Конспект урока по обучению грамоте 1 класс Тема: Письмо заглавной и строчной буквы О, о.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Коваленко Екатерина Максимовна

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России

Класс: 1

Тема: Письмо строчной и заглавной буквы О,о

Цели:

Содержательная: формирование учиться определять строчную и заглавную букву О,о.

Деятельностная: формирование умения писать строчную и заглавную букву О,о.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx482.44 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Студент: Коваленко Екатерина Максимовна

Дата: 21.09.2023

Тип урока: открытие новых знаний

Учебный предмет: Русский язык

ОС: Школа России

Класс: 1

Тема: Письмо строчной и заглавной буквы О,о

Цели:

Содержательная: формирование учиться определять строчную и заглавную букву О,о.

Деятельностная: формирование умения писать строчную и заглавную букву О,о.

Задачи:

Дидактические:

1. Определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

2. Правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;

3. Формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);

4. Составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

5. Составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;

6. Объяснять своими словами значение изученных понятий, пословиц; использовать изученные понятия.

Развивающие:

1. Сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;

2. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;

3. С помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

4. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

5. Устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий по русскому языку;

6. Ответственно выполнять свою часть работы;

7. Сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям;

8. Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога;

9. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Воспитательные:

1. Стремиться к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознавать важность русского языка как средства общения и самовыражения;

2. Проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Определяет вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;

2. Правильно списывает (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов;

3. Формулирует простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1—2 предложения);

4. Составляет предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам;

5. Составляет текст из разрозненных предложений, частей текста;

6. Объясняет своими словами значение изученных понятий, пословиц; использует изученные понятия.

Личностные:

1. Стремится к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознаёт важность русского языка как средства общения и самовыражения;

2. Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе

познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Познавательные:

1. Сравнивает различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливает основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливает аналогии языковых единиц;

2. Устанавливает причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делает выводы;

3. С помощью учителя формулирует цель, планирует изменения языкового объекта, речевой ситуации;

Регулятивные:

1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности;

3. Ответственно выполняет свою часть работы;

4. Сравнивает результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Коммуникативные:

1. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдает правила ведения диалога.

2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Оборудование: презентация

Образовательные ресурсы: Прописи по обучению грамоте. 1 класс. В 4 ч. Ч.2 / [В. Г. Горецкий, Н. А. Федосова.] – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2018 – С. 5 : ил. – (Школа России).

План:

1. Этап мотивации (1-2 мин.)

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности к уроку
  3. Работа с пословицей

2. Этап актуализации и пробного учебного действия (4 мин.)

2.1. Речевая разминка

2.2.  Игра «Найди букву»

2.3. Игра «Третий лишний»

2.4. Проблемная ситуация

3. Этап выявления места и причины затруднения (4 мин.)

3.1. Формулирование темы

3.3. Формулирование цели, задач урока

3.4. Планирование деятельности

4. Этап построения проекта выхода из затруднения (3 мин.)

4.1. Отгадывание загадки

4.2. Работа с иллюстрацией

ФИЗМИНУТКА

5. Этап реализации построенного проекта (8 мин.)

5.1. Сравнение заглавной и страчной буквы О,о.

5.2. Работа над дикцией

5.3. Работа с иллюстрацией.

6. Этап анализа произведения (8-10 мин.)

6.1. Работа по схемам на 5 стр.

6.2. Самостоятельная работа в прописях.

7. Этап обобщения и интерпретации (8-10 мин.)

Игра « ответ – вопрос»

8. Этап рефлексии учебной деятельности (1-2 мин.)

8.1. Подведение итогов

8.2. Самооценка

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся потребности включения в УД

  1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Максимовна, и сегодня урок письма у вас проведу я, присаживайтесь.

1.2. Проверка готовности к уроку

- Проверьте свою готовность к уроку. У вас на столах должна лежать тетрадь по письму и школьные принадлежности.

1.3. Работа с пословицей

- Дети, на слайде представлена пословица

- … прочти вслух классу

«Без терпенья нет ученья.»

- Как вы думаете, что хотел сказать народ этой пословицей (учение требует времени и терпения.)    

- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой пословицы? (урок будет связан с ней или это тема)

- Хорошо, позже мы ваше предположение проверим

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Объясняют смысл пословицы

Фронтальная

Фронтальная

Л.1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Речевая разминка

- Сейчас давайте проведем речевую разминку.

-Прочитайте слоги, написанные на доске.

Артикуляционная разминка( работа с чистоговоркой):

Но-но-но светит солнышко в окно.

Он-он-он вот такой купил батон.

