Главные вкладки

    Конспект урока по Основам светской этики "Россия - наша Родина"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Долгополова Раиса Григорьевна

    Конспект урока по курсу ОРКиСЭ, модуль "Основы светской этики", урок "Россия - наша Родина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_1_rossiya_-_nasha_rodina_.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Тема: Россия – наша Родина.

     

    Цель:

    Формирование у младших школьников чувства гордости,  что родились и живем в России.

    Задачи:

    1. Подвести детей к таким понятиям, как Родина, патриот, патриотизм; учить сострадать, переживать, сопереживать.

    2. Развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.

    3. Воспитывать у детей чувство любви к Родине: ее природе, людям, святыням.

    Требуемая предварительная подготовка: сочинения детей о жизни семьи (предков) в разные годы; конкурс стихов о Родине; выставка рисунков «Моя Родина»; подбор пословиц о Родине; чтение литературных произведений о героях в разные времена.

    Виды деятельности:

    беседа,

    комментированное чтение,

    устный рассказ на тему,

    работа с иллюстративным материалом,

    самостоятельная работа с источником информации,

    подготовка творческой беседы с членами семьи.

    Основные термины и понятия:

    Россия,

    Родина,

    патриот,

    Отечество,

    столица,

    президент,

    государственные символы.

    Средства наглядности: выставка книг о России, репродукции картин с русским пейзажем, рисунки детей города, деревни, семьи.

    Использованные виды работы формируют организационные (способность организовать свою деятельность), интеллектуальные (способность результативно мыслить и работать с информацией), оценочные (способность самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за выбор), коммуникативные (способность общаться и взаимодействовать с людьми) умения.

    Ход урока.

    1. Орг. момент.
    2. Постановка темы и задачи урока.

    Если скажут слово «родина»,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом, в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот,

    У реки берёзка-скромница

    И ромашковый бугор...

    А другим, наверно, вспомнится

    Свой родной московский двор.

    В лужах первые кораблики,

    Где недавно был каток,

    И большой соседней фабрики

    Громкий, радостный гудок.

    Или степь от маков красная,

    Золотая целина...

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна!

    З. Александрова

    - О чем мы будем сегодня говорить?  (…)

    - Название нашей страны уже прозвучало в стихотворении. Имя нашей родины, конечно, знаете вы все. Давайте произнесем его хором:

    – Россия.

    Тема нашего занятия: Россия – наша Родина.  (Запись в тетрадь темы.)

    - Как вы понимаете тему урока?

    4. Практическая работа с ассоциативно-определительным материалом.

    - Что такое Родина?   (Запись на доске высказываний детей на каждую букву слова «Родина»)

    Р – Россия, род, родители, родственники, россияне…

    О – Отечество, отец…

    Д – дом, дети, дерево…

    И – имя, искусство…

    Н – небо, надежда …

    А – акация…

    Обобщение сказанного:

    Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки.  У каждого есть своя родная страна. Она всегда кажется самой близкой и самой лучшей в мире. Наша Родина – это Россия. Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки. Россиян объединяет русский язык, общие традиции и праздники.

    - Что значит любить Родину?

    Сегодня мы постараемся ответить на этот вопрос (задача урока.)

    Далее звучит музыка Г. Струве «У моей России». – фильм «Россия- Родина моя»

    Предварительное задание: Как композитор  проявляет свои чувства к родине?

    - Где находится наша страна?

    - Посмотрите на карту России.  Что вы скажете о  территории России? О ее природе? Какие реки, моря, озера, горы вам известны? Какие города знаете?

    Обобщение: природа России удивительно разнообразна. Здесь есть густые леса, бескрайние степи, высокие горы и глубокие моря.

    Много поэтов, художников, композиторов посвятили свои произведения Родине.

    - Каких русских поэтов, художников, композиторов вы знаете?

    (Показ портретов, произведений.)

    Любовь к природе - один из важнейших признаков любви к Родине. Эту сокровенную суть предельно ясно выразил Н.Рубцов в стихотворении «Тихая моя родина»:

    Тихая моя родина

       

    Тихая моя родина!

    Ивы, река, соловьи...

    Мать моя здесь похоронена

    В детские годы мои.

    - Где тут погост? Вы не видели?

