Главные вкладки

    Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
    рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

    Чеботарева Елена Алексеевна

    Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 2011 г)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_orkse_2015_g.doc240 КБ
    Microsoft Office document icon planirovanie_orkse_2015_g.doc119 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

             Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» составлена для 4 классов МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области в соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 2011 г)

            Особенность по отношению к ФГОС ООН и ФГОС ООО: Программа по разработана на основе следующих документов:

    1. Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 г).              

     2. Федерального компонента государственного стандарта начального образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

     3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях: Приказ  Министерства  образования  и  науки РФ от 31 марта 2014 года    № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

    4. Регионального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях Белгородской области на 2015 – 2016 учебный год.

    5. Учебного плана МБОУ «Прохоровская гимназия» Прохоровского района Белгородской области на 2015 – 2016  учебный год.

    6. Приказа  Департамента  образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 819 от 23.03.2010 г. «Об утверждении положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения».

    7. Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин ОУ.

    8. ИМП о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и  

    светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015-2016 уч/ году»

    9. Авторской вариативной программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, Москва, Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2011 г).  

    10. Авторской программы Л.Л.Шевченко «Православная культура»// Концепция и программы учебного предмета, 1 – 11 годы обучения– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2010).

    11. Письма  Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 года № МД-883/03.

            Концепция (основная идея) программы:  Вариативная программа комплексного учебного курса «Основы православной культуры» разработана в соответствии с При мерным содержанием образования по учебному предмету «Православная культура», представленным Министерством образования РФ (М., 2002 г.), на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры» по авторским учебно-методическим комплектам «Православная культура» для 1-10 годов обучения в 55 регионах РФ, странах СНГ, зарубежных странах в 2003-2009 гг. и рекомендованных Министерством образования Московской области, Управлениями образования Белгородской, Тверской, Калининградской и др. областей РФ, Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (2007 г.).

            Программа входит в состав экспериментального учебно-методического комплекта
    «Основы православной культуры» для учащихся общеобразовательных школ, лицеев,
    гимназий, включающего: учебное пособие для учащихся, методическое пособие для
    учителя (программа, планы и конспекты уроков, материалы для самотестирования и
    самоподготовки учителя по разделу «Христианское богословие»), 2010 год.

            Изучение предмета «Основы православной культуры» (как самостоятельного пред-
    мета учебного плана, так и предмета в составе комплексного учебного курса «Основы
    религиозных культур и светской этики»), ставит перед учителем
    задачи:

            -передачи современным школьникам знаний о духовно-нравственной культуре России
    (христианской православной культуре);

            -формирования базовой культуры личности на основе традиционных культурных
    ценностей.

            Опыт преподавания предмета «Православная культура» в разных регионах страны показывает, что современная образовательная ситуация требует постепенного введения школьников в область знаний духовно-нравственного характера, т.к. зачастую, по разным причинам, они оказываются неготовыми к их восприятию.

            Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К. Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы о красивом мире. Все доброе, что они уже встретили, став понятным, поможет учителю дать знания о христианском понимании смысла указанных понятий в социокультурном контексте развития отечественной истории, показать проявление духовности в явлениях окружающей жизни: в красоте мира, в произведениях христианского искусства, в православных праздниках и традициях жизни христиан.

            Постепенно  ребенок  может быть подведен  к пониманию того, как в течение почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. История древнерусского искусства  неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Смысл этого искусства невозможно понять тому, кто не имеет представления о христианской культуре.  Без знания родной культуры человек не может быть культурным.

            Обоснованность (актуальность, новизна, значимость):  Актуальность обусловлена соответствием новому Государственному стандарту НОО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает обязательным для изучения курс «Основы религиозных культур и светской  этики»  (далее  –  ОРКСЭ)  в  4  классе. Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики», содержательного модуля «Основы православной культуры» составлена с учётом образовательных запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры» — одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

            Учебный курс «Основы религиозных культур и светской  этики. Основы православной культуры» входит в образовательную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»    

            Цель: воспитание духовно-нравственной личности на основе православных традиций русского народа.

            Сроки реализации данной программы: 2015 – 2016 учебный год

    Основные принципы отбора материала

    и краткое пояснение логики структуры программы:

                    Содержание учебного пособия «Основы православной культуры» включает материалы 6 тематических линий, определенных «Примерным содержанием по предмету «Православная культура».

    -Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии);

    -Нравственно-этическая культура православия;

    -История православной культурной традиции России (образ жизни);

    -Письменные источники православной культуры;

    -Христианское искусство;
    -Православная культура и религиозные культуры мира.

            Структура пособия организована на основе принципов: содержательных обобщений,
    концентризма и повторяемости, личностно ценностного соответствия и включает шесть интегративных блоков тем, в рамках которых произведено раскрытие тем уроков:

    -Россия - наша Родина.

