Главные вкладки

    Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш.
    план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

                    Урок обучения грамоте ( чтение ) по теме: Согласный звук {ш}. Буква ш. Программа "Школа России "

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Согласный звук {ш}. Буква ш.65.27 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение грамоте – чтение (1 Б класс,  УМК «Школа России»).

    Тема урока: Согласный звук {ш}. Буква ш.

    Автор: Синцова Марина Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20, г. Донецк, Ростовская область

    Задачи:

    1. Приобретение обучающимися знаний о звуке « ш»,  букве Ш путём разрешения учебной проблемы
    2. Формировать УУД:
    1.  Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
    2. Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёт характера сделанных ошибок: высказывать свое предположение.
    3. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться договариваться и работать в паре.
    4. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

     Оборудование: проектор, презентация, модель воздушного шара, модель ворот.

                                                 Ход урока.

    1.Организационный момент.

    Учитель.  - Прозвенел звонок. Начинается урок. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем – с согласного твёрдого. А теперь – с согласного мягкого. Молодцы! Никто не остался без места. Итак, урок начинается.

                   2. Мотивация.

    Учитель. – Ребята, девизом нашего урока я выбрала следующее стихотворение:

    Затруднение в ученье-

    К новым знаниям ведёт.

    Кто дорогу сам осилит,

    Непременно их найдёт.

    - Как вы думаете, почему я выбрала именно такие слова?

    - Ребята, а что нужно сделать, чтобы работа на уроке была ценной, плодотворной?

                   

                   3.Актуализация знаний.

    - Кто живёт в царстве Алфавита?

    - Что вы знаете о буквах? ( буквы видим, пишем; они обозначают  гласные и согласные звуки).

    - Какие звуки мы называем гласными? ( при их произношении выдыхаемый воздух не встречает преград, такие звуки состоят из голоса).

    Дети читают стихотворение.

    Гласные тянутся        И закричать.  

    В песенке звонкой.        В тёмном лесу звать и аукать  «а -  у»  .

    Могут заплакать         Но не желают свистеть и ворчать.

    - Какие же у них имена? ( чтение букв).

    - Какие из них хитрые? Почему?

    - Какие очень добрые? Почему?

    - Какие звуки мы называем согласными? (при их произношении выдыхаемый воздух встречает преграды; они состоят из голоса и шума).

    Дети читают стихотворение.

    А согласные согласны

    Шелестеть –« ш»  , шептать-  «ш»  , свистеть-  «с»  ,

    Даже фыркать – «ф»  и скрипеть.

    Но не хочется им петь.

    - Что ещё знаете о согласных звуках? ( звонкие и глухие).

    - Назовите имена букв, обозначающих согласные звуки ( чтение).

    - А почему буквы наши друзья?

    - Кого мы можем назвать настоящим другом?

    - Какие пословицы вы знаете о дружбе?

    Работа с учебником.

    - Ребята, назовите жильцов в домике Города букв (работа с лентой букв – с. 15).

    (Буквы, обозначающие гласные звуки….., буквы, обозначающие согласные звуки….)

    Постановка проблемы.

    - Посмотрите, все ли домики заселены?

    - Значит, что нам предстоит сегодня открыть на уроке?

                 4. Самоопределение деятельности.

    -  А вот новый звук спрятан в имени сказочного персонажа. Отгадайте загадку.

    Я старушка хоть куда:
    И умна, и молода!
    Со мною всюду крыска
    По имени ….. (Лариска).
    (картинка на слайде презентации)

    - Кто догадался, кто этот сказочный герой? (старуха Шапокляк)

    - Какой первый звук слышите в имени старухи?

    - Какая цель нашего урока? (познакомиться со звуком «ш»)

    - Какие задачи нам предстоит решить? (учиться отличать звук «ш» от других звуков, узнать какой буквой обозначается, учиться читать слова с новой буквой).

                       4.Открытие нового знания.

    Учитель. Сегодня  мы совершим путешествие на…..угадайте. «Тяжела для всех наука, если в школе лень и скука. А чтоб было легко и не скучно полетим на шаре…… воздушном!»

    - Но он появится только тогда, когда вы правильно составите схему слова

    « шар» (один ученик у доски работает с карточками, остальные – в тетрадях).

    Учитель. Назовите первый звук в слове «шар».

    - Что вы можете о нём рассказать?( согласный, глухой).

    - Ребята, нужно запомнить -  « ш»    всегда твёрдый.

    - Попробуйте произнести его мягко. Не получается?  

    - «Ш»   - шипящий звук.

    - Молодцы! (открывается дверь и залетает модель воздушного шара). Вот теперь можно отправляться в волшебную страну.

                     5. Физкультминутка.

    Звучит весёлая музыка, дети выполняют танцевальные движения и передают по очереди « воздушный шар».

                    6.Продолжение работы с новым материалом.

    - Ой, ребята,  наш « шар» залетел на страницу книги и остановился.( «Азбука» с.16)

    - Что же случилось? Кто это на нашем пути?( Шамаханская  царица)

    - Это сказочница. Она любила фантазировать, сочинять сказки, чтобы спасаться от опасностей. Посмотрите, какая она серьёзная. Отпустит нас, если мы выполним её задания. Вы готовы?

        Рассмотрите – ка всё внимательно,

        Поразмыслите не спеша.

        И отыщите обязательно

        Все слова со звуком     « ш».

    Работа по странице «Азбуки». Работа над значением незнакомых слов( шатёр, груша, подушка, штаны, чаша, кувшин).

    - Итак,ребята, давайте сделаем вывод, что узнали о звуке «ш»?

    - Можем сказать, что решили учебную задачу?

    7. Первичное закрепление.

    - А теперь проверю я вас, а вы себя, умеете ли отличать звук «ш» от других звуков.

    - Хлопайте в ладоши, если услышите звук   « ш»   в словах.

    Шоколад, шум, жук, шампунь, крыса, шимпанзе, шорох, соска, кошка.

    - Встаньте те, кто считает, что хорошо справился с заданиями. Молодцы все!

    - Чему вы сейчас учились?

                 7. Включение в систему знаний и повторение.

    - Посмотрите, наш шар взлетает. Значит Шамаханскую царицу мы порадовали.Путешествуем дальше. Поможем нашему «шару» лететь быстрее( все вместе дуют).

    -  Что такое, снова «шар» остановился! Посмотрим. Он зацепился за что – то.

    - Что это, ребята? (это ворота – на доске).

    - Попробуем открыть! Кто сможет прочитать?( Город буквы Ш).

    - Молодцы, правильно назвали букву по имени.

    - Итак, звук   «ш»   на письме обозначается буквой «ша». Чтобы запомнить букву, запишем её в тетрадь.

    - Почему мы видим две буквы? (на слайде )

    - Пофантазируйте, на что похожа печатная буква «Ш».

    Посмотри на букву «Ш»,

    Буква очень хороша,

    Потому что из неё

    Можно сделать «Е и Ё».

    Шагает кошка не спеша,

    Коготки, как буква «Ш».

                  8.Пальчиковая гимнастика.

    -Отгадайте загадку.

    Что становится легче, когда его надувают?(шарик)

    - Изобразите шарик с помощью пальчиков. Для этого соедините кончики всех пальцев, придав кистям форму шара.

    - Слово «шарик» начинается с буквы «Ш». Послушайте стишок и изобразите букву с помощью пальчиков.

    Три пальца встали дружно в ряд,

    Как будто вышли на парад.

               9.Продолжение работы по теме.

     - Пока мы отдыхали, буква «Ш» пошла к своим друзьям в красный теремок. Она очень дружна с гласными, вместе они любят петь песни. Прочитаем их (чтение слогов – слияний по учебнику или на слайде презентации).

    - Буквы очень любят играть. А вы?

    - Буква «Ш» предлагает интересные задания.

    1)Чтение слов с доски хором (или на слайде).

    школа        шина

    кошка         машина

    карандаш         малыш

    Миша        тишина

    нашла        избушка

    - На какие группы можно разделить эти слова?(двусложные и трёхсложные)

    - Какое слово можно считать лишним и почему?

    2) Игра «Составь слово» (на слайде).

            ги        шка

    ша        пка        ши        ло

            рик        роко

    3)Ребусы (на слайде).

    шC:\Users\user\Desktop\i.jpg                          C:\Users\user\Desktop\i.jpg   ф

    4) Составить слова из букв слова « шоколад»

    5) Буква «Ш» пригласила в гости сказочных героев(изображены на одном листе подряд или на слайде). Назовите их.

    Самоделкин, Красная Шапочка, Айболит, Золушка, Карлсон, Алёнушка. 

    C:\Users\user\Desktop\i (2).jpg

    C:\Users\user\Desktop\i.jpg

    C:\Users\user\Desktop\i (1).jpg

    C:\Users\user\Desktop\i.jpg

    C:\Users\user\Desktop\i (1).jpg

    C:\Users\user\Desktop\i.jpg

    - В каких именах сказочных героев встречается звук    «ш»?  

    - Герои пришли с подарком. Отгадайте, что они принесли. По первым звукам имён героев составьте слово (сказка)( работа в паре).

    6) Работа с текстом ( «Азбука» с. 20)

    Чтение про себя.

    - Отрывок из какой сказки вы прочитали?

    Чтение по «цепочке».

    - Найдите слова со звуком   « ш»   (место звука).

    - А что произошло потом? (пересказ).

    - О чём заставляет задуматься эта сказка? (работа в парах).

              10.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - Ребята, на какую улицу поселили мы букву Ш в городе букв?

    - Какой результат совместной работы вы получили? Выберите фразу и продолжите (на слайде).

    Я – знаю…

    Я  - умею…

    Я – научился….

                11. Итог урока.

    -Наше путешествие подходит к концу. Вам понравилось путешествие? Какие задания вам были интересны? Какие задания вызвали затруднения?

    - Какие же знания от урока вы приобрели?

    - Где можете применить эти знания? (дальше учиться  читать и узнавать новое).

    Буквы умные братишки.

    Помогают читать книжки.

    - Наш шар должен взлететь ( дуем вместе).

    -  Что – то не получается.

    - Ребята, вы очень понравились букве Ш, она в шаре оставила вам сюрприз. Поэтому он стал тяжёлым и не может взлететь. Отгадайте, что это.

    Посуду маме я помыла.

    Она меня благодарила.

    И чем – то дочку угостила.

    Прямоугольник такой вкусный

    С картинкой – девочкой негрустной.

    Стоит та девочка в платочке.

    Горят румянцем её щёчки.

    Даю намёк ребятам тонкий

    Зовут ту девочку……(Алёнкой)

    Сейчас рифмуйте по порядку

    Дала мне мама ……..(шоколадку).

    (Шоколад раздаётся. Воздушный шар взлетает- уносится за дверь).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".

    Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у].  Буквы У, у»....

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный звук [ ш ], буква ш, буквосочетание ши. Упражнения в чтении и письме"

    Данный материал может быть использован учителями начальных классов, работающим с УМК "школа 2100"...

    Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

    Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

    Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

    Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

    Урок обучения грамоте "Обозначение твёрдости – мягкости согласных звуков гласными буквами А-Я"

    На уроке учащиеся  узнают способ обозначения твёрдости – мягкости согласных звуков с помощью гласных букв А-Я...

    Конспект и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки [с], [с′]. БУКВЫ С, с".

    Конспект  и презентация урока по обучению грамоте (чтение) по теме: "Согласные звуки  [с], [с′]. БУКВЫ С, с". УМК "Школа России" 1 класс....