Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему

Малиновская Ираида Сергеевна

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в них морально-этических нормах.

Цели данного урока:

  • Актуализация умений анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, формулировать аргументированные выводы.
  • Воспитание положительного отношения к разным религиозным традициям, выработка представлений о единых общечеловеческих ценностях.

Форма проведения: урок-диалог с элементами игры.

К конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_orkse.docx26.92 КБ
Office presentation icon pril.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Урок № 7: Урок повторения и обобщения.

Тема урока: « Священные книги религий мира»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Форма проведения: урок-диалог с элементами игры.

Задача урока:

  1. Обобщение знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в них морально-этических нормах.

Цели урока:

  1. Актуализация умений анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, формулировать аргументированные выводы.
  2. Воспитание положительного отношения к разным религиозным традициям, выработка представлений о единых общечеловеческих ценностях. 

Оборудование:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Слайды.
  4. Комплект карточек для учителя и учащихся
  5. Заготовки "ромашки".

Этапы урока:

  1. Постановка цели и задач работы. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала.
  2. Обобщение понятий и систематизация знаний.
  3. Закрепление полученных знаний и умений.
  4. Подведение итогов занятия.
  5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

I этап (7 мин)

Содержание этапа: организационный момент, актуализация впечатлений, образов, знаний и организация пробного действия.

Слова и дела, имеющие вечный смысл ( Слайд 3)
Кто делает добро –
Приобретает для души,
Кто зло творит –
против нее стяжает.

Слово учителя. Здравствуйте, дорогие ребята! У меня оказался таинственный конверт, который принес нам почтальон Печкин. (слайд 4) В нем какие-то непонятные изображения. Помогите, пожалуйста, разобраться, что же такое находится в этом конверте."

 В конверте находятся изображения развернутой Библии, Корана, Торы, Типитаки и
слова на карточках Иисус Христос, Мухаммад, Будда.
Двое учеников, демонстрируя содержимое письма, называют каждое изображение.

Слово учителя. 

-Ребята, посмотрев на содержимое письма скажите что объединяют все эти изображения ?

(Учащиеся отвечают, что это изображения священных книг.)
Учитель формулирует тему урока "Священные книги религий мира" и вывешивает название темы. (слайд 5)  "Изображения Священных книг". (слайд 6)

II этап (30 мин.)

Содержание этапа: обобщение понятий и систематизация знаний.

Слово учителя. Давайте вспомним какие мировые религии вы знаете ?

Учащиеся называют буддизм, христианство, ислам. Карточки с этими названиями вывешиваются на доске.

Задание №1.

Учитель предлагает учащимся составить таблицу" Священные книги" и дифференцирует задания.  Использование следующих схем:
Первому ряду дается задание

-  по христианству,

 второму ряду

 – по исламу,

третьему ряду

– по буддизму.

Первые парты каждого ряда определяют название священных книг; вторые – объясняют, как эти названия переводятся; третьи – указывают страны или географические места появления священных книг.
Ответы учащиеся выбирают из комплектов карточек, лежащих на каждой парте. Найдя нужную карточку, учащиеся по очереди называют и показывают ее учителю.
Учитель вывешивает большие карточки с правильными названиями на доске. Должна получиться следующая таблица.

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ

Религия 

Буддизм

Христианство

Ислам

Название священной книги

Типитака

Библия

Коран

Место возникновения

Индия

Палестина

Аравия

Перевод названия

Три корзины

Книга

Чтения

Задание №2.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть морально-этические нормы, содержащиеся в Священных книгах. Учащиеся дают ответы, после которых на экране появляются слайды с заповедями.

Изображение с Заповедями из Библии, Корана, Типитаки ( слайд 6)

– В одной из священных книг Библии в книге Исход записано, как Бог заключил Завет с еврейским народом. Даровал Моисею скрижали. (слайд 8)

Глоссарий

Скрижали – каменные плиты, на которых были записаны заповеди.

– Как по-другому называется Завет? (Договор).
– Как вы думает, что было записано в данном договоре?
– Какие заповеди вы можете назвать ?Объясните их смысл?

 Изображение с Заповедями из Библии, Корана,Типитаки. ( слайд 10)

Типитака

– отказ от убийства любого живого существа,
– отказ от воровства,
– отказ от лжи,
– отказ от неверности,
– отказ от употребления алкоголя.

Коран

Добродетели ислама:
– мусульманин должен быть искренен
– мусульманин должен сохранять чистоту, непорочность, то есть даже в мыслях не совершать плохих поступков.
– мусульманин должен быть щедрым.
– мусульманин с почтением относится к родителям
– жизнь мусульманина неразрывно связана с трудом

Библия

5. Почитай отца своего и мать свою.
6. Не убивай
7. Не обманывай
8. Не кради
9. Не произноси ложного свидетельства.
10. Не желай себе дома ближнего твоего, ни скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему

– Ребята, а есть ли, что-то общее между заповедями разных религий ?
– Почему появились одинаковые заповеди?