    -Культура и религия в жизни человека.

    -Священное Писание.

    -Христос Спаситель. Христианское учение о спасении.

    -Православные традиции России.

    -Почитание святых в православном календаре.

            Указанное содержание представлено в учебном пособии структурными рубриками:

    1.Из источников христианской культуры России.

    2.Путешествия по святым местам России.

    З. Обсуждаем-размышляем.

    4.Представление иконы,

    5.Словарик иконописца.

    6.Из источников христианской культуры.

    7.Это интересно.

    8.Запомни.
    9. Выполни задания.

    10. Вы узнаете.

             Предполагаемые результаты: Учебный предмет «Основы православной культуры» позволяет школьникам узнать том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о духовных корнях русской культуры, о православных традициях, ценностях жизни людей. В процессе изучения предмета «Основы православной культуры» могут быть решены  следующие задачи:

    -дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры
    и ее связи с историей родной земли;

    -способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором узнали, пройдя
    маршрутами духовного краеведения;

    -дать знания о христианском понимании смысла добра и зла, смысла жизни, его
    воплощения в жизни святых и героев Отечества;

    - научить детей беречь святыни родной земли.

    Система оценки достижений учащихся: В соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. № МД-883/03 «О направлении  методических материалов ОРКСЭ» формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения  курса  не предусматриваются, т.е. при преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки, а именно –  качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. В ходе их подготовки школьники получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной творческой форме. В ходе презентации проектов все ученики класса получат возможность ознакомиться  с  основным  содержанием  других  модулей,  узнать  о  других  духовных  и культурных традициях России от своих одноклассников. Т. о.,  формой  итогового  контроля  является  коллективный творческий  проект  «Диалог  культур  и  поколений.  Сохраняем  культурное  наследие,  святыни России», который не только позволяет учителю контролировать усвоение материала курса, но актуализирует полученные знания, показывая им преемственность духовных культурных  традиций,  отраженных  как  в  феноменах  культуры,  так  и  в  жизни  современных россиян. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут  учитываться  при  формировании  портфелей  достижений  учеников.  Оценка результатов обучения по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся  и  их  обсуждения  в  классе. В соответствии с системой оценивания образовательного учреждения по итогам изучения курса выставляется оценка: «зачтено»/«не зачтено».

      Система условных обозначений: д/з – домашнее задание; с/р – самостоятельная работа; р/п – работа в парах; г/р – групповая работа.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

            Методологической основой учебного курса является святоотеческое наследие (св. Василия Великого, св. Иоанна Златоустого - толкование Священного Писания; св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника - учение о человеке, св. Климента Александрийского - о соотношении знания и веры; о чувстве (как одном из четырех компонентов доказательства); о сущности и способах «детовождения»; преп. Григория Синаита - о внутреннем совершенствовании человека; св. Тихона Задонского - о формах морального назидания; преп. Серафима Саровского - о соответствии способов и содержания беседы учителя уровню духовно-душевного развития ученика; св. Игнатия Брянчанинова - о доступности изучаемого источника восприятию ученика; об использовании разных форм изложения духовного материала для активизации положительных душевных состояний (например, о возбуждении воли к покаянию средствами поэзии); св. Феофана Затворника - о принципах отбора содержания и систематизации материала Священного Писания и формах его освоения; св. прав. Иоанна Кронштадтского - о содержательной основе активизации интереса к познанию мира; о законах творчества, категории прекрасного и законах Божественного действия; о направлениях и задачах педагогической работы; о выделении богословского ядра при отборе материала); труды богословов (C.JI. Епифановича, С.М. Зарина, А.И. Осипова, П.А.Флоренского и др.) - об аскетическом пути духовного воспитания; философов (М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, Л.П. Карсавина, И.Н. Ильина, И.О. Лосского и др.) - о сущности христианской культуры; культурологов, искусствоведов (П. А. Гнедича, JI.A. Успенского, Ф.И. Успенского и др.); психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, JI.В.Занкова, C.JI. Рубинштейна и др.); педагогов (В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. специалистов в области художественного (эстетического) воспитания.

            Форма представления учебного материала носит культурологический характер: понятия религиозной культуры и содержание священной истории школьники осваивают в контексте знакомства с феноменами отечественной и мировой культуры, их отражающими- произведениями литературы, духовной поэзии, музыкального и изобразительного искусства, иконописи, памятников зодчества и др.

            Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «Обсуждаем-размышляем», творческие проектные работы учащихся - маршруты духовного краеведения по темам содержания учебного пособия,

            Формой итогового контроля является коллективный творческий проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России», который не только позволяет учителю контролировать усвоение материала курса, но актуализирует для школьников полученные знания, показывая им преемственность духовных культурных православных традиций, отраженных как в феноменах культуры, так и в жизни современных россиян.

