Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhba.docx | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Дружба. | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Понимание и принятие дружбы, как «ценности». | П. Умение поставить учебную задачу, выполнять логические действия, овладение общеучебными навыками. Р. Осознание и проявление своих эмоциональных состояний, самостоятельная постановка проблемных задач и наиболее эффективное их решение. К. Умение вести диалог, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, готовность слушать мнение собеседника. Воспитание доброжелатель-ности и эмоционально- нравственной отзывчивости. | Формирование ответственности за друзей, за поддержание дружеских отношений, умение прощать. | |||||
Цель урока | Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Друг. Дружба. Друзья. Доверие. Обида. Прощение. | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер,классная доска с магнитамидля крепления таблиц, картинок. | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Стихи Бориса Заходера, «Мы друзья», А. Барто «Ссора», Э. Мошковской «Обида». «До первого дождя» В. Осеевой. Песни «Настоящий друг» стихи М. Пляцковского, музыка Е. Крылатова; «От улыбки» стихи М. Пляцковского, музыка В. Шаинского. | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Организация деятельности учащихся (звучит песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского) входят уч-ся и садятся, разделившись на две группы. - Вспомните, о чем говорилось в песне? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии? - Ребята! Сегодня поговорим с вами о дружбе, доброте и отзывчивости – о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком. Дети становятся в круг. -Давайте поприветствуем друг друга. Упражнение “Аплодисменты по кругу. - Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.) На доске написано предложение: « Друг – это тот, кто…..» - Продолжите предложение. -Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова? Что такое дружба? (словарь) - А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике. 2. Работа в группах. Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба» Дружба: 1. 2. 3. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что вы можете по ней рассказать? - «Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь? Чтение текста учебника. - Продолжить читать текст и сделать пометки на полях: «+» - знаю «V» - новое - О чем прочитали? - Назвать черты дружбы? Запишем на доске. - Что нового определили для себя из текста? - Давайте поработаем с иллюстрациями. С кем дружит мальчик? - Как догадались, что они друзья? - Кого видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать? - Можно ли сказать о детях,что они друзья? Почему? - Давайте обратимся к жемчужинам народного творчества. - Что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Прочтите на странице учебника. Как понимаете? - Какие знаете пословицы и поговорки? Работа в группах. (Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.) 1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.
2 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы, разыграв мини- сценку.
| Личностные компетенции: «Позитивная установка». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе. Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя». Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Чтение рассказа В. Осеевой «До первого дождя». - Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»? - Почему покраснели Маша и Таня? - Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа? - Подумайте и назовите проблемы, которые возникают в процессе дружбы, а я открою на экране те, что записаны у меня и запишу на доске то, что вы назовете. Примерные варианты:
- Мы с вами обозначили проблемную зону, для формулировки проблемы нужно чтобы стоял проблемный вопрос: КТО? КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ и т.д. - Перестройте предложения так, чтобы они стали звучать как вопросы. Варианты:
- Мы с вами попробуем ответить на эти вопросы. - Я сейчас прочитаю стихи на тему дружбы, а вы попытайтесь побыть на месте героев стихотворения. Мы сейчас приведем стихотворные примеры плохого настроения и исследуем свои состояния, которые у нас бывают. Чтение стихотворения Б. Заходера «Мы – друзья». - Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем в нем говориться. - Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом. Чтение стихотворения А. Барто «Ссора». - Вот еще одно стихотворение Я буду его читать, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:
- Подумайте о том, происходило ли такое с вами и что вы чувствовали при этом, что произошло потом. - Давайте соединим сформулированные проблемы с сюжетами стихотворений. - Как вы думаете, что заставило мальчиков подраться в первом стихотворении? (Ответ: пункт №1 – один хотел быть выше другого, а тот не дался). - Что произошло во втором стихотворении? (Ответ: пункты №3 и №4 – кто-то брат или сестра подговаривают друг друга, и им попадает). Чтение стихотворения Э. Мошковской «Обида». - Сейчас я прочитаю вам еще одно стихотворение, а вы подумайте, с какой из сформулированных проблем соотносится сюжет стихотворения. (Ответ: пункты №2долго обижаются друг на друга). - Сейчас попробуйте ответить на вопрос что такое дружба, и кого мы называем другом. Эту работу вы будете выполнять в группах. | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Регулятивные УУД: «Сбор информации» (проблемный вопрос) Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя». . Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую». | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 минут | - Наш практикум будет состоять из двух блоков. В первой части вы дадите самостоятельное определение понятию друг, а во второй поработаете с техникой прощения другого человека, в частности друга. I
