Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему «Знакомство с понятием «выражение», «значение выражения»
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Данная  технологическая  карта  была  разработана  для участия во  всероссийском   конкурсе  профессионального  мастерства "Мой  лучший  урок  по ФГОС" в  номинации  "разработка  технологической  карты  урока". Урок  по данной  теме  был  проведён   в  рамках  недели  начальных  классов  и  записан  на  видео.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_privalova_l.m.docx50.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                               Привалова Л. М.

                                                                                             учитель начальных  классов

                                                                                               МКОУ  «Тёткинская  средняя   общеобразовательная  

                                                                                               школа  №1  им. Бочарникова»

                                                                                                Глушковского  района   Курской  области

                                                                                                   п. Тёткино                                                                                                      

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 1-ом классе на тему   «Знакомство  с  понятием «выражение», «значение   выражения»

Тип урока:

 Урок  открытия  нового  знания

Авторы УМК:

УМК система развивающая  обучения   Л.В. Занкова  XXI век

И.И. Аргинская, Е.П. Бененсон, Л.С. Итина, С.Н. Кормишина

Цели урока:

Создать условия для формирования представлений учащихся о выражении, формировать умение составлять выражения и находить значение выражений;

- развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции  у  школьников;

 -способствовать  воспитанию дружеских  взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом;

- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха,  создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.

Планируемые образовательные результаты (личностные,  метапредметные,  предметные):

 Личностные — формирование  положительного  отношения  к  учёбе  и  своим   знаниям, развитие  творческого  воображения.

Метапредметные:

       -   регулятивные универсальные учебные действия (УУД) — организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности;

      -   познавательные УУД — умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, строить  небольшие  математические  сообщения  в  устной  форме;

        -  коммуникативные УУД — умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные — иметь   представление   о понятиях  «выражение», «значение  выражения»; уметь   составлять  выражения  и  находить  их   значение;   осуществлять  классификацию  математических   знаков.

 

Оборудование:

 мультимедиапроектор,  экран,  компьютер, презентация «Знакомство  с  понятием «выражение», «значение   выражения»,  раздаточный материал для парной и индивидуальной работы,  рисунки  снеговиков успеха,  учебник «Математика» 1 класс   часть 2  (автор  И.И. Аргинская.- Самара: Издательство  «Учебная  литература», 2012)    

Образовательные  ресурсы:

 Аргинская И.И. Математика. Методическое  пособие  к  учебнику  1-го  класса  четырёхлетней  начальной  школы.- М.:Центр  общего  развития

www. zreni.ru электронные физкультминутки для глаз Галкина И.А.

www. eduprezent.ru «Танец снеговиков»

 

                                             Технологическая   карта   урока

Этапы  урока

Ход   урока

(деятельность  учителя)

Ход   урока

(деятельность  учеников)

                         УУД

Личностное

развитие

Коммуникатив-

ные

Познавательные

Регулятивные

I.  Мотивация

к   учебной деятельности.

( 1 мин)

Цель:

-включение в

учебную

деятельность на

личностно-

значимом

уровне.

Доброе

пожелание,

положительный

настрой  на урок. Здравствуйте! Садитесь,  пожалуйста.

Проверим  свои  рабочие  места.

Всё ль  на  месте? Всё  ль  в  порядке? Книжки, ручки  и  тетрадки?

-Ребята, какое  сегодня  прекрасное  утро. Я  рада  вас    видеть! Давайте  подарим  друг  другу  хорошее  настроение. Я  улыбнусь  вам, а  вы  улыбнитесь  мне. С  хорошим  настроением  и  учиться  интересней.

Настрой  на

дальнейшую

работу.

-планирование  учебного  сотрудничества  с  учителем  и  со  сверстниками.

-волевая  саморегуляция.

-эмоционально-положительное  восприятие  учения,   формирование  позиции  ученика.

II. Актуализация

знаний и фиксация

затруднения  в

деятельности.

(5 мин)

Цель:

готовность и

осознание

потребности к

построению

нового способа

действий.

Создание условия

для возникнове- ния у  учеников

внутренней

потребности

включения в

учебную

деятельность.

-Какое  сейчас  время  года?

-О  каком  зимнем  месяце  говорят: «Год  кончает -  зиму  начинает»? (декабрь)

-«Году  начало, зиме  середина?» (январь)

-Какой  месяц  самый  короткий  в  году? (февраль)

-Что  мы  можем  ещё  сказать  о  феврале? (последний  месяц  зимы, финал  зимы)

  Игра «Ассоциации»

Я  назову  слово, а  вы  расскажете   мне  какие  образы  у  вас  возникли.

