Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Аксенкина Ольга Борисовна

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков поведения за столом и в общественных местах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема: «Красота этикета»34.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАРАПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 

Технологическая карта  

 открытого урока

ОРКСЭ. Основы светской этики

для 4 класса

 

Тема: «Красота этикета»

Учитель: Аксенкина О.Б.

16.10.2018 г.

Технологическая карта урока  

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Красота этикета.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание этикета как системы норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

П. Способность к анализу и синтезу информации.

Р. Способность к осознанию своих поступков и созданию образа вежливого человека.

Умение контролировать поведение окружающих людей, своих одноклассников и свои поступки и оценивать их с точки зрения норм и правил хорошего тона.

К. Умение работать в команде и поднимать свое эмоциональное состояние с целью эффективности в работе.

Формирование ценностного отношения к

нормам  поведения, принятым в обществе.

Цель урока

Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков поведения за столом и в общественных местах.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Этикет, мораль, поведение, внимательность, предупредительность, воспитанность.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Электронная доска  

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Учебное пособие для общеобразовательных учреждений А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4  класс   Стихотворение «Гостям все рады!» И. Рахилло; мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса»; тест «Умеете ли вы вести себя за столом»; иллюстрации фото школьной формы.

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Самомотивация

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о важных и нужных правилах вежливости.

- Можно ли сказать, что человек, который отличается правильным поведением, соблюдает традиции и обычаи, совершает хорошие поступки, умеет сделать выбор между нравственным и безнравственным поведением, уважает других людей, ведет себя по-джентльменски с окружающими его людьми, - это человек вежливый и соблюдает правила хорошего тона?

- А что такое этикет (стр. 30 учебника.)?

(Правильно, этикет – это свод правил поведения, принятый в обществе. Это общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и общение с людьми).

- Нужны ли такие общие правила? Почему?

Слово учителя

- Правильно, они помогают разумно и красиво вести себя, так, чтобы другие почувствовали ваше уважение к ним, чтобы им было приятно общаться с вами.

 - Какие правила этикета вы можете назвать?

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (активизация через проблемный вопрос).

Познавательные УУД: «Прием информации».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15  минут

Чтение стихотворения «Что такое этикет»

(его текст можно проектировать на экране

для  большей наглядности). 

 

Как в гостях себя вести?

Как цветы преподнести?

Как подарок подарить?

Как веселым в праздник быть?

       Как  накрыть красивый стол?

       Что есть с вилкой и ножом?

       Ложку как в руке держать?

       Что салфеткой накрывать?

Как родных благодарить?

Как игрушку попросить?

Другу что сказать в ответ?

       Он – порядок поведенья

       Вам подскажет без затей,

       Как с хорошим настроеньем

       Быть приятным для людей.

- Как мы называем человека, который знает ответы на все вопросы стихотворения и всегда следует правилам этикета?

- Представьте, что вас пригласили в гости либо вы пригласили к себе гостей. Как же надо себя вести, будучи в гостях?

- Давайте посмотрим мультфильм и последим за поведением его главного героя Барбоса. Можно ли назвать его вежливым, знаком ли он с правилами хорошего тона?

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса».

- Как познает Бобик мир окружающих вещей в квартире?

- Что «побольше»  любит Бобик: сыр или котлеты?

- Как ведет себя Барбос, чтобы показать свою вседозволенность в роли хозяина? Где едят собаки и где спят? Как это характеризует их воспитание?

- Какой сон снится собакам?

- Что видит дедушка, который вернулся в квартиру после «гостеприимства» Барбоса?

Работа с учебником.

Чтение Сказки об этикете (стр.34-36)

Так что же мы называем этикетом?

Уточним наше определение, используя полученные знания.

(стр.37 чтение правила)

Вопросы для повторения.

В чем красота этикета?

Что главное в правилах этикета?

Почему не стоит класть локти на стол во время еды?

Что лежит в основе правил поведения за столом?

Какими столовыми приборами чаще всего пользуются?

Как следует располагать столовые приборы по правилам этикета?

Когда следует пользоваться вилкой и ножом?

Сейчас попробуйте ответить на вопросы теста.

Тест «Умеете ли вы вести себя за столом»

Импровизация стихотворения «Гостям все рады!»

- В гости любят ходить все. Но надо уметь вести себя в гостях. Ребята, давайте разыграем сценку, читая стихотворение И. Рахилло.

Давайте распределим роли:

  • Кто будет хозяином и хозяйкой, встречающими гостей?
  • Кто исполняет роль гостей? (Определить роли).

- Ребята, будьте внимательны во время импровизации, чтобы суметь указать, какие гости нарушили правила.

(Можно заранее раздать текст тем ребятам, кто будет исполнять роли, и попросить выучить его к данному занятию).

Выходят несколько ребят и показывают импровизацию стихотворения: одни из них  изображают гостей, другие — хозяев.

- Ребята, давайте проверим, были ли вы внимательными слушателями. Ответьте, какие правила нарушили гости?