Ощ-ощ-ощ мы готовим вкусный борщ.

2.2. Игра «Найди букву»

- С какой буквой вы познакомились на прошлом уроке?

- Какой звук она обозначает?

- Звук «а» гласный или согласный?

- Почему гласный?

- Найдите букву А а среди других букв и подчеркните её, или обведите. ( Ребенок выходит к доске и выполняет действие)

Р М ш П О У а

А ы ц к е О г

С т ъ А л н Г

Ж э а о П р

2.3. Игра «Третье лишнее»

- Дети, посмотрите на слайд. На нем написано три слова.

АНАНАС, КОРОЛЬ, ВАЗА

- Посмотрите внимательно и найдите лишнее слово (король)

- Почему? (в слове король, содержаться гласная буква «О», а в словах ананас и ваза, содержаться только гласная «А»)

2.4. Проблемная ситуация

-Мы сегодня отправимся в лес, чтобы посмотреть, как поработала волшебница-осень.

Дорогу нам покажет одна волшебная буква. Отгадайте её:

В этой букве нет угла,

От того она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

(Е.Тарлапан)

Что это за буква?  (О)

Проговаривают слоги вслух

Определяют, какое слово лишнее, объясняют почему

Определяют, какое утверждение верное, а какое нет, объясняют почему

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

Л.1

П.1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

3.1. Формулирование темы урока

-Какой звук обозначается этой буквой?

- Звук гласный или согласный? Почему?

 - Сколько элементов в букве?  (Один)

-На что похожа буква «О»?

-Попробуйте определить тему сегодняшнего  урока.

(Письмо строчной и заглавной буквы О,о)

3.2. Формулирование цели урока

- Как вы думаете, какая будет цель нашего урока? (учиться писать буквы о,О,)

-Какие задачи нам придётся решить? (Писать строчную и заглавную букву о.)

3.3. Планирование деятельности

- Дети, а с чем мы будем делать, чтобы успешно достичь нашей цели  (с прописью, выполнять упражнения)

Формулирование темы урока

Формулирование цели урока

Фронтальная

Фронтальная

ПР.2

Л.1

П.1

К.1

Р.2

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Отгадывание загадки

- Ребята, буква О любит трудится, поэтому в названиях многих инструментов она единственная гласная. Угадайте:

  1. Сам худ, голова с пуд. (Молоток)

2) Кланяется, кланяется,

     Придет домой – растянется. (Топор)

3) Хожу с края на край,

     Режу черный каравай. (Нож)

- Постройте схемы одного из данных слов.

4.2. Работа с иллюстрацией

- -Теперь пора отправляться в дорогу. Давайте проверим: все ли готовы?

- Откройте прописи № 2 на (с. 5).

-Посмотрите на иллюстрацию, кто на ней изображён? (гимнастка)

- А что она держит в руках? (обруч)

-На что он похож?

-Правильно, на мяч. Вам нужно обвести по контуру мячи.

- Разминка (пальчиковая гимнастика):

Мы идём, а мимо летят птицы.

-Покажите пальчиками, как они летят.

-Как пьют водичку из ручья.

-Как полетели к гнездышку.

 Итак, ребята, улетают птички в тёплые края, потому что за осенью придёт холодная зима.

Но а мы дальше пойдём по лесной тропинке. И будем узнавать новое.

-Обведите мячи на верхней строке.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Дополняют и отгадывают загадку

Отвечают на вопросы учителя

Работают с иллюстрацией

Фронтальная

Фронтальная

П.1

Р.1

Л.1

К.1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

5.1. Сравнение заглавной и строчной буквы.

- Сравните заглавную и строчную букву О, установите сходство и различие.

Знакомство с написанием строчной буквы о.

- Буквы О, о (строчная и заглавная) – это овал, то есть буква округленная и слегка вытянутая. Пишется с наклоном вправо. Для этого тетрадь должна быть наклонена. Букву о начинаем писать чуть ниже верхней строки, ведем вверх, чуть закругляем.  Доводим до верхней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма.

- Выполняем письмо в воздухе.

-Возьмите в руки ручки и повторяйте за мной движения в воздухе.

-Руку ведем вверх, закругляя линию чуть влево, затем ведем округлую линию вниз; закругляем вправо и ведем округлую линию до начала письма.

-Теперь, самостоятельно обведите образец и допишите заглавную букву О на второй строчке до конца строки.

Письмо заглавной буквы О

- начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии: руку ведём вверх, закругляя линию чуть влево;

- ведём округлую линию вниз;

- чуть не доходя до нижней линии РС, закругляем вправо и доводим до нижней линии РС;

- закругляем вправо и ведём округлую линию до начала письма.

