Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Каданова Наталья Владимировна

Разработка урока по предмету "Основы мировых религиозных культур". Тема: Священные книги религий мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Каданова Наталья Владимировна. Учитель ГБОУ гимназия №157 города Санкт-Петербурга. 2018 г.

Модуль. Основы  мировых религиозных  культур. 4 класс.

Программа  курса составлена с учетом учебного плана, структуры предмета на основе государственного  стандарта школьного образования.

Количество часов в неделю –1, в год – 34

Учебник: Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов.-М.: Просвещение, 2017.

    Урок 6. Тема. Священные книги религий мира.

(На эту тему отведено 2 часа. Это первый урок из двух.)

Цель:  Формирование у учащихся представления о сходстве этических постулатов священных книг религий мира

Образовательный аспект: Познакомить учащихся с Священными книгами религии мира; развивать умения выделять отличительные признаки Священных книг; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитывать положительное отношение к разным религиозным традициям, выработать представления о единых общечеловеческих ценностях.

Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.

Воспитательный аспект:  Воспитывать любознательность, интерес к религиям мира, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.

Формировать УУД:

- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу,способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы , строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи;

Планируемый результат

Предметные:

Знания: узнают о Священных книгах религий мира. 

Умения: научатся определять Священные книги по характерным отличиям.

Навыки: составлять вопросы, устные рассказы.

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: принимать и сохранять учебную цель и задачи; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Личностные: уметь контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Основные понятия

Первые Священные тексты: Веды, Трипитака

Виды деятельности: беседа, , работа с иллюстративным материалом, работа с текстом.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа, учебник.

Ход урока

  1. Организационный момент:

2. Проверка  усвоения  материала прошлого урока:

-Давайте вспомним основные мировые религии? (Буддизм, иудаизм, ислам и христианство)

Выполнение тестового задания на восстановление последовательности:

В какой последовательности возникали религии?

•        Буддизм;

•        Христианство;

•        Иудаизм;

•        Ислам.

Учащиеся выполняют задание в парах, сопоставляют получившиеся результаты.

3. Формулировка темы урока

Тему сегодняшнего урока мы сформулируем, рассмотрев жизненную ситуацию.

На рисунке – два друга. Давайте придумаем им имена.

Учащиеся предлагают имена

Хорошо. Давайте сейчас подумаем, что необходимо сделать, чтобы узнать побольше информации друг о друге? 

(Им нужно общаться).

На доске  слово: ОБЩЕНИЕ.
Правильно. А теперь давайте представим, что они живут в то древнее время до нашей эры, когда еще не была изобретена бумага. Как же друзья смогут общаться, если их разделяет большое расстояние?

(Передавали через посланников друг другу записки на папирусе (тростник) или пергаменте (кожа)).

Да, действительно, в то время люди записывали свои мысли и общались именно таким способом. А теперь давайте представим, что наши герои живут в средние века, во время рыцарей, когда уже появилась бумага, но еще не было телефона. Каким образом они бы общались?

(Записки на бумаге, почтовые голуби, записки в бутылке)

Правильно. А теперь, в последний раз, давайте представим, что эта история случилась в наши дни. Скажите, как они общались бы в наши дни?

(Письма, e-mail письма, SMS и MMS, ICQ, чат…)

Как вы видите – все, что мы нарисовали между людьми – это средства общения. Их цель – помочь двум личностям узнать больше друг о друге. Без этих средств – общение невозможно.

Давайте посмотрим на другую картинку 

Перед нами - не просто два человека, а две личности: Бог и человек. Как можно побольше узнать человеку о Боге? Могут ли они общаться друг с другом? Каким образом?

Учитель подводит учащихся к мысли, что эти «средства» общения – священные книги, тексты, посредством которых человек может общаться с Богом.

4.  Введение в тему и создание проблемной ситуации:

О каких же книгах мы будем говорить?

( Будем знакомиться  со старинными книгами.)

Что вы можете сказать о данных книгах?  

( Старые, рукописные, древние).

Как создавались первые книги?

( Первые книги писали).

Кто читает эти  книги?

Может быть, вы догадались, как называются эти книги?

Как вы думаете,  данные книги для верующих людей, какое имеют значение?

( Эти книги учат людей правильно поступать в жизни, в семье, совершать ритуалы, обряды. Считаются для них важными, главными, особенными, ценными и т.д..)

Давайте сформулируем тему нашего урока.

(Священные книги религий мира.)

Священные книги разных религий были написаны в глубокой древности. Верующие люди считают, что чтение священных текстов делает их добрее, нравственнее. Вот как об этом говорится в восточной притче.

(электронное пособие)

Какие слова вы считаете самыми главными в этой притче? Что изменилось в мальчике, который носил воду корзиной?