    Сам я найти не могу.-

    Тихо ответили жители:

    - Это на том берегу.

    Тихо ответили жители,

    Тихо проехал обоз.

    Купол церковной обители

    Яркой травою зарос.

    Там, где я плавал за рыбами,

    Сено гребут в сеновал:

    Между речными изгибами

    Вырыли люди канал.

    Тина теперь и болотина

    Там, где купаться любил...

    Тихая моя родина,

    Я ничего не забыл.

    Новый забор перед школою,

    Тот же зеленый простор.

    Словно ворона веселая,

    Сяду опять на забор!

    Школа моя деревянная!..

    Время придет уезжать -

    Речка за мною туманная

    Будет бежать и бежать.

    С каждой избою и тучею,

    С громом, готовым упасть,

    Чувствую самую жгучую,

    Самую смертную связь.

    - Какие народы живут в России? (В России живет много разных народов. У каждого из них есть религия, которая сложилась в древние времена: христианство, ислам, буддизм. Люди разных вероисповеданий должны жить в мире и согласии.)

    - Что такое столица? (Главный город государства). Назовите и покажите столицу России?

    - Кто такой президент? (Глава государства)

    - Как зовут Президента России?

    - Назовите государственные символы. Где они встречаются?

    - Рассмотрим герб РФ.

    - Что вы знаете о гербе РФ?

    Процесс создания герба очень сложен, этим занимается специальная наука - геральдика. "Герб" в переводе с немецкого языка – наследие, наследство.

    Выступление школьников.

    1. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим три короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей родины и символизируют единство РФ и независимость ее от других государств. На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это - Святой Георгий Победоносец. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

    - Что вы знаете о российском флаге?

    2. Государственный флаг – это один из отличительных знаков государства. Все важное – как он должен выглядеть и как его правильно использовать – записано в специальном законе – Конституции. Во все времена цвету придавали особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу.

    22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.

    - Следующий символ государства - это гимн.

    3. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

    - Прослушаем гимн РФ, как подобает гражданам России. (Слушание гимна РФ.)

    - Какие чувства вызвала в вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).

    Русские люди всегда отважно защищали свою Родину. Все битвы были не на жизнь, а на смерть. Были победы и поражения.

    - Какие русские воины вам известны?

    Работа с портретами.

    В России и сейчас есть граждане, которые совершают воинские подвиги.

    Рассказ о вологодском пареньке – матросе Сергее Преминине.

    (Приложение 1)

    - Мог ли он поступить иначе? Почему?  (Выполнял долг перед Родиной.)

    - Можно ли сказать, что эти люди являются гордостью России? Почему? (В случае беды всегда придут на помощь.)

    - Кто такие патриоты? Кого можно назвать патриотом?

    - Что значит любить свою Родину?

    1. Комментированное чтение статьи из пособия для обучающихся.
    2. Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.
    3. Закрепление основных понятий урока.

    - Какие важные слова относятся к нашему уроку? (Родина, патриот, Отечество, президент, столица…)

    - Составьте и запишите в тетрадь предложения со словами: Россия, отечество, патриот, президент.

    Работа с пословицами (объясните пословицу)

    • На чужбине родная землица во сне снится.
    • Родная сторона - мать, чужая - мачеха.
    • Родина - мать, умей за нее постоять.
    • Где сосна взросла, там она и красна.
    • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    1. Работа по группам. Самостоятельная творческая работа школьников  

    Работа с притчей «Веник»

    - О чем говорится в притче?

    - В чем ее смысл? ( в единстве, поддержке друг друга, так должно быть в каждой семье)

    Дружбой, заботой, уважением, почитанием…

    1. Итог:  

    Вывод: Родина – это страна, в которой мы родились и живем, это русские леса, поля, моря и реки.  Это земля, на которой жили, трудились,  которую защищали от врагов наши предки

    Родина – это люди, которые живут и трудятся на нашей земле, заботятся о ней, испытывают гордость за свое Отечество, уважают свой народ, проявляют милосердие; несут ответственность и долг перед Родиной.

    1. Подготовка обучающихся к беседе с членами семьи и друзьями:

    - Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей родине после этого урока?

    - Как ты объяснишь слова: патриот, Отечество, Родина?

    - О ком из известных людей ты хотел бы рассказать членам своей семьи и друзьям?

