Главные вкладки

    Открытый урок по русскому языку ( письмо) по теме: «Письмо заглавной и строчной буквы Ш,ш». 1 класс
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Цель: создать условия для обучения учащихся умению писать  заглавную и строчную буквы Ш, ш; для формирования навыка письма слов с сочетаниями жи, ши, каллиграфического навыка; способствовать  разви­тию речи, фонематического слуха, памяти, орфографического навыка написания имен собственных, предложения; содействовать воспитанию активности в работе, старательности, аккуратности, привычки правильно сидеть при письме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx29.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературному чтению

    по теме:

    «Знакомство с буквой Ш,ш».

    1 класс

                                   Учитель: Абакумова Л.Б.

    Тема: «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ш, ш».

    Цели: создать условия для знакомства учащихся с буквой Ш, ш ,для  формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами; способствовать развитию речи, фонематического  слуха, творческого воображения; содействовать воспитанию интереса к чтению, любви к животным.

    Ход урока:

    I. Организационный этап.

    Звенит звонок все громче, все сильней.

    Какая трель над миром разливается!

    Ты думаешь, распелся соловей?

    Не соловей - уроки начинаются.

    II. Этап подготовки учащихся.

     1)Фонетическая разминка. ( Игра « Мы- марсиане».)

    -Произнести с ударением на различные буквы

    а о у э ы

    -Что вы можете рассказать об этих буквах? ( Эти буквы- гласные, обозначают твердость согласных).

    2)Введение в тему урока.

    - Отгадайте  загадку.

    Мышка дом себе нашла,

     Мышка добрая была:

    В доме том в конце концов

    Стало множество жильцов.

    (Теремок.)

    -Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?

    -Какие цели поставим перед собой?

    -Да, сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке.

     III. Этап усвоения новых знаний.

     1. Знакомство со звуком, буквой.

    - На доске перечислены герои сказки, прочитайте.

    На доске представлен рисунок теремка и записаны слова.

    Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка-трусишка, волк - зубами щелк, волчишка - серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка,  мишка-топтыжка.

    - В свою сказку возьмем не всех. А вот кого... Слушайте внимательно:   мыш-ш-шка-норуш-ш-шка,    зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка - серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, сжик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка.

    - Догадались? (Возьмем животных, в названии которых есть звук [ш].)

    2.Работа по учебнику. Звукобуквенный анализ слова «груша».

    - Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике, Каждый звук должен попасть в клеточку.

    - Интонационно выделите первый звук в слове. (Г-г-груша.)

    - Назовите первый звук, ([г].) Расскажите об этом звуке. (Это согласный, твердый, звонкий.)

    - Интонационно выделите второй звук в слове. (Гр-р-руша.)

    -  Назовите второй звук, расскажите о нем. (Звук [р] - согласный, твердый, звонкий.)

    - Назовите третий звук, расскажите о нем. (Гру-у-уша. Звук [у] -гласный.)

    - Назовите четвертый звук. (Груш-ш-ша. Звук [ш] - согласный, твердый, глухой.)

    - У этого звука есть пара по звонкости-глухости, ([ш] - [ж].)

    - Назовите пятый звук. (Груша-а-а. Звук [а] - гласный.)

    - Замените фишки в схемах слов буквами.

    - Разделите слово на слоги.

    - На какой слог падает ударение?

    Аналогично проводится анализ слова «катушка».

    - Сравните звук [ш] в словах «груша», «катушка».

    - Какой звук слышится: твердый или мягкий? (Звук [ш] всегда твердый.)

    - Прочитайте правило в учебнике.

    - Подумайте, какая фишка лишняя. Почему? (Лишняя фишка -зеленая, так как звук [ш] всегда твердый.)

     -  Итак, ребята, мы познакомились со  звуком [ш], который обозначается буквами III, ш. Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.)

    Шура сено ворошил,

    Вилы в сене позабыл.

                                Г.Виеру

    -  А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» написал вот эти стихи:

    Когда у расчески три зуба осталось,

    Тогда буква Ш над ней посмеялась.

    - Поэт А. Шибаев увидел букву «Ш»вот так:

    Посмотри на букву Ш-

    Буква очень хороша,

    Потому что из неё

    Можно сделать Е и Ё.

    IV. Этап закрепления знаний.

    1. Работа в тетради «Я учусь писать и читать».