            В качестве домашнего задания могут быть использованы задания из уроков учебного пособия. Начиная с темы 23 (Святая Русь), на основе домашних заданий в форме творческих проектных работ - «Маршруты духовного краеведения» («Путешествия по святым местам России») организуется подготовка выставки итоговых творческих проектов «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России».

    Учитывая возможности восприятия современных школьников, в содержание заданий рубрики «Обсуждаем-размышляем» введены проблемные темы этического характера, позволяющие осмыслить нравственные ценности христианской культуры в жизни современного человека. Их тематика: «О мудрости», «О человеке культурном», «О смысле и счастье жизни», «О человеке гордом», «Мои поступки», «Красота человека», «Мои таланты и дела», «Человек счастливый», «О добродетелях человека», «Доброта человека и его добрые дела», «О христианских добродетелях», «О милосердии», «О вечной жизни», «О вере и верности», «О подвигах», «Защита Отечества», «О любви», «О свободе и ответственности», «О чудесной помощи», «О сокровищах жизни человека», «О наследстве и богатстве», «Что я хочу передать в наследство школьникам 22 века?», «Золотая цепь святых и мои предки», «Сохраняем культурное наследие, святыни России». Особенностью изложения является представление всех проблемных тем на основе изучения феноменов православной культуры: библейских текстов, русской классической и современной литературы, духовной поэзии, рассказов о русских святых, знакомства с историческими и архитектурными памятниками, произведениями иконописи, музыкального искусства. Это позволяет не только познакомить школьников с основами христианского мировоззрения, но и показать его укорененность в православных традициях жизни и феноменах русской культуры.

    ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Авторская программа предполагает изучение предмета «Основы православной культуры» в объеме 34 часов (1 час в неделю).

    Согласно инструктивно-методического письма областного государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» о преподавании комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2015 – 2016 учебном году» учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» ведется в 4 классе в количестве 1 часа в неделю (34 часа в год).         В рабочую программу изменения не внесены.  Содержание рабочей программы соответствует авторской программе.

    ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Личностные:

    • осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и    Российского государства;
    • развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;
    • знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;
    • осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
    • умение следить за своими словами и делами;
    • способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
    • настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
    • как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

    Метапредметные:

    • развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
    • любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
    • умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
    • осознание ценности человеческой жизни.

    Предметные:

    • развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
    • знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;
    • умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;
    • приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;
    • усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
    • приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;
    • формирование потребности в нравственном совершенствовании.
    • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, традиции, как основы культурной истории многонационального народа России;
    • знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
    • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
    • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
    • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
    • формирование первоначального представления об отечественной культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России.

    К концу обучения ученик научится:

    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств её осуществления;
    • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
    • осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
    • овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
    • овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
    • проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
    • определять общую цель и пути её достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
    • знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, традиции  - как основы  культурной истории  многонационального народа России;
    • познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
    • понимать значения нравственности  в жизни человека и общества;
    • осознавать  ценности человеческой жизни.

    Ученик получит возможность научиться:

    • проявлять чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознавать свою гражданскую и национальную принадлежность. Собирать и изучать краеведческий материал (история и география края), воспринимать географический образ России (территория, границы, географические особенности). Знать права и обязанности гражданина.
    • ценить семейные отношения, традиции своего народа. Уважать и изучать историю России, культуру народов, населяющих Россию.
    • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
    • самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, гистограмм, сообщений.
    • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    Требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры заданий о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии со ступенями обучения (начальной школы). Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.

    В рамках требований учащиеся должны:

    1.называть и показывать;
    2.определять и измерять, фиксировать;
    3.описывать, составлять;
    4.объяснять;
    5.прогнозировать (простейшие действия).

    Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

    В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факт а (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.

    ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ПРОГРАММЫ. ПРИМЕРЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

    Православная культура как предметная область включает  совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности: общекультурологических, мировоззренческих, социокультурных, этических, эстетических, социологических, этнокультурных и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде суммы знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем

    возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности учащихся.

    Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (творческие проектные работы, компьютерные презентации,

    сочинения, рисунки и т.д.). Для проверки выполнения требований могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

    А) Виды контрольных заданий для текущего контроля

    1. Вставь пропущенные слова и укажи источник текста: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме _____».

    2. Вставь пропущенные слова: «Апостолы - это ближайшие у________  И________X________; а постолы М_ _ _ _ _, М_ _ _ , Л_ _ _ , И_ _ _ _  написали четыре Е _ _ _ _ _ _ _ _ .

    3. Вставь пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и ...  ..., да благо тебе будет, и да долголетен  ...  на земле».