Письмо строчной буквы о.

- начинаем писать чуть ниже верхней линии РС, введём вверх, чуть закругляем влево;

- доводим до верхней линии РС;

- ведём вниз округлую линию до нижней линии РС;

- поднимаемся вверх вправо и доводим до начала письма.

- Посмотрим образцы написания буквы о.

- Самостоятельно обведите и допишите на 1-й и 3-й строчках. Помните правило: буквы надо писать на одинаковом расстоянии.

- Не забываем следить за посадкой, кладём тетради под наклоном.

5.2. Работа над дикцией

О. О. О. О! О! О! О? О? О?

(На доске запись. Дети произносят за учителем с соответствующей интонацией.)

— Прочитайте нараспев: ао, оа, аа, оо, аоа, оао.

— Теперь прочитайте протяжно, но короче, чем нараспев: а — о, о — а, а — а, о — о.

5.3. Работа с иллюстрацией  

- Посмотрите мы с вами пришли на полянку на которой много зверей.

- Назовите животных у которых в названии содержится буква О. (олень, опоссумы, орёл, сова)

- Все что вы назвали это названия животных, но с какой буквы они пишутся с заглавной или строчной?

-Правильно с строчной. А если дать имя нашим животным, то с какой буквы мы напишем имя? ( с заглавной буквы)

-Давайте придумаем имена животным.  

Дети составляют предложения по схемам

Работают с иллюстрацией

Работают с правилом

Фронтальная

Фронтальная

ПР.1

ПР.2

ПР.3

Л.1

6. Этап анализа произведения

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

6.1. Работа по схемам на 5 стр.

- В словах пропущена буква о. Впишите ее.

- Почему третье слово начинается с заглавной буквы?  (Это имя человека)

- Рассмотрите схему слова осы.

- Сколько слогов в слове? (два)

- Какой слог ударный? (первый)

- Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

Аналогичная работа выполняется с другими словами (сом, Осип)

6.2. Самостоятельная работа в прописях

-Предлагаю вернуться к строке 5,6.

-Ребята, вы умеете правильно писать эти буквы. Постарайтесь их написать красиво и аккуратно.

-На строке 6 буквы подружились, поэтому их нужно соединить и написать слитно.

-Буквы соединяются штрихом или соединением.

-Помните, что мы держим спину прямо, ноги на ровно полу.

Соотносят слова со схемами

Работа с учебником

Фронтальная

Фронтальная

ПР.3

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

Игра «Ответ- вопрос»

- Мы с вами были сегодня в лесу и узнали много нового. Я буду говорить вопрос, а вы будете отвечать.

 - Какие буквы подружились на странице в прописи?(О,о)

-Чем ещё похожи? (Элементом-овалом)

-Когда же будем писать в словах строчную, а когда заглавную букву?

-Чем соединились буквы? (Штрихом-соединением)

-Каким нижним или верхним? (Нижним)

-Молодцы! Вы хорошо потрудились!

Соотносят слова к схемам

Индивидуальная

Фронтальная

Л.1

П.2

К.1

Р.2

ПР.1

ПР.2

ПР.3

Л.1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Подведение итогов

- Ребята, наш урок подходит к концу.

- Вспомните, пожалуйста, какая была тема урока? (Письмо строчной и заглавной буквы О,о)

 -В начале урока мы поставили задачу научиться писать букву О?

-Справились мы с этой задачей?

-Возьмите карандаш и обведите те буквы, которые у вас лучше получились.

-Над чем надо ещё поработать?

9.2. Самооценка

- Я очень рада, что вы хорошо усвоили материал. Молодцы!

- Если вы считаете, что сегодня хорошо поработали.

- Если вам не понравился урок, что-то у вас не получалось, поднимите левую руку.

- Спасибо за урок. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают свою работу

Фронтальная

Л.1

П.2

К.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Урок русского языка в 1 классе. Тема: "Письмо заглавной и строчной буквы К, к.

Материал содержит конспект урока. Тема: Письмо заглавной и строчной буквы К, к....

Технологическая карта урока по русскому языку в 1 классе. Тема: Письмо заглавной и строчной букв Ц (ц).

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Письмо заглавной и строчной букв Ц, ц», раздел «Букварный период». Урок разработан в соответствии с содержанием программы и учебным планом по...

Конспект урока по обучению грамоте на тему "Звуки [с], [с`] и буква С, с" 1 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся со звуками [с], [с,], с печатными буквами Сс; совершенствованиенавыка чтения слов по слогам и орфоэпически; создание условий для формирования первоначаль...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Письмо буквы Жж.»

Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс...