Главные вкладки

    Конспект урока по обучению грамоте и письму" Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч."
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

    Грушко Ольга Ивановна

    Интегрированный урок  по УМК "Школа России" 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnolog._karta.docx666.16 КБ
    Файл bukva_ch.rar2.94 МБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    Тип урока: Урок открытия нового знания

    Тема: Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч.

    УМК: «Школа России»

    Класс: 1 класс

    Цели: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой ч .

    Задачи: 

    1. Сформировать представление о звуке ч, как о мягком согласном, познакомить с графическим образом буквы «ч».

    2. Формировать навыки безошибочного написания сочетаний «ча-чу».

    3.  Учиться навыкам безошибочного списывания.

    4.  Обогащать словарный запас учащихся.

    5.  Закреплять знания о многозначных словах, учить различать лексическое значение многозначных слов.

    6. Развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, память, усидчивость, трудолюбие.

    7.  Воспитывать любовь и уважение к родному языку, любовь к предмету.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    • писать строчную  букву ч по образцу;
    • воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой  буквой по алгоритму;
    • писать слоги, слова с изучаемой буквой, комментируя;
    • писать ча с буквой а;
    • анализировать состав слов, близких по значению;
    • анализировать многозначные слова;

    Метапредметные

    Регулятивные УУД:

    • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
    • осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
    • уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
    • Оценка

    Познавательные УУД:

    • ориентироваться в учебнике;
    • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
    • способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

    Коммуникативные УУД:

    • соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
    • формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
    • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    Личностные:

    • проявлять интерес к процессу письма;
    • осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения в паре, группе

    Межпредметные связи:  окружающий мир, физическая культура

    Ресурсы: 

     основные

    - Горецкий  Азбука. Учебник для 1-го класса. Часть 2. Стр. 4-6;

    - прописи №3.        

     Дополнительные

     - Интерактивное приложение к Азбуке;

     - электронные физкультминутки;

    Организация пространства:  

    фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа

    Технология проведения

    Деятельность

    учеников

    Деятельность

    учителя

    Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    УУД

    Предметные

    УУД

    I. Мотивация к учебной деятельности

    (1-2 минуты)

    Цели: 

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    http://www.vashng.ru/wp-content/uploads/2014/11/blue-new-year-106-1024x819.jpg

    Выполняют задание учителя.

    Дети  делают глубокий вдох и сдувают снежинку с ладони.

    Делают вдох и произносят при выдохе  звук «у» то сильнее, то слабее.

    Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

    Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 

    Громко прозвенел звонок

    Начинается урок

    Наши ушки на макушке

    Глазки широко открыты

    Слушаем, запоминаем

    И ни минуты не теряем.

    Улыбнитесь друг другу, даже не смотря на то, что за окошком зима. Вчера шел снег. И красивые снежинки укрывали наш город  снежным покрывалом.

    Дыхательная гимнастика  «Снежинка»

    И вот наша гостья снежинка прилетела к нам в класс. Давайте поймаем её,делаем глубокий вдох  и  сдуваем её с ладони.

    «Воет вьюга»

    Снежинка за снежинкой, пошел снегопад и превратился  в  вьюгу. Давайте покажем, как воет вьюга.

    Регулятивные УУД:

    организовывать своё рабочее место под руководством

    учителя,

    Коммуникативные УУД

    Умение слушать и понимать речь других

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 

    (10 минут)

    Цели:

    -организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

    Физкультминутка с использованием офтальмотренажера

    (Базарный В.Ф.)

    Проговаривают, что повторили.

    Проговаривают стихотворения- правила правильной осанки.

    Выполняют пальчиковую гимнастику.

    Пишут  буквы под диктовку

    Показывают  нужного цвета карандаши

    Записывают предложение.

    Работа  в парах.

    Оценивание работы

       

    Выполняют упражнение под музыку, следя глазами за движущейся точкой

    Организует актуализацию умений выделять лишнее по заданному признаку

    Организует обобщение актуализированных знаний.

    Организует работу по написанию букв.

    Предлагает выполнить задание в тетрадь и сделать взаимопроверку.

    Организует выполнение движений под музыку

    1. Давайте прочитаем девиз нашего урока:

    «Делу время, а потехе час».

    -  Когда так говорят?

    2.  Вот и мы покажем, что узнали и чему научились .

     - На какие две группы делятся все звуки?

    - Что можно сказать про гласные звуки? Какие звуки  они  обозначают?

    -  Что вы знаете о согласных?

    - На какие две  группы они делятся?

    - Мы не только  научились давать характеристику звукам, но и научились записывать их буквами.

    Правила посадки при письме.  Пальчиковая гимнастика.

    3. Написание  букв :   Б, в, К, Т, д, р, У, ы, Г, з, М, с, Н.

    -  Сейчас я называю слова, если слово начинается с гласного звука, поднимаем красный карандаш, если с согласного зеленый или синий карандаши.

    Ослик, акула, Маша, игрушка, лимон, Ирина, мишка, Римма.

    -Предложение «рассыпалось», нам надо его собрать.

    У, осока, реки, выросла.

    Запишите  предложение в тетрадь.

    Обменяйтесь тетрадями. Проверьте, работу соседа. Оцените её.

    Сегодня мы отправимся  в гости к волшебнику и не просто волшебнику, а  к Хранителю Времени.

    Он не просто охраняет и бережет время, но и  следит за тем, чтобы его попусту не тратили. А как это? Объясните.

    А вы так делаете?

    Жил на свете чародей,

    Светлый, добрый - не злодей!

    Ночью детям сны дарил,

    И довольный делом был.

    Много-много сказок знал

    И на ушко их шептал,

    Детки быстро засыпали

    И во снах беды не знали.

    Как по- другому  называют волшебников, магов? (Чародеями)

    группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков.

    узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки, 

    оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников.

    Регулятивные УУД:

    осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение .

    Коммуникативные УУД

     Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме .

    III. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема). 

    (5-7 минут)

     Цели:

    - организовать постановку цели урока;

    Под руководством  учителя выявляют проговаривают проблему урока.

    Организует проблемную ситуацию для выявления проблемы урока.

    Сможем ли мы написать это слово? Почему?

    Что мы должны знать для этого?

    Маг откроет нам секрет  новой буквы, но  мы должны выполнить задания  и получить ключи от дверей, в которых хранятся его секреты.

    Коммуникативные УУД:

    соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

    Личностные УУД:

    проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

    IV. Реализация построенного проекта. (15 мин)

    Цели:

    - реализовать построенный проект в соответствии с планом;

    - зафиксировать новое знание в речи и знаках;

    - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

    - уточнить тему урока.

    Физкультминутка

    С помощью учителя дают характеристику звукам, определяют место на ленте букв.

    Делают  звуко- буквенный  анализ слова .

    Работа с человечком-  звуком.

    Отвечают на вопрос : На что похожа буква?

    Работа в прописях (написание буквы)

    Чтение слогов

    Делают вывод, что звук , всегда мягкий , поэтому при письме обозначение мягкости буквами я, ю  не нужно.

    Чтение правила на  стр.5

    Самостоятельно определяют,   как соединяются буквы, прописывают их в прописи

    Называют слова , которые начинаются на  слоги с буквой ч

    Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

    Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

    Объяснение написания буквы

    Итак, вот первый ключ.

    Мы открываем дверь и оказываемся в комнате  Загадок. Отгадаем загадки и сделаем разбор слов- отгадок.

    Приготовим тетради для печатания, цветные карандаши. Приступаем к работе.

    Отгадайте первую загадку.

    Его бьют,

    А он не плачет.

    Веселее только скачет.  (Мяч)

    • Вторая загадка.

    Моя подружка так живет:

    С утра она чернила пьёт.

    Потом я ей даю тетрадь,

    Она по ней идет гулять.  (Ручка)

    Молодцы!

    А теперь откроем дверь во вторую комнату- Комнату неизученных букв.

    Нас встречает звук- человечек (звуковичок) и просит помочь ему. Давайте, дадим ему характеристику и оденем его.  Нам помогут звуки в словах «мяч», «ручка»

    Знакомство с  печатной буквой.  Печать буквы в тетрадях.

    Сыграем с нашей буквой в игру «Моя Вообразилия»

    А теперь научимся ее писать.

    С буквой  познакомились. А теперь посмотрим с какими буквами дружит буква ч .

    Чтение слогов.

    Вышла буква погулять и с друзьями поиграть.

    Прибежал   веселый А , прочитали дети- ча ;

    Прибежал  задорный о , прочитали дети – чо;

    Прибежал  игривый и , прочитали дети –чи;

    Прибежал упрямый у,  прочитали дети- чу;

    Прибежал  и звонкий е , прочитали дети- че.

    Прочитаем еще раз слог ча.

    Посмотрите внимательно на слог  ча

    В чем особенность прочтения слога, аналогично чу.

    А теперь разберемся со слиянием букв в написании.

    А давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»

    Придумываем слова , которые начинаются со слога ча,чу, че, чо

    давать характеристику согласным звукам,

    узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

    группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков,

    оценивать свой ответ и ответы своих одноклассников

    Метапредметные.

    осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

    писать строчную  букву ч по образцу;

    воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой  буквой по алгоритму;

    узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

    читать слова с изученными буквами,

    Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

    Познавательные УУД:

    ориентироваться в учебнике,

    понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

    Коммуникативные УУД:

    сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

    VI. Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

    (20  мин)

    Цель:

    - организовать усвоение учениками нового

    Выполняют задание на закрепление полученных знаний

    Работа   дифференцированная

    Хорошо читающие дети читают стихотворение.

    Дети, которые учатся читать, читают слова с изученными буквами.

    Делают предположение о  тексте, читают текст.

    Делают вывод о предположении                

    Работа в прописях

    Читают слова, группируют их по группам

    Работают в парах

    Написание слова во мн.числе.

