Конспект урока(модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Старшова Ирина Николаевна

На уроке ученики учатся осознавать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе;  соотносить понятия «стыд» и «совесть».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovest.docx85.46 КБ
Файл mudretsy.docx191.22 КБ
Файл tekst_k_video.docx12.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока(модуль Основы светской этики)

4  класс

Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:

Помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»

Предметные результаты:усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД:понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, овладение логическими действиями,сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей , развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм(справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность), выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм, формирование моральной самооценки, проявление  в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение  поступка с моральной нормой.

Метапредметныерезультаты : развитие рефлексии « чистая совесть», умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование:

(мультимедийная презентация) ноутбук, учебник, раздаточный материал,Ф.Шопен. Ноктюрн №20,Мечта.

Ход урока.

1.Актуализация опорных знаний. 

 У:Начинаем урок светской этики.

-На прошлых  уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни.

- Представим себе, что у нас есть все:мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле. Все для человека. И тогда возникают вопросы:

-каким должен быть человек, чтобы сохранить все это?

 -что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на ответ.

2.Выводим тему урока.

 Учитель читает стихотворение.

Однажды предрассветною порой,
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?

– Конечно, разум – первый мне ответил. (на доску прикрепляю РАЗУМ)
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: –
 Воля на пути, (на доску прикрепляю  ВОЛЯ)
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…

У: Ребята, как вы думаете, что самое главное в человеке?

Ответы детей: добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, добродетель, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость, спокойствие, удовлетворение, скромность, тактичность.  

Дети отвечают. Учитель продолжает.

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека – 
совесть! (на доску прикрепляю  СОВЕСТЬ)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

Что такое разум?

У: (Разум есть существенная способность человека мыслить, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок).Слайд 1

Что такое воля?

У:Воля — это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.Слайд 2

-А как на ваш взгляд – какое качество в человеке вы считаете самым главным?

Слайд 3

Озвучьте тему урока. Какова будет тема урока? (Совесть)  Слайд 4

З.Работа со словом «СОВЕСТЬ».

- Прочитайте эпиграф урока. (Слайд 4)

Самое главное украшение человека – чистая совесть.( на доске)

Марк Туллий Цицерон (Древнеримский оратор и философ)Слайд 5

А можем ли мы сказать, что совесть украшает человека? (Да)

ІV. Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

Работа со словарями.

1.Обратимся к словарям Владимира Ивановича Даля, школьному толковому словарю русского языка, Сергея Ивановича Ожегова, энциклопедический словарь,учебному словарю русского языка Вадим Викторовича Репина

В.И.Даль. «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; чувство, побуждающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития».

Школьный  толковый  словарь русского языка- «Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед  окружающими людьми, обществом».

Д.Н Ушаков. «Совесть - внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение».

С.И.Ожегов «Совесть  -чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».      

Энциклопедический словарь –«Совесть-понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом ,сознание нравственной ответственностиза своё поведение ».

В.В. Репкин. Учебный словарь русского языка-«Совесть- чувство ответственностиперед самим собой за свои поступки».

-Каждая группа зачитывает свое определение «совесть».

Что общего у всех этих определений?

У:Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

  1. Учитель: - Заглянем в историю слова «совесть». Слайд 6

Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

  1. Подберите однокоренные слова к слову совесть. (Совестливый, добросовестный)

Что значит:

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый, высоконравственный;

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма.

Афоризмы:

 ( КАЖДОЕ КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО ПРИКРЕПЛЯЮ НА ЛИСТОЧКЕ ДУБА)

  1. « Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать» .Паскаль Блез (французкий математик, механик, физик, литератор и физик)
  2. «Законживущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» . Иммануил Кант (немецкий философ)
  3.  «Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких» . Поль Гольбах  ( французский  философ, писатель, энциклопедист)
  4.  «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла»   .Дени Дидро (французский писатель, философ просветитель)
  5.  «Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за  

нами кто-то следит. Генри Луис Менкен  (французский  журналист)

Физминутка   (Шопен «МЕЧТА»)

Давайте отдохнем.

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Вас обвивает тёплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой.

Откройте глаза,

Посмотрите по сторонам и улыбнитесь своим товарищам .

Пошлите друг другу добрые мысли, дарите радость и будьте сами источником света, добра и любви.

- Мы продолжаем с вами работать.

Работа с притчами.

При́тча — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость). По содержанию притча близка к басне.

1 группа.

Прочитайте притчу.Притча о старике

Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.

За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.

Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.

Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет, папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.

Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обижали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.

Ответьте на вопросы:

-Почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость?

-Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым

Бывает так, когда и взрослые поступают не по совести.

(Можно ответить пословицей: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

Бездушие сына и невестки по отношению к отцу повернется против них. Как человек относится к матери и отцу, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается. )

Что такое стыд? Попробуйте дать определение.

У: Вот какое определение слову стыд даёт

Стыд – чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосужденье, раскаянья и смиренье, внутренняя исповедь перед совестью.В.И. Даль

У: Итак:Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили. Слайд 7

2 группа

Совесть без муки

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа  по притче.

- Как поступит герой притчи?

-Почему  он вернет кошелек хозяину?

-Что помогает человеку  отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

            -В чем смысл притчи?

- Чему нас учит эта притча ?

3 группа.

Ответьте на вопрос:

Ребята, почему молодой человек 50 лет  не имел покоя в душе?

4 группа

Совесть.

Жил-был человек, хорошо себе жил, благополучно жил, вопросами высокими не рушил себя. А тут какой-то прохожий возьми и скажи ему: «Совесть ты потерял!» - «Совесть? А что такое совесть? Я совести не знаю…» И огорчился человек: «Всё у меня есть, а совести нет, потерял я её…  А какая она – эта самая совесть? Какой вид имеет?» Печалился, печалился да и пошёл по свету совесть свою искать. Бродил, бродил, раз видит – человек на дороге лежит, грязный, израненный, окровавленный – смотреть страшно… Все мимо него спешат – подойти боятся. А искатель этот остановился – как человека на смерть оставить? Поднял его, раны его омыл, на себе понёс… Так он и нашёл свою совесть, грязную, окровавленную, измученную…

-Ребята, почему совесть человека оказалась грязной?

5 группа

ПОКАЯНИЕ

            Упал человек в глубокую пропасть.

Лежит израненный, погибает…

Прибежали друзья. Попытались, держась друг за друга, к нему на помощь спуститься, да сами в нее чуть не свалились.

Пришло милосердие. Опустило в пропасть лестницу, да – эх!.. – не достает она до конца!

Подоспели добрые дела, сделанные когда-то человеком, бросили вниз длинную веревку. Но тоже – коротка веревка…

Так же тщетно пытались спасти человека: его громкая слава, большие деньги, власть…

Наконец, подошло покаяние. Протянуло оно руку. Ухватился за нее человек и… вылез из пропасти!

– Как это тебе удалось? – удивились все.

Но покаянию некогда было отвечать.

Оно спешило к другим людям, спасти которых могло только оно…

-Ребята, почему именно покаянию удалось спасти человека?

Обсуждение в группах.

- Каждая группа читает вслух притчу и отвечает на вопрос к притче.

- Какое качество объединяет эти притчи? (Совесть)

Что же такое совесть?

- Что значит поступать по совести? (честно и справедливо)

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

Игра «Найди пару». Работа в паре.

Работа с пословицами.

Нужно собрать пословицы   у каждой группы лежат начало и окончания пословиц. Вам нужно составить из этих частей пословицы о совести)

1) Вода все отмывает, кроме нечистой совести

2) Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста.

3) От человека утаишь, а от совести нет.

4) Совесть без зубов, а грызет.

5) У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

Проверка по эталону (слайд).

-Чему учат нас эти пословицы?

V. Творческое применение знаний.

Составление символа совести.

Учитель. Ребята, я предлагаю изобразить символ совести. Он должен быть простой и понятный всем.

(Дети приклеивают солнышко с улыбкой, ладони раскрытые, сердечки с руками…)

 На ладошках пишут те качества, которыми должен обладать совестливый человек.

Выставка символов на доске.

1. Портрет совестливого человека(если останется времени)Слайд 8

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

VІ. Рефлексия.

Учитель. В жизни каждый из вас задумывался, каким нужно быть человеком, чтобы с вами дружили ребята, любили окружающие, с вами было легко и приятно, какой характер должен быть у человека.

Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека. Прочтите сами, раздайте друзьям.

Памятка.

 Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.      

Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).

  • Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
  • Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
  • Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
  • Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
  • Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
  • Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
  • Не берите чужого без разрешения.
  • Не желайте никому зла
  • Не допускайте грубости
  • Во всём помогайте ближним
  • Будьте добрым человеком

 -Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.

 -Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью?  

VІІ. Итог занятия.

7. Итог урока

– Что значит, жить в ладу со своей совестью? Что в жизни вам даст такое качество характера?

Дети высказывают свои мысли: У меня будет много друзей. Я счастлив. Я буду уверен. Родители меня будут любить. Меня не будет грызть совесть…

         «Синквейн»

  • Совесть
  • Вечная, мудрая
  • Спрашивает, учит, мучит
  • Главный судья
  • Слушай её

Закончим наш урок пословицей: Худые дела до добра не доведут.

Живите и поступайте так,чтобы  вас никогда не мучала  совесть. Всем спасибо за работу. 

VІІІ. Домашнее задание.

-Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»

                                    Доп. материал к уроку:

Кроссворд.

  1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».
  2. Чувство, которое испытывают люди, которых вы огорчили, обидели?
  3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.
  4. Недоброе чувство, мысль или дело.
  5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершенных ошибок.
  6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.
  7. Состояние полной, высшей радости.



Предварительный просмотр:


C:\Users\Леся\Desktop\2.gif

         C:\Users\Леся\Desktop\79163168_zvezdochet.png
C:\Users\Леся\Desktop\4.gif



Предварительный просмотр:

Вложив в совесть человека,

Творец поручил ей два дела:

Совесть- голос ,который говорит то, что не надо делать то, что ты уже сделал .

-Перед  выбором совесть

подсказывает, как должен поступить человек.

-После ошибки совесть срабатывает как тревога: « Так нельзя!  Исправься!»

-У совести есть очень важная особенность: если забыть о нанесённых ею ранах, они никогда не зарастут. Даже спустя долгие годы совесть может напомнить о былой неправде.

_-Может случиться так, что радость полученная от интересной поездки, может исчезнуть - потому что совесть  вдруг подняла из глубины твоей памяти что-то ,о чём не хотелось бы помнить.

-Поэтому самое главное  в жизни человека - быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слушать и поступать по её подсказкам, исправлять свои прошлые ошибки.

- Некоторые, стараются просто забыть свои ошибки. Забыть о боли, которую нанёс своей маме или другу. Забыть о том, что ты обманул кого-то…

-Получается,будто  можно не придавать значения чужим слезам: день закончится, всё забудется само собой, наступит новый день, с новыми развлечениями и приключениями.

- На самом деле, если совесть стала досаждать нашей памяти, уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется—раскаяние.

Раскаяние  ( или покаяние) –это изменение той оценки, которую человек дает своим поступкам.