    4. Выбери понятия и названия, которые относятся только к христианской православной традиции: храм Христа Спасителя, собор Святой Софии в Константинополе, собор Парижской Богоматери, икона, Патриарх, митрополит, Папа Римский, синагога, мечеть, ступа

    5. Дай определение понятия «икона».

    Б) Виды контрольных .задании для итогового контроля

    1). Краткий вопрос типа: «Как называется...?», «Перечислите...», «Укажите...», «Дайте
    определение...», «Что означает...?»
     

    Примеры задании 

    1. Как называется главная часть православного храма?
    2. Назови русские монастыри.

    2). Свободный по форме содержательный текст из 1—3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

    Пример заданий

    Вставьте пропущенные слова: «храм Покрова на ...», «святые благоверные
    Борис и ...», «Троице-Сергиева ...», «Владимирская... Божией Матери»,
    «русский иконописец преподобный Андрей ...».

    3). Описание, характеристика или изложение (1—5 предложений)

    Пример задания

    Кого в христианской религиозной традиции называют святыми людьми?

    4). Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение, или без такого указания

    Примеры заданий

    1. Подберите названия добродетелей, противоположные по нравственному смыслу названиям страстей и греховных проявлений человека: жестокость, ненависть, гордыня, жадность, лицемерие.

    2. Укажите характерные особенности иконографических типов икон Божией Матери: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление».

    5). Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из пяти-восьми предложенных вариантов

    Примеры заданий

    1. В Российской Федерации отмечаются как гражданские следующие христианские праздники (выберите правильные ответы): Рождество Христово; Троица; память святых Кирилла и Мефодия, учителей словенских; Покров Пресвятой Богородицы, Пасха — Светлое Христово Воскресение.

    2. Подчеркните слова, которые относятся к православной культуре: притвор, благотворительность, Кремлевский Дворец съездов, апостол, скиния.

    3. Из предложенного перечня выделите великие христианские праздники: Рождество Христово, рождество Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня, Успение Пресвятой Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Вход Господень и Иерусалим, Вознесение
    Господне, Крещение Господне, Новый год, День защитников Отечества, масленица.

    6). Задания на объяснение с использованием примеров, иллюстраций.

    Примеры заданий

    1. Объясните смысл праздника Рождества Христова, используя названия
    местностей, в которых происходили события Рождества Христова.

    2. Обоснуйте утверждение: «Изучение религиозной культуры помогает в освоении других учебных предметов в школе: языка, литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания».

    3. Приведите примеры икон Божией Матери, связанных с историей России.

    4.Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем.

    7). Задания на объяснение аналитического и синтетического характера.

    Примеры задании

    1. Объясните, почему христиане называют Христа Спасителем.

    2. Приведите обоснования утверждения: 1) Православие является культурообразующей религией в России.

    8). Комплексные задания с решением ряда разноуровневых задач.

    Пример заданий

    Дайте буквальный перевод слова «Православие» и объясните смысл его составных частей.
    9). Итоговые самостоятельные работы учащихся 

            Итоговые самостоятельные работы учащихся являются интегративной формой обобщенной оценки усвоения учащимися учебного материала образовательной области в выпускном классе образовательной ступени и применяются для итоговой оценки знаний наряду с системой устных или письменных заданий. При раскрытии конкретной темы учащийся должен продемонстрировать знания по всем содержательным линиям предмета. Итоговые самостоятельные работы готовятся учащимися либо аудиторно – в виде написания сочинения в учебной группе на определенную заданную преподавателем тему (2-3 темы) в течение одного академического часа, либо в форме творческого проекта, который готовится учащимся (группой) заранее и затем представляется в форме презентации. Возможные темы
    творческих проектов содержатся в темах 31-34.

    10). Контрольные задания с основными понятиями предмета

    Формой итогового контроля являются контрольные задания с понятиями предмета. Как работать с понятиями предмета? Учащимся раздают карточки (от 1 до 3) с понятием из словаря и просят выполнить следующие задания:

    1. Определи, к какой теме предмета относится понятие. (Например: «Понятие «храм» относится к теме: «Православный храм».)
    2. Дай определение понятия. («Православный храм».)
    3. Укажи, с какими понятиями оно связано. (Понятие «храм» связано со следующими понятиями: «православие», «духовность», «алтарь»... и т.д.)
    4. Приведи пример. (Например, храм Покрова на Нерли.)
    5. Составь рассказ из истории христианской православной культуры, используя данное понятие.