    - Почему?

    1. Итог урока.

    -  О чем мы говорили?

    - Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?

    Рефлексия

    Предлагает встать, взяться за руки и дружно произнести речевку:

    Главное – вместе!

    Главное – дружно!

    Главное – с сердцем горящим в груди!

    Нам равнодушных в жизни не нужно!

    Злобу, обиду из школы гони!

    1. Домашнее задание.

    - Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.

    Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед Отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о нашей Родине они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чем их заслуги?

    Или: Найди материал об известном человеке. Подготовь рассказ о нем. Объясни, почему ты выбрал именно этого человека.

    Слушание песни в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»

    Приложение 1

    Преминин Сергей Анатольевич - машинист трюмный дивизиона движения электромеханической боевой части (БЧ-5) ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) "К-241" (проекта 667 АУ) 19-й дивизии 3-й флотилии подводных лодок Краснознамённого Северного флота, матрос. Родился 18 октября 1965 года в деревне Скорняково Великоустюгского района Вологодской области в рабочей семье. Учился в находящейся в 3-х километрах от родной деревни школе города Красавина, а по окончании 8-классов - в СПТУ № 4 речного флота города Великий Устюг.

    В рядах Вооружённых Сил СССР с 1984 года. Призван на Краснознамённый Северный флот. Проходил срочную службу на подводной лодке "К-241" в 19-й дивизии подводных лодок (город Гаджиево Мурманской области) трюмным машинистом дивизиона движения БЧ-5…

    В сентябре 1986 года в составе экипажа РПКСН "К-219" под командованием капитана 2-го ранга Британова Игоря Анатольевича матрос Преминин С.А., вышел на боевое дежурство из Баренцева моря в Атлантический океан. Это было второе автономное плавание Сергея.

    3 октября 1986 года в Саргассовом море, в 1000 км северо-восточнее Бермудских островов, в ракетном отсеке подводной лодки "К-219" вспыхнул пожар. Как следует из официальной информации того времени: "В целях обеспечения ядерной безопасности реактора для ручного опускания его компенсирующих решеток в 7-й отсек трижды вводились специалисты электромеханической боевой части". Одним из этих специалистов был командир группы дивизиона движения старший лейтенант Николай Беликов, другим, его подчинённый - матрос Сергей Преминин. Командир "К-219" Британов И.А. знал, что на них можно положиться. Не подведут…

    Беликов с Премининым работали по очереди. Они опустили три решетки из четырёх. Из-за высокой температуры (около 70 градусов) Беликов потерял сознание. Оставшись в реакторном отсеке один, Сергей Преминин выполнил свой воинский долг. Реактор был им надёжно заглушен. Но выйти из отсека Сергею не удалось: возросшим давлением поджало переборку, а сил не хватило даже на то, чтобы встать с колен. Заклиненную дверь пытались открыть, но безрезультатно…

    6 октября 1986 года в 11 часов 03 минуты "К-219" затонула на глубине более 5000 метров, унося в своем чреве матроса Сергея Преминина, навечно оставшегося на боевом посту в реакторном отсеке…

    Указом Президента РФ от 7 августа 1997 года № 844 матросу Преминину Сергею Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

    Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

    ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

    ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

    Конспект урока по основам светской этики. Тема: "Дружба"

    Живя в обществе и общаясь с людьми, человек находится в разнообразных отношениях с другими. К ним относятся отношения между родственниками, между соседями или служебные отношения, связанные с работой ...

    Конспект урока 12 "Основы светской этики" 4 класс

    Конспект урока №12 "Основы светской этики " по теме :"Справедливость"...

    Конспект урока. Курс «Основы светской этики». Тема урока: «Этикет общения по телефону».

    Тип: урок формирования новых знаний.Цели урока: сформировать у обучающихся первоначальное представление об этике общения по телефону,  как системе норм и правил поведения,  как порядке,...

    Конспект урока по основам светской этики в 4 классе "Обычаи и обряды русского народа"

    Урок по основам светской этики в 4 классе " Обычаи и обряды русского народа". Автор учебника М.Т.Студеникин. Урок   познакомит учащихся с праздниками народной культуры, со свадебным обычаем и обы...

    Конспект урока(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

    На уроке ученики учатся осознавать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе;  соотносить понятия «стыд» и «совесть»....