Слово учителя.  - Ребята, подумайте, почему называют эти книги Священными?

Выслушиваются ответы учащихся, в ходе разговора учитель формулирует определение – это связанное с божественным, особо дорогое, глубоко чтимое. Далее учитель поясняет, что эти заповеди должны лежать в основе жизни всех людей. И тех, кто строит свою жизнь согласно этим заповедям, в обществе почитают и уважают.

Задание №3.

а) Работа с притчей. Кейс-технология. (Слайд 11)

– Мы познакомимся с притчей, но перед тем как ее услышать вы получаете задание. Подумайте над вопросом:

-  Зачем нужно читать священные книги?

« Один старик жил вместе со своим внуком высоко в горах. Каждое утро дед читал священные книги. Внук старался быть похожим на него и во всем подражал дедушке. Однажды мальчик спросил: « Дедушка, я стараюсь читать священные книги так же, как и ты, но не понимаю их. Так какая польза в их чтении?» Дед,  клавший уголь в печь, остановился и ответил: « Возьми корзину для угля, спустись к реке и принеси воды». Мальчик старался выполнить поручение, но вся вода вытекала из корзины до того, как он успел вернуться домой. Рассмеявшись, дед сказал: « Попробуй идти быстрее». В этот раз мальчик бежал быстрее, однако корзина вновь оказалась пустой. Сказав деду, что невозможно принести воду в корзине, мальчик отправился за ведром. Дед возразил: « Мне нужна корзина воды, а не ведро. Ты просто недостаточно стараешься». Мальчик вновь набрал воды в реке и побежал так быстро, как только мог. Но когда он увидел деда, корзина была пустой. « Видишь, дедушка, это бесполезно!»- подытожил выдохшийся внук. « Так ты думаешь, это бесполезно? Взгляни на корзину!» - ответил дед. Мальчик посмотрел на неё и увидел, что чёрная от угля корзина стала абсолютно чистой. «Сынок!!! Вот что происходит, когда ты читаешь священные книги. Они меняют тебя как внешне, так и внутренне».

(Учитель зачитывает текст., Происходит работа над ранее заданным вопросом.)

– Почему, читая священные книги, мы становимся чище, лучше, добрее?

Задание №4.

б) Ковер идей.

Ученикам раздается на каждый ряд часть моделей книги. Им нужно выбрать любую полоску, указав, зачем нужно знать священные книги.

– Ребята давайте определим:  чему учат священные книги?
– Чем они помогают каждому из вас?

(Слайд 12)

  1. красный цвет – священные книги помогают узнавать о том, как нужно себя вести;
  2. зеленый цвет – помогает узнать о жизни основоположников религии;
  3. синий цвет – священные книги помогают определить верный путь;
  4. желтый цвет – священные книги помогают отличить добро от зла;
  5. фиолетовый цвет – священные книги помогают лучше относится к людям.

Каждый ученик выбирает полоски того цвета, которые считают верными и прикрепляют их на часть модели книги.

- Первый ряд работает по христианству.
- Второй ряд работает по исламу.
- Третий ряд работает по буддизму
Затем все три объединенные части модели книги вывешиваются на доске.

– Посмотрите, наша общая книга получилась разноцветной. И мы видим, что все три Священные книги учат нас тому, как нужно себя вести, помогают определить верный путь, учат отличать добро от зла, помогают любить и уважать людей.

Предварительный итог

– 9 мая мы будем поздравлять наших ветеранов и дарить им цветы. Цветы мы несем к Вечному Огню.Цветы являются символами печали и радости. Сегодня мы будем только радоваться. Чтобы радость наша была полной, давайте с вами все вместе вырастим целый букет. Ведь каждый цветок– это упавшая с неба звезда. Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов.

III этап (5 мин.)

Содержание этапа: закрепление полученных знаний и умений, включение в систему знаний, рефлексия учебной деятельности. (Слайд 13)

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

Изображение букета цветов.
Звучит вальс цветов Чайковского П.И.

Задание №5. 

Игра «Ромашка»

Каждому ряду дается сердцевины цветов, на которых написано "Библия", "Коран", "Типитака". У каждого из учеников на столе лежит лепесток, на котором надо написать то лучшее качество, которое,  по мнению ученика формирует, воспитывает в нем Священная книга.
Ученик пишет на лепестке выбранное качество, прикрепляет его к сердцевине и передает следующему.

Таким образом, появляются три цветка, которые крепятся на доске, образуя букет.
К доске выходят три ученика по одному от каждого ряда, которые читают надписи на лепестках.
Учитель обращает внимание на то, что все заповеди в основе своей имеют так называемое "Золотое правило нравственности" и прикрепляет"вазу", с надписью «Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой». (Слайд 14)

Домашнее задание

Слово учителя.  - Священные книги сначала передавались из уст в уста. Затем их стали записывать. Так появилась письменность. Первые книги писали монахи, священнослужители. 24 мая Русская Православная Церковь празднует память святых равноапостальных Кирилла и Мефодия. (Слайд 15)
Имя этих святых известно каждому со школы, и именно им все мы, носители русского языка, обязаны языком, культурой, письменностью.