    -  Закрасьте в тетради «Я учусь писать и читать» те части рисунка, в которые вписана буква ш. (Шляпа.)

    - Сказка начинается...

    На доске записано слово «шалаш».

    - Стоит в поле шалаш. Обратите внимание на то, какое это интересное слово. Может, кто-то догадался, в чем его особенность? (Оно читается одинаково: и слева, и справа.)

    Бежала мимо... (мышка-норушка), остановилась и спрашивает:

    - Кто в шалаше живет? А шалаш отвечает:

    - Я ничей. Расскажешь скороговорку - пущу тебя жить. Мышка согласилась.

    - Давайте мы тоже выучим скороговорку.

    Скороговорка записана на доске.

    МЫШКИ И ПЫШКИ

    На столе лежали пышки,

    А в углу играли мышки.

    Если б не были здесь мышки,

    Были б целы эти пышки.

                               Ю. Щербаков

    -  Поселилась мышка в шалаше, хозяйничает.  Бежит мимо ежик- ершик.

    - Кто в шалаше живет? Пусти меня к себе жить. А мышка-норушка отвечает:

    - Выполнишь мое задание, пущу.

    2.  Работа по учебнику. Чтение слогов и слов.

    Хоровое чтение.

    - Прочитайте слоги.

    - Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.

    - Какими буквами различаются слова в первом столбике? -ш.) А во втором? - с.)

    Чтение вывода. Чтение цепочки слов( лексическая работа).Придумать предложение с любым словом.

    3.Рубрика «Это интересно!»

    Наружность ерша, конечно, известна каждому, и эту рыбу трудно смещать с какой-либо другой. Будучи вынут из воды, ерш имеет крайне оригинальный вид и с первого взгляда может показаться каким-то чудовищем: он так растопыривает свои острые плавники и «щеки», также вооруженные зубцами, что скорее походит на колючий шарик, но уже никак не на рыбу; вдобавок он и хвост согнет на бок. Это взъерошивание, послужившее поводом к названию этой рыбы ершом, составляет единственное средство ее защиты: перед этим лесом твердых шипов отступает и голодная щука.

    - Вы можете объяснить, почему у ежика-ершика такое необычное прозвище?

     -  Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к шалашу 

    Лягушка - попрыгушка

    -Глазки на макушке.

    Прячьтесь от лягушки,

    Комары да мушки.

    - Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

     А ежик-ершик говорит:

    - Выполнишь наше задание - пустим.

    4. Подбор слов со звуком [ш],

    - Придумайте слова со звуком [щ].

    - Придумайте слова, которые начинаются с заглавной буквы III.

    Хорошо читающие дети читают стихи

     ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ

    На десятом этаже

    Жили буквы Ш и Ж.

    То грустили, то смеялись

     И квартирами менялись

    Каждый час. И вот что, кстати,

    Получилось в результате.

    Две вороны ворожили,

    Десять-сено... (ворошили).

    И сороки не тужили:

    У реки пожар... (тушили).

    А журавль рыбу жарил.

    Шмель в цветах душистых... (шарил).

    И беседовал с ужами Заяц, хлопая... (ушами),

     -  Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка.

    - Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить. А лягушка-попрыгушка говорит:

    - Выполнишь наше задание, пустим.

     V.Этап  применения  знаний.

    1.Задание « Найди слово в слове».

     - Какие слова можно прочитать, если переставить буквы и ли убрать лишние?  

    -Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите « Спрятанные слова». ( Работа в парах. Проверка.)( Шар, фарш; утка, шут, туша, тушка; шина, Маша, Миша, ниша, наша).

    - Зайчишке-трусишке очень понравилось это задание.  

     -Идет по лесу лисушка-подружка. Увидела шалаш, остановилась и спрашивает:

    -Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

    А зайчишка-трусишка говорит:

    -Выполнишь наше задание – пустим.

     2. Задание « Соедини слоги так, чтобы получились новые слова».

    -Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова.

    Дополните предложения получившимися словами.

    Я с одноклассниками…(дружу).

    Я воздухом…(дышу).

    Я на солнышке…( лежу).

    Я прощения …(прошу).

    В гости приходили…( Саша,Даша,Маша).

    Божьи коровки-это…(жуки).

    Папа в шкафу вкрутил…(шуруп).

    Я читаю…(журнал).

    - В последнем столбике найдите слово. Соответствующее модели.( Мыши.)

