Активизация познавательных способностей на основе системы развивающих заданий.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Федотова Татьяна Александровна

Активизация познавательной деятельности-важная проблема каждого учителя. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу-это требование самой жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация познавательных способностей на основе системы развивающих заданий.

        Активизация познавательной деятельности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни.

         Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.

        Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, применять свои знания в практической деятельности. Ученик должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи, мысленно отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разное и различать сходное, и все это выполняется лишь посредством умственных действий.

        Процесс познания у младших школьников  не всегда целенаправлен, в основном не устойчив, эпизодичен. Для этого необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

        Эффективными средствами активизации познавательной деятельности на уроке являются:

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- учебно - игровая деятельность;

- дидактические игры;

- работа в парах;

- групповая работа;

- проблемное обучение;

На развитие познавательных процессов у младших школьников необходимо направить систему учебных заданий с целью усиления их математического

развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя  простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами.

Все задания условно можно разбить на несколько групп:

  1. задания на развитие внимания;
  2. задания на развитие памяти;
  3. задания на совершенствование воображения;
  4. задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких заданий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  1. дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  2. выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  3. выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  4. выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  5. деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

 Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью важно включать задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

 Разминка(4 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. (Слайд2)

Тренировка психических механизмов лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления

Используемые задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять творческие задания. (Слайды 3-10)  

Логически – поисковые задания

Важно предлагать задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. На первых порах работы с такими заданиями можно допускать и угадывание ответа, решения, но тут же взрослый должен постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, обоснование выбранного решения. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания. (Слайды 11-19)

Графический диктант  

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев». От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем ярче проявляется творческая стихия детского ума. (Слайд 12)

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво, аккуратно писать и логически мыслить. Ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку взрослого, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигуру крестиком или просто закрашивают.

При регулярном выполнении  таких упражнений у ребёнка появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.

Графические диктанты – это и способ развития речи, так как попутно ребята отгадывают загадки, читают стихи, песенки, потешки, т.е. овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами формируется внимание, зрительная память, логическое мышление, активизируются творческие способности.

        Таким образом, чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активизация познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.

Слайд 2

Маленькая, серенькая, пугливая …. Новая, интересная, библиотечная …. Красный, спелый, гладкий …. Большой, неуклюжий, бурый …. Холодный, белый, пушистый …. Жёлтые, красные, осенние …. Рыжая, хитрая, пушистая …. Разминка Отвечайте, кто это ? Что это ?

Слайд 3

Развитие концентрации внимания

Слайд 4

2. Найди такие же изображения, как в квадратах справа. Раскрась одинаковые рисунки одним цветом.

Слайд 5

Зарисуйте быстро и схематично предметы и явления, которые я назову: стена, вода, песня, ветер, смех, ночь, свет . А теперь по своим зарисовкам вспомните, какое слово было первым, вторым и т.д. Тренировка зрительной памяти

Слайд 6

Развитие слуховой памяти

Слайд 8

Совершенствование воображения 1. Помоги художнику дорисовать картинки из овалов.

Слайд 9

Гром Шум волн Пение лягушки Шелест листьев 2. Нарисуй, как выглядят:

Слайд 10

Весенняя капель Взмах крыла большой птицы Звон крыльев комара Хруст снега

Слайд 11

Развитие логического мышления Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что:

Слайд 12

мама я папа

Слайд 13

я папа мама

Слайд 14

папа мама я

Слайд 15

мама папа я

Слайд 16

СОК – ОК + АМ + О + ЛЁТ = О + ГУ + РА – А + ЕЦ = СВИ – ВИ + МЕ + ТА + НА = КЕС – С + ФИР = ЛЕ + ТОК – К = ОБ + ЛАС – С + КО = ШП + КО – П + ЛАМ – М = МАТ – АТ + О + РЕ = Логически – поисковые задания 1. Выполни действия и напиши полученное слово. самолёт огурец сметана кефир лето облако школа море

Слайд 17

земляника крыжовник смородина малина яблоко груша слива вишня 2. Выпиши названия ягод и фруктов, которые ты сможешь прочитать на домике улитки. Читать можно и с начала, и с конца, но через одну букву.

Слайд 18

3. В каждом слове найди одно, два или три новых слова. Например: поляна – пол, Яна, Поля.

Слайд 19

4. Соедини слова двух столбиков так, чтобы получилась рифма.

Слайд 20

Графический диктант


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"...

Мастер класс по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся -основа личностно - ориентированного обучения»

Рассмотрены приёмы, способствующие организации продуктивной познавательной деятельности, развивающие логическое мышление и интеллектуальные способности учащихся на уроках математики....

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

В работе представлен комплекс интерактивных заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка....

Использование системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ

Данный материал раскрывает спецификау использования системы интерактивных мультимедийных заданий для активизации познавательной деятельности младших школьников с ОВЗ, включает  психоло...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В. 2 КЛ

НАСТОЯЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РАЗРАБОТАННА НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ЗАНКОВА Л.В....

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Выступление на тему: Активизация познавательных способностей учащихся через использование ИКТ.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.Использование ИКТ позволяет в значительной степени оптимизировать...