Конспект урока по обучению грамоте.Чтение. Тема. Согласные звуки {л},{л,}. Буквы Л,л.
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Кузнецова Маргарита Михайловна

Урок изучения новых знаний. УМК: Школа России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pokazatelnogo_uroka_po_chteniyu.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

I.Организационный момент.

(мобилизующий этап)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

III.Проверка домашнего задания.

Цель: проверка формирования самостоятельности учащихся.

III.Изучение нового материала.

Цель: знакомство с новыми звуками и буквой их обозначающей.

1.Определение темы урока (создание проблемной ситуации).

2.Выделение новых звуков.

Цель: знакомство со звуками их характеристиками.

3.Фикультминутка.

Цель: предупреждение утомления.

4.Работа с картой на слайде.

Цель: развитие умения находить букву «л» в словах и выделять звуки.

5.Игра «Узнай букву».

Цель: развитие фонематического слуха.

6.Обозначение буквы.

Цель: знакомство с графическим обозначением буквы.

7.Работа со слогами.

Цель: развитие навыка чтение слов с новой буквой.

IV.Закрепление изученного.

Цель: закрепление ранее изученного материала.

1.Чтение столбиков слов.

Цель: развитие навыков чтения с новой буквой.

2.Работа с текстом.

Цель: формирование навыка чтения целым словом.

4.Работа с текстом.

Цель: формирование навыка чтения целым словом.

5.Работа с иллюстрацией.

Цель: развитие интереса к чтению, развитие речи.

6.Работа с отрывком из сказки.

(дифференцированная работа)

Цель: увеличение словарного запаса, развитие внимательности.

7.Звуковой разбор слова.

Цель: развитие фонематического слуха.

V.Итоги урока.

Цель: повторение итогов урока, повторение того, что изучили.

-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку, у вас на парте должны лежать: дневник, пенал, карандаши, азбука, тетрадь.

-Сегодня к нам в гости пришли студенты, вы уже встречались с ними так что не стесняйтесь, поздоровайтесь с ними.

- Ребята, к нам в гости пришел Лисовичок, он заблудился и хотел бы попасть домой.

-Давайте покажем ему, чему мы научились в школе уже за 1,5 месяца обучения.

- Скажите, какие виды речи вы знаете?

-Хорошо.

-А из чего состоит наша речь?

-Молодцы.

-А из чего же стоят предложения?

-Из чего же состоят слова?

-А теперь давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание. Открываем Азбуку на стр.54.

-Вам нужно было превратить слова, посмотрим, что у вас получилось.

- 1 слово…

- 2 слово…

- з слово…

-Какие вы молодцы!

-Мы с вами вспомнили, как называются буквы.

-Но у вас было еще одно задание, вам нужно было составить рассказ с получившимся словом «кот» из ребуса.

-Кто готов? Полина, выходи.

-Ребята, скажите, интересный рассказ получился?

-Почему вы так считаете?

-Хорошо, садись Полина, в следующий раз у тебя обязательно получится лучше.

-Кто еще хочет? Артем, выходи.

-Понравился ли вам рассказ Артема?

-Вы запомнили, как зовут кота Артема?

-А какого он цвета?

-Молодец, Артем!  Садись.

-Я думаю, наш гость порадовался таким знаниям и ответам.

-Как я вам уже говорила, Лисовичок заблудился и чтобы помочь ему найти дорогу к дому у нас есть карта. Но, как  в любом путешествии и расследовании на пути будут встречаться препятствия, но вместе мы их преодолеем.

-Ребятки, рассмотрите внимательно карту, чего же на ней не хватает?

-Кто мне скажет, что такое село?

-Чем отличается село от города?

- У нас на карте тоже есть село и оно имеет красивое название «Лесное».

-Какой звук услышали вначале  слова?

-Это согласный и гласный звук?

-Почему согласный?

-Правильно, язык соприкасается с небом в передней части.

-Давайте произнесем еще раз…

-Произносим мягко или твердо?

