Главные вкладки

    Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики» по теме « Терпение и труд» .
    презентация урока для интерактивной доски по орксэ (4 класс) на тему

    Дудкина Ольга Анатольевна

    Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Разработка урока в 4 классе по ОРКСЭ, модуль « Основы светской этики»  по теме

     « Терпение и труд» .

    Цель урока:  

    Добиться осознанного отношения к труду и трудящимся людям.

    Задачи:

    1. Объяснить детям, что только труд дает благосостояние, а не какая-нибудь случайность, какое-то чудо или что-либо подобное.
    2. Развивать любознательность, расширять кругозор.  
    3. Воспитывать уважительное отношение к любому труду и людям труда.
    4. Способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.  
    5. Развивать творческие способности учащихся.                                    
    6. Апробировать исследовательский метод как способ получения необходимой информации.  

    Оборудование: картины, изображающие профессии, толковый словарь, Конституция, стихотворение И. Токмаковой « Букваринск», карточки с загадками и пословицами, карточка-помощник для выполнения проекта.

    Ход урока:

    1. Чтение стихотворения. Объявление темы урока.

    Читает  учитель.

    Единое счастье — работа,

    В полях, за станком, за столом, —

    Работа до жаркого пота,

    Работа без лишнего счёта, —

    Часы за упорным трудом.

    Посеянный хлеб разойдётся

    По миру; с гудящих станков

    Поток животворный польётся;

    Почётная мысль отзовётся

    Во глуби бессчётных умов.

    Работай! Незримо, чудесно

    Работа, как сев, прорастёт.

    Что станет с плодами, — безвестно,

    Но благостно, влагой небесной,

    Труд всякий падёт на народ.

    Великая радость — работа,

    В полях, за станком, за столом!

    Работай до жаркого пота,

    Работай без лишнего счёта,

    Всё счастье земли — за трудом!

    В. Брюсов

    -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

    -Тема нашего урока « Терпение и труд»

    2. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.

    - Послушайте притчу.

    Случилось это в Средние века.

    Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.

     - Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня,- сказал тот со злобой. Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же. - Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать,- ответил мастер сдержанно.  Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе. - Со стороны кажется, что я режу камень.

    Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее,- улыбнувшись, ответил третий каменщик. На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

    - Проанализируйте работу каждого строителя.

    - Кому интереснее всего работать?

    - Вывод: мало бездумно делать свою работу, нужно любить ее, проникаться ею, осознавая что, как и для кого ты делаешь. Вкладывая частицу себя в дело, которым занимается работник, он улучшает качество своего труда. И, в итоге, любимая работа – это всегда лучше, чем бессмысленная и надоевшая, нелюбимая и рутинная.

    А с экранов телевизоров к нам взывают: «Выиграй миллион», «О, счастливчик», «Слабое звено» и т.д. то есть преподносят, что в жизни все богатства лежат на блюдце с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о желании. Увы, это не имеет ничего общего с настоящей жизнью.

    Послушайте рассказ.

    Ученик  читает текст.

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить. (Л.Н.Толстой)

    - Благодаря чему птице удалось исполнить желание?( терпению и труду)

    3.  Лексическое значение слов. Толковый словарь В.Даля.

    - Прочитаем в толковом словаре, какое значение имеет слово  «труд».

    (В.Даль: работа, занятие, упражнение, дело; все, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил)

    - Назовите слово с противоположным значением (лень).

    -Какого человека называют ленивым, лентяем?

    -А что такое терпение? (учебник, с. 87)

    4.Знакомство с Конституцией.

    - У меня в руках Конституция РФ.

     - В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России.  

        Одним из самых главных законов является: «Граждане России имеют право на труд». Это очень важный закон. (статья 37)

                  -Если человек хочет работать, приносить пользу,  то государство дает ему такое

                   право и оплачивает его труд.

    5.Знакомство с профессиями людей.

    - Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на  благо общества.

    - Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.

    - У поэтессы Ирины Токмаковой есть стихотворение «Букваринск», в котором она перечисляет профессии. Послушайте его внимательно, а затем ответьте на вопрос, все ли профессии в нём перечислены?

    БУКВАРИНСК

    Есть на речке на Чернильной

    Город маленький, непыльный.

    С незапамятных времен

    «Букваринск» зовется он.

    В этом городе живет

    Удивительный народ,

    Хлебосольный, незлобивый,

    Дружный и трудолюбивый:

    А – аптекарь,

    Б – бочар,

    В – валяльщик,

    Г – гончар,

    Д – дробильщик здоровенный,

    Е – ефрейтор, он военный,

    Ж – жестянщик-простачок,

    З – закройщик-старичок,

    И – историк бородатый,

    К – красильщик франтоватый,

    Л – лудильщик,

    М – маляр,

    Н – носильщик,

    О – овчар,

    П – писатель,

    Р – радист,

    С – сапожник,

    Т – турист,

    У – бесстрашный укротитель,

    Ф – чудак-фотолюбитель,

    Х – художник-баталист,

    Ц – известный цимбалист,

    Ч – чудесный часовщик,

    Ш – шофер, большой шутник,

    Щ – щенок его, Букетик,

    Э – электрик-энергетик,

    Ю – юрист, а дальше

    Я – это я, мои друзья.

    И. Токмакова

    В о п р о с ы:

    – О ком пишет поэтесса в стихотворении?