    Примеры контрольных задании с понятиями предмета

    1. Подчеркните слова, которые относятся к предмету «Основы православной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божий, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.
    2.
    Продолжите предложение: «В начале сотворил ...».
    3.
    Подберите слова, противоположные по смыслу следующим: нетерпение, жестокость, зависть, гордость, себялюбие, раздражительность, непослушание.
    4.
    Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять.
    5.
    Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и......, да благо тебе будет, и да долголетен ... на земле».
    6.
    Нарисуйте картинку: «Дерево добродетелей и страстей» и расположите на их плодах следующие понятия: терпение, непослушание, благочестие, неусидчивость, милосердие, черствость, неуступчивость, воровство, прощение, смирение, порядочность, совестливость, злость, себялюбие (эгоизм), кротость, честность.
    7.
    Допишите предложения:

    Человека называют добрым, когда ...          Семья — это ...        Любить родителей - значит ...


    СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Раздел учебного курса, кол-во часов

    Наименование разделов программы,  тема

    Элементы содержания

    Характеристика деятельности обучающихся

    УУД

    Формы контроля

    Культура и религия в жизни человека

    Россия – наша  Родина 

    О вере, знании и культуре

    Россия – наша Родина.

    Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.

    Культура и религия

    О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечество. О вере, знании и культуре в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство – одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие – основная религия в России. 

    Работа с физической и административной картами мира и России «Путешествуя по родной стране». Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина. Участие в викторине «Ими гордится страна»

    Участие в диалоге: слушатние собеседника и изложение своего мнения. Знакомятся с историей возникновения и распространения ПК

    Личностные:

    Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

    Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

    Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Метапредметные

    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

    формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

    адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

    овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

    Предметные

    знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

    знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

    формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

    осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

    Устный опрос

    Священное писание

    О чём рассказывает Библия?

    Что говорит о Боге православная культура

    Добро и зло

    Что говорит о человеке православная культура.

    О талантах и душе человека

    Священное Писание. О чем рассказывает Библия?

    Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни человека и правила жизни. Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу – молитва. Знаменитые люди о Библии.

    Священное писание. Что говорит о Боге православная культура.

    Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

    Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло  в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

    Что говорит о человеке православная культура.

    Священная история рассказывает о боге, мире, человеке: Бог – творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам – любимое чадо Божие; общение человека с богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появилось в мире. Искушение Евы. Грехопадение. Изгнание из рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».

    Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение, рост, развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека – свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям  как самые главные дары Божии. где они скрыты в человеке?  Человек – образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?

    Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг.

    Изучают основы духовной традиции православия.

    Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров,

    Знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

    Осмысливание нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

    Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

    Тест 1

    Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

    Спасение
    Спаситель
    Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства

    Золотое правило жизни христиан

    Добродетели и страсти. Какой я? Милосердие. Кто мой ближний?

    Жертвенная любовь

     Победа над смертью

    Проверь себя

     

    Христианское учение о Спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.

    Спаситель. Священное писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество  в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся.

    Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство – счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

    Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. главное Правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила дал Христос людям. Доброта моей души. Чем я  могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова «круговая порука добра»? понятия ответственности и обязанностей.

    Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет  в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие – страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце – злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) – представление иконы; средствами духовной и светской поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина.

    Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он – христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П.Полонского и М.Ю. Лермонтова).

    Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная жертва. Христианское почитание креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у Гроба.  Апостол Павел о любви.

    Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха – переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.

    Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

    Знакомство с основными нормами православной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

    Осмысливание нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

    Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозных культуры (православной и др.)

    Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

    Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций  Изучают основы духовной традиции православия. Выполняют творческие проектные работы - «Маршруты духовного краеведения» организуется подготовка выставки  творческих проектов

    Тест 2

    Православные традиции России.

    Православный храм
    Православные Таинства

    Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство.
    Христианская семья
    Православный календарь и праздники

    Православный храм. Православные традиции жизни. Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол. Скиния – первый храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.

    Православные таинства. Православный храм и Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия – центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное Богослужение. Божественная литургия. Евхаристия – благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры – символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль – сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор – самый главный собор московского Кремля. Венчание на царство русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.

    Священные образы. О чем рассказывает икона.  Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы. Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство.

    Христианская семья. Родина. Отчий дом – самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди  Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы спасителя и Богородицы.

    Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост – подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.

    Получают знания об отражении основных догматов христианства в памятниках зодчества. Раскрывают смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

    Осмысливание нравственных ценностей христианской культуры в жизни современного человека.

    Тест 3

    Православный календарь. Почитание святых.

    Святая Русь

    Верность

    Смирение

    Ратный подвиг

    Мужество

    Христианская радость

    Подвиг веры

    Как сохранить красивый мир? Святыни России.

    Почитание святых в православном календаре. Православие в России. Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежда, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.

    Православный календарь. Почитание святых. Верность.  Сыновья князя Владимира – святые братья – князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики – страстотерпцы. Пример кротости послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском». Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему – заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба. Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.

    Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Основание монастыря. Смиренный чудотворец. Объединение русских князей. Защита Отечества. О святых учениках преподобного Сергия.

    Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг.  Святые вожди в земле русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Князь Дмитрий Донской. О святом князе Александре Невском. Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

    Православный календарь. Почитание святых. Мужество.  Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?

    Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.

    Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении. Русская Голгофа. Новомученики Российские. Добро и зло в душе человека: созидателя – православного зодчего; разрушителя святынь – вандала.

    Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. Основные иконографические типы изображения Богоматери – Умиление, Одигитрия, Оранта.

    «Путешествуя по родной стране». Участие в игре «Продолжи ассоциативный ряд по теме «С чего начинается Родина. Участие в викторине «Ими гордится страна»

    Открывают знания, отрабатывают умения охарактеризовать термины и понятия. анализируют духовно-нравственные явлений и категории, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также учатся организовывать и строить свои отношения о окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

    Тест 4

    Проверь себя.

    Творческий проект «Диалог культур и поколений»

    Сохраняем культурное наследие, святыни России.
    Обращение к школьникам 22 века.

    Золотая цепь святых.

    Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России».

    Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучения князя Владимира Мономаха детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

    Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе».  Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века?

    По святым местам моей Родины – России. «Герои России», «Русские святые»; «Золотая цепь святых. Мои предки».

    Отрабатывают умения охарактеризовать термины и понятия. анализируют духовно-нравственные явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. Учатся организовывать и строить свои отношения о окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

    проект


    Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

    Наименование объектов и средств
    материально-технического обеспечения

    Необходимое количество

    Имеющееся количество

    Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    Л.Л. Шевченко. «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» Программа вариативного учебного курса. Москва, Центр поддержки культурно-исторических традиций отечества, 2011 г 

    Л.Л.Шевченко «Православная культура»// Концепция и программы учебного предмета, 1 – 11 годы обучения– М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. - 3- е изд. дораб.  и доп. – М: Вентана – Граф, 2010).

    Л.Л.Шевченко. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры». Учебник. 4 кл–М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013г.

    О. Глаголева, Е. Щеголева. Православие. Полная энциклопедия для новоначальных. Эксмо. М., 2011 г

    Д

    Д

    К

    Д

    100%

    100%

    100%

    100%

            Печатные пособия

    Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях

    Детские книги разного типа из круга детского чтения.

    Д

    100%

    Технические средства обучения

    Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

    Магнитная доска.

    Видеомагнитофон.

    Телевизор.

    Персональный компьютер

    Мультимедийный проектор.

    Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д/П

    Д

    100%

    100%

    0

    0

    100%

    0

    0

    Экранно-звуковые пособия

    Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса литературное чтение

    Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

    Видеофильмы соответствующего содержания

    Слайды соответствующего содержания

    Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

    Д

    Д

    Д

    Д

    Д

    10%

    10%

    0

    0

    0

    Оборудование класса

    Ученические столы двухместные с комплектом стульев

    Стол учительский тумбой

    Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.

    Настенные доски

    Подставки для книг, держатели схем и таблиц

    Полки для «Уголка книг»

    К

    Д

    Д

    Д

    К

    Д

    100%

    100%

    100%

    0

    0

    0

    Игры и игрушки

    Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины

    Ф

    0

    Электронные образовательные ресурсы

    1. Сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru

    2.Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru

    3. Основы религиозных культур и светской этики-http://orkce.apkpro.ru

    4.  Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru

    5.  Сайт Рособразования - http://www.ed.gov.ru

    6.  Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

    7.  Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

    8.  Официальный сайт Московской Патриархии Русской Православной Церкви -www.patriarchia.ru  

    9.  Официальный сайт Белгородской и Старооскольской епархии -

    http://www.blagovest.bel.ru

    10. Сайт Белгородского института развития образования - www.ipkps.bsu.edu.ru

    11. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образователь-

    ных ресурсов для общего образования - http://www.ndce.edu.ru  

    12. Школьный портал - http://www.portalschool.ru  

    13. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» - http://www.ict.edu.ru  

    14. Российский портал открытого образования - http://www.opennet.edu.ru  

    15. Учительская газета - www.ug.ru

    16. Электронно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья»: belclass.net

    17. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru

    18. Федеральный центр электронных образовательных ресурсов fcior.edu.ru

    19. Единое окно доступа к электронным образовательным ресурсам windows.edu.ru

    100%

    Приложение

    Тест 1.