-А теперь давайте послушаем….

-Звонкий или глухой?

-Открыли свои тетради отступили 2 клетки вниз от последней записи,

-Дадим характеристику звуку «л,».

-Для этого вспомним правила посадки:

1.сели ровно, спина прижата к спинке стула;

2.ноги упираются в пол;

3.между партой и грудью расстояние в кулачок;

4.тетрадь положили под наклоном.

(Учащиеся пишут в тетрадях, а учитель на доске)

- Звук «Ль» :

-согласный (чертим квадрат в 1 клетку);

-мягкий (взяли зеленый карандаш и закрасили квадрат);

-звонкий (над квадратом нарисовали звоночек)

- Так же в нашем селе протекает большая речка и у нее интересное название  «Лужа».

-Произнесем слово с опорой на 1 звук.

- Л-л-л-лужа.

-Этот звук согласный или гласный?

-Твердый или мягкий?

-Звонкий или глухой?

- А теперь дадим полную характеристику звуку.

Правила посадки:

1.сели ровно, спина прижата к спинке стула;

2.ноги упираются в пол;

3.между партой и грудью расстояние в кулачок;

4.тетрадь положили под наклоном.

(Учащиеся пишут в тетрадях, а учитель на доске)

Звук «Л»:

- согласный (чертим квадрат в 1 клетку);

-твердый(взяли синий карандаш и закрасили квадрат);

-звонкий (над квадратом нарисовали звоночек).

- Теперь я вам показываю их в разном порядке, а вы их называете попарно.

-Что общего у этих звуков?

-А в чем их различие?

- На письме звуки «л,», «л» обозначаются буквой Л.

Дети проводят физкультминутку у доски, остальные повторяют на местах.

- А вот, чтобы Лисовичок перешел через реку вам нужно выполнить еще несколько заданий

- Вот задание: найдите на карте изображение (картинку) того предмета, название которого начинается с буквы «Эль».

-Где находится буква «Эль»?

-Какой звук мягкий или твердый?

-Где находится буква «Эль»?

-Какой звук мягкий или твердый?

-Где находится буква «Эль»?

-Какой звук мягкий или твердый?

-Где находится буква «Эль»?

-Какой звук мягкий или твердый?

-Где находится буква «Эль»?

-Какой звук мягкий или твердый?

-Где находится буква «Эль»?

-Какой звук мягкий или твердый?

 (На слайде появляются названия всех мест.)

-Почему все названия написаны с большой буквы?

-А сейчас мы поиграем, я буду называть слова, если в них встречается буква «Эль», то вы хлопаете, а если нет, то пропускаете.

(Учитель называет 10 слов).

- кастрюля;

-лампа;

-люстра;

-вал;

-строитель;

-краб;

-бинт;

-лошадь;

-апельсин

-шкаф.

- А теперь открываем азбуку на стр.59.

-Ребята, скажите для чего нужна заглавная буква?

-Найдите внизу этой страницы слоги, приготовьте их для чтения:

-Прежде чем начнем  читать, вспомним правила чтения слогов:

1. Посмотри на слог узнай буквы.

2. Скажи правило чтения с гласной буквой.

3.Подготовь чтение по правилу.

-Маша, читай по всем правилам.

-Молодец,Маша!

- А теперь найдите среди этих слогов, где буква «Эль», обозначает мягкий согласный.

-А теперь найдите слова и приготовьте их для чтения.

Правила чтения слов:

1.обозначь гласные буквы в словах, точками.

2.обозначь слияние букв.

-Илья, читай.        

-В чем разница между словами?

-Мы читали слова не просто так, сейчас мы их встретим при чтении.

- Найдите на страничке предложения и приготовьте их для чтения.

- Правила чтения предложений:

1.найди единицы чтения и обозначь их:

-найди гласные, поставь под ними точки.

2.посмотри,какая буква стоит перед гласной, если согласная, обозначь слияние дугой

3.прочитай буквы вне сочетания.

