Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Коротышева Юлия Юрьевна

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речи

Тип урока. Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные).      Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; анализируют пословицы

Универсальные учебные действия (метапредметные)   

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

логические – сопоставляют слоги и слова с буквами Т и Д.

Личностные: учатся работать в команде

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины:

Согласные буквы Т, Д; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_chtenie_24.11.16.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме:

«Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речи

Тип урока.         Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные).        Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; анализируют пословицы

Универсальные учебные действия (метапредметные)        

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

логические – сопоставляют слоги и слова с буквами Т и Д.

Личностные: учатся работать в команде

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины:        

Согласные буквы Т, Д; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица

Образовательные ресурсы:        «Лента букв», электронное приложение к учебнику «Азбука», карточки со словами.

Ход урока

Приветствие гостей.

  1. Организационный момент. «Психологическая установка на работу»

Школьный прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Будем думать мы, читать,
Главное здесь не лениться,
Наши гости посмотрят сейчас,
Как ребята умеют трудиться.

- Прочитайте девиз нашего урока. Он записан на доске.

Терпенье и труд всё перетрут.  

- Как вы понимаете эту пословицу

  2. Дыхательная гимнастика

- Глубокий вдох через нос, выдох через рот

- Упражнение «Трубочка», подули в трубочку

- Молодцы!

   3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

- Помогите мне закончить предложения.

На поляне стоит каменный... (дом).

Из трубы идёт …(дым)

К дому ведёт… (дорожка).

Вокруг дома растут … (деревья)

На дереве сидит ... (дятел).

К дому идёт … (дедушка).

Его встречает … (девочка)

- Когда девочка дудит на дудочке, слышен звук….  (ду-ду-ду)

- Какой звук слышится, когда девочка  звенит в колокольчик?  (динь-динь-динь)

- Какой  звук в словах повторялся чаще других?

- Что мы знаем о звуке [д]? (он согласный , звонкий, может быть мягким и твёрдым)

- Приложите руки к горлышку и произнесите звук [д], а теперь произнесите этот звук без голоса, какой звук получается? [т] – глухой согласный звук

- Чем похожи эти звуки, чем различаются?

- Какой можно сделать вывод? [д] и [т] парные согласные.

-  Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (Будем выделять в словах звуки [д], [д,], [т], [т,] читать, рассказывать, выполнять интересные задания, в которых нам встретятся эти звуки)

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности

1) Слого-звуковой анализ слов

– Проведём небольшую исследовательскую работу и выясним какие они звуки [д ], [д,] и         [т], [т,]

- Отгадайте загадку:

                                     В нём живёт моя родня,
                                    Мне без неё не жить ни дня.
                                    В него стремлюсь всегда и всюду,
                                    К нему дорогу не забуду.
                                    Я без него дышу с трудом,
                                    Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).

Электронное приложение – ДОМ, ДЯТЕЛ

- Назовите первый звук в слове дом.

- Какой он? (Согласный, твёрдый)

- Почему вы так решили? Докажите  (при произнесении этого звука воздух встречает преграду, цепляется за зубы и язык)

- Молодцы! Следующая загадка.

Кто в беретке ярко-красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит.

                    (Дятел.)

- Назовите первый звук в слове ДЯТЕЛ

- Какой он? (Согласный, мягкий)

- Звуки [д ], [д, ] звонкие или глухие?  (звонкие)

- Мы выяснили, что звуки [д ], [д, ] – согласные, звонкие, звук бывает твёрдым и мягким. 

- Какой ещё звук мы услышали в слове ДЯТЕЛ (звук т*) какой он? (мягкий глухой согласный)

- Составьте  схемы для слов ДОМ, ДЯТЕЛ

Дети выходят к доске и составляют схемы слов

2)Игра «Узнай звук»

- Послушайте слова, если в них есть звуки [д ], [д, ] хлопните в ладоши. Если звуки [т], [т,] потопайте ножками.  Будьте внимательны!

- Дом,  тарелка, стол, дядя, кубики,  девочка, тигр,  дочка, Дюймовочка, Дима, пенал,  дружба, Тима, доброта.

3)Работа с буквами Д и Т

- Вспомните, какой буквой обозначаются на письме звуки [д ], [д, ]? (Буквой Дэ)

- Посмотрите на неё.  (Карточка)

-На что похожа буква Д?  (На домик)

– Стихотворения  про Д и Т

- Давайте вспомним стихотворение. (Повторяют ещё раз – выполняют движения)

Этот домик – буква Д,

В домике окошко

Из трубы идёт дымок,

А в окошке – кошка.

- Постройте её из палочек.

- А какой буквой обозначаются на письме звуки [т], [т,]? (Буквой Т)

- Посмотрите на неё. (Карточка)

- На что похожа буква Т? (На антенну, зонт, молоток)

На антенну  Т  похожа

И на зонт наверно тоже

Молоток стучит тук-тук

Букве  Т я старый друг

- Постройте и эту букву из палочек

4)Чтение слогов-слияний и слов

 - Прочитайте слоги в учебнике (хором) стр.108, Д  и Т  парные согласные.

- А теперь прочитайте слова, какие звуки мы встретили в этих словах (Д и Т)

Электронное приложение  - картинка с девочкой

- Найдите слова с буквой Д, определите, где она находится – в начале, конце, или в середине слова

- Угадайте, как зовут девочку. (Даша.)

5. Физкультминутка

-Ручки в сторону, на бочок,

За головку, в кулачок,

Дружно сесть, быстро встать,

Повернуться и опять….

6. Закрепление знаний и способов действий

1)Чтение слов

- Ребята, вспомните наш сегодняшний девиз.  (Терпенье и труд всё перетрут)

- А ведь трудятся люди по-разному. В современном мире есть множество разных профессий. И все они важные, нужные.

- Кем бы вы хотели стать?

7. Словарная работа Стр.109

- Посмотрите на картинки и найдите профессии со звуками Д и Т (доктор, художник, мастер)

- Вспомните профессии которые начинаются с буквы Д (водолаз, дрессировщик, дворник, доктор)

- Посмотрите на картинку на доске. Как называется профессия человека, изображённого на картинке (Дерижёр) Объясните, чем он занимается.

- Дерижёр -  это руководитель оркестра, он разучивает с оркестром музыку.

2)Чтение текста в учебнике самостоятельно стр.109

Ответьте на вопросы:

- Где работает папа Тимы?

- Кем он работает?

- Кем работает мама Димы? А папа ?

- Кто по профессии брат Насти?

8. Рефлексивно-оценочный этап

  •  На уроке  мы узнали …
  • На уроке мы научились …
  • На уроке понравилось ...
  • Было трудно …

- Поднимите руку у кого настроение такое же как на смайлике.

- Поднимите руку кому урок понравился

- Мне было приятно работать с вами, спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.

Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "...

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

конспект урока по обучению грамоте с использованием логоминутки "Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п".

Как один из аспектов этой работы был задуман (и в настоящее время разрабатывается) комплекс «логопедических минуток» на уроках русского языка. «Логопедические минутки» - это непродолжительные по време...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме "Звуки [м] [м\'], буквы М,м.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение).Тип урока: Знакомство с новыми звуками ,с новой буквой....

Конспект и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки [с], [с′]. БУКВЫ С, с".

Конспект  и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки  [с], [с′]. БУКВЫ С, с". УМК "Школа России" 1 класс....

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе«Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»

Методическая разработка урока обучения грамоте     по теме «Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»...