Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме "Гласный звук [у]. Буквы У, у".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Редникова Елена Викторовна

Конспект урока обучения грамоте (чтение) по теме «Гласный звук [у].  Буквы У, у».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_obucheniya_gramote.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Гласный звук [у].  Буква У, у»

(1 класс)

Тип урока: решение учебной задачи

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления с гласным звуком [у], буквами У, у, организовать познавательную деятельность учащихся.

Предметные результаты: научить правильно произносить и аудировать гласный звук [у], читать звук [у], осваивать первоначальные научные представления об элементах системы русского языка – фонетике и лексике. 

Универсальные учебные действия:

регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата;

познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, выполняют логические действия (сравнение, анализ, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям);

коммуникативные: проявляют готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

личностные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном.

Средства обучения: рисунки «На что похожа буква», плакаты «Буква У, у», сигнальные карточки, иллюстрация к сказке Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Ход урока

                   

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

-Начинаем урок чтения. Проверьте готовность к уроку. -Будьте внимательны и активны, тогда у вас всё получится. Желаю вам успешной работы!

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парту дружно сели

И на доску поглядели.

И открыли поскорей

Двадцать наших букварей.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Дети хором читают стихотворение наизусть.

II. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы, целей урока учащимися.

-Что просит сказать врач, когда смотрит больного?

 -Как жалуются больные?

-Как кричит ослик?

-Как воет волк?

-Какой из произнесенных звуков мы еще не изучали?

-Сформулируйте тему урока.

-Чтобы сформулировать цели урока, вспомним, какие виды речевой деятельности мы знаем.

-Так чему же мы должны научиться в течение урока?

-А что мы должны знать, чтобы этому научиться?

-Каков же предмет деятельности на уроке?

А-а-а-а

О-о-о

Иа-иа-иа

У-у-у

[у]

«Звук [у]. Буква У, у.

-Мы знаем 4 вида речевой деятельности: говорение, аудирование (слушание), чтение, письмо.

Мы должны научиться произносить и аудировать звук [у]; читать звук [у] по транскрипции; записывать звук [у] в транскрипционном виде,     читать и писать букву У.

 -Мы должны знать   артикуляционные   и  акустические характеристики  звука [у].

  -Предмет нашей деятельности на уроке – звук [у] и буква У. у.  

III. Объяснение нового материала, осознание и осмысление учебной информации.

-Произнесите хором звук [у].

-Что происходит при произнесении этого звука с губами?

-Каково положение языка? Что происходит с кончиком языка? Со спинкой языка?

-Встречает ли выдыхаемый воздух на пути преграды?

 

-С помощью чего образуется этот звук – с помощью голоса или шума?

-Звук гласный или согласный?

-Образует слог или нет?

Логическая задача

-Построй определение понятия «гласный звук».

Гласный звук – это звук

1) ____________________;

2) ____________________;

3) ____________________.

Сверьте построенное вами определение понятия с этолоном.

-Произнесите скороговорку.

Стала утка на пруду

Учить своих утят;

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

-Какие слова со звуком [у] вы услышали?

Физминутка «Танец маленьких утят»

Упражнение в слышании звука

-Поднимите соответствующую карточку, если услышите звук [у] в начале слова? в середине слова? в конце слова?

Улитка, лук, лягушка, груша, ухо, петух, стул, гусь, паук, кенгуру, жук.

Знакомство с буквой У, у.

-На письме звук [у] обозначается буквой У, у.

-Почему изображены две буквы?

-Как выглядит буква? На что похожа?

Упражнение в чтении.

-Прочитайте буквы.

-Прочитайте перевертыш.

Составление предложений по картинке.

-Посмотрите на картинку. Кого вы видите?

-Все ли утята одинаковые?

-В какой сказке утка представляла своих деток на птичьем дворе?

-Что случилось с героем сказки потом?

-Составьте предложения по схемам (из 3 и 4 слов).

Физминутка

Упражнение в написании буквы

-Из скольких элементов состоит буква?

-Напишите букву в воздухе.

-Напишите букву всю строчку.

Игра «Угадай звук»

-Ребята, я произнесу четко звук «про себя», четко артикулируя. По движению губ угадайте звук и произнесите его вслух.

-Что общего у всех этих звуков? Чем они похожи?

Дети произносят хором звук [у].

- При происнесении звука губы округлены и сильно выдвинуты вперёд.

-Кончик языка отходит от нижних зубов.

Спинка языка выгнута.

- Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки напряжены.

- Звук  произносится  голосом.

   -Звук [ у ] – гласный.

-Звук образует слог.

Дети хором, по одному произносят скороговорку.

-Утка, (на) пруду, учить, утята, (на) виду, у.

Дети поднимают соответствующие карточки, услышав в слове звук [у].

-В русском языке используются маленькая и большая буквы.

1. У – сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

  1. Удобная буква.

Удобно в ней то,

Что можно на букву        Повесить пальто.

Учащиеся в рабочей тетради читают гласные звуки, звукосочетания со звуком [у], изученные буквы.

-Я вижу на птичьем дворе утку-мать и ее птенцов.

-Нет, один птенец не похож на других: он больше остальных.

Утка вывела утят. Утята пришли на двор.

-Буква У состоит из двух элементов.

-Все звуки гласные.

IV. Итог урока. Рефлексия.

-Какова тема нашего урока?    -Цели урока?

-Предмет деятельности?

  - Какое знание на уроке было самым главным?

-Что научились делать?

-Какие трудности возникли?

  -Кому было трудно? Почему?

  -Чем урок был интересен?

  -Все вы молодцы! Спасибо за урок.

-«Звук [у]. Буква У, у.

- Научиться произносить и аудировать звук [у]; читать звук [у] по транскрипции; записывать звук [у] в транскрипционном виде,     читать и писать букву У.

-Предмет деятельности – звук [у] и буква У. у.

-Мы должны знать   артикуляционные   и  акустические характеристики  звука [у].

 -Мы научились произносить и аудировать звук [у]; читать звук [у] по транскрипции; записывать звук [у] в транскрипционном виде,     читать и писать букву У.

               

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте(чтение) по теме «Звук[и], буквы И,и»

Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение) . Урок изучения нового материала....

Конспект урока обучение грамоте ( чтение) в 1 классе по теме "Звуки [с,т]" и буквы с,т." с использованием игровых технологий.

На уроке ребята практически познакомятся с этимологией слова и понятием "рифма"....

Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и буквы В в"

Конспект урока обучение грамоте на тему "Согласные звуки и  буквы В в"...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...

Конспект урока обучения грамоты (чтения) на тему: "Звук [ э ]. Буквы Э, э.

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению грамоты в 1 классе (УМК "Перспективная начальная школа"). Данный урок содержит интерактивные упражнения, направленные на ст...

Конспект урока обучение грамоте "Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук"(УМК "Начальная школа XXI века", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения преобразовывать слова путём замены буквы, сопоставлять согласные звуки по твёрдости-мягкости.Планируемые результатыПредметные:Знать: твёрдые и мягкие сог...

Конспект урока обучения грамоте «Чтение слов, образующихся при изменении буквы, обозначающей гласный звук» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование навыка чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; обучение моделированию звукового состава слова, формирование навыка звукового анализа слов; ...