«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс
методическая разработка по орксэ (4 класс) на тему

Манзебур Валентина Ивановна

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль

 «Основы православной культуры»      

  Класс - 4

 Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21    

 Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во   

 Просвещение, 2016 г.

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?

Задачи:

Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.   Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.  Формировать     позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим   поведением и отношением к другим.

Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в  ладу  со  своей  совестью.

Требования к результатам обучения

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

 

Тип урока - урок  открытия нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах,  участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование – интерактивная доска SMART Notebook

Раздаточный материал: Сигнальные карточки, карточки со словами для работы в группах, для самостоятельной работы, рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №1»

«Основы религиозных культур и светской этики»,

модуль :«Основы православной культуры»

Тема : «Зачем творить добро»

4 класс

                                                                          Автор, учитель начальных классов:

                                                                                       Манзебур В.И.

г. Ноябрьск

2017 г.

 «Зачем творить добро»

 ФИО:  Манзебур В.И.

 Место работы: МБОУ «Гимназия №1»        

Должность        - учитель  начальных  классов

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль

 «Основы православной культуры»        

  Класс - 4

 Тема и номер урока в теме: «Зачем творить добро» № 21        

 Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во    

 Просвещение, 2016 г.

Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?

Задачи:

Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.   Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы.  Формировать     позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим   поведением и отношением к другим.

Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в  ладу  со  своей  совестью.

Требования к результатам обучения

- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;

-метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;

-предметные: знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности  в жизни человека и общества;

Тип урока - урок  открытия нового знания.

Формы работы учащихся - беседа, словарная работа, анализ  легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в группах,  участие в учебном диалоге.

Необходимое техническое оборудование – интерактивная доска SMART Notebook

Раздаточный материал: Сигнальные карточки, карточки со словами для работы в группах, для самостоятельной работы, рефлексии.

    (Перечень используемых на уроке ЭОР:

  1. Презентация к уроку.
  2. Видео файл «Притча о слепом и безногом»
  3. Музыкальный файл (притча С.Копыловой «Окно»)

                               

І.  Мотивация  к  учебной деятельности

      -Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры.

- Прочитайте афоризм. Как вы его понимаете?

На доске: Учитесь, чтобы понять, что является настоящим.

                                                                              Стивен Сигал (слайд1)

- Сегодня нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями. Чтобы узнать, о чем пойдёт речь на уроке, необходимо собрать пословицы. Готовность – сигнализируйте.

Прием «Рассыпанные пословицы». Используется раздаточный материал      (пословицы разрезаны, их надо собрать). (слайд 2,3)

  (Каждая группа зачитывает по одной пословице.)

Худо тому

Доброе слово

За недобрым пойдешь

Злой плачет от зависти

кто добра не делает никому

и кошке приятно

на беду набредёшь

добрый – от радости

-Ребята, о чём говорится  в  этих  пословицах?

- Эти понятия и будут  сегодня  главными  на этом уроке - ДОБРО и ЗЛО.    

-Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?

  -Что  такое  добро?

  -Что  такое  зло?

ІІ. Актуализация знаний и фиксация  затруднения  в  пробном  учебном действии.

Работа над понятием «добро»:

 1.Игра «Ассоциации» (работа в группе)

-Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?

(Предложенные обучающимися слова оформляются на доске в форме «лучиков солнца». Детям раздаются конверты, в которых карточки со словами: мама, дом, зависть, здоровье, обман, красота, мир, Бог, жадность, ссора, любовь, беда, надежда, истина, верность, грубость, вежливость, дружба, эгоизм, война, милосердие, улыбка, честность, равнодушие, отзывчивость, предательство, забота, помощь).             

  - Выберите те слова, которые ассоциируются со словом «добро».

  - Сформулируйте понятие «добро»

  -Давайте посмотрим, как это понятие сформулировано в словаре С.И.Ожигова.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок.(слайд4)

Работа над понятием ЗЛО:

- С каким понятием у вас ассоциируются остальные слова на карточках?

- В виде чего можно изобразить зло?

- Выберите и запишите эти слова на «тучке».

-   Как вы понимаете, что такое «зло»?

  -Давайте посмотрим, как это понятие сформулировано в словаре С.И.Ожигова.

Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру.(слайд5)

 2. Знак гармонии и борьбы  противоположностей.

- «Добро» и «зло» можно изобразить по – разному.  Когда-то в древности люди придумали вот такой знак

http://his.1september.ru/2004/09/29-2.jpg

— знак гармонии и борьбы противоположностей. Объясните его с точки зрения нашей темы.

Правильный ответ: Чем больше в человеке зла, тем меньше добра и наоборот.

-Как же сделать мир добрее?

III. Выявление  места  и  причины  затруднения.

1. Просмотр видео сюжета «Притча о слепом и безногом»(слайд6)

- Какие чувства у вас вызвал этот фрагмент?

 - Чему учит эта притча?
-Кто такой ближний?

А зачем творить добро?

Тема урока: «Зачем творить добро»(слайд7)

 -Сегодня на уроке нам предстоит узнать:

-Как подражают Христу.

-Чему радуются святые.(слайд8)

– Можно ли творить добро и любить врагов бескорыстно, не преследуя выгоды?

- Какая заповедь считается самой распространённой и есть во всех религиях?

-Обратите внимание, в учебнике жирным шрифтом выделено золотое правило этики, морали. Прочтите его вслух.

 «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».  (слайд 9)

- Запишите эту заповедь в рабочей тетради на с. 79

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

1.Зачем христиане творят добро.

 «У христиан есть особые причины для того, чтобы  не быть эгоистами…»

Словарная работа.

- Кто такие эгоисты?

Себялюбивые люди, заботятся об одном лишь себе, а до других ему нужды нет.

-Давайте, обратимся к словарю С.И.Ожигова.

ЭГОИЗМ - себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих. .   (слайд10 )

-У христиан есть особые  причины для того, чтобы не быть эгоистами.

- Прочтите первую причину в учебнике.   (слайд11 )

Благодарность за подвиг Христа.

  Благодарность -  какое удивительное слово. Из каких слов оно состоит?

                                 

          Благодарность

 Благо                    дар дарить

Запись схемы в тетрадь.

Благо – это то, без чего человек не может жить в радости.

 - Древняя легенда рассказывает, как апостол Пётр пришёл в Рим.

Его рассказы о Христе восхитили многие сердца. А кого-то, напротив возмутили.  

2.Работа с текстом.

- Давайте прочитаем эту легенду и ответим на вопросы:

- С какой целью пришел Пётр в Рим?

-Все ли были довольны его появлением? Почему?

-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа?

-Чтобы избежать преследования Пётр решил покинуть Рим, но что-то повлияло на изменения его решения. Что это было?

- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований?

-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?

-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро, возможно даже рискуя своей жизнью?

- В чем подрожали ученики Христа?

-Что говорил Христос, найдите в учебнике.  

-  Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.

- Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

-Такое состояние человека называют самоотверженность.

-Как вы бы объяснили это понятие?

Словарная работа.               (слайд 12)

    Самоотверженность.

Сам             отверженность

человек       жертвование

Жертвование своими интересами ради других, ради общего блага.

- Так какова первая причина христиан не быть эгоистами?  

- Вторая причина, по которой христиане стремятся творить добро и не быть эгоистами – необычные внутренние переживания духовной радости, то есть они испытывают радость оттого, что помогают другим людям, творят добро  во  благо  других. (слайд о святых)

V. Реализация  построенного  проекта.

1.Судьба апостола Петра.  

- Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно («Это интересно» (слайд 12)

 Рассказ учителя рубрики «Это интересно»

- Кто такое святые? Найдите ответ на этот вопрос в учебнике.

- Как был распят Пётр? Почему?

- А как был распят апостол Андрей? (слайд 13,14)

Работа с иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию «Апостол Андрей. Икона».

-Как на иконе изображен апостол Андрей?

-Какие художественные детали и подробности отражены художником?

 -Как вы думаете, почему именно эти детали художник счел нужным подчеркнуть?

- Крест–напоминание о смерти апостола Андрея, книга-символ знания, рука, лежащая на груди показывает, что всё идёт от сердца.

-Как почитается имя апостола Андрея?

- Что символизирует имя апостола Андрея?

-На каком знамени изображён Андреевский крест? Давайте с вами прочитаем в учебнике.

-Как называется этот флаг?

- Андреевский флаг мы с вами видим на иллюстрации (слайд 15)

- Так какова вторая причина, по которой христиане не хотят быть эгоистами?

VІ. Первичное закрепление с проговариванием

во  внешней  речи.

-Так что же такое добро для христианина?

ДОБРО- все то, что помогает христианину, человеку и обществу жить, развиваться, процветать.

Понятие многогранно:

 -А что такое зло для христианина?

ЗЛО-  все то, что мешает христианину, человеку и обществу развиваться, процветать.

Марк Твен сказал о доброте, что «Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой» (слайд16)

- Как вы понимаете его слова?

- Ребята, послушайте притчу С. Копыловой «Окно».  (слайд17)

- Какие чувства вызвала эта притча?

-Зачем больной, который лежал у окна рассказывал, что видел лес, речку,                                                                                                                                                      облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым.

-Что можно сказать о слепом человеке?

2. Работа в группах.

- Человек, лежащий у окна проявлял сострадание, сочувствие, сопереживание. Как вы это понимаете?

- Я предлагаю в группах обсудить и соотнести понятие с его определением.

Сострадание

Сопереживание

Сочувствие

- жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

-сочувствие другому, переживать вместе с ним душевное состояние.

- отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание — это умение сочувствовать, сопереживать, когда другому плохо.

Одним словом проявил - милосердие.(слайд18)

-Можно милосердие потрогать руками, услышать его

- Можно ли его увидеть?

- Увидеть можно только в поступках, действиях человека.  

 -Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал?

-Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?

-А равнодушие можно потрогать руками?

Что совершать легче: добро или зло? Почему?

 Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби сказал: «Человек рожден для добра, а не для зла». (слайд20)

- Как вы понимаете его слова?

- Да, ребята, добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь.

Вывод: Чтобы воспитать в себе добро, нужно увидеть в другом человеке себя, свои тревоги, заботы, т.е. поставить себя на место другого человека. Тогда вы поймете, как тяжело нуждающемуся человеку. Добро требует приложение  труда, хлопот, беспокойства, нередко отказа от своих благ и ограничения своих желаний. Стать добрым человеком и быть им очень трудно.

 -Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.

-Давайте вернемся к притче, к больному, который остался один в палате. Может у кого-то возникло новое чувство по отношению к этому больному? Никто не пожалел этого   человека? Ведь ему тоже хотелось лежать у окна и любоваться небом, речкой, облаками? Он ведь тоже человек?  

-Любить добро легко. Попробуйте понять и простить зло. Вот в этом и есть сила милосердия. Умение прощать из сострадания.

- Как вы думаете, легко ли этому человеку жить дальше?

-Как можно помочь ему?

VІІ.  Самостоятельная  работа  с  проверкой  по эталону.(слайд19)

Часть 1

1. Как называется состояние человека, когда он меньше думает о себе?

А) героизм

Б) подвижничество

В) самоотверженность

Г) все верно

2. Кто такие «нищие духом»?

А) бедные люди

Б) люди, сознательно ограничивающие свои желания и потребности

В) не верующие люди

Г) все верно

3. Почему христиане стремятся творить добро?

А) переживание духовной радости

Б) подражание Иисусу Христу

В) переживание блаженства

Г) все верно

4. Как звали римского императора 1 века н.э., безжалостно истреблявшего христиан?

А) Нерон

Б) Клавдий

В) Александр

Г) Октавиан

Часть 2

На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»

5. Подражая жертве Христа, Его ученики стремились меньше думать о себе, отвергая явные опасности.

6. Тот, кто подозревает и осуждает других людей, светлым оком смотрит на мир и на Бога.

Часть 3

7. Как вы понимаете христианские заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы выполнения заданий

вопроса

Баллы

1

В

2

Б

3

Г

4

А

5

Да

6

Нет

7

У всех людей есть недостатки. Значит, нам нужна милость. Тот, кто хочет, чтобы Бог и люди были милосердны к нему, должен и сам быть милостив к людям. В словах «Блаженны чистые сердцем» есть ответ на вопрос, кто и как может увидеть Бога. Христианская вера не должна быть слепой. Христианин стремиться к ясности. Ясность приходит через чистоту жизни. Грязь в сердце – это зависть, лицемерие, ложь.

VIII. Рефлексия  учебной  деятельности.

-Оцените свою работу на уроке.

Отметьте в оценочном листе ваши впечатления (слайд21)

Сегодня я узнал _________________

Я понял, что ___________________

Я почувствовал________________

Урок дал мне для жизни____________

Теперь я могу_____________________

- Мне хочется закончить урок стихотворением:

Хочу я, чтоб ДОБРО  (Слайд 22)

к тебе пришло,

Как свет весенний,

как тепло  костра:

Пусть для тебя источником добра.

Не станет то, что для другого зло.

ІX. Домашнее задание

- Порассуждайте на тему «Что важнее для меня – получать или дарить? Почему? Напишите сочинение – размышление (Рабочая тетрадь с. 81)

- Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль: «Основы православной культуры») Тема: Доброта и милосердие

Занятие, в ходе которого раскрывается этимология и смысл слова "милосердие", и происходит осознание обучающимися необходимости делать добрые дела бескорыстно, на пользу другим....

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Внеклассное занятие по курсу «Основы Религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» Тема: «Иверская икона Божьей Матери»

Внеклассное занятиепо курсу «Основы Религиозных культур и светской этики»модуль «Основы православной культуры»(из цикла занятий «Чудотворные иконы Божьей Матери») Т...

Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»

Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)

Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...