Главные вкладки

    Обучение грамоте (чтение) 1 класс Согласные звуки (ф`), (Ф). Буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой Ф.
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Создаётся мотивация к УД (чтение  стихов учителем). Чтение загадки и отгадывание её. Составление предложений из слов. Знакомство с новыми звуками и буквой. Звуко - буквенный анализ. Наблюдение над графическим обликом буквы. Чтение слогов, слов, предложений. Работа с текстом. Рефлексия ( что получилось, что было трудным).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_f_moy_otkrytyy_urok.doc127.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Предмет: Обучение грамоте (чтение)       

     Класс: 1 класс

    Тип урока: Изучение нового

    Технологическая карта изучения темы: Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

    Тема

    Согласные звуки [ф], [ф,], буква Ф. Чтение слогов и слов с буквой ф.

    Цели

    Образовательные:

    - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

    - упражнять в чтении слов с новой буквой;

    - формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’].

    – формировать  умение различать гласные и согласные звуки;

    – формировать  умение выделять звук в слове;        

    формировать навык сознательного  чтения;

    формировать  умение правильно ставить логическое ударение;

    – формируем умение работать в паре;

    – формируем умение анализировать текст (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию);

    Расширять словарный запас учащихся и кругозор;

    Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

    Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

    Формировать УУД:

    - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям .

    -  Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом.

    - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

    - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний, в учебнике; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

    Планируемый результат

    Предметные:

    Знать название и начертание строчной  буквы  ф.

    Уметь давать характеристику новым звукам, определять позицию нового звука в слове

    Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрации, отвечать на вопросы по содержанию). Уметь читать  слова, предложения с изученными буквами.

    Личностные:
    Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

    Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

    Основные понятия

    Согласные звуки  [Ф], [Ф’],  строчная буква «ф».

    Межпредметные связи

    Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

    Ресурсы:

     - основные

    - дополнительные

    - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению.

    - электронные физкультминутки

    - презентация к уроку

    Организация пространства

    Фронтальная работа, групповая  работа

           

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД и ТОУУ

    (технология оценивания учебных успехов)

    Ι. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

    Цели: 

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - уточнить тип урока; 

    ΙΙ.  Актуализация знаний

    Цель: закрепить и обобщить знания и умения уч-ся по изученному материалу

    ΙΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

    Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    Ой, ребята, тише, тише,

    Что-то странное я слышу:

    Гость какой-то к нам спешит

    И как будто бы свистит.

    - Отгадайте загадку и скажите, как зовут нашего гостя: Когда светло, прячусь в дупло,

                                                                                                   Ночью летаю, мышей пугаю.

    - Правильно, это филин. Филин – птица мудрая, много всего знает.

    - Как вы думаете, с какой целью он прилетел к нам?

    - Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

    - Какую цель ставим? (Познакомиться с новой буквой; учиться читать и писать слова с новой буквой). 

    - Но сначала Филин хочет посмотреть, что мы уже умеем делать

    1. Какие буквы спрятались. На какие группы вы их разделите?

    2. Составление из слов предложения.

    Марина   у      кукла    была

    - Прочитайте предложение с вопросительной интонацией.

    -Предположите, с какой буквой будет знакомить нас Филин.

    - Посмотрим, правы мы или нет.

    - Посмотрите на рисунки, что их объединяет?

    - Определите тему урока. Назовите её.

    – Давайте составим план урока.

    Составление плана урока

    Личностные УУД:

     формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    Познавательные УУД:

     формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

     формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    Познавательные УУД:

     формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Регулятивные УУД:

     формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Личностные УУД:

     формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

    Регулятивные УУД:

     формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

    Познавательные УУД:

    формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

    формируем умение представлять информацию в виде схемы;

    формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

    формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

    Познавательные УУД:

     формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

    Регулятивные УУД:

     формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Цели:

    - познакомить с новыми согласными звуками [ф], [ф’] и буквой «ф»;

    - формировать умение находить в словах согласные звуки [ф], [ф’];

    -формировать умение характеризовать звуки и делать определённые выводы;

    - организовать работу над  совершенствованием навыков чтения слогов;

    -развивать фонемати-ческий слух.

     

    План (примерный)  

    1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
    2. Звуко-буквенный анализ слов.
    3. Чтение слогов и слов.
    4. Чтение предложений и текстов.

    – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.).

    1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фрукты  и  фиалка.

    – Что нарисовано на картинках? (фрукты, цветок фиалка.)

    – Сколько слогов в слове фрукты? (Два.)

    – Назовите первый слог.

    – Произнесите первый звук. 

    – Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой согласный [ф].)

    2) Звуко-буквенный анализ слова фрукты выполняется коллективно, а затем дети самостоятельно выполняют звуко-буквенный анализ слова фиалка. Обращают внимание на первый звук, сравнивают его со звуком [ф]. дают характеристику новому звуку. ([ф’] – согласный глухой, мягкий.)

    3) Подберите слова, которые начинаются с этих звуков.

                                                                ФИЗМИНУТКА

    4) Наблюдение за графическим обликом буквы Ф.

    – На что похожа буква Ф?

    Всем известно без подсказки:

    Буква Ф –

    Как ключ от сказки.

    Никогда его у нас не отнимет Карабас.  (В. Степанов)

    5) Завершение схемы-«человечка» буквы Ф.

    – Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке?

    ΙV. Применение нового знания

    Цель:

    - организовать работу над  совершенствованием навыков чтения  слов с изученными буквами;

    - организовать работу над совершенствованием навыков написания слогов и слов с изученной буквой;

    - организовать работу над текстом;

     - развивать умение ориентироваться в тексте,  умение работать с информацией;

      1. Чтение слогов (с. 140).

    – Прочитайте слоги.