Так   почему  верующие люди считают чтение священных книг очень важным и нужным занятием? (ответы учеников).

5. Объяснение нового материала.

Давайте начнём знакомство со священными книгами:

Откройте тетради запишите тему урока.

Каковы будут цели нашего урока?  

Учащиеся формулируют цели.

Работа с текстом учебника с 22

Ученые предполагают, что Веды были созданы около 4500 лет назад. Для записи Вед использовалась древесная кора или пальмовые листы. Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды, возраст дошедших до нас манускриптов всего нескольких сотен лет.

Продолжение изучения нового материала

Работа с текстом учебника (с 22 Священные книги буддизма) Вопросы учителя:

Сразу ли было записано учение Будды?

Сколько времени потребовалось, чтобы собрать сведения о жизни Будды и о том, чему он учил?

Как и на каком языке были записаны собранные сведения?

Как и почему называется буддийское Священное писание?

Трипитака – священная книга  буддиситов. В 1871 году в Мьянме был созван буддийский собор, на котором около 2400 монахов путем сверки различных рукописей и переводов создали общепринятый текст Типитаки. После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя.  Куто-до Пайя – это городок-библиотека, почитаем большинством буддистов мира.

Чтение вслух фрагмента из Типитаки (учебник, стр. 23)

Как вы думаете, почему Типитака переводится как «Три книги мудрости»? Можно ли назвать мудростью то, что вы прочитали?

Работа с текстом фрагмента Типитаки.

Задание учащимся:

Текст разбит на абзацы. Попробуйте сформулировать основную мысль каждого абзаца очень коротко, одним предложением (Например, первый абзац: «Ленивый не найдет пути к мудрости»).

6. Оценочно-рефлексивный этап урока

Итак. Проверим наши знания (слайды на экране).
В какой стране написаны одни из древнейших текстов, которые считаются священными:
а) в Китае
б) в Индии
в) в России
Что такое «веды»:
а) книги, рассказывающие о древних религиях
б) книги по религии
в) древнейшие священные тексты
Слово «веды» означает:
а) «правило», «умения»
б) «вера», «религия»
в) «знание», «учение»
Как называется буддийское священное писание?_____________________
Трипитака это_______________________________________________
______________________________________________________________
_____________________________________________________________
На каком языке были записаны сведения о жизни Будды, и о том как он учил людей
а) на еврейском
б) на индийском
в) не знаю
Из Священной книги буддизма, кто является беспечным и ленивым?
– Какие священные книги религий мира мы узнали?

– С какими книгами нам предстоит познакомиться на следующем занятии?

– Есть ли что-то общее у всех этих книг?

– Действительно, священные книги, как и люди, независимо от своей принадлежности к какой – либо религии имеют много общего. Они  побуждали и побуждают верующих людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей, учили и учат жить, соблюдая определенные заповеди.

В заключении давайте составим синквейн.

СИНКВЕЙН (памятка на экране)

1 - тема  (одно слово - существительное)

 2 - описание темы (два прилагательных)

3 - действия в рамках этой темы (три    глагола)

4 - это фраза, показывающая отношение к теме

 5 - слово, которое повторяет суть темы (синоним)

Итак,

КНИГА

Священная, древняя

Помогает, учит, наставляет

Чтение – лучшее учение

Мудрость

7. Итог урока

Что я узнал нового, о чём ещё не знал?

Почему книги называют Священными?

С какими Священными книгами я познакомился?

Что меня поразило в этих книгах?

Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Что вы расскажете членам семьи и друзьям о священных книгах?

Сможете ли вы объяснить членам семьи и друзьям, какую роль играют в жизни человека священные книги?

О каких заповедях Типитаки вы хотели бы рассказать членам семьи и друзьям? Почему именно об этих?

Поделитесь,  дома теми открытиями, которые  вы сделали для себя на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Священные книги религий мира: Тора. Библия. Коран".

На уроке школьники продолжают знакомиться со священными книгами религий мира: Торой, Библией, Кораном.Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративны...

Конспект урока по предмету ОРКСЭ ( модуль" Основы мировых религиозных культур") на тему:« Священные книги религий мира» 4 класс

Урок по предмету ОРКСЭ в 4 классе  на тему"Священные книги религий мира" напрвлен на выполнение  обобщения знаний учащихся о священных книгах буддизма, христианства, ислама и содержащихся в ...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Урок по ОРКиСЭ Модуль « Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Санкт Петербурга.

данный материал предназначен для урока ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")...

Проект урока по ОРКСЭ. Тема "Священные книги религий мира"

Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс, урок 6...

Открытый урок по Основам мировых религиозных культур Тема: Священные сооружения.

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.Задачи:-сформировать представление об основных священных сооружениях мировых ...