    1. Подчеркните слова, которые относятся к предмету «Основы православной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божии, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.
    2. Вставь пропущенные слова и укажи источник текста: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме _____».
    3. Объясни смысл пословицы «Не стоит город без святого, селение – без праведника».
    4. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять

    Ответы:

    1. Подчеркните слова, которые относятся к предмету «Основы православной культуры»: книга, акрополь, мифы, Библия, любовь, Заповеди Божии, Кремль, собор Парижской Богоматери, храм, крест, икона, святые.
    2. Вставь пропущенные слова и укажи источник текста: «Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов кроме меня». (Библия. 10 заповедей.)
    3.  «Не стоит город без святого, селение – без праведника» - среди большого количества людей обязательно есть самые праведные, но даже, если народу мало, все равно найдется человек, верующий в Бога и соблюдающий Его законы.
    4. Подчеркните слова, с которыми связано слово «послушание»: своевольничать, гулять, слушать, слышать, исполнять

    Тест 2.

    1. Заполни пропуски: Апостолы – это ближайшие уче _ _ _ и  Х _ _ _ _ а.  Апостолы  
      М _ _ _ _ й,  М _ _ к,  И _ _ _ н   и   Л _ _ а  написали четыре  Е _ _ _ _ _ _ _ я.
    2. Объясни, что означает добродетель умеренность. Приведи свои примеры умеренности в повседневной жизни.
    3. Объясни, почему христиане называют Христа Спасителем.
    4. Объясни слова и приведи пример: Жертвенная любовь.

    Ответы:

    1. Заполни пропуски: Апостолы–это ближайшие ученики Христа. Апостолы Матвей, Марк, Иоанн и  Лука написали четыре  Евангелия.
    2. Умеренность – чувство меры во всем. В повседневной жизни мы стараемся быть умеренными в еде, играх на компьютере, развлечениях и общении с друзьями. Чувство меры должно быть в одежде, выборе аксессуаров и украшений, в обустройстве жилья и пр.
    3. Христиане называют Христа Спасителем, потому что Он спас людей от грехов и смерти, открыв им путь в Царство Небесное.
    4. Жертвенная любовь – подвиг, требующий от нас жертвы, когда мы думаем о ближнем, а не о себе.

    Тест 3.

    1. Дай определение понятия «икона».
    2.  Укажи, с какими понятиями связано понятие «православный храм»
    3. Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и......, да благо тебе будет, и да долголетен ... на земле».
    4. Допишите предложения: Человека называют добрым, когда ... Семья — это ...      Любить родителей – значит ….

    Ответы:

    1. Икона – изображение святого лика, пишут икону иконописцы с особым благословением на это благое дело.
    2. Понятие «православный храм» связано со следующими понятиями: «православие», «духовность», «алтарь», «иконостас», «икона», «клирос» и т.д. (четверик, купол, притвор, паперть)
    3. Вставьте пропущенные слова и объясните смысл: «Чти отца твоего и......, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле»
    4. Допишите предложения:

    Человека называют добрым, когда он живет праведно, помогает ближнему, любит людей.

    Семья — это родители и дети, родственники, род.     

    Любить родителей – значит заботиться о них больше, чем о себе.

    Тест 4.

    1. Какой монастырь связан с житием преподобного Сергия Радонежского?
    2. Выбери правильный ответ: «Преподобный Андрей Рублёв был воспитанником …».
    • Преподобного Серафима Саровского
    • Преподобного Сергия Радонежского
    • Святого Митрофана Воронежского
    1. Назови, в каком городе произошло величайшее событие мировой истории Рождество Христово?
    2. Подберите слова, противоположные по смыслу следующим:

    нетерпение

    жестокость

    гордость

    раздражительность

    непослушание  

    *себялюбие

    *зависть

    Ответы:

    1. Троице-Сергиева лавра – монастырь, история возникновения которого связана с житием преподобного Сергия Радонежского.
    2. Вифлеем – город, где произошло величайшее событие мировой истории Рождество Христово.
    3. Преподобный Андрей Рублёв был воспитанником Преподобного Сергия Радонежского.
    4. Подберите слова, противоположные по смыслу следующим:

    нетерпение терпение,  смирение

    жестокость милосердие, доброта, гуманность, гуманизм, человеколюбие

    гордость смирение, стыд

    раздражительность спокойствие, гармония, уравновешенность, устойчивость, непоколебимость  

    непослушание послушание, повиновение, смирение

    *себялюбие альтруизм, жертвенная любовь, любовь к людям

    *зависть доброжелательность



    Предварительный просмотр:

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    № п/п

    Тема учебного занятия

    Тип учебного занятия

    Дата план

    Дата факт

    Домашнее задание

    Примечание

    Культура и религия в жизни человека

    Личностные достижения: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

    Метапредметные достижения: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

    Россия – наша Родина

    Вв

    7.09

    У.с.3, стихотвор

    ЦОР

    О вере, знании и культуре

    ППНЗ

    14.09

    У.с.4 – 7 читать

    Священное писание

    Личностные достижения: воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

    Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

    Метапредметные достижения: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

    О чём рассказывает Библия?