Зима -  снег, лыжи, коньки, снежки, снеговики.  (Слайд №2, 3,4,5,6)

Снеговики  особенно  красивы  в  феврале. Они  как будто  прощаются  с  нами  до  следующей  зимы.

2.Рассмотрите   внимательно  снеговика  на  экране.

-Какие  математические  знаки  вы  увидели  на  снеговике?

(>, <, =, +,  -)       Слайд  №7

-Какое  задание  можно  предложить  выполнить  с  этими  знаками?

- На  какие  две  группы  мы  можем  распределить  эти  знаки?

(знаки  действий, знаки  сравнения)  

-На  какие  две  группы  можно  распределить    знаки  сравнения?

(равенства  и  неравенства)

3.Распределите  записи  на  экране  на  две  группы.   (слайд №9)

Индивидуальная  работа

9-5>3    3+5=8     1+4<7     8>0    

 7-3<6    4+2=6

Неравенства  расположите   в  первый  столбик, а  равенства  во  второй.

Проверьте  правильность  выполнения  на  экране (Слайд №10)

На  столе  у  каждого  лежит  изображение  снеговика. Это  снеговик  успеха. Если  вы  легко  справились  с  заданием, раскрасьте  верхнюю  пуговицу  карандашом  зелёного  цвета, испытывали  затруднения – жёлтого  цвета, а  если  для  вас  это  трудное  задание, то – красного  цвета.

Демонстрируют

знания, умения.

-знание  названий  зимних  месяцев;

демонстрируют  культуру  поведения  в  учебном  диалоге;

-играют   в «Ассоциации»;

-рассматривают  слайды  с  изображением  зимних  забав  детей;

-развивают  наблюдательность, внимание.

Формулируют

задание:

-классифицировать

математические  знаки;

-распределить  математические  знаки  на  две  группы;

-распределить   знаки   сравнения  на  две  группы;

Индивидуальная  работа

- классифицикация

равенств  и  неравенств;

-проверка  правильности выполнения   по  эталону.

-оценка  правильности  выполнения  задания

-стимулирование  учащихся  к  выражению  собственного  мнения;

умение

сотрудничать,

вступать в

дискуссию,

анализировать,

доказывать,

отстаивать свое

мнение.

-высокая  степень  познавательной  активности, творчества  и  самостоятельности  учащихся   на  уроке, анализ  объектов  с  целью  выделения  существенных  признаков.

-оценка  того, что  уже  усвоено  учащимися,

оценка

правильности

выполнения

действия на уровне

адекватной

ретроспективной

оценки.

-формирование

способности  к

самооценке  на

основе критериев

успешности

учебной

деятельности;

-установка  на

здоровый образ

жизни.

III. Выявление

места и причины

затруднения

(4 мин)

Цели:

- выявить место

(шаг, операция)

затруднения;

- зафиксировать во внешней речи

причину

затруднения.

 Создание

познавательной

проблемной ситуации.

Посмотрите  на  записи, которые  сделал  снеговик.

5+4     7-2     9-6   3+6  

(Слайд №11)

- Можно  ли  записи  назвать  равенствами? Почему?

-Тогда  это  неравенства? Почему?

- А  как  мы  их  можем  назвать?

-У  таких  записей  есть  своё  название. Может  быть  кто-то  знает  какое?

С  помощью  наводящих  вопросов  учителя

подходят  к  теме

урока.

-демонстрируют  культуру  поведения  в  учебном  диалоге;

-стимулирование  учащихся  к  выражению  собственного  мнения;

-умение структурировать  знания;

-осознанно  и  произвольно  строить  речевое  высказывание.

-умение

ориентироваться в

своей  системе

знаний: отличать

новое  от  уже известного  с

помощью учителя;

-построение  логической  цепочки  рассуждений.

IV. Построение

проекта выхода

из затруднения

( 4 мин)

Цель:

построение

учащимися нового

способа действий

и формирование

способностей к

его выполнению.

Организация  работы  в  парах.

Соберите  название  понятия.  (Слайд №12)

(Откройте  конверт  и  достаньте  буквы. Разложите  их  перед  собой  на  столе.

-Расставьте  буквы  в  порядке  возрастания  соответствующих  им  чисел  и  прочитайте  слово.

а ж и я в ы н р е

4 5 8 9 1  2  7  3 6

(Раскрасьте  соответствующим  цветом  вторую  сверху  пуговицу  снеговику  успеха)

Давайте  хором  прочитаем. (ВЫРАЖЕНИЕ)

-Кто  догадался, какова  будет  тема  нашего  урока.

(Запишите  в  тетради  тему  урока)

Сегодня  на  уроке  мы  должны  выяснить, что  такое  выражение, научиться  находить  их  среди  других  записей, составлять  самостоятельно.

Частично-

поисковая

деятельность.

-работа  в  парах

-оценка  выполнения  задания с  проверкой  по эталону

-выдвигают

варианты

формулировок

темы и цели

урока.

-стимулирование  учащихся  к  выражению  собственного  мнения;

-формирование

умения  работать в

 паре,  находить  общее  решение, умение

аргументировать

своѐ предложение;

-развивать

способность

сохранять

доброжелательное

отношение друг к

другу,

взаимоконтроль и

взаимопомощь по

ходу выполнения

задания;

- определение и

формулирование целей

на уроке с помощью

учителя;

- проговаривание

последовательности

действий на уроке;

-проявление

познавательной

инициативы  в

учебном

сотрудничестве;

-оценивание

правильности

выполнения

действия на уровне

адекватной

ретроспективной

оценки;

-целеполагание

-формирование  у  учащихся  ответственности  за  свою  деятельность;

-объективная  оценка  результатов  деятельности:

V.Реализация  построенного  проекта

(12 мин)

Цель:

- формирование  умения реализовывать  построенный  проект

1.Что  же  такое  выражение. Давайте  попробуем  составить  определение  этого  понятия.(Слайд № 13)

-На  экране  три  определения  понятия  и  только  одно  из  них  правильное. Нам  нужно  его  найти  и  доказать.

Выражение – это

сумма   чисел

разность  чисел

запись, в  которой  числа  соединены  знаками  действий. Знаков  сравнения  в  выражениях  нет.

2. Сравнение  с  эталоном.

Откройте  учебник  стр. 20, прочитайте  определение  и  сверьте  с  нашим  предположением.

3. Как  мы  можем  назвать  записи, которые  сделал  снеговик.

(выражения)

Запишите  выражения  распределяя  их  на  две  группы. (Слайд №14)

(В  первый  столбик  суммы, а  во  второй  - разности, найдите  их  значения)

5+4=9     9-6=3

3+6=9     7-2=5

-Подчеркните  в  этих  равенствах  суммы  зелёным  цветом, а  разности – синим.

-Сравните  с   записью  на  экране. Раскрасьте   третью  пуговицу.

-составление  определения  понятия «выражение»

-сравнение  определения  понятия  с  эталоном  по  учебнику

-запись  выражений  и  распределение  их  на  группы

-контроль  в  форме  сличения  с  эталоном;

оценка  результатов  работы

- умение оформлять

свои мысли в устной

форме, слушать и

понимать речь

других.

-добывание  новых знаний: нахождение

ответов  на вопросы,

используя учебник,

свой жизненный

опыт и

информацию,

полученную на

уроке;

-анализ, синтез,

сравнение,

обобщение,

аналогия.

-планирование  своего

действия  в соответствии с

поставленной

задачей;

-проявление любознательности к  изучаемому

материалу.

Физкультминут-

ка

(1 мин)

«Танец  снеговиков»    (Слайды №15-23)

Выполнение

танцевальных

упражнений

-установка на

здоровый образ

жизни.

VI. Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи

(5 мин)

Цель:

- организовать усвоение

учениками нового

способа    действий с

проговариванием

во внешней речи.

Организация

самостоятельной,

практической

работы.

1.Найдите  в  учебнике  задание  №54  на  стр. 21. Прочитайте  его.

8+1=9   6-6=0        

-   Обведите  значения  выражений  простым  карандашом.

2. Составьте  выражения  по  картинкам  на  экране.  (Слайд  № 25-28)  

      (Задание  выполняется  у  доски)

4+3=        7-3=

3+2=       3+3=

5+4=       9-4=

Изложение  и  

объяснение

учебного  материала.

-работа  по  учебнику;

-выполнение  задания  с проговариванием  во  внешней  речи  у  доски

-составление  выражений  по  картинкам  на  экране;

-выполнение  задания  с проговариванием  во  внешней  речи  у  доски

 

-умение оформлять  свои мысли в устной

и письменной

форме, слушать   и

понимать речь

других;

-умение

организовать,

контролировать и

оценивать учебную

деятельность;

-формирование

самооценки, анализа

выполненной

работы, вычленение

проблем;

-формирование

уверенности в своих  силах,

положительные

отношения к себе.

-осознанное  и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  и  письменной  форме

-построение  логической  цепочки  рассуждений;

-умение

проговаривать

последовательность

действий на уроке;

-осуществление  действий  по  образцу  и  заданному  правилу;

- умение видеть  ошибку  и  исправлять  её;

-контроль  своей  деятельности  по  результату.

-формирование

уверенности в своих

силах,

положительного

отношения к себе.

VII.

Самостоятельная работа с

самопроверкой по

эталону

 (5 мин)

Цели:

 -организовать

выполнение

учащимися

самостоятельной

работы на новое

знание;

- организовать

самопроверку по

эталону,

самооценку;

Создание  ситуации,в которой необходимо

проследить выполнение  самостоятельной  работы  на  новое  знание.

Работа  по  карточкам.

5+2         5>2         7+2   8-4          5-2          9=9    9-2=7    4+3>6    6-4<5

- Подчеркните  выражения  карандашом  зелёного  цвета, равенства – синим,  неравенства – красным.

Проверьте  правильность  выполнения  задания  на  экране.  (Слайд №30)

Раскрасить  четвёртую  пуговицу  снеговику  успеха.

Использование

приобретенных

знаний  в

практической

деятельности.

-работа  по  карточкам

-самооценка.

-рефлексия  способов  и  условий  действия, контроль  и  оценка  процесса  и  результатов  деятельности.

-умение  выполнять

работу по

предложенному

плану, по

алгоритму; вносить

необходимые

коррективы в

действие после его

завершения на

основе его оценки и

учѐта характера

сделанных ошибок;

-контроль  в  форме  сличения  способа  действия  и  его  результата  с  заданным  эталоном.

-способность  к

самооценке  на

основе критерия

успешности

учебной деятельности;

-формирование

самостоятельности,

ответственности.

Физкультминутка

для глаз

(1  мин)

Следите  глазами  за  движением  снежинки  на  экране. 

-следят  за  движением  снежинки  на  экране.

-установка на

здоровый образ

жизни.

VIII. Включение  в  систему  знаний  и  повторение

(5мин)

Цель:

-выполнить  задания, где  новые  знания  связаны  с  изученными

Толкование  значения  слова «выражение».

1.Где  вы  в  жизни  слышали  слово  «выражение»?

 Это  слово  имеет  несколько  значений.

В  толковом  словаре С.И.Ожегова   стр. 117  приведены  такие  значения  слова «выражение»

-Внешний  вид  лица, отражающий  внутреннее  состояние

Повернитесь  друг  к  другу  и  продемонстрируй

те  в  парах  выражение  лица:

-удивления

-задумчивости

-радости

Я  желаю вам,  чтобы  на  ваших  лицах  чаще  присутствовало  выражение  радости.

-Фраза, часто  употребляющая-

ся  в  речи

(Бежать  сломя  голову)

-Формула, выражающая  математические  отношения

2. Найдите  в  учебнике  задание  №53. Прочитайте  предложения. В  каком  из  них  слово «выражение»  имеет  математический  смысл.

Выяснениение  значения  слова «выражение».

-работа  со  словарём

С.И. Ожегова

-демонстрируют  в  парах  выражение  лица

-подбор  фраз,  часто  употребляющихся  в  речи

-работа  по  учебнику:

Выбор  предложения, в  котором  слово

 « выражение»  имеет  математический  смысл.

-использование  различных  диалоговых  приёмов, умение  выражать  свои  мысли.

-выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач  в  зависимости  от  конкретных  условий, построение  логической  цепочки  рассуждений

IХ.Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке

(2мин)

Цели:

- зафиксировать

новое содержание

урока;

- организовать

рефлексию и

самооценку

учениками

собственной

учебной

деятельности.

Организация

рефлексии и

самооценки

учениками

собственной

учебной

деятельности.

Возьмите  изображения  снеговиков  и  раскрасьте  головной  убор: зелёным  цветом - всё  получалось  на  уроке, жёлтым – были  затруднения, но  я  справлялся с  заданиями   и  красным – мне  было  трудно.   (Слайд №33)

Закончите фразы.

( Слайд 34)

Сегодня на уроке я:

— узнал

— смог

— могу похвалить

 Сколько  интересных  заданий  вы  выполнили. Молодцы! (Слайд №35)

Оценка  результатов  работы.

-анализ своей

деятельности

-умение оценивать

правильность

выполнения

действия на уровне

адекватной

ретроспективной

оценки;

-прогнозирование

-способность к

самооценке на

основе критерия

успешности

учебной

деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему « Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в речи»

Обучающийся получит возможность для формирования- уважительного отношения к мыслям и настроениям другого человека;- проявления  интереса к новому учебному материалу;- умения  оценки и самооц...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)»

Цели и задачи деятельности учителя:Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в в...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2-ом классе на тему «Свойства противоположных сторон прямоугольника»

Урок изучения нового материала, разработанный в соответствии с требованиями ФГОС. Авторы УМК М.И. Моро, С.В.Степанова....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе  на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»УМК «Школа России»...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 3 классе на тему «Изменение имён существительных по падежам"Урок закрепления знаний. УМК &laqu...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста».

Технологическая  карта  урока  по учебному  предмету  «Русский язык» во 2 классе на тему: «Части текста»....