Методическая разработка урока по модулю «Основы светской этики» на тему: «Свобода и моральный выбор человека».
методическая разработка (4 класс) на тему

Кеваева Анна Юрьевна

Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от выбора аморального. Разработка может быть использована в цикле уроков по основам светской этики (для учащихся 4 класса в рамках программы курса) или как классный час (для обучающихся 9-12 лет).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока 9 по модулю «Основы светской этики» на тему:

«Свобода и моральный выбор человека».

Введение. Разработка урока по теме свобода и моральный выбор человека помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора сделанного человеком, и чем моральный выбор отличается от выбора аморального. Разработка может быть использована в цикле уроков по основам светской этики (для учащихся 4 класса в рамках программы курса) или как классный час (для обучающихся 9-12 лет). Тема актуальна т.к. понятие свобода и выбор своих действий, поступков не всегда понимается детьми правильно. Необходимо показать, что свобода действий есть у каждого человека, а это значит необходимо уважать свободу и выбор окружающих людей. При проведении урока используются активные методы работы.

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.

Задачи:

формировать понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе.

учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать свое понимание прочитанного.

воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека

Индуктор – «включение» чувств.

Напишите красиво свое имя на листочке.

Раскрасьте его в любимый цвет.

Какого цвета ваше имя? Назовите ваш любимый цвет.

Ход урока:

Прочитайте записанные на доске слова, подберите к ним ассоциации и попытайтесь выбрать главное для вас.

СВОБОДА                          ВЫБОР                        МОРАЛЬ

Социализация

Прочитайте свои ассоциации. Вслушайтесь в слова, которые вы услышите. Допишите слова, которые вам понравились если у вас их нет.

Составьте 1-2 предложения, используя записанные вами слова.

Афиширование работы.

Прочитайте предложения, которые вы записали. Можете дополнить свои записи понравившимися высказываниями.

Сегодня мы поговорим о свободе и выборе, который совершает человек. Для того чтобы понять что такое свобода, что такое выбор необходимо знать особенности взросления человека. Когда человек взрослеет он совершает одно из величайших открытий: открывает самого себя. Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

Как научиться управлять своей жизнью?

Ответы учащихся.

Для начала надо научиться чувствовать себя, понимать свои мысли и желания.  Попробуем научиться слушать себя. Прослушайте стихотворение и представьте себя в образе дождя или листа.

Я так люблю осенний лес,

Над ним – сияние небес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Иль в дождевой веселый свист,

Но, превратившись, возродиться

И возвратиться в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Перед дорогою большою

Сказать: «Я был в лесу листом!»

Сказать: «Я был в лесу дождем!

Поверьте мне: я чист душою».

Николай Рубцов.

Опишите свои представления, чувства. (ответы учащихся).

Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Как понять себя? Для начала самостоятельно закончите предложения (варианты ответов можно нарисовать). После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни.

Я УМЕЮ …

Я ХОЧУ…

Я – ПОНИМАЮ…

ВНЕШНЕ Я…

МНЕ НЕЛЬЗЯ…

Я ЛЮБЛЮ…

Я ЧУВСТВУЮ…

МНЕ МОЖНО…

Я МОГУ БЫТЬ….

Ответы учащихся представление рисунков и пояснения к ним.

Как вы определили, что вам можно, а что нельзя? Кто или что помогает сделать выбор как поступить?

Ответы учащихся.

Работа с текстом.

Прочитайте (Отрывок из книги «Одна единственная жизнь» Ноусиайенен Тапио)

Попробуйте нарисовать образ вашей единственной жизни. Или запишите советы, как беречь каждый «кирпичик» единственной жизни.

«Задумывался ли ты когда-нибудь о том, что у тебя есть только одна единственная жизнь? Давай представим себе какого-нибудь человека, продолжительность жизни которого 70 лет, то есть в общей сложности 25550 дней, и каждый день его жизни условно обозначим кирпичиком.

Теперь представим, что наш воображаемый человек стоит на самом верху сооружения, сделанного их этого кирпича. Высотой оно примерно 25 м, шириной один метр, длиной полтора метра. Он стоит, любуясь открывающимися перед его взором прекрасным видом.

Каждое утро появляется «некая» рука, которая снимает один кирпич с края строения.

«Ну, это совсем не опасно! Если даже исчезнет один ряд, ничего страшного не случится», - думает человек.

Рука появляется каждое утро и убирает только один кирпич. С беспечностью человек любуется окружающим его видом. «Все прекрасно», - думает он.

И совсем не скоро, через долгий-долгий период времени человек с ужасом обнаружит, что он стоит только на одном кирпиче…»

Представьте свои работы, прочитайте свои советы.

Перед нами встает вопрос

Что такое жизнь?

