Основы религиозных культур и светской этики.Модуль "Основы православной культуры". Тема: Совесть и раскаяние.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Урок ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest_i_raskayanie.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Совесть и раскаяние

Курс: Основы религиозной культуры и светской этики

Модуль : основы православной культуры

Разработала: Огородникова А.Н. учитель начальных классов.


Тема: Совесть и раскаяние.

Цель: создать условия для осознания  обучающимися православных представлений  о совести и раскаянии и  о внутреннем состоянии человека.

Задачи:  - познакомить обучающихся с православными представлениями о добре и зле;

- помочь осознать, что такое совесть и раскаяние;

- помочь учащимся научиться, не бояться исправлять свои ошибки;

- познакомить с произведениями литературы и искусства, помогающими раскрыть понятия «совесть» и «раскаяние»;

- развивать коммуникативные качества обучающихся.

Тип урока: урок «открытия»  нового знания

Оборудование:  учебник  Кураева А.В. «Основы православной культуры», мультимедийная техника, раздаточный материал для работы в группах.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

I.Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся на совместную работу

-Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с афоризмов:

1."Мертвые души" найти не сложно, а вот живые... (Борис Шапиро)

-Как вы понимаете его смысл?

-И в продолжении:

2.Душа человека заключается в его делах. (Генрик Ибсен)

-О чем хотели сказать авторы этих афоризмов?

Участвуют в диалоге, настраиваются на последующую работу

Личностные (самоопределение, мотивация учения),

коммуникативные (участие в диалоге)

II. Актуализация знаний. АМО «Ромашка мнений»

«Ромашка мнений»

-Запишите на лепестках ромашки, что вы можете сказать о теле и душе.

Проверка.

Учащиеся заполняют лепесток, прикрепляют его на доску к серединке.

Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные).

III.Целеполагание

- Может ли болеть душа?

-От чего  она может болеть?

-Откройте урок 10.

-Прочитайте тему нашего урока.

-О чем вы сегодня узнаете?

-Сформулируйте цель нашего урока.

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

IV.Этап усвоения новых знаний.

1.Работа в парах по учебнику. Чтение притчи «Отречение Петра»

-Прочитайте  притчу «Отречение Петра»  с карандашом в руке.  Найдите ответы на вопросы:

-Отчего заплакал Петр?

- Что случилось с его душой?

Диалог

-Что же такое совесть?

-Выразите свое отношение к афоризму:

«Совесть — это страшное дело! Нет более жгучего пламени, нет большей адской муки, чем жжение совести. Угрызения совести — это самый страшный и самый мучительный для человека червь».

Учащиеся читают, обсуждают, находят ответы на вопросы.

Участвуют в последующем диалоге, делают вывод

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

V.Первичное закрепление

2.Слушание рассказа «Пожар»

(сайт «Радость – моя жизнь»

http://joymylife.org.ua/children_rasskazy/index.php?postid=155) (см.Приложение)

3.Обсуждение, участие в диалоге

-Понравился ли вам рассказ?

-Что понравилось?

-Почему мальчика мучила совесть?

-Почему он не признался сразу?

-Что чувствовал герой? Как об этом говорится в рассказе?

-Как он хотел заглушить боль души?

-Получилось ли сделать это?

-Что заставило его признаться?

-Как мальчик признался в своей вине?

-Как отнеслись к признанию мальчика его родители? Что они сделали и что потом сказали?

-Как же избавиться от угрызений совести, что нужно сделать, чтобы Бог тебя простил?

-Абуль-Фарадж сказал так:

«Признание заблудшего в своем безрассудстве равносильно мольбе о прощении,  и  она  должна  быть  услышана.  Его  оправдание  -  в  его раскаянии».

-Что такое раскаяние?

Слушание рассказа, участие в обсуждении, диалоге, вывод

Познавательные, личностные

VI.Самостоятельная работа с проверкой

4.Шаги раскаяния. Работа в трех группах по учебнику с.38-39

-Обсудите в группах и заполните таблицу «3 шага в раскаянии».

Проверка: 1 группа – первый шаг

2 группа-второй шаг, 3 группа- третий шаг.

Работают в группах с текстом, заполняя таблицу

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

VII.Включение в систему знаний и повторение

5.Игра «Кто больше». Работа в группах. Подбор фразеологизмов о совести.

-Подберите в группах фразеологизмы о совести

•        По чистой совести.

•        Совесть заговорила.

•        Угрызение совести.

•        Со спокойной совестью.

•        Совесть замучила.

•        Для очистки совести.

•        Крик совести.

Работают в группах, подбирают фразеологизмы, крылатые выражения, поговорки

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

VIII.Рефлексия

-Назовите тему сегодняшнего занятия

-Составьте синквейн по этой теме:

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4 слов, выражающее основную мысль урока

Одно слово- самое главное на уроке

Составляют синквейн

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

IX.Домашнее задание по выбору

1.Ответить на вопросы на с.39 учебника

2.Прочитать рассказ А.Гайдара «Совесть». Написать аннотацию

3. Представьте, что вы экскурсовод в музее изобразительного искусства. Ваша группа подошла к картине Рембрандта «Возвращение блудного сына». Вам необходимо рассказать о мыслях, чувствах, отношениях героев картины

Познавательные, регулятивные, коммуникативные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы православной культуры и светской этики. Модуль "Основы православной культуры" Урок "Монастыри"

Предмет "Основы православной культуры и светской этики" совсем недавно вошёл в нашу жизнь. Материалы к урокам очень обширны. Готовясь к открытому уроку я снова и снова открывала что-то новое и интерес...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ «Основы православной культуры и светской этики» Модуль «Основы православной культуры» Тема урока: Милосердие и сострадание

Урок «Милосердие и сострадание» проводится в 4 классе по предмету «Основы православной  культуры», автор учебника А.В.Кураев, 12 уроком по счёту. Этот урок проходит после ...

План-конспект урока по теме "Пасха" по Основам православной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Познакомить обучающихся с пасхальными традициями, обычаями, играми.Пробудить интерес к старинным русским обрядам.Воспитывать дружелюбие.Познакомить с основными терминами и понятиями: Воскресение, Пасх...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)

Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...