важнейшие нравственные категории (добро и зло, милосердие, честь, достоинство) нормы морали, осознанного и обоснованного нравственного выбора, наиболее убедительно раскрывается на уроках:

    5.

    Граница между добром и злом.

    Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности.

    7.

     Названия для правил поведения.

    8.

     Долг и совесть.

    1. Тема труда, образования, уважение к труду; творчество и созидание, ценностного отношения к природе; окружающей среде наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

    17.

    Счастье-это когда…

    18.

    Ради чего живёт человек?

    19.

    Справедливость и милосердие.

    1. Тема семья, родители, взаимоотношения в семье, забота о старших и младших, наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках:

    24.

     Ценность рода и семьи.

    25.

     Зачем семье нужны традиции?

    Выбор приоритетной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»  для учащихся определяют родители (законные представители)

    Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

    4 класс

    Раздел

    Содержание

    1. Россия — наша Родина

    Родина — место, где человек родился, живет, где жили его предки. Россия — наша Родина. Россия объединила более ста разных народов: больших и малых. РФ — братский союз свободных народов. Конституция — закон, охраняющий их права на территорию, язык, культуру, религию. Русский язык — государственный язык России. История объединения славянских и неславянских земель (общее представление). Север, Поволжье, Забайкалье, Сибирь.

    Жизнь и быт народов, населяющих Россию. Дружественные отношения разных народов России. Исторические примеры дружбы людей разных национальностей и уровня культуры (В.К. Арсеньев и Д. Узала; декабристы и представители народов Сибири). Защита Отечества — долг гражданина, не зависимый от его национальности, вероисповедания. Великая Отечественная война — пример выполнения долга граждан России разных национальностей. Подвиги воинов — представителей разных народов.

            

    Как отличить добро от зла?

    Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. Культура каждого народа неповторима. Культурные традиции разных народов РФ: особенности жилища, одежды, питания. Известные писатели, деятели искусства — представители разных народов.

    Культура народа, рожденная религией. Традиционные религии России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Главные внешние особенности разных вероисповеданий (храм, служба, атрибуты).

    Народные и религиозные праздники разных народов России: Рождество, Масленица, Пасха; Курбан-байрам, День рождения пророка, Навруз; Шабат, Пурим; Весак, Цаган Сар. Традиции, связанные с народными и религиозными праздниками.

    Каковы истоки правил морали?

    Правила поведения в обществе, их возникновение. Становление общечеловеческих ценностей: что относится к общечеловеческим законам нравственности. Доброта, справедливость, честность, почитание родителей, щедрость, преданность, терпимость — общечеловеческие нравственные ценности. Независимость нравственных правил поведения от национальности, вероисповедания.

    Примеры следования общечеловеческим ценностям в реальной жизни: сестра милосердия; опыты ученых над собой; Кирилл Белозерский, С. Саровский, Ксения Петербургская и др.

    Следование общечеловеческим ценностям в представлениях разных религий (Иисус Христос; Георгий Победоносец; Авраам; пророк Мухаммед; апостол Павел; Будда).

    Представленность общечеловеческих ценностей в фольклоре разных народов (пословицы, сказки, легенды), в светской и религиозной художественной литературе, произведениях живописи.

    Последствия несоблюдения нравственных ценностей, грехопадение (Каин и Авель; История блудного сына).

    Какие правила морали особенно важны в школе?

    Исторические сведения о жизни и быте народов, населяющих Россию: как возникло многонациональное российское государство (общее представление).

    Славянские и неславянские племена на территории Руси, присоединение к России народов Севера, Поволжья, Прибайкалья, Сибири.

    Дополнительные сведения о традиционных религиях России. Икона —

    символ православия, знак благословления верующих на благие дела. Роль «красного угла» в русском доме.

    Исторические и архитектурные памятники разных религий. Монастыри – центры духовной культуры и просвещения. Иерусалим, «Стена плача»; пагоды.

     Легенды, притчи о рождении Будды; о рождении пророка Мухаммада, полумесяце — символе ислама.

    «Юности честное зерцало…» — книга о воспитании нравственных качеств растущего человека.

    Проектная деятельность

    Универсальные учебные действия:

    - воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

    - соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

    - анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистических и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

    - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства;

    - создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

    - описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

    - высказывать предположения о последствиях неправильного безнравственного) поведения человека;

    - оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;

    - работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

    Личностными результатами изучения курса являются:

    оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

    называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых предметов материальной среды, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    – самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения,         обсуждения, самые простые общие для  всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    – в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

    Средством достижения этих результатов служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    проговаривать последовательность действий на уроке;

    – учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, образцов, работы с иллюстрацией учебника;

     «Основы религиозных культур и светской этики» средствами предметной области:

    • Формирует личностные результаты освоения основной образовательной программы;
    • Реализует систему основных национальных ценностей и направления духовно-нравственного воспитания и развития, учащихся младшего школьного возраста;

    Раздел IV.   Календарно-тематическое планирование 4 класс

    Раздел

    Тема урока

    Кол-во часов

    Дата

    плани.

    Дата

    факт.

    Приме

    чания

    Введение.                                  1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

    1

    07.09

    Россия — наша Родина.

    3

    2. Общее на разных языках.

    1

    14.09

    3. Что для нас всего дороже?

    1

    21.09

    4. Чем богат духовный мир человека?

    1

    28.09

    Как отличить добро от зла?

    19

    5. Граница между добром и злом.

    1

    05.10

    6. В чём заключается мудрость сказок?

    1

    19.10

    7. Названия для правил поведения.

    1

    26.10

    8. Долг и совесть.

    1

    09.11

    9. По зову долга.

    1

    16.11

    10.Когда мучает совесть?

    1

    23.11

    11. Честь и достоинство.

    1

    30.11

    12. Честь всего дороже!

    1

    07.12

    13.Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская.

    1

    14.12

    14. Достоинство человеческой личности.

    1

    21.12

    15. Готовим проекты.

    1

    28.12

    16. Счастье и смысл жизни.

    1

    18.01

    17. Счастье-это когда…

    1

    25.01

    18. Ради чего живёт человек?

    1

    01.02

    19. Справедливость и милосердие.

    1

    08.02

    20. Золотое правило.

    1

    15.02

    21. Ценные качества человеческой души.

    1

    22.02

    22-23. Представление проектов по теме «Как отличить добро от зла?»

    2

    01.03

    15.03

    Каковы истоки правил морали?

    5

    24. Ценность рода и семьи.

    1

    05.04

    25. Зачем семье нужны традиции?

    1

    12.04

    26. Образцы культуры народов.

    1

    19.04

    27. Взгляд светский и религиозный.

    1

    26.04

    28. Представление проектов по теме «Каковы истоки правил морали?»

    1

    03.05

    Какие правила морали особенно важны в школе?

    3

    29. Правила поведения в школе.

    1

    10.05

    30. Этикет-форма для содержания этики.

    1

    17.05

    31. Представление проектов по теме «Какие правила морали особенно важны в школе?»

    1

    24.05

    32. Обобщающий урок.

    1

    31.05

    ИТОГО

    32 часа

    Учебно-тематический план 4 класс

     п/п

    Наименование разделов и тем

    Всего

    часов

    Из них

    Прак- тические

    Контроль-

    ные и

    диагности-

    ческие

    материалы

    Экс-

    курсии

    I.

    Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

    1

    1

    II.

    Россия-наша Родина

    3

    3

    1

    III.

    Как отличить добро от зла?

    19

    19

    2

    IV.

    Каковы истоки правил морали?

    5

    4

    2

    V.

    Какие правила морали особенно важны в школе?

    3

    2

    1

    VI.

    обобщение

    1

    1

    Итого

    32 ч.

    34 ч.

    5 ч.

    1 ч.

    № п/п

    класс

    Программа (автор, название программы, в каком сборнике опубликована)

    Учебник (автор, название, издательство, год издания)

    Учебная дополнительная литература для учащихся

    Инструментарий  для проверки знаний учащихся (автор, название, издательство, год издания

    4

    Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс

    «Светская этика»

    Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс

    «Светская этика»

    М.: БАЛАСС, 2013

    Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёв  

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 4 класс

    «Светская этика»

    М.: БАЛАСС, 2013

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики"

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светская этика" модуль "Основы светской этики" 4 класс...

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики ", модуль "Основы светской этики"

    Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль"Основы светской этики" создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образова...

    Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

    Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)...

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики» 4 класс

    Рабочая программа  с КТП по курсу «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль « Основы светской этики»  4 класс...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

    Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль 6 «Основы светской этики» 4 класс

    Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и историчес...

    Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  госуда...