    Самопроверка.

    Работа с многозначными словами.

    Чтение слов,  делается вывод, что слова многозначные.

    Чтение стихотворения , где встречается многозначное слово

    Чтение текста.

    Делают вывод о том, сколько значений у слова «ручки»

    Работа в группах.  Хорошо читающий ученик читает пословицу, а затем идёт обсуждение в группе. Объяснение  смысла пословиц

    Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

    Проводит  беседу о часах.

     Организует беседу по вопросам

    Организует работу в парах

    Организует работу с многозначными словами.

    Чародей рад  тому, как мы поработали.

     Он сейчас приоткроет нам  дверь в таинственную Комнату Времени.

     Что же мы там видим?

    - Часы.

    -Почему часы  находятся в этой комнате?

     А посмотрите, сколько разных часов. На какие две группы мы можем разделить?

    Ещё в древности люди пытались определять время. Они изобрели песочные часы, солнечные. Но эти часы показывали время неточно.

    Чтение  стихотворения- загадки о часах.

    Беседа по вопросам.

    Как вы думаете, ответственная работа у Хранителя Времени?

     Какую работу он выполняет?

    А вот  в наше время с часами работают другие волшебники.

    Как называется такая  профессия? (Часовщик)

     Посмотрите на часовщика на рисунке. Что он делает? О чем будет текст?

    Прочитаем  текст.

    Запишем предложение о часах.

    Часы идут точно.

    О чем предложение?

    В столбиках слов вам встретится слово часы. И другие слова. Прочитаем их.

    Работа над лексическим значением слов. Что общее? На какие 2 группы можно разделить слова?

    Прочитайте слова в тетради. Что обозначает слово. Подберите слово во мн. числе

     

    Слова на стр.6 разделяются на группы по другому признаку.  

    Поработайте в парах и объясните, по какому признаку?

     

    Чтение стихотворения «Лисички»

    -О каких лисичках идет речь в стихотворении?

    -Что это за слово «лисички»?

    -Слов многозначных, а вот текст о слове, с которым мы встречаемся  каждый день, каждый урок.

    Чтение текста «Ручки»

    Сколько значений у слова «ручки»?

     

    Сказочник дает вам последнее задание.

    Перед вами на партах  пословицы, в которых встречается буква Ч.  

    Поработаем в группах. Прочитайте каждую и объясните. Когда так говорят?

    читать слова и тексты  с изученными буквами.

    Писать предложение, с изучаемой буквой, комментируя.

    анализировать состав слов, близких по значению

    писать слова, с изучаемой буквой

    анализировать многозначные слова;

    Упражнение в чтении слов, предложений и текстов с изученной буквой

    Коммуникативные УУД

    Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других .

    Познавательные УУД:

    ориентироваться в учебнике,

    понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

    Регулятивные УУД:

    осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

    VIII. Рефлексия.

    (2-3 минуты)

    Цели:

    -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Рассказывают, что узнали, знают, смогли.

    Делают самооценку

    Организует фиксирование нового содержания.

    Организует рефлексию.

    Организует самооценку учебной деятельности.

    Волшебник благодарит вас за работу  и уверяет вас, что вы не зря потратили время сегодня на уроке.

    Вспомним девиз нашего урока.

    - Получилось у нас следовать нашему девизу?

    -Вспомните какую цель перед собой мы ставили в начале урока, достигли ли вы этой цели?

    -Какие цели ставили на урок?

    -Удалось выполнить?

    - Оцените свою работу на уроке.

    -Кому до конца урока удалось сохранить хорошее настроение?

    У вас на партах лежат  смайлики. Нарисуйте свое  настроение. Покажите результаты вашей работы.

    Регулятивные УУД

    Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

    Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

           Личностные УУД   

    Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности .



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Согласный глухой мягкий звук [ч']. Буква Чч стр. 4-6

    Слайд 4

    Делу время , потехе час

    Слайд 6

    У, осока, реки, выросла

    Слайд 14

    согласный глухой всегда мягкий непарный

    Слайд 15

    В схемах звук [Ч'] всегда зелёного цвета. ча чо чу че чи

    Слайд 20

    1. Ученику – удача, учителю – радость. 2. Недоученный хуже, ученого. 3. Мало уметь читать, надо уметь думать. 4. Чего себе не хочешь, того и другим не делай. 5. Дерево дорого плодами, а человек делами. 6. Мала пчела- да и та работает.

    Слайд 22

    Оцени себя!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

    Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

    конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

    конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

    Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

    Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

    Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»

    Конспект урока по обучению грамоте на тему «Согласные звуки [ р] [р’]. Буква Р»...

    Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква ч

    Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. Строчная буква чДелу время, а потехе час. Звук [ч’]. Буква Ч. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ. Строчная буква ч, правописание сочетаний ЧА-ЧУ (2ч).Букв...

    Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л\']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"

    Конспект интегрированного урока по обучению грамоте на тему:"Звуки [л], [л']. Буквы Л, л. Строчная буква «л»"...