    - Какие профессии вы ещё знаете?( показ картин)

    – А кем вы хотите быть?

    – Что для этого необходимо предпринять?

    Учитель.        Отгадайте загадки.

    В белоснежном колпаке,                    

    Перепачканный в муке,                                

    Булки сдобные печёт                                  

    И ребятам раздаёт.                                          

    Продавец или аптекарь?                            

    Нет, конечно, это (пекарь)          

    2. Вот на краешке с опаской        

    Он железо красит краской.

    У него в руках ведро,

    Сам расписан он пестро (маляр)

    3. Кто в дни болезней

    Всех полезней,

    И лечит нас он от болезней (доктор)

    4. Наведёт стеклянный глаз,

    Щелкнет раз - и помнит вас (фотограф)

    5. Он учит детишек

    Читать и писать,

    Природу любить, стариков уважать (учитель)

    6. В прошлый раз был педагогом,

    Послезавтра - машинист.

    Должен знать он очень много,

    Потому что он (артист)

    - Что объединяет этих людей?  (все они трудятся, выполняют определенную работу)

    6. Разбор ситуаций.

     - А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.

        - Что бы тогда было?

        – Не вышли бы на работу электрики…

    Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.

       – Не вышли бы на работу пекари…

    Дети: Все будут без хлеба.

      – Не вышли бы на работу медицинские работники…

    Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.

    – А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу?

    (Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)

    – Правильно, ребята. «Жизнь – это труд».

    -Какой бывает труд? Прочитайте на с.90.(свободный, посильный, постоянный)

             7. Экскурсия по выставке поделок

    Учитель. К сегодняшнему уроку я попросила вас, ребята, принести то, что вы сами уже можете делать своими руками. Судя по выставке, в нашем классе ленивых детей нет. Давайте  попросим рассказать наших одноклассников о своих поделках. Мы узнаем, что необходимо для создания этих работ. Мы узнаем, кто их научил этому ремеслу, когда они успевают заниматься дополнительно.

    Учитель берет с выставки отдельные работы, называет автора и обращается к нему вопросами Если у разных учеников встречаются  поделки из одного материала ,то надо расспрашивать их вместе, можно сравнить технологию исполнения.

    Учитель. Это замечательно, что в нашем классе есть такие мастеровые ребята. Человек, который умеет делать разные работы своими руками, всегда пользовался уважением и почетом на Руси, мог всегда заработать денег на жизнь. Люди говорят, что человек в труде хорошеет.

    7. Знакомство с пословицами о труде, их анализ.

    - Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете все добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда.

    Русские народные пословицы во главу всегда ставят труд.

    Прочитайте пословицы:

    • Будешь трудиться – будешь кормиться.
    • Все надоедает, кроме работы.
    • Дело мастера боится.
    • Каков мастер, такова и работа.
    • Труд кормит, а лень портит.
    • Глаза страшатся, а руки делают.
    • Скучен день до вечера, коли делать нечего.
    • Без труда человек не познает счастья.
    • Труд – радость жизни.

    - Объясните смысл каждой пословицы.

    - Вывод: какой вы человек в обществе судят по результатам труда, по отношению к труду.

      8. Работа с учебником. Вопросы и задания.(с. 91-92)

    9.Рефлексия.

    - На карточке написаны два незаконченных предложения и один вопрос:

    Сегодня на уроке я понял, что . . . .

    Сегодня на уроке я почувствовал, что . . . .

    Что мне этот урок дал для жизни? (Оценка)

    Сейчас на уроке вы можете выполнить одно любое из этих заданий. А кто захочет, может сейчас зачитать свой ответ.

    -  Эти карточки останутся у вас, как память о нашем уроке.

    Человек, который выбрал профессию по душе - счастливый человек.

    Сегодня я счастлива, потому-то вы смогли понять меня, а я старалась понять каждого из вас.

    10. Итог урока.

    Учитель. Сейчас для вас самый главный труд - это учеба.  Но каждый относится к нему по-своему. Вспомните притчу « На строительстве собора»

    Для одних труд - это принудиловка, рабство, для вторых - это средство существования, для третьих - радость служения великой цели.

    Вы все ходите в школу. Но один - за знаниями, чтобы совершенствовать себя, другие - за общением,  чтобы встретиться с друзьями, а третьи - потому ,что посылают родители, надо быть как  все. Не пора ли некоторым из вас изменить позицию?

    11. Д/з. Прочитать рассказ на с.92-94. Выполнить исследовательскую работу по теме «Трудовая биография моей бабушки». Карточка, которая вам в этом поможет:

    • Географическое место и время рождения бабушки    
    • Родители бабушки по происхождению (крестьяне, сельские жители, рабочие, горожане, военнослужащие, другие слои населения).
    • С какого возраста  началась трудовая деятельность бабушки?
    • Первое место работы бабушки.
    • Какие профессии были во время трудовой деятельности?
    • Были ли поощрения и награды за хороший труд?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

    Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

    Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

    Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

    Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья"

    Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья" (автор учебника М.Т.Студеникин)...

    Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"

    Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"...

    Урок с презентацией по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Совесть"

    Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени...

    План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")

    Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...

    Проект урока ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») по теме «Род и семья – исток нравственных отношений». (4 класс)

    Урок усвоения новых знаний. Использованы игровые технологии, технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания интеллект-карт, наглядные и практические методы. Ожидаемые результаты урока: знан...