Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики ) по теме "Совесть"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Совесть" УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Совесть
Цель: воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования
Задачи:
- на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку и их самоконтроль в повседневном поведении обучающихся
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужна совесть.
Ход урока
І. Орг. момент. Мотивация
-Добрый день, ребята! Начинаем урок курса ОРКСЭ.
На доске в виде веера расположены цветные полоски бумаги, на которых описаны ситуации. Группа выбирает ситуацию и предлагает решение. Тот, кто нашел другое решение озвучивает его.
Ситуации:
- Вы нашли потерянную вещь, которая вам очень понравилась......
- Вы заигрались с друзьями и не успели выполнить поручение мамы навести порядок в комнате.
- Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а подозревают в этом другого человека.
- В магазине кассир по ошибке дал лишние деньги.
- На ваших глазах ребята, которые учатся с вами в одном классе, отбирают сотовый телефон у первоклассника. Ваши действия?
- Молодцы! Все группы выбрали правильное решение, в которых поступили бы честно. А что значит поступать честно? (Поступать по совести)
ІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы
- Назовите тему урока. (Совесть).
- Какие вопросы вы поставите перед собой, что вы хотите узнать?
Работа с таблицей.
-Поставьте знаки «+» в колонке «Знаю» внимательно прочитав вопросы, и что хотите узнать в колонке «Хочу знать».
Таблица
Вопрос | Знаю | Хочу узнать | Узнал |
1. Что такое совесть? | |||
2. Нужна ли человеку совесть? | |||
3. Что значит поступать по совести? | |||
4. Какая совесть бывает чиста? |
(Что такое совесть?
Нужна ли она человеку?
Что значит поступать по совести?
Какая совесть бывает чиста?)
ІІІ. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний
- Работа с определениями
Что такое совесть? Смоделируем понятие «совесть»
А) Моделирование понятия “совесть”.
Перед вами афоризмы (на листочках), раскрывающие это понятие. Выберите тот афоризм, который лучше всего объясняет, что такое совесть.
Афоризмы:
Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.
Паскаль Блез
Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.
Кант И.
Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.
Суворов А. В.
Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.
Гольбах П.
Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.
Пушкин А. С.
Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла.
Дени Дидро
Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.
Д. С. Лихачев
Совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
С. Моэм
Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая схема:
Б) Работа со словарем.
1.Обратимся к словарю (по словарю читает Яна) на слайде
Словарь В.И.Даля: «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».
- Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.
- Подберите однокоренные слова (записать на доске) (Совестливый, добросовестный)
Совестливый – поступающий по совести;
добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный.
4. Просушивание аудиозаписи рассказа А.П.Гайдара «Совесть»
Вопросы группам:
1 группа: Как вы думаете, почему девочка услышала голос своей совести только после того, как проводила мальчика?
2 группа: Почему А.П.Гайдар назвал рассказ «Совесть», а не «Как Нина Карнаухова прогуляла уроки» или «История с Ниной Карнауховой»?
3 группа: Надо ли человеку слушать голос своей совести? Может ли совесть замолчать, и ты ее никогда не услышишь?
4 группа: Как по-вашему автор относиться к своей героине:
а) неисправима;
б) надеется, что девочка исправится;
в) он верит, что голос совести поможет Нине в жизни.
5 группа: Каким человеком, по-вашему мнению, станет Нина? Кто помог ей измениться?
2. Работа со статьей учебника «ОСЭ» с.48
А) Прочитайте первый абзац статьи. Кто первым, кто задумался, что такое совесть ? (Демокрит).
Что он писал о совести? (По словам Демокрита, совесть – это «стыд перед самим собой»).
С каким чувством философ Демокрит связывал совесть? (Со стыдом).
(на слайде)
Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому неизвестным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя...
Демокрит
Б) Работа с толковым словарем Даля (читает Лэйсан)
Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.
Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)
Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость) – запись на доске
В) Составление таблицы. Работа в паре.
- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?
- А есть ли в их значении какое-то различие?
Совесть | Стыд |
(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).
Проверка по эталону. (слайд)
Д) Беседа. Работа с притчей.
- Я хочу предложить вашему вниманию притчу о Совести без муки.
Что такое притча? (притча - небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме)
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему в бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
- В чем заключается смысл притчи?
- В чем мораль?
- Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? ( Чему она вас научила?)
Е) Обобщение
- Ребята, нужна ли человеку совесть?
(Ответы детей).
Ж) Работа текстом учебника с. 49
Прочитайте 1 абзац. О чем вы узнали?
(Совесть – заставляет размышлять о своих поступках,
критически оценивать свои поступки,
напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,
игнорирует хитрые оправдания,
заставляет говорить о себе правду.)
- Что значит поступать по совести?
З) Игра «Найди пару». Работа в группах
- Ребята, я даю вам предложение, а вы постарайтесь найти вариант словосочетания или предложения, как им можно его заменить
- Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
- Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
- Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
- Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна». - Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
Проверка по слайду
и) Работа с кроссвордом в группах
Для кроссворда у нас один вопрос:
-.Какими качествами обладает совесть?
1 | с | п | р | а | в | е | д | л | и | в | о | с | т | ь |
2 | д | о | б | р | о | |||||||||
3 | н | р | а | в | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь |
4 | ч | е | с | т | н | о | с | т | ь | |||||
п | о | р | я | д | о | ч | н | о | с | т | ь | |||
6 | д | о | с | т | о | и | н | с | т | в | о | |||
7 | м | о | р | а | л | ь |
V. Творческое применение знаний
- С.48 дочитайте до конца. Чтение вслух.
-Каково мнение философов о рождении совести? А что утверждает современная наука этика? А вы с кем больше согласны, с философами или современной наукой этикой?
VІ. Рефлексия
1. Наедине с собой. Звучит спокойная музыка Э. Григ «Утро»
-Закройте глаза. Положите руку к сердцу и послушайте, как оно бьется. Прислушайтесь. Помолчите и подумайте: «В моем сердце живет честность, искренность, любовь. Только человек с добрым, открытым сердцем может быть отзывчивым, чутким». Откройте глаза.
2. - Вернемся к таблице «Знаю – хочу узнать – узнал». Заполните 3-ю колонку каждый для себя. У кого из вас остались незаполненные клеточки? Ребята поможем. Проверка по слайду.
- У кого заполнены все строчки? Я рада тему вы усвоили и в жизни будете поступать по –совести.
3. Закончи предложение
Мне захотелось…
VІІ. Итог урока
На совестливых людях держится мир и порядок. И в заключение урока послушаем стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть» (читают Нонна и Арина)
Совесть
Словно ненаписанная повесть.
Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?
Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.
А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.
Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.
Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.
VІІІ. Домашнее задание (на слайде – дифференцированное)
-Первое задание обязательно для всех, а второе и третье выбирайте сами.
- С.14 з.1
- С.15 з.4
- Составить синквейн
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/06/picture-372774-1389033731.jpg)
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья"
Урок по ОРКСЭ (модуль основы светской этики) по теме "Семья" (автор учебника М.Т.Студеникин)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-496254-1413027570.jpg)
Урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе по теме: «Этикет»
Открытый урок по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») в 4 классе с использованием ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/11/picture-520758-1439270245.jpg)
УРОК по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики»)
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") в 4 классе по теме "Терпение и труд" (учебник Студеникина М.Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. )Учитель стави...