типология уроков
статья на тему

Гавриков Иван Александрович

СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ

 Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

  1. Урок «открытия» нового знания.

           Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов  

           действий.

           Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

  1. Урок рефлексии.

          Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

          к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

          Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция    

          изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и

          т.д.

  1. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

         Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к структурированию и систематизации изучаемого предметного  

         содержания и способностей к учебной деятельности.

         Содержательная цель: выявление теоретических основ развития

         содержательно-методических линий школьного курса математики и

         построение обобщённых норм  учебной деятельности.

  1. Урок развивающего контроля.

         Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к осуществлению контрольной функции.

         Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных   

         математических понятий и  алгоритмов.

       Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

       Далее более подробно описаны этапы урока «открытия» нового знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipologhizatsiia_urokov.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННАЯ ТИПОЛОГИЗАЦИЯ УРОКОВ

 Урок — это форма организации обучения  с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, с единой для всех программой обучения.

Сущность урока в процессе обучения –  коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя.

Выделяют  четыре типа уроков в зависимости  от их целей:

  1. Уроки «открытия» нового знания
  2. Уроки рефлексии
  3. Уроки систематизации знаний (общеметодологической направленности)
  4. Уроки развивающего контроля

Цели уроков выделенных типов:

  1. Урок «открытия» нового знания.

           Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов  

           действий.

           Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

  1. Урок рефлексии.

          Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

          к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

          Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция    

          изученных    способов действий – математических понятий, алгоритмов и

          т.д.

  1. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

         Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к структурированию и систематизации изучаемого предметного  

         содержания и способностей к учебной деятельности.

         Содержательная цель: выявление теоретических основ развития

         содержательно-методических линий школьного курса математики и

         построение обобщённых норм  учебной деятельности.

  1. Урок развивающего контроля.

         Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к осуществлению контрольной функции.

         Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных    

         математических понятий и  алгоритмов.

       Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.

       Далее более подробно описаны этапы урока «открытия» нового знания.

Урок ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода (базовый уровень)

 

Название и цели каждого этапа в структуре урока

I   Организационный момент

1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

II Актуализация знаний

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных

для проблемного изложения нового знания.

2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.

3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуального задания или в его обосновании.

III Проблемное объяснение нового знания

1)Зафиксировать  причину затруднения.

2)Сформулировать и согласовать цели урока.

3)Организовать уточнение и согласование темы урока.

4)Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

5)Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр.

6)Соотнесение нового знания с правилом в учебнике  

7) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

IV Первичное закрепление во внешней речи

1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного

класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

V Самостоятельная работа с самопроверкой

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

на новый способ действия.

2) Организовать самопроверку самостоятельной работы.

3)  По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление

и исправление допущенных ошибок.

4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха.

 

VI  Включение нового знания в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового

способа действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности.

VII  Итог урока

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности

на уроке и поставленной цели.

3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.

4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей

деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Структурные элементы учебного занятия

Этапы

Дидактические задачи

Показатели реального результата решения задачи

1

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

2

Проверка выполнения домашнего задания

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3

Подготовка к основному этапу занятия

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция

Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6

Закрепление знаний и способов действий

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей

Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8

Контроль и самопроверка знаний

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

9

Подведение итогов занятия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод.

В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

  1. фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
  2. индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.
  3. групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

  1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
  2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
  3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

  Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)

Основные группы методов обучения

Основные подгруппы методов обучения

Отдельные методы обучения

1

Методы стимулирования и мотивации учения

1.1. Методы формирования интереса к обучению

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2

Методы организации и осуществления учебных действий и операций

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

  • словесные методы
  • наглядные методы
  • аудиовизуальные методы
  • практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

методы упражнений, выполнение заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.

3

Методы контроля и самоконтроля

3.1. Методы контроля

Методы устного контроля, письменного контроля и др.

Методы самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типология уроков ФГОС

Типология уроков ФГОС...

Типология уроков по ФГОС НОО

В связи с началом работы в рамках ФГОС НОО возникла необходимость чёткой типологии уроков в рамках системно-деятельностного обучения. В материале представлена данная типология уроков, в которых главна...

Типология уроков деятельностной направленности

Презентация для проведения методического объединения....

Типология уроков

Планирование воспитательной работы во 2 классе...

Доклад на тему "Типология уроков по ФГОС"

Доклад на тему "Типология уроков по ФГОС"...

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС. (Презентация)

Урок в системе развивающего обучения. Типология уроков в развивающем обучении. ФГОС....