Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 1 классе на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Долгополова Раиса Григорьевна

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе  на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

УМК «Школа России» 

Педагогическая цель.  Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Ш,ш, навыка письма слов с сочетанием ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые образовательные результаты  (личностные, метапредметные, предметные): 

 Предметные.    Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают слова, предложения; дополняют предложения словами по смыслу; владеют правописанием сочетания ШИ и имён собственных; списывают с печатного текста.

Личностные.  Имеют личностное отношение к полученным знаниям; желание и умение применять их на практике; ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают различные точки зрения, стремятся к координации позиций в сотрудничестве, считаются с мнением другого.

Метапредметные:

Регулятивные:  адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

эмоционально – положительный настрой на уроке; создание ситуации  успеха.

Познавательные:  используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сравнение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.

 

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rg_1_klass_pismo_zaglavnoy_i_strochnoy_bukvy_shsh.docx208.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Долгополова Раиса Григорьевна

учитель начальных классов  высшей квалификационной категории

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №1

с углублённым изучением отдельных предметов»

 г. Каменск – Уральский Свердловской области

Технологическая карта урока  по учебному предмету  «Русский язык» в 1 классе

на тему «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш.»

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Авторы УМК

УМК «Школа России» ; «Чудо – пропись»  В.А. Илюхиной

Цели урока

Педагогическая цель.  Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы Ш,ш, навыка письма слов с сочетанием ши; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти.

Планируемые образовательные результаты

(личностные, метапредметные, предметные)

Предметные.    Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записывают слова, предложения; дополняют предложения словами по смыслу; владеют правописанием сочетания ШИ и имён собственных; списывают с печатного текста.

Личностные.  Имеют личностное отношение к полученным знаниям; желание и умение применять их на практике; ориентируются на понимание причин успеха в учебе; сравнивают различные точки зрения, стремятся к координации позиций в сотрудничестве, считаются с мнением другого.

Метапредметные:

Регулятивные:  адекватно воспринимают оценку учителя, вносят необходимые коррективы  в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

эмоционально – положительный настрой на уроке; создание ситуации  успеха.

Познавательные:  используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сравнение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод. Смысловое чтение.

Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; сотрудничество с учителем и детьми.

Оборудование

Презентация;  лист А-4 с текстом предложений; карточки со

словами;   модели   звуков;  касса букв,  ёлочки  и  кружки  для самооценки; песня «Доброта»

Образовательные ресурсы

Карта урока

Этапы урока./ Цель

Формы, методы, методические приёмы

      Деятельность учителя

  Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Формируемые УУД

Контроль результатов учебной деятельности

  1. Организаци-онный момент.  

Мотивация к  учебной деятельности.

Коллективная, словесный. Слово учителя.

Приветствие учащихся.

(Слайд 1) (Звучит спокойная мелодия.)

 Прозвенел у нас звонок,

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб в мир знаний нас вести!

-Ребята, на улице холодно, неприветливо. Кому захотелось, чтобы выглянуло солнышко?

Зажгите это солнышко своими улыбками. Улыбнитесь друг другу, мне  и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать урок.

   - Сегодня мне бы хотелось увидеть, как вы сами умеете добывать знания. А чтобы урок  был удачным -  мы будем внимательны, активны и точны.

- Начинаем работать, а свою работу оценивать нам поможет солнышко.

красного цвета  - за правильно выполненное задание

жёлтого цвета -  за задание, выполненное с ошибками, когда вам потребовалась помощь учителя или ребят.     (Приложение 1)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке-

Ручка, книжка и тетрадки.

Дети поворачиваются друг к другу и дарят улыбки.

.

Дети проверяют готовность к уроку.

Проявление эмоциональной отзывчивости.

Эмоционально – положительный настрой на уроке.

II. Пальчиковая гимнастика

Подготовка рабочего места

Коллективный

-Подготовим пальчики, руку к письму.

-----Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.

 --- Пара ножниц есть у нас

Пригодятся нам не раз

Кто из нас такой отважный,

Кто разрежет лист бумажный?

Я тетрадь свою открою и наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Дети, стоя около парт, повторяют  за учителем слова и выполняют упражнения для пальчиков.

Подготовка рабочего места

Подготовка пальцев рук к письму.

Регулятивные УУД: положительный настрой на уроке

III.Актуализа-

ция знаний.

Фронтальная, словесный, наглядный. Беседа.

Работа в группах

  1. – Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране письма, где вы учитесь красиво и правильно писать буквы.

Игра «Жук – буквоед» 

По элементам букв вспомнить и написать изученные буквы.

(Слайд 2)

  1. Ребята, я прочитаю стихотво-

рение, а вы догадайтесь, какой звук пришёл к нам  в гости.

