План урока по Основам Светской этики в 4 классе "Что значит быть моральным"
методическая разработка (4 класс) по теме

Цыркунова Надежда Ефимовна

В разработке представлены варианты заданий по работе с "Азбукой нравственых качеств человека", составленной учащимися в ходе изучения тем, карточки с прогнозированием влияния поступка на формирование характера человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по курсу «Основы светской этики»

Тема: Что значит быть моральным. 

Цель: подведение итогов изученного блока; формирование у учащихся мотивации к осознанному нравственному поведению; развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

Планируемые результаты:

Личностные – воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание и сопереживания чувствам других людей;

развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, навыков сотрудничества в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные умение ставить цели и задачи учебной деятельности; планировать,  контролировать и оценивать учебные действия;                                                           развивать речь, умение слушать собеседника, вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Предметные знакомство с основами светской морали; формирование первичных представлений о светской этике и её роли в истории и современной жизни;  осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Оборудование: «Азбука моральных качеств человека», таблица с пословицей, карточки для работы в группе над пословицей, смайлики 3 цветов для распределения по группам, мультимедийная презентация для игры «Поле чудес», буклет «Практические советы родителям о том, как вы можете помочь своему ребёнку в изучении курса «Основы светской этики»».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители и учителя! Сегодня мы с ребятами пригласили вас на наш урок «Светской этики», чтобы вы послушали какие вопросы мы обсуждаем на уроках, что мы уже узнали, изучив первую половину курса.

  1. Постановка цели и задачи урока.

Что значит быть моральным? Человечество всегда искало ответ на этот вопрос, который одновременно важен и труден. На этом пути было много ошибок, но и много достижений. И пусть окончательного ответа пока нет, но каждый человек своей жизнью, своим поведением вносит посильный вклад в его поиск.

Давайте ребята сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Продолжите предложения:

Сегодня на уроке мы

Повторим то, что изучали на прежних уроках.

Вспомним с какими моральными качествами уже познакомились.

Проанализируем пословицу и установим как поступок может отразиться на судьбе человека.

  1. Актуализация знаний.
  1. Блиц-опрос «Что мы узнали?»

Мы узнали что:

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до нашей эры.

Мораль  - это система норм и ценностей регулирующих поведение людей. Моральные нормы не имеют документального подтверждения. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали.

Добро  это намеренное стремление к бескорыстной помощи другим людям.

Зло – это намеренное причинение людям вреда, ущерба, страданий.

Добродетель – стремление человека к добру.

Порок – причинение зла себе и другим людям.

Свобода – способность человека определять своё поведение.

Моральный выбор – это выбор между различными способами поведения нравственным и безнравственным.

Ответственность – это черта характера личности, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.

Моральный долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. К нему относятся: обязанность уважать других людей и их права, бескорыстная помощь другим людям.

Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, наказаний, доходов.

Альтруизм – это нравственная , жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей и ради общий целей общества.

Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей. Эгоизм различают: крайний( в виде самомнения, неуважения других) и разумный (способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу).

Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности, уважении, бескорыстности и соблюдении личных интересов  каждого.

  1. Работа с Азбукой моральных качеств человека»

Азбука моральных качеств человека

А

Аккуратность

Альтруизм

Агрессия

О

Отзывчивость       Обидчивость

Откровенность     Осторожность        Отвага

Оптимизм

Б

Благородство         Беспечность

Бескорыстие          Болтливость

П

Преданность         Правдивость

Предательство      Патриотизм

В

Верность                  Весёлость

Внимательность Воспитанность

Р

Равнодушие

Ревность

Г

Гордость

Гордыня

С

Смелость         Справедливость

Сочувствие       Сострадание

Д

Доброта

Дерзость

Доброжелательность

Доверчивость

Т

Трудолюбие

Трусость

Терпеливость

Толерантность

Е, Ё

Ехидство

Ершистость

У

Уважительность

Учтивость

Ж

Жадность                Жестокость

Жизнелюбие

Х

Хитрость           Хвастовство

Хамство

З

Злоба                              Зависть

Злословие            Забывчивость

Заботливость

Ц

Целеустремлённость

И

Искренность

Ч

Честность

К

Коллективизм         Коварство

Корысть

Ш

Шутливость

Л

Любознательность

Лень                    Лживость

Легкомыслие

Любовь

Щ

Ф

Щедрость

Фанатизм

М

Милосердие

Молчаливость

Э

Эгоизм

Экономность

Энтузиазм

Н

Настойчивость

Настырность

Надёжность           Недоверие

Я

ярость

- Выберите из Азбуки качества, которые вы отнесёте к добродетели  и охарактеризуйте их. Приведите примеры из литературных произведений.

- Выберите из Азбуки качества, которые вы отнесёте к поркам и охарактеризуйте их. Приведите примеры из литературных произведений.

3.  Работа с пословицей.

*Чтение и анализ пословицы:

«Посеешь поступок – пожнёшь привычку.

Посеешь привычку – пожнёшь добродетель или порок.

Посеешь добродетель или порок – пожнёшь характер.

Посеешь характер – пожнёшь судьбу».

*Распределение  по группам (каждый ученик выбирает смайлик определённого цвета, по цветам образуются группы)

*Знакомство с заданием на карточке и выполнение работы: анализ предложенного поступка, анализ его и прогнозирование влияния этого поступка на судьбу человека.

Каждая карточка содержит один из предложенных поступков.

Поступок

*Тайком наябедничал учителю на своего одноклассника.

*Ударил того, кто слабее и не может ответить.

*Помог подняться упавшему однокласснику, спросил о том, не нужна ли ему помощь.

*Не поделился чем-нибудь с одноклассником, когда тот попросил об этом.

*Навестил заболевшего товарища, помог ему выполнить домашнюю работу.

 *Не выучил уроки и обманул учителя или родителей.

Привычка

Добродетель или порок

Характер

Судьба                

Выступления учащихся с результатами работы.

  1. Рефлексия.

На доске образные фигуры людей: белая и чёрная.

Подберите моральные качества к каждой фигуре. (Дети называют качества).

В реальной жизни у человека бывают разные качества и положительные, и отрицательные. Если человек развивает в себе положительные качества, то становится лучше. Если он не старается стать лучше, то плохое в нем вытесняет хорошее. На столе у вас лежат стикеры: напишите на них – на одном положительные которые вы бы хотели в себе воспитывать, на другом отрицательные, от которых вам хотелось бы избавиться, приклейте их  к соответствующей фигуре.

Вывод: сравним таблицы и увидим, что добродетелей больше чем пороков, значит добро обязательно победит зло.

  1. Игра «Поле чудес».
  2. Вручение памяток родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по основам светской этики по теме"Добро изло"

Разработка урока курса "Основы светской этики", 4 класс. Данный материал содержит конспект урока по модулю с презентацией, фильмом, который снимали ребята при подготовке домашнего задания....

Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"

Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"

Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"...

Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от вы...