  1. Нужно всегда приходить вовремя, но гости опоздали, хозяева их заждались. Опоздание допускается на 15 минут и то, если возникнут какие-то непредвиденные обстоятельства в пути.
  2.  Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви, одетыми по погоде. А гости по дороге растеряли свои вещи и промокли без зонта.
  3. Что нужно сделать перед тем, как пойти в гости?

Работа с текстом

- Можно ли назвать воспитанным и внимательным Тони, героя сказки. Зачитываем отрывок из сказки «Тони в гостях у Каролины» из книги Т.А. Шорыгиной « Вежливые сказки» (с. 34 - 37).

- Ответьте на вопросы по тексту сказки:

  • Чему учили мама и папа  Тони?
  • Как вел себя Тони, когда возвращался домой с улицы?
  • Правильно ли Тони сидел на стуле?
  • Правильно ли Тони вел себя за столом? Почему гости отодвинулись от Тони?
  • Почему на дне рождения Каролины случилась неприятность?
  • Как вы думаете, если бы Тони соблюдал правила поведения за столом, пролил бы он чай?
  • Почему Тони было стыдно?
  • Для чего нужно соблюдать правила поведения?
  • Можно ли сказать, что человек внимательный к окружающим, предупредительный, воспитанный, ведет себя вежливо? Был ли Тони воспитанным?

- Что это значит, быть воспитанным, зачем это нужно?

Познавательные УУД: «Прием информации».

Коммуникативные УУД:  «Войти в образ героя» (драматизация).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Познавательные УУД: «Прием информации».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Деление на группы.

- Нам на уроке необходимо будет вспомнить некоторые правила поведения уже известные вам, т.к. вы уже о них говорили как в детском саду, так и в начальных классах. Для этого мы поработаем с вами в группах. Группа 1 составит правила приветствия, представления и знакомства, группа 2 составит правила  поведения на улице, в театре, в музеях и на выставке, группа 3 – вспомнит правила поведения в транспорте.

Работа с карточками

Я раздам вам карточки, в которых напечатаны вопросы для того, чтобы вам легче было сформулировать правила поведения. Продумайте ответы на эти вопросы, вам отводится время для этого – 5 минут. Каждая команда выделяет своего представителя для ответа на вопросы. Затем по мере необходимости для раскрытия темы я дам вам слово каждой команде. У какой команды будет больше правильных ответов, та команда и победит.

(Карточки с вопросами и необходимой информацией для комментариев вы найдете в приложении).

Познавательные УУД: анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5   минут

1, 2, 3 группы отвечает на вопросы по карточке (вопросы проектируются на экране, чтобы их видели все участника).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

8 минут

Обобщение учителя

- Ребята, вы уже поняли, что правила этикета доступны каждому из вас, что люди будут судить о вас по вашему поведению, внешнему виду, манерам и речи. Правилам этикета необходимо учиться и их соблюдать в повседневной жизни.

- Вы, наверное, сделали для себя выводы и теперь знаете, какое поведение считают вежливым, а какое невежливым. И мне очень бы хотелось, чтобы о ребятах нашего класса говорили, что они знают правила хорошего тона и ведут себя по-джентельменски.

 

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

  1. - Ребята, на экране вопросы для оценки сегодняшней информации по теме, что значит быть вежливым и знать правила хорошего тона. Проведите двухминутную работу своих  группах и выберите того, кто несколько слов скажет от вашей группы для всех.

1. Сегодня я узнал (а).

2. Я понял (а)…

3. Я почувствовал (а)…

4. Я научился (лась)…

5. Я смог (смогла)…

6. Было интересно…

7. Меня удивило…

8. Мне захотелось…

9. Урок дал моей жизни…

Молодцы, ребята, вы хорошо сегодня поработали, но чтобы закрепить материал урока, вам вместе с родителями необходимо составить перечень правил этикета, который должен соблюдать каждый ученик.

 

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

- Мы обязательно на днях проведем с вами игру по владению столовым этикетом, но для этого вам понадобится кое-что самостоятельно изучить:

1. Прочитайте в учебнике страницу 34- 37

Ответить на вопросы учебника (стр.37).

2.  Накрой стол для своей семьи по всем правилам этикета.

3. Те из вас, кто захочет написать проект по этикету, составьте перечень правил этикета, который должен соблюдать каждый ученик. Ваши работы будут украшать ваш классный уголок, посвященный правилам хорошего тона.

Методический материал к уроку  

ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?

Как в гостях себя вести?

Как цветы преподнести?

Как подарок подарить?

Как веселым в праздник быть?

       Как  накрыть красивый стол?

       Что есть с вилкой и ножом?

       Ложку как в руке держать?

       Что салфеткой накрывать?

Как родных благодарить?

Как игрушку попросить?

Другу что сказать в ответ?

       Он – порядок поведенья

       Вам подскажет без затей,

       Как с хорошим настроеньем

       Быть приятным для людей.

Карточка с вопросами «Правила хорошего тона» для группы 1

-  Как приветствовать?

- Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

- Кто приветствует первым мальчик или девочка, мужчина или женщина?