Шмель купил себе фонарик,

Шапку, шарфик, синий шарик,

Шашки, шахматы, штаны

Небывалой ширины,

Шубу, штопор, шины, шпагу

И не смог шагнуть ни шагу.

Помогите малышу

Всё доставить к шалашу.

- Ребята, какой часто повторяю-

щийся звук вы услышали в этом стихотворении?

- Дайте ему характеристику. Какой он?

-Какой буквой обозначается звук [ш]?

- А вы помните, какая просьба о помощи была в конце стихотворения?

-Чтобы помочь малышу, вам надо соотнести звуковую модель слова с самим словом.

Вспомним правила работы в группах.

(Учитель начинает, дети заканчивают  предложение.)

а).  Одна голова хорошо,    

б).  Не будь тороплив,

в).  Ошибиться  

г).  Сначала подумай,

д).  Умеешь сам  

Работа в группах.

- Спасибо, ребята, что помогли маленькому шмелю.

Сейчас вы помогли, а в другой раз, если вам понадобится помощь – помогут вам.

Кто знает как называется такое качество?

Критерии:

J:\Новая папка\Новая папка (2)\Звук ш, буква Ш\солнышко.jpg

                         Всё выполнил      

                         правильно, буквы и  

                        слова написаны  

                        правильно, красиво.

http://perego-shop.ru/gallery/images/165932_grustnoe-solnce-risunok.jpg

                   Справился  с  

                   задачами, но мне  

                  нужна  была   помощь

Дети называют звук

-Согласный, глухой, всегда твёрдый.

Дети показывают букву в кассе и на ленте букв.

а две лучше.

 а будь терпелив.

 может каждый.

 а потом скажи.

научи другого.

Дети работают в группах, соотносят звуковые схемы слов со словами.

Дети называют качество человека – взаимовыручка, взаимопомощь

Вспомнить по элементам букву и правильно её написать.

Уметь давать характеристику звуку;

соотносить  звуковую модель слова  со словом

Личностные УУД:

( самоопределение  системы заданий)

Познавательные:  используют знаково – символические средства для решения учебных задач; осуществляют сравнение, выполняют звуковой анализ слов, делают вывод

Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группах);  участие в коллективном обсуждении.

Самооценка.

По установлен-

ным критериям дети выбирают солнышко нужного цвета и прикрепляют на «Лесенку знаний»

Проговаривают, почему они выбрали солнышко  данного цвета.

Оценка учителя.

Учитель вывешивает на «Лесенку знаний» солнышко  того цвета, которых больше всего  раскрасили дети.

Самооценка

Дети оценивают свою работу в группах.   Раскрашивают солнышки, опираясь на  критерии. Оценка учителя.

Учитель вывешивает на «Лесенку знаний» солнышко  того цвета, которых больше всего  раскрасили дети.

IV.Постановка учебной проблемы.

Фронтальный, словесный.

Беседа.

- (Слайд 3. ) Записаны слова: саша, школа, школьник, пёс шарик)

- Прочитайте слова.

-  Найдите ошибки.

(Слайд 4-  Саша, школа, школьник, пёс Шарик)

-  Возьмите лист и напишите букву, с которой начинаются слова: школа, школьник, Шарик.

Выявление причины затруднения.

- Поднимите руку, кто не смог выполнить задание.

- Почему у вас вызвало затруднение выполнение этого задания?  

- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.  

(Письмо строчной и заглавной буквы Ш,ш)

Дети читают слова цепочкой.

- Саша, (пёс) Шарик пишутся с заглавной буквы, т.к. это имена собственные.

Ответы детей.

(Письмо строчной и заглавной буквы Ш,ш)

В ходе анализа дети сами определяют тему урока.

Ошибки исправляются.

Личностные УУД

( самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие  буквы он умеет писать, а какие нет)

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении.

Устные ответы

V..Целеполага-

ние.

Фронтальный, словесный.

Беседа.

 - Давайте определим для себя цели.

                                                     На доске схема  с буквами:  

  П Н У В А П

  • Повторить уже известное.
  •  Научиться правильно  писать буквы Ш,ш.
  • Упражняться  в написании слов с  этой буквой.
  • Быть внимательными, активными.
  • Помогать друг другу.

Умение ставить перед собой цели, что они хотят узнать, чему научиться.

Регулятивные УУД ( планирование своей деятельности  в начале урока)

Устные ответы

VI. Открытие новых знаний.

1.Строчная буква   ш.

Работа в Прописях №4

2. Письмо слогов и слов с буквой ш.

Коллективная, словесный, наглядный. Беседа, работа с моделями слов.