-Прочитай по ед.чтения.

-Определи ударение.

-Прочитай целым словом с опорой на ударение.

-Перечитай предложения с нужной интонацией.

-Соня, читай предложения.

-Кто еще прочтет?

-Хорошо, молодец!

-А теперь ответьте на мои вопросы.

-У кого были куклы?

-Что делала Оля?

-Что сделали куклы?

-А вот, чтобы нам не уснуть давайте потянемся, вправо, влево…

-Ребята скажите, связаны ли предложения по смыслу?

-Про что эти предложения?

-Когда предложения связаны по смыслу как мы можем назвать все это?

-Никто не знаете.

-Ребята, запомните, что когда предложения связаны по смыслу, они образуют текст.

-Запомните этот новый термин.

-А теперь давайте посмотрим на иллюстрацию, кто догадался, из какой сказки она?

-Ребята, эту сказку  написал К.И.Чуковский.

(Рассказ об авторе)

-Я принесла книгу Чуковскго, а вы если захотите почитать, то можете взять ее в библиотеке.

-Сейчас, я вам прочту маленький отрывок из этого рассказа.

(Чтение отрывка)

-А вот, что было дальше вы можете узнать сами, прочитав рассказ до конца.

-А теперь прочитаем отрывок под иллюстрацией. Сначала про себя, а потом вслух.

Кому надо обозначьте единицы чтения.

-Даша, читай.

-Кто знает, что такое «кубарем»?

-Как называл слониху?

-Щеголиха-значит модница.

-Что упало на слона?

-Кого еще видите на изображении?

-Разберем это слово в тетради для печатания.

-Отступили 1 клетку вниз от предыдущей записи, составим схему.

ОСЛИК

О {о} – гласный.

С{с} – согласный, твердый, глухой.

Л {л} – согласный, мягкий, звонкий.

И {и} – гласный, безударный.

К {к} – согласный, твердый, глухой.

-Назовите все звуки в слове ОСЛИК.

{осл,ик}

-На какой звук подает ударение?

-Разделите слово ОСЛИК на слоги:

ОС-первый слог.

ЛИК-второй слог

-Под схемой обозначьте все звуки буквами.

- Хорошо.

- А теперь составим предложение со словом ослик.

Ослик читает книгу.

- А теперь, составим живую схему.

(3 ребенка выходят к доске и составляют схему,  4 ребенок  выходит к доске и рассказывает все о предложении)

-Умнички, садитесь на свои места!

-Ребята, на этом путешествие наше не заканчивается, оно продолжится на уроке письма.

Дети проверяют свою готовность к уроку, здороваются с гостями.

Хорошо.

Устная речь и письменная речь.

Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова состоят из звуков.

Сон.

Тут.

Ткани.

Полина рассказывает.

Нет.

Надо рассказывать эмоциональнее, следить за речью.

Артем рассказывает.

Да.

Кокос.

Коричневый.

На карте не хватает условных обозначений.

Ответы детей.

Ответы детей.

Звук «л,».

Согласный.

При произношении воздух встречает преграду.

Ль-ль-ль.

Мягко.

Звонкий.

Дети открывают тетради.

Дети выполняют требования учителя.

Дают характеристику звуку «л,» вместе с учителем.

Произносят слово

.«Лужа».

Согласный.

Твердый.

Звонкий.

Чертят схему в тетради.

Дети отвечают.

«л»-«л,»

«л,»-«л»

Звуки «л,», «л» - оба согласные, звонкие.

Звук «л,»- мягкий,

звук «л»-твердый.

Лес

Мягкий

Буква «Эль» находится в начале и обозначает звук «л,»-мягкий.

Корабль

Буква «Эль» находится в конце и обозначает звук «л,»-мягкий.

Вулкан

Буква «Эль» находится в середине  и обозначает звук «л»-твердый.

Луна

Буква «Эль» находится в начале и обозначает звук «л»-твердый.

