Главные вкладки

    Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Фомина Ольга Николаевна

    Рабочая программы учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (4 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл svetskaya_etika.docx29.39 КБ

    Предварительный просмотр:

              Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 7»

    Рузаевского муниципального района РМ

    Рассмотрена и одобрена                 Согласовано                      Утверждена

    на заседании МО                         с зам. директора                   директором

     Председатель МО                    по УВР                               МБОУ    «СОШ № 7»

    _______∕Г.А.Мадяева               ______/ Е.А. Пилюгина        _______/ И.В. Строкова

     Протокол №______                    «____»________20___г.       Приказ № ____________

    от «__»_______20___г,                                                                от «____» ______20___г.

                    

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебного курса «Основы религиозных культур

    и светской этики»

    (4Б класс)

    по учебнику Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлёвой И.И.. «Светская этика».

    Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений.- М: Баласс, 2013г.

    Образовательная система «Школа 2100».

                                                                    

                                                                  Составитель:

                                                                  О.Н.Фомина,

           учитель первой

           квалификационной категории        

    Рузаевка, 2014 г.

    Пояснительная записка

    Рабочая программа  по основам религиозных культур и светской этике составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева  «Баласс, УМК «Школа 2100», 2011г.

    Описание места в учебном плане школы

             Рабочая  программа предназначена для обучения учащихся 4-го класса МБОУ «СОШ № 7» г. Рузаевки. По учебному плану начального общего образования на 2014-2015 учебный год в 4 классе отведено 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.

                                           

    Цели  изучения учебного предмета

            Изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» направлено на достижение следующих целей: развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

            Этот курс не только готовит учащихся к освоению в основной школе основ обществознания и истории, но и способствует развитию и воспитанию личности. Это имеет огромное значение для формирования гражданской позиции, умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе социального опыта. Без решения этих задач невозможны выработка общероссийской идентичности и адаптация к поликультурному глобализирующемуся миру.

    в основу программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в образовательной программе «Школа 2100»:

            Личностно ориентированные принципы – принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

            Культурно ориентированные принципы – принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

            Деятельностно ориентированные принципы – принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

            В соответствии с образовательной программой «Школа 2100», каждый школьный предмет своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, то есть человека, который может активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.

    Общая характеристика учебного предмета

            Одна из особенностей этой программы – формулирование целей изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» в виде линий развития личности школьника средствами этого курса. Под линией развития мы понимаем группу взаимосвязанных умений по работе с содержанием, позволяющих человеку решать определённый класс жизненно-практических задач. Иными словами, это наш вариант ответа на вопрос, который часто задают дети в школе: «Зачем изучать этот предмет? Где он может мне пригодиться?» Линии развития как цели изучения данного курса определяются во взаимосвязи с линиями развития предметов «Окружающий мир» и «Обществознание».

            Обозначая цели через линии развития, мы облекаем требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основной образовательной программы по этому предмету в более понятные ребёнку формулировки с ясной структурой. Использование доступных для детского восприятия формулировок необходимо для осознания детьми нравственных правил и реальных действий в соответствии с этими правилами.

            

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

            Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

            Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить её богатство.

            Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

            Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

            Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

            Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

            Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

            Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

            Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

            Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

            Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

            Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

            Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения школьников:

    • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
    • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
    • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
    • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.

            Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю и 2-ю линии развития школьников.

            Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

            Регулятивные УУД:

    • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
    • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
    • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
    • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
    • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

            Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

            Познавательные УУД:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
    • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
    • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

            Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников, нацеленные на 1-ю линию развития.

            Коммуникативные УУД:

    • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
    • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
    • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
    • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
    • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

            Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

            Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

            К 1-й линии развития относятся следующие из них:

    • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
    • Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
    • Знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России.
    • Устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях.

            Ко 2-й линии развития относятся следующие знания и умения:

    • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
    • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
    • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

            Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка (по знаниям и умениям каждой из линий развития) и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

    Учебно-тематический план

    № п/п

    Наименование разделов

    Количество часов

    Всего

    Контрольные

    работы

    Самостоятель

    ные

    Экскурсии

    1

    Введение. Россия – наша Родина

    2

    2

    Как отличить добро от зла

    13

    1

    3

    Каковы истоки правил морали

    9

    1

    4

    Какие правила морали особенно важны в школе?

    10

    2

    Всего:

    34

    4

    Содержание учебного предмета

            Введение. Россия – наша Родина! (2ч)

      Такие разные граждане одной страны. Что общего у всех нас? Общие этические понятия на разных языках России. Общепризнанные ценности. Идеалы, к которым стремятся граждане нашей страны. Духовность человека. Внутренний мир человека.

            Как отличить добро от зла? (13 ч)

     Граница между добром и злом. Чему учат сказки? Хорошие и плохие поступки. Представления о добре и зле. Культура. Мораль. Нравственность. Этика. Долг и совесть. Профессиональный долг. Моральный долг. Чувство вины, чувство стыда. Честь и достоинство. Честь рыцарская, воинская, дворянская, гражданская. Счастье и смысл жизни. Стремления и мечты человека. Ради чего живёт человек? Справедливость и милосердие. «Золотое правило нравственности». Ценные качества человеческой души. Представление проектов по теме.

            Каковы истоки правил морали? (9 ч)

     Род. Семья. Ценность рода и семьи. Как появилась семья? Чувство любви. Семейные традиции. Что даёт человеку семья? Народы. Образцы культуры народов. Различия в культурах разных народов. Обычаи нравственной культуры. Взгляд светский и взгляд религиозный. Религия. Правила морали разных религий. Религиозная община. Атеисты. Светские правила. Представление проектов по теме.

            Какие правила морали особенно важны в школе? (10 ч)

    Правила поведения в школе. Что значит играть роль ученика? Равновесие прав и обязанностей школьника. Новые ситуации – новые правила. Этикет – форма для содержания этики. Форма в отношениях между людьми в школе. Действия – форма для поступков. Представление проектов по теме.

     

    Календарно-тематический план

    № п∕п

    Наименование разделов и тем

    Характеристика деятельности учащихся

    Количе-ство часоа

    Дата проведения занятия

    Плани-

    руемая

    Факти-

    ческая

    1

    Как работать с учебником

    Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации. Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок). Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

    1

    2

    Введение. Россия – наша Родина!

    1

    Как отличить добро от зла?

    13

    3,4

    Граница между добром и злом

    2

    5,6

    Долг и совесть

    2

    7,8

    Честь и достоинство

    2

    9,10

    Счастье и смысл жизни

    2

    11.

    12

    Справедливость и милосердие

    2

    13,

    14

    Обобщение главы 1

    2

    15

    Представление проектов

    1

    Каковы истоки правил морали?

    9

    16,17

    Ценность рода и семьи

    2

    18,19

    Образцы культуры народов

    2

    20,21

    Взгляд светский и взгляд религиозный

    2

    22,23

    Обобщение главы 2

    2

    24

    Представление проектов

    1

    Какие правила морали особенно важны в школе?

    10

    25,26

    Правила поведения в школе

    2

    27,28

    Этикет – форма для содержания этики

    2

    29,30

    Обобщение главы 3

    2

    31,32

    Представление проектов

    2

    33,34

    Обобщение курса за год

    2

     

    Материально-техническое обеспечение

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Количество

    Примечания

    Библиотечный фонд

    Учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва, М., Баласс, 2013 г.

    К

    Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ.

    Печатные пособия

    Репродукции картин

    Д

    Многоразового использования.

    Технические средства обучения

    Классная доска

    Магнитная доска.

    Персональный компьютер.

    Мультимедийный проектор

    Д

    Д

    Д

    Д

    Кабинет информатики

     

    Список литературы

    1.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/ А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.- М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-022138-2.

    2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–019148-7.

    3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09- 021056- 0.

    4.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–023809-0.

    5.Примерные программы начального общего образования [Текст]. В 2 ч. Ч. 2.- М.: Просвещение, 2008.- 232с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–020462 -0.

    6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Мин-во образования и науки  Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5–09–022995-1.7.

    7.Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта [Текст]// Начальная школа. Плюс до и после.- 2009.- № 12.- С.3 – 9.

    8.Учебник «Светская этика» Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлёва, М., Баласс, 2013 г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

    Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

    Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

    Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

    Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

    Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

    Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

    Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

    Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...