Главные вкладки

    технологическая карта урока по учебному предмету ОРКСЭ (Светская этика)
    план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

     Инна Ивановна Распопова

    тема урока: Правила твоей жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Орк и СЭ» в 4-ом классе

    на тему « Правила твоей жизни»

     

    Тип урока

    Урок открытия нового знания

    Автор УМК

    М.Т. Студеникин

    Цель

    Создание условий для совершенствования гражданского самосознания учащихся.

    Планируемые образовательные результаты

    Личностные:

    развивать этические чувства как результата морального поведения;

    знакомство с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение;

    учить давать нравственно-этическую  оценку личным поступкам и поступкам других людей.

    Метапредметные:

    формировать умение высказывать суждения;

    учить осуществлять поиск и обработку информации;

    Предметные:

    знакомство с жизненными ориентирами, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в классе и обществе;

    учить оценивать поступок, а не человека совершившего его.

    Оборудование

    мультимедиа проектор, карточки для группового задания, клей, ножницы, листы формата А-3 (для создания проекта),  маркеры, презентация.

    Образовательные ресурсы

    справочная литература, ресурсы сети «Интернет», учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» 4 класс, М. Т. Студеникина.

    Этапы урока

    Цель этапа

    Формируемые умения (УУД)

    Деятельность учителя

    Деятельность      учащихся

    этап мотивации

    Создание условий для включения обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

    Метапредметные (УУД):

    регулятивные:

    • Умение понимать инструкцию с опорой на зрительный и звуковой анализаторы.

    коммуникативные:

    • Уметь корректировать  действия партнёра.
    • Уметь слышать речь других.

    Мы живём в обществе. Нас окружают люди, с которыми мы связаны учёбой, работой, общими интересами. Каждый человек индивидуален. У каждого существуют свои правила жизни, свои принципы и свои идеалы.

    Сформулируйте тему нашего урока (о чём пойдёт речь сегодня на уроке)?

    Сегодня мы поговорим о правилах вашей жизни и составим «Кодекс»  класса. Как вы думаете для чего нам это необходимо?

    Вам было задано найти значение слова «Кодекс» в различных источниках. Что такое Кодекс?

    Объясните своими словами смысл пословицы:

    «Не ищи правды в других, коли её в тебе нет»

    «Живи для людей, поживут и люди для тебя»

    Мы часто встаём перед выбором: как поступить?

    • Помочь маме или пойти гулять?
    • Делать уроки или пойти погулять?
    • Сказать правду или промолчать?

    Легко ли принять решение? От чего зависит ваш выбор?

    формулируют тему урока

    ставят учебную задачу

    кодекс — совокупность правил поведения, убеждений, взглядов

    Объясняют смысл пословицы.

    Вывод: принимать решение не просто, но надо поступать по совести.

    этап актуализации знаний

    Активизация психических процессов, готовности мышления  и

    осознание потребности в

    к построению нового  способа действия

    Предметные:

    • Уметь применять способы решения учебной задачи, действуя по алгоритму.

    Метапредметные (УУД):

    познавательные:

    • Уметь выстраивать логическую цепочку рассуждений.
    • Уметь анализировать.

    регулятивные:

    • Овладение приёмами планирования деятельности.
    • Принимать инструкцию.

    коммуникативные:

    • Слушать и понимать речь других.

    Перед вами выбор. Надо поставить слово «ДА» к тому качеству, которое помогает человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях «НЕТ»

    Вспыльчивость

    Торопливость

    Безразличие

    Аккуратность

    Честность

    Лживость

    Уважение к людям

    Уважение к себе.

    - Можно сказать, что поступать по совести это справедливость?

    Вашему вниманию предлагается притча о стакане молока. Послушайте и ответьте, какие качества личности проявили герои этого сюжета.

    Мальчишка был голодный и босой,
    Давно не ел, кружилась голова.
    В дверь постучав, воды он попросил,
    Но женщина выносит... молока!

    И тот стакан — дал силы снова жить!
    Поверил он — есть в мире доброта!
    Минуло много лет... И доктором он стал.
    И жизнь его все дальше потихоньку шла.

    Он на обходе женщину увидел,
    Ту, что дала когда-то молока!
    Она была больна, причем серьезно!
    Ей срочно операция нужна!

    Он жизнь ей спас, все силы приложив.
    Живет и побеждает доброта!
    Квитанцию к оплате принесли.
    - Всю жизнь платить! — подумала она.

    И, взяв листок, не верила глазам!
    От радости заплакала она!
    Оплачен счет! Он рядом написал:
    “Оплачено стаканом молока!”

    Дети выполняют задания в парах.

    Ребята приводят примеры и делают

    Вывод: есть моральные отношения между людьми они помогают нам поступать по совести.

    Ответы детей:

    доброта

    милосердие

    взаимопонимание

    умение любить

    честность.

    этап пробного учебного действия

    Организация деятельности учащихся по выявлению и фиксации места и причины затруднения

    Предметные:

    • Уметь применять способ решения учебной задачи, действуя по алгоритму.

    Метапредметные (УУД):

    познавательные:

    • Выдвижение гипотез и их обоснование.
    • Анализ с целью выявления признаков, сходства и различия.
    • Доказательство.

    регулятивные:

    • Целеполагание, как способ освоенного и неосвоенного.
    • Прогнозирование.

    коммуникативные:

    • Точное выражение своих мыслей.

    Сейчас мы определим правила, по которым вы планируете строить свою жизнь. Работать будем в парах, можно советоваться, аргументировано доказывать свой выбор. Перед вами набор правил жизни, выберите те, которые подходят вам, и объясните выбор.

    1. Для достижения своей цели все средства хороши.
    2. Проявление жалости — это удел слабых.
    3. Добиваясь своей цели, помни, что не должны страдать интересы других людей.
    4. Если тебя обидели, наказание обидчика — это твой долг.
    5. Будь всегда честен, правда всё равно рано или поздно всплывёт.
    6. Люби, не прося ничего взамен.
    7. Если нужно для достижения цели солгать, солги.
    8. Не делай другому того, чего не желаешь себе.

    Работают в парах.

    Ответы учащихся:

    • Добиваясь своей цели, помни, что не должны страдать интересы других людей.
    • Будь всегда честен, правда всё равно рано или поздно всплывёт.
    • Люби, не прося ничего взамен.
    • Не делай другому того, чего не желаешь себе.

    этап построения проекта выхода из затруднения

    Мотивирование на самостоятельную постановку цели учебной деятельности, выбор способа и средств     ее реализации

    Личностные:

    • Мотивационная направленность на решение проблемы.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    • Формулирование проблемы.
    • Прогнозирование

    Предметные:

    • Уметь объяснять …
    • Уметь применять….

    –Мы все разные, у вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все вы вместе – часть общества, правового общества, поэтому у вас одинаковые права.

    Как называется документ, в котором записывают права и обязанности людей нашего государства? (конституция)

    А вот права всех людей записаны во «Всеобщей декларации прав человека». Декларация – международно- правовой документ, принят 10 декабря 1948г. Генеральной Ассамблеей ООН. В нем говориться, что все люди должны знать свои права и обязанности. Как вы думаете, а у детей есть свои права? Конечно, есть! И записаны они в «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Каждый ребенок должен знать свои права. Но не менее важно знать свои обязанности.

    -Эти документы называют правовыми, как вы думаете почему?

    Ответы детей:

    конституция

    вывод: право — это правило, по которому живут люди. Эти правила охраняются государством.

    Законы — это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны.

    этап первичное закрепление во внешней речи

    Создание условий для самостоятельного  построения выхода из затруднение  и фиксация нового знания

    Предметные:

    • Понимание необходимости условия проверки...

    Метапредметные (УУД):

    познавательные:

    • Выдвижение гипотез и их обоснование.
    • Поиск и выделение необходимой информации.
    • Анализ с целью выявления признаков сходства и различия ранее изученных способов действия с новыми.
    • Доказательство.

    регулятивные:

    • Целеполагание
    • Прогнозирование.

    коммуникативные:

    • Точное выражение своих мыслей.
    • владеть диалогической формой речи.

    Овладевать монологической формой речи

    Может быть кто-то знает как называется документ в котором прописаны права и обязанности школьника?

    Ученики обязаны:

    • соблюдать устав школы.
    • добросовестно учиться
    • бережно относиться к школьному имуществу.
    • соблюдать правила поведения учащихся.
    • уважать права других.

    Говорили об обязанностях, а вернулись к правам. Почему?

    Это устав школы.

    Нет прав без обязанностей, а обязанностей без прав.

    Этап  включение в систему знаний и повторение

    Применение нового знания в типовых заданиях. Орфографический тренинг в коллективной деятельности

    Личностные:

    • Определять и следовать общим для всех правилам работы в группе.
    • Оценивать необходимость полученных знаний и умений (исходя из личных потребностей).

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    • Уметь работать по плану.
    • Уметь планировать собственную  деятельность, исходя из учебной задачи.
    • Оценивание работы группы в целом и самооценивание собственной деятельности в составе этой группы.

    познавательные:

    • Формулировать проблему.
    • Самостоятельно создавать способы   решения проблемы.
    • Построение логической цепи рассуждения.
    • Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

    коммуникативные:

    • Уметь полно и точно выражать свои мысли.

    – Сейчас вам предстоит творческая работа в группах. Работа над созданием «Кодекса класса» :

    1-4 группы: выбрать информацию из конверта и представить полученный результат на листе формата А-3.  Группа №5 работает с  информацией в компьютере  и представит нам свою работу на слайдах.

    1 группа: Создать правила поведения школьников на перемене.

    2 группа: Правила поведения школьника на уроке.

    3 группа: Правила  поведения в школьной столовой  

    4 группа: Общение школьника со сверстниками,  со старшими и  с младшими.

    5 группа: Правила поведения в общественных местах.

    Работа в группах.

    Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях

    Предметные:

    • Уметь применять полученные знания в условиях изменённой ситуации.

    Метапредметные (УУД)

    регулятивные:

    • Овладевать волевой саморегуляцией.
    • Уметь ставить учебную  задачу в самостоятельной деятельности.
    • Планировать деятельность, исходя из задачи.
    • Владеть навыками самооценки и самоконтроля.

    познавательные:

    • Самостоятельное создание способов решения учебной  задачи.
    • Классификация объектов.
    • Выведение следствий.
    • Умение действовать по алгоритму.

    коммуникативные:

    • Умение выражать свои мысли понятным для окружающих языком.
    • Уметь договариваться и принимать совместное решение.

    Представление проектов  группами.

    Представляют свои проекты.

    рефлексия деятельности

    Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного на базовом и повышенном уровнях изучения материала

    познавательные:

    • Самостоятельное создание способов решения учебной задачи.
    • Умение действовать по алгоритму.

    регулятивные:

    • Овладевать волевой саморегуляцией.
    • Уметь ставить учебную задачу.
    • Владеть навыками самооценки и самоконтроля.
    • Уметь удерживать учебную задачу.

    Что открыли нового для себя на уроке?

     С какими документами познакомились?

    Какой вывод сделаем из нашего разговора?

    Вывод:

    Несоблюдение обязанностей приводит к беспорядку. Нужно знать свои права и обязанности.

    Закон есть не только в документах, но и душе любого из нас.

    Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

    Личностные:

    • Устанавливать связь между целью деятельности и конечным результатом.

    Метапредметные (УУД):

    регулятивные:

    • Давать оценку собственной деятельности на уроке.
    • Осознавать причинно-следственные связи успешности/неуспешности.

    коммуникативные:

    • Использовать выразительные средства языка для выражения своих мыслей.

    Обсудите работу каждого члена группы. Что вы можете сказать о работе своей группы?

    Оценивают свою работу на уроке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»

    Данная  технологическая  карта  была  разработана  для участия во  всероссийском   конкурсе  профессионального  мастерства "Мой  лучший  урок ...

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

    Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

    Технологическая карта урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» в 1-ом классе на тему «Форма и цвет предметов»

    Цели урока: Формировать навыки организации рабочего места; дать первичные представления о форме предметов, цветовой гамме; учить технике акварельной живописи, получению разных оттенков цвета; обо...

    Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики»

    Урок 1 - «Россия – наша Родина» с методическим материалом к уроку...