Лучи

Буква «Эль» находится в начале и обозначает звук «л»-твердый.

Потому что это имена собственные.

Дети слушают и выполняют.

Заглавная буква нужна для обозначения начала предложения, для написания имен собственных.

Дети находят слоги и готовят их для чтения.

ЛА: перед гласной буквой а, согласный читается твердо, рот открываю на а. ЛА-а-а.

ЛО: перед гласной буквой о, согласный читается твердо, рот открываю на а. ЛО-о-о.

ЛИ: перед гласной буквой и, согласный читается мягко , рот открываю на и. ЛИ-и-и.

ЛЫ: перед гласной буквой ы, согласный читается твердо, рот открываю на ы. Лы-ы-ы.

ЛУ:  перед гласной буквой у, согласный читается твердо, рот открываю на у. ЛУ-у-у.

ЛИ.

Кукла, куклы.

Кукла- значит 1, куклы- значит много.

Катала, катал.

Катала-  девочка, катал-мальчик.

Уснули, уснул.

Уснули- много человек, уснул- й человек.

Ученики готовят текст для чтения.

Соня читает.

Нет.

Читала не выразительно

Ваня читает.

Куклы были у Оли.

Оля катала кукол.

Куклы уснули.

Да.

Про то, как Оля катала кукол.

Это иллюстрация к сказке «Краденое солнце».

Читает.

Ответы детей.

Щеголиха.

Луна.

Ослика.

Ученики разбирают слово вместе с учителем.

На первый звук {о}.

Катя рассказывает:

1.Первое слово пишется с большой буквы.

2.Слова в предложении пишутся раздельно.

3.В конце предложения ставится точка.

Кузнецова Маргарита Михайловна

МОУ «Волосовская начальная

общеобразовательная школа»

Волосовский район

Образование- среднее специальное

УМК «Школа России».
Тема. Согласные звуки {л},{л,}. Буквы Л,л.
Тип урока:
изучение нового материала.
Цель:  
введение буквы «Л», формирование знаний о ее значении (согласный звук) и умение обнаруживать ее в словах.
Задачи:

1.Предметные:

  • выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой;
  • наблюдать над произнесение звуков, которые они обозначают;
  • распознавать в словах новые звуки, читать слоги, слова, предложения с изученной буквой;
  • определять место л на «ленте букв»;
  • узнавать графический образ буквы;
  • читать текст вслух, соотносить текст и иллюстрацию.

2.Метапредметные:

-познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочный материал учебника;
  • моделировать различные языковые единицы;
  • развивать умения обобщать, сравнивать, анализировать материал;
  • развивать умения выражать свои мысли и осознано строить свое высказывание в устной форме.

-коммуникативные УУД:

  • формировать умения договариваться, обосновывать свою точку зрения;
  • внимательно слушать и слышать речь других людей;
  • доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

-регулятивные УУД:

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • обучать самостоятельному оцениванию своих мыслей и высказываний;
  • обучать самостоятельному оцениванию правильности выполнения действий и внесения необходимых корректив.

3.Личностные:

  • отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
  • развивать интерес к чтению, к потребности чтения;
  • формировать эстетические потребности, ценности, чувства.

Для реализации данных задач на уроке применялись следующие технологии:

  • Коммуникативная;
  • Рефлексивная;
  • Технология развивающего обучения.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 1 часть. Авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. (изд.Просвещение, 2012), проект, компьютер, презентация, ручка, цветные карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "...

Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.

Создаётся мотивация к УД (чтение  стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение на...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

Конспект урока по обучению грамоте на тему: «Согласные звуки [д], [д`], буква д». 1класс

Планируемые результаты:Познавательные УУД: формировать умение:- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов,- представлять информацию в виде схемы,- выявлять сущность, особенности объектов,...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме "Звуки [м] [м\'], буквы М,м.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение).Тип урока: Знакомство с новыми звуками ,с новой буквой....