    ППНЗ

    21.09

    У.с.8 –11 читать

    ЦОР

    Что говорит о Боге православная культура

    КбУ

    28.09

    У.с.12–13 читать

    Добро и зло

    КбУ

    5.10

    У.с.14–15 читать

    ЦОР

    Что говорит о человеке православная культура.

    ППНЗ

    12.10

    У.с.16–18 читать

    О талантах и душе человека. Тест 1.

    КУ

    19.10

    У.с.19–21 читать

    Анализ тестовых работ. Обобщение по теме «Священное писание»

    КбУ

    26.10

    У.с.22–23 читать

    Христос спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

    Личностные достижения:

    Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

    Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения.

     Метапредметные достижения:

    адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

    Спасение. Спаситель.

    ППНЗ

    9.11

    У.с.24–26 читать

    ЦОР

    Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства

    КбУ

    16.11

    У.с.27–29 читать

    ЦОР

    Золотое правило жизни христиан

    КбУ

    23.11

    У.с.30–34 читать

    Добродетели и страсти. Какой я?

    ППНЗ

    30.11

    У.с.35–39 читать

    Милосердие. Кто мой ближний?

    ППНЗ

    7.12

    У.с.40–43 читать

    ЦОР

    Жертвенная любовь

    КбУ

    14.12

    У.с.44–46 читать

    Победа над смертью

    КбУ

    21.12

    У.с.47–48 читать

    Проверь себя. Тест 2. 

    КУ

    28.12

    У.с.48–49 уч.стих

    Анализ тестовых работ. Презентация творческих работ

    КбУ

    18.01

    У.с.50–51 задан.

    Православные традиции России.

    Личностные достижения: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

    Метапредметные достижения: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

    Православный храм

    ППНЗ

    25.01

    У.с.52–55 читать

    ЦОР

    Православные Таинства

    КбУ

    1.02

    У.с.56–59 читать

    ЦОР

    Священные образы. О чем рассказывает икона. Христианское искусство.

    КбУ

    8.02

    У.с.60–63 читать

    ЦОР

    Христианская семья. Тест 3.

    ППНЗ

    15.02

    У.с.64–67 читать

    Анализ тестовых работ. Православный календарь и праздники.

    КУ

    22.02

    У.с.68–71 читать

    Православный календарь. Почитание святых.

    Личностные достижения: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить

    Метапредметные  достижения: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

    Святая Русь

    ППНЗ

    29.02

    У.с.72–76 читать

    ЦОР

    Верность

    КбУ

    7.03

    У.с.77–80 читать

    Смирение

    КбУ

    14.03

    У.с.81–84 читать

    Ратный подвиг

    ППНЗ

    21.03

    У.с.85–89 читать

    Мужество

    ППНЗ

    4.04

    У.с.90–92 читать

    Христианская радость

    КбУ

    11.04

    У.с.93–96 читать

    ЦОР

    Подвиг веры

    КбУ

    18.04

    У.с.97–100читать

    Как сохранить красивый мир? Святыни России.

    О

    25.04

    У.с.101-104 чит

    ЦОР

    Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений»

    Личностные достижения: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

    Метапредметные достижения: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.

    Сохраняем культурное наследие, святыни России.

    КбУ

    2.05

    У.с.105-106 задан

    ЦОР

    Обращение к школьникам 22 века.

    КбУ

    9.05

    У.с.107-108 задан

    Золотая цепь святых. Тест 4.

    КУ

    16.05

    У.с.108-110 задан

    Анализ тестовых работ. Творческий проект «Диалог культур и поколений»

    КбУ

    23.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" (Основы православной культуры) Жизнь Сергия Радонежского в картинах русских художников

    Презентация описывает основные этапы жизненного пути Преподобного Сергия Радонежского. выраженные в картинах известных русских художников и значение этого величайшего русского святого в духовной жизни...

    Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы православной культуры» 2016/2017 учебный год.

    Рабочая программа составлена на основе учебника А.Я.Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики»/ Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.:...

    Рабочая программа по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль "Основы православной культуры"

    Рабочая программа по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики", модуль "Основы православной культуры"...

    Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

    Обучающиеся получат возможность  научиться:Ø  строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурныхтрадиций;Ø  осуществлять поиск необходимой информации для ...

    Внеклассное мероприятие по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» для учащихся 2 – 7 классов «Святитель Николай Чудотворец»

    Данное мероприятие предназначено для организации внеурочной работы по духовно – нравственному воспитанию. Адресовано детям 8-13 лет.    Целью внеклассного мероприятия по ОРКСЭ (ОП...

    Рабочая программа учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» в 4 классе

    Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» составлена  в соответствии с  Федеральным  госуда...