статьи 044

1. Написание строчной буквы –ш

Учитель показывает слайд  и комментирует  направление движения руки при написании строчной буквы ш.  (Начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведем вверх, чуть выше середины рабочей строки. Второй элемент пишется так же, как и первый. Третий элемент пишется так же, как первый и второй, но заканчивается на середине рабочей строки.)

2. Попробуйте указательным пальчиком написать эту букву на своей ладошке( под счёт)

-на спине товарища по парте.

 - Обведите по воздуху букву в прописях

 -Пропишите на строчке.

-Найдите самую красивую букву, подчеркните её и постарайтесь также красиво писать.

  1. Письмо слогов с буквой ш:

 ша, ше, ши.

- Какое правило надо вспомнить при написании слогов?

Письмо строчной буквы в прописях.  

Критерии оценивания: буква должна иметь правильный наклон, прямые наклонные линии, плавное закругление,  одинаковое расстояние между элементами буквы.

Опираясь на критерии, дети находят правильно написанную букву.

Дети вспоминают правило:

ши пиши с буквой и

Дети  учатся каллиграфически правильно писать букву.

Умение правильно писать слоги.

Познавательные УУД:  анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Коммуникативные УУД: умение организовать свою работу,   участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

Самооценка Дети оценивают свою работу.  Раскрашивают солнышки, опираясь на  критерии.

 Оценка учителя.

Учитель вывешивает на «Лесенку знаний» солнышко  того цвета, которых больше всего  раскрасили дети.

VII.Физминутка

а). Упражнения под музыку.      

б).   Упражнения для глаз        (слайд  )

Коллективная, практический.

Показ  упражнений.

Выполняют движения под музыку.

Выполнение движений под руководством учителя.

Ориентир на здоровый образ жизни.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений.

VIII. Усвоение новых знаний и способов действий.

Дифференциро-

ванная  работа

Фронтальная; словесный, наглядный.

Беседа, работа со звуком.

Работа в парах

Самостоятельная  работа.

 1. Слого-звуковой анализ слов.  - Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.

- Выполните слого-звуковой анализ слова школа. 

- Напишите это слово.

- Обведите слово  школьник,  закрасьте схему слова.

2. Чтение и письмо предложений.

 - В каком числе употреблено слово «школьник»?

- А во множественном числе это слово как будет звучать?

- Прочитайте предложение, вставив пропущенное слово, опираясь на схему слова.

- Запишите вместо точек слово «школьники».

3. Образуйте и запишите словосочетания:

1 группа – со словом шишки + данные слова: сосновые, еловые

(шишки сосновые, шишки еловые).

2 группа – со словом карандаши  (самим составить словосочетания)

- Найдите опасные места в слове.

Работа в  Прописях №4

Работа со схемами слов.

Самопроверка

Взаимопроверка

Дети называют.

Умение выделять звуки, характеризовать их, устанавливать причинно – следственные связи.

Умение соотносить звук и букву.

Письмо слогов, слов с новой буквой.

Познавательные УУД (логические ):

 построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Коммуникативные УУД:  умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь;

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, управление поведением партнёра

Регулятивные УУД:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

Самооценка Дети оценивают свою работу.   Раскрашивают солнышки, опираясь на  критерии.

 Оценка учителя.

Учитель вывешивает на «Лесенку знаний» солнышко  того цвета, которых больше всего  раскрасили дети.

IX..Физминутка

  Упражнения для глаз        (слайд 5)

Коллективная, практический.

Показ  упражнений.

Выполняют движения под музыку.

Выполнение движений под руководством учителя.

Ориентир на здоровый образ жизни.

Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни

Правильное выполнение движений.

X..Открытие новых знаний. Письмо заглав-

ной буквы Ш.

Учебная проблема.

Слайд

Закрепление знаний и способов деятельности.

Фронтальная; наглядный.

Беседа.

1. Прочитайте предложение, которое вы записали.

- Какие слова написаны с заглавной буквы?

- Почему?

- Саша – это краткое или полное имя?

- Это имя мужское или женское? (мужское и женское)

- Как будет звучать полное женское имя? (Александра).

- А мужское? (Александр).

- Это имя имеет ещё одну краткую форму. Может быть кто-то знает?  (Шура)

- Сможете вы написать это имя?

-Почему нет?

2. Письмо заглавной буквы Ш.

Учитель показывает слайд  и комментирует  направление движения руки при написании заглавной  буквы Ш.  

(Заглавную букву Ш начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, закругляем, ведем наклонную палочку вниз нижней линии рабочей строки. Чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Затем начинаем писать второй элемент. Он находится на том же уровне, что и первый. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до верхней линии рабочей строки.