Чем измеряется жизнь?

Ответы учащихся.

Прожитыми годами? А если человек прожил долгую, но бесполезную жизнь – никому не помог, ничего хорошего не оставил после себя? Вот и выходит, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, какой ты след оставишь на земле.

Мы все умрем: людей бессмертных нет,

И это всем известно и не ново,

Но мы живем, чтобы оставить след –

Дом иль тропинку, дерево иль слово.

(Р. Гамзатов)

Оставить след. Не для этого ли мы живем?

Каждый человек совершает свой выбор «стоять на вершине и любоваться прекрасным видом» и ждать когда жизнь закончится или совершать добрые дела, достойные поступки и оставить о себе добрую память в сердцах людей. Выбор человек делает сам.

Послушайте небольшой отрывок и попробуйте нарисовать человека, о котором здесь говориться.

Ничего.

- Как живешь? – спросили у него.

- Живу? Ничего, - отвечает он.

- Что ты делаешь? - спросили у него.

- Я? Так, ничего.

- Посмотри на себя в зеркало, что за вид! – сказали ему.

- А что за вид? Ничего! – отвечает он.

- Загляни себе в душу. Тебе давно пора узнать, что у тебя внутри.

Он заглянул, а там – ничего.

Как вы представляете человека «Ничего»?

Ответы и/или представление рисунков учащимися.

Каждый день человек совершает самые разные поступки, хорошие или плохие, приятные для окружающих или только для самого человека. За каждым поступком стоит выбор. Кто совершает этот выбор? Как понять хорошие поступки ты совершаешь или нет, приносят ли твои поступки радость и удовлетворение окружающим или нет?

Ответы учащихся.

Самый лучший способ познать себя, понять, как следует поступать в том, или ином случае это оказаться на необитаемом острове.

Закройте глаза и представьте…  

Вы оказались на необитаемом острове. Здесь нет никого кроме вас.

Подумайте, Вы сможете выжить в одиночку? Какие качества характера, умения, знания помогут вам? Что помешает вам это сделать?

Ответы учащихся.

Перечисленные качества записать на доске.

Достаточно ли перечисленных качеств? Что значит умный? Здесь необходимо вспомнить такое понятие – интеллект.

В ваших ответах прозвучали разные качества и положительные и отрицательные. Но кроме этого большую роль в совершении выбора играют потребности человека.

Что такое потребности? То, что необходимо в жизни каждому человеку. Какие потребности есть у человека? Потребность в пище, сне, воде, общении, развитии, выражении своих достижений и т.д.

Потребность приводит к деятельности. И здесь опять стоит вопрос о моральном выборе. Как удовлетворить свои потребности? Заработать, создать самому, попросить о помощи.

Ответы учащихся.

Работа с текстом. Прочитать текст ответить на вопрос.

Человеческие ценности (притча).

У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в это столб.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места, весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он стал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело неожиданное впечатление: он горько заплакал.

- Что ты плачешь? – спросил его отец. – Ведь гвоздей больше нет?

- Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын.

Почему дырки от гвоздей так поразили мальчика?

Ответы учащихся.

Подведем итоги нашего урока.

Как вы понимаете слова свобода, мораль, моральный выбор?

Кто совершает выбор?

Кто определяет моральный выбор или нет?

Составьте букет своих впечатлений и пожеланий. На листочке (листья деревьев вырезанные из цветной бумаги) напишите что вам запомнилось, понравилось, показалось необычным, что бы вы хотели пожелать друг другу.

Листочки составляются в вазу, выборочно зачитываются.

Итог урока:

В результате урока учащиеся должны усвоить понятия «свобода», «моральный выбор». Понять, что выбор совершает сам человек, никто не может заставить его сделать выбор которого он не хочет. Какой выбор, моральный или нет, совершил человек, определяется по его последствиям. Отрабатываются навыки работы с текстами, умение читать, отвечать на вопросы, высказывать свои суждения. Творчески подходить к выполнению предложенных заданий нарисовать, рассказать, раскрасить, выразить чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы светской этики. Урок-презентация "Свобода и моральный выбор человека"

Основы светской этикиУрок-презентация по теме "Свобода и моральный выбор человека" В данном уроке применяются разнообразные формы работы: групповая форма работы, беседа, дискуссия, творческие работы....

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Презентация к уроку по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Презентация используется на уроке светской этики....

Технологическая карта урока светской этики по теме "СВОБОДА И МОРАЛЬНЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Свобода и моральный выбор человека"....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

4 класс. ОРКСЭ. Технологическая карта урока по теме "Свобода и моральный выбор человека"

Технологическая карта урока ОРКСЭ для 4 класса по теме "Свобода и моральный выбор человека" и информационные ресурсы, используемые на уроке....