II - Ребята, а сейчас мы будем учиться прощать другого человека, в частности нашего друга. - Что значит простить? не таить обиду; не сердиться; не упрекать, первым помириться. -Как вы думаете, какая черта характера поможет вам простить обиду? (Смелость, любовь, сострадание, уважение, великодушие, чувство ответственности.) - А сейчас назовите то ощущение, которые вы испытываете, когда сумели простить обиду.(Удивление, облегчение, радость, счастье, желание начать новую жизнь и др.) Демонстрация опыта. Сейчас я вам покажу волшебную силу ПРОЩЕНИЯ. В стакан с водой закапать по 1 -2 капли пищевых красителей: желтый - обида; зеленый - зависть; синий - злоба. Понаблюдаем, как все это проникает в наше «сердечко», огорчает его. Затем туда же добавляю 1 чайную ложку отбеливателя (можно больше). Отбеливатель разъедает красители. Вывод: Так же ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу. Давайте положим еще одну недостающую часть в наше «строение»- характер - умение прощать. Умение прощать сохраняет, сберегает любовь, дружбу, родственные отношения. Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Прощайте любые обиды, не осуждайте других, не гордитесь, не хвастайтесь ни тем, что у вас есть, ни тем, что вы делаете; помогайте друг другу, будьте добрыми сердцем, берегитесь от злых дел и от нехороших мыслей, не завидуйте, учитесь послушанию. Тогда вы сами заметите, как будут меняться ваши отношения с людьми. Будьте внимательны к своим друзьям, одноклассникам, учителям и родителям. Не забывайте, золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими. Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит. Выполнение медитативной техники «Поделись улыбкою своей…» Под музыку «От улыбки» стихи М. Пляцковского, музыка В. Шаинского. (5 – 7 минут) | Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная и групповая работа Познавательные УУД: «Визуализация понятия». Познавательные УУД: «Рисунок». | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
8 минут | Каждая из групп рассказывает о выполнении задания I - Итак, что вы нарисовали, какие основные качества выделили у друга (честность, дружелюбие, оказание помощи, схожесть интересов и взглядов на жизнь и т.п.). - Кто не является другом (человек, который тебя подговаривает, старается быть выше тебя, дерется и т.п.). - Что дружбе способствует, а что ее разрушает? (альтруистическое поведение – с одной стороны, основанное на уважении и принятии другого человека и эгоистическое поведение – с другой). - Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить (они добрые, хорошие, альтруистичные). - Почему мы больше всего обижаемся на друзей? (потому что мы доверяем им свои мысли, планы, рассчитывая на их поддержку и солидарность; они про нас больше всех знают и очень обидно, если тебя предали и т.п.). - Кто в паре (или среди нескольких друзей) несет ответственность за то, чтобы у нас были хорошие, доверительные отношения? (это всегда «я», потому что несу ответственность за свою жизнь и отношения с другими людьми). - Если что-то произошло, кто должен мириться первым и почему? (лучше, если это буду я, потому что не хочу копить в себе обиду). | Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. (уровень знания – знакомства и знания – копии). (Уровень знания – понимания). (Уровень знания – трансформации). | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | ||||||
5 минут | - Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять? -Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом? - Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом? « Цветик – семицветик». - У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания. - Оцените свою работу и всего класса на уроке (оценочные листы лежат на партах) Характерные черты:
Я Класс Добросовестно Аккуратно Кое-как Старательно Небрежно Без интереса Увлеченно Спустя рукава С любовью По приказу Ритуал прощания. - Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Улыбнемся друг другу. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова: Дружба настоящая в школе начинается, Чтобы не кончаться никогда. Дружба настоящая сердцем проверяется И остаётся с нами навсегда. - Все молодцы, переходим к домашнему заданию. | Познавательные УУД: «Синквейн». | |||||
Домашнее задание 2 минуты | Напишите небольшой рассказ о своем друге. Следующий урок с обобщающий, поэтому задание у нас с вами будет большое. Вам нужно будет вспомнить определения понятий: этика, мораль, нравственность, добро и зло, добродетель и порок, свобода и моральный выбор, моральный долг, справедливость, альтруизм и эгоизм. |
Борис Заходер
МЫ - ДРУЗЬЯ
С виду мы
Не очень схожи:
Петька толстый,
Я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том
Что он и я –
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем.
Даже вместе
Отстаем!
Дружба дружбою,
Однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова,
Призабыл!
- И я забыл…
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду –
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим – что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!
С нас вода ручьями льется,
А она еще смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя!
Агния Барто
ССОРА
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки…
Мне б сказать спокойно надо:
«Слушай, ты же не права!»
Но взяла меня досада,
Те, что надо и не надо,
Я выкрикивал слова.
И теперь хожу по саду,
Похожу, на лавку сяду,
Просто пухнет голова!
Как загладить те слова?
Идут спокойно люди,
Текут спокойно реки,
А мы с Петровой Людой
Поссорились навеки.
В. ОСЕЕВА
ДО ПЕРВОГО ДОЖДЯ
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.
– Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Эмма Мошковская
ОБИДА
Я ушёл в свою обиду
И сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде
я не видел
ни цветочка, ни куста...
И в обиде я обидел
и щеночка, и кота...
Я в обиде
Съел пирог
и в обиде
я прилёг,
и проспал в ней два часа.
Открываю я глаза...
А она куда-то делась!
Но искать
не захотелось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты уроков по предмету "Светская этика"
план урока (схематично)...
Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.
Технологические карты пяти уроков в 4 классе....
Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс
Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о совести, как нр...
Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"
Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...
Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»
Цель урока: "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...
Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая - познакомить с поня...
Технологическая карта интегрированного урока ОРКСЭ (Основы светской этики) и английского языка в 4 классе
Данная разработка описывает интегрированный урок английского языка в 4 классе на тему "Дружба и порядочность. Модальный глагол "должен"...