- Что значит, познакомиться с человеком? Что нужно сказать при этом?

- Когда, при каких обстоятельствах люди представляются друг другу? Кому и как нужно представляться?

- Почему при знакомстве люди говорят друг другу: “Очень рад” или “Очень приятно”?

Карточка с вопросами «Правила хорошего тона»  для группы 2

- По какой стороне надо обходить встречных?

- По какой стороне тротуара необходимо идти?

 - Едят ли на ходу на улице?

- Как вести себя в гардеробе театра?

- Как пройти в зал театра и занять места?

- Как вести себя в музее и в картинной галерее?

Карточка с вопросами «Правила хорошего тона» для группы 3

- Как вести себя в общественном транспорте?  

- Кто может получить преимущества на первые места в автобусе, трамвае?

- Как вести себя в такси?

- Чего нельзя делать в общественном транспорте:

- Какое место считается почетным в личной автомашине?

- Какое место занимает ученик четвертого класса в машине?

 

Методический материал к игре по столовому этикету.

Игру по столовому этикету, безусловно, можно проводить в рамках внеурочной деятельности в любое удобное для учителя время, однако, будет методологически верно предложить ее четвероклассникам вслед за уроком по этикету.1

1) Ролевая игра.

Чтобы закрепить ваши знания столового этикета, мы поиграл в ролевую игру

- На столах у вас набор столовой посуды: тарелка закусочная и столовая, столовые вилка и нож, хлебная тарелка и салфетка. Задание: «Сервируйте стол для ужина». Какая группа сервирует стол к обеду правильно, та группа победит в этом соревновании. Выставляем баллы по 5-бальной системе.

- Выдели представителя с каждой группы, которые продемонстрируют, как правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. Тот представитель команды, который сделает это правильно, ловко и быстро, приносит команде успех и дополнительный балл.

 

 

- Вы пришли домой  на обед, вам мама налила суп, как вы будете его есть?  Выдели представителя с каждой группы, которые продемонстрируют нам, как правильно есть первое блюдо. (На столе стоит суповая тарелка или чашка и столовая ложка, ребята демонстрирую, как правильно есть первое блюдо)

2) Объявляем команду-победителя.

3) Ребята, вспомните правила поведения в школьной  столовой.

(Мальчикам необходимо пропускать вперед учителей и девочек, подать им стул, когда они садятся за стол. Ребята, когда мы получим свой завтрак, давайте потренируемся правильно держать  чашку и бокал с чаем, есть булочку, хлеб и другую пищу, чтобы всегда поступать по правилам этикета).

Теперь мы работаем в группах. У вас на парте тесты по культуре еды и поведения за столом. Найдите правильные ответы.

Тест с правильными ответами после работы может быть выведен на экспозиционный экран.

 

Тест «Умеете ли вы вести себя за столом»

- Ребята, давайте проверим, знаете ли вы, как вести себя за столом? Внимательно слушайте то, что я скажу, и говорите «да», если вы согласны, и «нет», если не согласны.

Тест «Умеете ли вы вести себя за столом»

п/п

Вопросы

Ответы

да

нет

За столом нужно сидеть прямо и красиво.

Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.

Можно громко чавкать и сопеть во время еды?

Можно суп есть с боковой стороны ложки?

Можно разговаривать с набитым ртом?

Можно мальчикам сесть за стол пока не сели девочки?

Можно рыбные косточки выплевывать со рта прямо  в тарелку?

Торт надо есть десертной ложкой.

Можно откусывать от целого яблока за праздничным столом?

На стуле за обеденным столом надо сидеть, не облокачиваясь на его спинку.

Полотняную салфетку после обеда надо сложить аккуратно и положить слева.

Вилку надо держать в левой руке.

Можно пить чай из чашки, вкладывая указательный палец в ручку чашки?

Ключ к ответу:

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

да

+

+

+

+

+

нет

+

+

+

+

+

+

+

+

На экране показать правильные ответы.

п/п

Вопросы

Ответы

да

нет

   1.

За столом нужно сидеть прямо и красиво.

+

   2.

Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать

 правильно.

+

3.

Можно громко чавкать и сопеть во время еды?

+

   4.

Можно суп есть с боковой стороны ложки?

+

   5.

Можно разговаривать с набитым ртом?

+

   6.

Можно мальчикам сесть за стол пока не сели

 девочки?

+

   7.

Можно рыбные косточки выплевывать со рта

 прямо  в тарелку?

+

   8.

Торт надо есть десертной ложкой.

+

   9.

Можно откусывать от целого яблока за

 праздничным столом?

+

 10.

На стуле за обеденным столом надо сидеть, не

 облокачиваясь на его спинку.

+

  11.

Полотняную салфетку после обеда надо сложить

 аккуратно и положить слева.

+

  12.

Вилку надо держать в левой руке.

+

  13.

Можно пить чай из чашки, вкладывая

 указательный палец в ручку чашки?

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологические карты уроков по ОРКСЭ (светская этика).

Технологические карты уроков основ религиозной культуры и светской этики для 4 класса....