     

    Синяя

    фишка

    Красная

    фишка

    Синяя

    фишка

    Красная

     фишка

    Вывод: звук[ш] всегда твердый.

    - Стала и лиса-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные. По вечерам  играют в игру « Доскажи словечко». Хотите поиграть?

     Бежит к шалашику волчишко-серый хвостишко.

    -Кто в шалашике живет? Пустите  меня к себе жить.

    А  лисушка-подружка говорит:

    -Выполнишь наше задание- пустим.

    3.Работа со словом –перевертышем.

    4.Работа с таблицей по словоизменению( в группах).

    -Впустили в шалаш волчишку-серый хвостишко. А он веселым оказался, научил друзей новой игре.

    Физкультминутка.

    Игра « Слушай внимательно».-я буду называть слова.Когда вы услышите в слове звук [ж], хлопайте в ладоши. Когда -звук[ш],поднимайте руку.

    Шапка,кошка,жук. Кот, жаба, вешалка,флажок, крокодил,мышь, груша. лыжи, подушка, жираф, лопата.

    5. Дифференцированная работа.

    1 группа работает с учителем, читает рассказ  про кошку Пушинку.

    - Как звали кошку?

    - Как шалила Пушинка?

    -  Найдите слова с буквой ш. (12 слов.)

    2-я группа самостоятельно читает рассказ Г. Юдина «Что вы знаете о йогах?».

     Повторное чтение рассказа учителем и хорошо читающими учениками.

    - Как вы думаете, ребята, герои прочитанных, нами рассказов кошка Пушинка и мышонок Мыша могут поселиться в шалаше? (Да, так как в их кличках есть звук [ш].)

    - А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый.

    - Кто в шалаше живет? Пустите меня к себе жить.

    - Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. Только мышка-норушка еще умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас помочь его выполнить.

     6. Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать».

    Карточка  1.

    Шш

    Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

    Подчеркните слово, в котором больше всего слогов. (Лошадка.)

    Карточка 2.

    Жж

    Прочитайте слова. Поставьте в словах ударение. Разделите на слоги.

    Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв. (Движение.)

    Карточка 3.

    Составьте слова (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение. (Шестерка.)

    Карточка 4.

    Составьте слова (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и «шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните. (Шалаши.)

    Карточка 5.

    Шили Ж?

    Впишите букву ш или ж.

    VI. Этап обобщения и систематизации знаний.

    - Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

    - Помните, кто придумал, как перехитрить мишку? Ребус:

    Камыш ----•- (мышка)

    - Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтыжке уйти.

    - Помните, кто придумал, как перехитрить мишку? Ребус:

    Камыш -(мышка)

    4 51 2 3

    - С каким звуком мы познакомились на уроке?

    - Дайте характеристику этому звуку.

    - Назовите его пару по звонкости-глухости.

    - Выделите сначала слова, в которых есть звук [ш], потом [ж]. Запись на доске:

    Бабушка вяжет дедушке шарф. Женя шьет кукле новую рубашку.

    - Какая буква обозначает звук [ш]?

    VI.Этап  подведения урока.

     Оценить устно работу учащихся.

    VI.Рефлексия.

     -Закончить высказывание…( Я доволен своей работой, потому что… .

    Я не совсем доволен своей работой, потому что… .

    Я не  доволен своей работой, потому что… .).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 1 классе «Письмо заглавной и строчной букв Р, р.»

    Конспект составлен для проведения урока русского языка в 1 классе по программе «Начальная школа XXI века».  Содержит  в себе материал для повторения и изучения нового. Цель работы:...

    Открытый урок по русскому языку на тему Тема: Письмо заглавной буквы Д

    Тип урока: освоения новых знаний.Цель: научить правильно писать заглавную букву Д, а также слоги и слова с этой буквой.Задачи урока:• Научить писать заглавную букву Д.• Формировать графические ум...

    Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"

    Конспект урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв З,з"...

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв К, к"...

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"

    Технологическая карта урока русского языка в 1 классе "Письмо заглавной и строчной букв Ф, ф"...

    Конспект урока обучение письму на тему: "Письмо заглавной и строчной буквы Ю,ю" (УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

    Цели деятельности учителя: формирование умения писать заглавную и строчную буквы Ю, ю; формирование каллиграфического навыка; развитие речи, фонематического слуха. Планируемые результаты Пре...