Именно при монастырях открывались первые школы, обучали детей грамоте, собирали обширнейшие библиотеки. Именно для просвещения народов, для перевода Евангелия создавались многие письменности. Так произошло и со славянским языком.

Кирилл и Мефодий совершили благое, доброе дело, создав Славянскую азбуку. Дома подберите материал о жизни Кирилла и Мефодия, об истории славянской письменности. Создайте творческие работы на данные темы.

IV этап (3 мин.)

Содержание этапа: подведение итогов.

Учащиеся получают домашнее задание. Производится оценка работы учащихся. 

Слово учителя. Ребята, посмотрите на доску и скажите, о чем мы говорили на уроке?
– Что общего у всех священных книг?
– Что в нас должно измениться после этого урока?
– Дарите добро, будьте всегда уважительными, внимательными к другим людям. Не забывайте, что мы всегда должны жить дружно, ведь у нас так много общего.
Слайд 16 с изображением сердца и цитатой И. Гете «Прекраснейшая музыка души – это доброта»

Слово учителя. - Спасибо всем за урок. Вы все показали прекрасные знания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по ОРКСЭ на тему: «Священные книги религий мира» Подготовила учитель начальных классов Малиновская Ираида Сергеевна МБОУ СОШ № 9 г. Карабаново Александровского района Владимирской области.

Слайд 2

Цель урока: * Обобщение знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в них морально-этических нормах. Задачи урока * Актуализация умений анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, формулировать аргументированные выводы. * Воспитание положительного отношения к разным религиозным традициям, выработка представлений о единых общечеловеческих ценностях.

Слайд 3

Слова и дела, имеющие вечный смысл Кто делает добро – Преобретает для души, Кто зло творит – Против нее стяжается

Слайд 5

Тема урока № 7: «Священные книги религий мира»

Слайд 6

Коран — священное Писание мусульман. Коран написан на арабском языке. Мусульмане считают, что арабский язык — это язык Аллаха, поэтому долгое время Коран не переводили на другие языки. Сейчас существует много переводов Корана, в том числе и на русский язык, но в богослужебных целях по-прежнему можно использовать только Коран на арабском языке. Трипитака — буддийский священный канон. В древности буддийские тексты записывались, как правило, на тонких деревянных пластинах. В Таиланде эта традиция сохранилась до сих пор: на фото вы видите современное издание фрагмента Трипитаки. Новый Завет — священное Писание христиан. Самый древний из дошедших до нас фрагментов Нового Завета был написан по-гречески на папирусе.

Слайд 7

Глоссарий Священные Книги Ветхого Завета, написаны пророками – святыми людьми, жившими до Рождества Иисуса Христа. Священные Книги Нового Завета, написаны учениками Иисуса Христа – апостолами. Сура это глава, состоящая из стихов, аятов.

Слайд 8

Моисеевы руки держали Богом данные людям скрижали, Эти каменные скрижали Десять заповедей содержали!

Слайд 9

Глоссарий Скрижали – каменные плиты, на которых были записаны заповеди.

Слайд 10

Трипитака Коран Библия Отказ от убийства любого живого существа Отказ от воровства, Отказ от лжи, Отказ от неверности Отказ от употребления алкоголя. Добродетели ислама: Мусульманин должен быть искренен Мусульманин должен сохранять чистоту, непорочность, Мусульманин должен быть щедрым Мусульманин с почтением относится к родителям Жизнь мусульманина связана с трудом 5. почитай отца своего и мать свою 6. не убивай 7. не обманывай 8. не кради 9. не произноси ложного свидетельства 10. не желай себе дома ближнего твоего, ни скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему

Слайд 11

Притча Священные книги

Слайд 12

- священные книги помогают узнать о том, как нужно себя вести - помогает узнать о жизни основоположников религии - священные книги помогают определить добро от зла - священные книги помогают лучше относиться к людям

Слайд 13

Цветы, как люди, на добро щедры, И, щедро нежность людям отдавая, Они цветут, сердца обогревая, Как маленькие теплые костры.

Слайд 14

«Поступай по отношению к другому так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

Слайд 15

Икона «Равноапостольных Кирилла и Мефодия»

Слайд 16

«прекраснейшая музыка души - это доброта» и.гете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия курса "Основы мировых религиозных культур" по теме: "Священные книги"

Данное занятие может быть проведено как в рамках курса "Основы религиозных культур и светсклй этики", так и во внеурочное время...

уроки курса "Основы мировых религиозных культур" по теме "Священные сооружения"

Уроки подготовлены к курсу "Основы мировых религиозных культур"....

Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".

На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Проект урока по ОРКСЭ. Тема "Священные книги религий мира"

Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс, урок 6...

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира....

Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы мировых религиозных культур по теме Священные сооружения в 4-ом классе.

Тема урока: Священные сооружения (1-й урок по теме)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийЦель урока: формирование представления о священных сооружениях через мировые рели...