Начинаем писать третий элемент. Он находится на том же уровне, что первый и второй. Начинаем писать от середины вспомогательной строки. Ведем вниз; чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии и поднимаемся вверх вправо до середины рабочей строки.)

  1. Письмо буквы в воздухе, на ладошке.
  2. Письмо заглавной буквы Ш
  3. Письмо слогов с буквой Ш.

Дети читают предложение:   Миша и Саша – школьники.

Ответы  детей.

Письмо заглавной буквы в прописях.  

Критерии оценивания: буква должна иметь правильный наклон, прямые наклонные линии, плавное закругление,  одинаковое расстояние между элементами буквы.

Опираясь на критерии, дети находят правильно написанную букву.

Дети вспоминают правило:

ши пиши с буквой и

Распознавание изучаемой буквы среди других букв.

Овладение навыками  правильного письма букв.

Дети  учатся каллиграфически правильно писать букву.

Познавательные УУД:  анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Коммуникативные УУД: умение организовать свою работу,   участие в коллективном обсуждении.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

Самооценка Дети оценивают свою работу.   Раскрашивают солнышки, опираясь на  критерии.

 Оценка учителя.

Учитель вывешивает на «Лесенку знаний» солнышко  того цвета, которых больше всего  раскрасили дети.

XI. Закрепление способов деятельности.

Дифференцированная работа.

Фронтальная; словесный, наглядный.

1.- Теперь мы сможем написать имя – Шура.

Опираясь на схему слова, напишите это имя.

2.- 1 группа работает с предложением:  Маша и Шура малыши.

- 2 группа работает с предложением:  Шутке минутка, а делу час.

Вписать слово – Шура и дописать по точкам слово – малыши.

Вспоминают правило написания ши., заглавная буква в именах.

- Списать с печатного текста, объяснить опасные места.

Объяснить пословицу: когда так говорят?

Овладение навыками  правильного письма букв.

 Письмо слов, предложений.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  оценивать результаты деятельности своей, соседа по парте, анализировать собственную работу.

Взаимооценка.

Дети оценивают  работу.   Раскрашивают солнышки, опираясь на  критерии.

 Оценка учителя.

Учитель вывешивает на «Лесенку знаний» солнышко  того цвета, которых больше всего  раскрасили дети.

XII. Итог урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Фронтальная, словесный, беседа

а). – Вспомним цели, которые вы для себя поставили.

  • Чему учились …
  • Упражнялись  …    

  • -Что особенно понравилось?

 - Что вызвало затруднение?

 - Мы выполнили поставленные цели?

б).  Самооценка  знаний обучающимися.          

    -Как вы отработали на уроке?  

   (На уроке мне было интересно  (неинтересно, скучно).

   Я был внимателен, активен, всё понял, помогал другим ребятам.

   Я был невнимателен,  мало  поднимал руку,  затруднялся ,  мне помогали ребята.)

в).    - Оцените, пожалуйста, себя по следующим критериям:

 Справился со всеми задачами уверенно, могу помочь другим

 Справился со всеми задачами

Справился  со всеми задачами, но мне нужна  была помощь в …

- Спасибо, ребята, за работу.  Я увидела, что вы умеете сами добывать знания, помогаете друг другу.

Дети отвечают на вопросы.

Оценивают свою деятельность на уроке. Осуществляют самоконтроль.

Дети размещают солнышки на  «Лесенке знаний»

http://festival.1september.ru/articles/642748/img4.jpg

Оценивание своей деятельности. Выполнение самоконтроля.

Регулятивные УУД, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:  анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины (итог урока).

Самооценка.

Оценка учителя.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс

Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать ...

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка по теме «Письмо заглавной и строчной буквы Р р, письмо слогов и слов»

Аннотация.В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Письмо заглавной и  строчной буквы Р, р, письмо слогов и слов», включающем в себя технологическую ...

Урок русского языка в 1 классе. Тема: "Письмо заглавной и строчной буквы К, к.

Материал содержит конспект урока. Тема: Письмо заглавной и строчной буквы К, к....

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц).

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц», раздел «Букварный период». Урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по...

Технологическая карта урока по теме: «Письмо заглавной и строчной букв Л, л»

Цель урока: сформировать умение писать заглавную и строчную буквы Л, л.Форма организации учебной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.Планируемые результаты: Личностные уменияМетапредметн...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема: Письмо заглавной и строчной буквы О, о.

Тип урока: открытие новых знанийУчебный предмет: Русский языкОС: Школа РоссииКласс: 1Тема: Письмо строчной и заглавной буквы О,оЦели: Содержательная: формирование учиться определять строчную и заглавн...