    – Обозначьте мягкость [ф’] и твёрдость [ф] цветным карандашом.

    – В каких словах встретятся эти слоги?

    – В чём различие слогов верхней и нижней строчки?

    2. Чтение слов.  (с. 140)

    – Просмотрите слова на этой странице.

    – Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

    – Прочитайте слова про себя. 

    – Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

    – Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

    – Где ещё это слово мы употребляем? (В математике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.)

    – Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.) 

    – Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)

    – Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.) 

    – Найдите слово, называющее маленький фонарь.

    – Как образовалось это слово? (С помощью суффикса -ик-: фонарь + -ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.)

    – Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) 

    – Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.)

    – Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

    – Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

    – Прочитайте «военное» слово. (Офицер.) 

    – Прочитайте, как называется приспособление для передачи звуков по проводам. (Телефон.)

    1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком.

    – Прочитайте его.

    – Сколько слогов в этих словах?

    – Почему?

    – Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.) 

    – Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

    – Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими передними полами.)

    Работа в паре.

    – Составьте и скажите друг другу предложение с любым из этих слов.

    Несколько предложений озвучивается и анализируется.

    2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.)

    – Что указывает на мягкость предшествующего согласного?

    – Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

    – Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного состязания.)

    – Прочитайте последнее слово. (Факел.)

    – Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

    – Для чего и где используют факел? (Светильник на рукоятке.) 

    3) – Прочитайте слова последнего столбика.

    – Есть ли у этих слов что-то общее?

    – Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.) 

    – А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцветные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на праздниках.) 

    – Что особенного в написании этого слова?

    – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

    – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

    3. Чтение слов и предложений.

    1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лексического значения.

    Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной пленке.

    Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

    Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию  изображение человека.

    – Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

    2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-.

    – Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню полотнище.)

    – Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффикса -ок-. Флажок.)

    – Что такое флагшток? (Шест для флага.)

    3) Чтение предложения.

    – Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.

    – Соответствует ли предложение картинкам?

    – Сколько частей в предложении?

    – Как догадались?

    – Какие слова записаны с большой буквы?

    – Почему?

    – Выделите заглавные буквы.

    – Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

      4.  Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).   

    1) Работа с текстом до чтения.

    – Прочитайте заглавие.

    – А кем может работать папа?

    – Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которого мы будем читать текст?

    2) Чтение текста самостоятельно.

    а) Выявление первичного восприятия.

    – Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

    б) Повторное комментированное чтение вслух.

    Папина профессия.

    Папа Саши Ефимова – фотокорреспондент журнала «Азия и Африка». (А чем занимается фотокорреспондент?) Интересная и творческая у него работа, она требует мастерства и фантазии. (Что значит мастерства и фантазии?)

    Со своей фотокамерой Андрей Ефимов путешествует по всему миру. На его фотографиях – незнакомые нам растения и животные стран Азии и Африки. Вот огромные города с высотными домами, а вот крошечный посёлок, где обитает африканское племя. Но особенно интересны фотопортреты мужчин, женщин и детей. (А чем же они интересны?) Их у Сашиного папы целая коллекция. (Значит, ему больше всего нравится фотографировать людей!)  Многие работы Андрея Ефимова были представлены на международной (то есть...) фотовыставке в Москве. Саша ходил туда вместе с папой и был горд и доволен. (А чем гордится Саша?)  Когда Саша вырастет, он будет фотокорреспондентом, как папа. А пока он рисует портреты своих друзей цветными фломастерами.

    в) Обобщающая беседа.

    – Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

    – Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, женщин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.) 

    – А как можно изменить предложение про растения и животных Азии и Африки? (На его фотографиях незнакомые представители флоры и фауны Азии и Африки.)

    – Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.) 

    – А чем увлекается Саша Ефимов?

    г) Проблемный вопрос к тексту.

    – А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

    – Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

    3) Работа с текстом после чтения.

    – Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подобрать?

    1.  «Любимая профессия семьи Ефимовых».
    2.  «О профессии фотокорреспондента».
    3.  «Профессия Сашиного папы – фотокорреспондент».

    формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

     формируем умение ориентироваться на развороте учебника (познавательные УУД)

    формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (коммуникативные УУД)

    формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

     формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД)

    формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации;  формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; (познавательные УУД)

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

    формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации (познавательные УУД)

    формируем умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

    Духовно-нравственное развитие и воспитание:

    1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

    2) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

    3) эстетическое воспитание.

     формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции (личностные УУД)

     формируем умение слушать и понимать других (коммуникативные УУД)

    формируем умение находить от-веты на вопросы в  иллюстрации. (познавательные УУД)

    формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника (регулятивные УУД)

    V.Рефлексия учебной деятель-ности на уроке

     (5 мин)

    Цели:

    - зафиксировать новое содержание урока;

    - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 

    - Какая тема урока была?

    - Какую цель ставили? Достигли цели?

    – Что у вас получалось сегодня лучше всего?

    – В чём испытали затруднения?

    – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

    Расскажите по схеме (Я – знаю, запомнил, смог), чему научились на уроке.

    - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

    ТООУ  (технология оценивания учебных успехов)

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные результаты). 

    VΙ. Домашнее задание (по желанию)

    Нарисовать профессию своего папы или дедушки, чтобы другие ребята угадали, какая у них профессия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

    Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

    Урок обучения грамоте (чтение) Тема: Согласные звуки [н’], [н]. Буквы Н, н

    Цели урока:Обучающие: познакомить детей с согласными звуками [н’], [н], буквами Н, н; отрабатывать навык звукового анализа слов.Развивающие:  развивать фонематический слух, речь, внимание, н...

    Конспект обучение грамоте 1 класс " Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т"

    Разработанные конспекты уроков для начальной школы...

    Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

    Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...