Сотрудничество учителя и обучающегося на уроке, как основа эффективного обучения.
статья по теме

Долганина Светлана Анатольевна

Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА УРОКЕ, КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

                    Главное в обучении детей состоит не только в том, что им сообщается, а и в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него в сто крат полезнее в будущем, чем высокие истины, худо уложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям.           (Пирогов Н.И.)

   Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В этом возрасте происходит психическое развитие  и формирование личности ребёнка. А также формируется познавательная деятельность и коммуникативные навыки. Каждому учителю важен и ценен прогресс в развитии учеников. Поэтому  педагог стремится повысить эффективность процесса обучения .

Педагогическое взаимодействие - взаимосвязанный процесс обмена воздействиями между его участниками, ведущий к формированию и развитию познавательной деятельности и других общественно значимых качеств личности.

       Урок, рожденный более 300 лет тому назад и прошедший длинный и трудный путь развития, сегодня представляет собой очень сложную, многоуровневую и полиструктурную дидактическую систему, овладеть которой в совершенстве удается далеко не каждому учителю.Школьная среда является частью образовательной среды, и урок представляет собой локальный уровень той среды, в которой протекает основная школьная жизнь учителя и ученика. Именно на уроке происходит встреча учителя и ученика как обучающего и обучающегося, перерастающая затем в процесс обучения. Именно на уроке они совместно начинают проектировать и строить такую образовательную среду, которая будет способствовать их взаимодействию, а значит, и развитию.

Таким образом, обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых, без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания преподаватель, если при этом нет активной деятельности самих учеников по усвоению знаний, если преподаватель не обеспечил мотивацию и организацию такой деятельности, то процесс обучения фактически не протекает - дидактическое взаимодействие реально не функционирует.

        Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь педагог должен организовывать работу детей так, чтобы они сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях. Действия учеников становятся более активными, творческими, самостоятельными, а роль учителя сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Очень важно научить детей получать удовольствие от процесса познания, формируя тем самым устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению.

    Каждый педагог в ходе педагогического взаимодействия должен соблюдать ряд условий:

  • а) постоянно поддерживать у воспитанника желание учиться;
  • б) предоставлять каждой личности условия для самостоятельных открытий, приобретения нового опыта творческой жизнедеятельности;
  • в) создавать коммуникативные условия для поддержки активности воспитанников;
  • г) стимулировать совместное с учеником продуктивное общение в процессе учебной деятельности;
  • д) стимулировать правильные взаимоотношения на уроках;
  • е) способствовать становлению личности воспитанника.

    Остановлюсь на некоторых компонентах активного взаимодействия учителя и учеников на уроке.

     В дружеской атмосфере, используя все компоненты процесса обучения, принципы,  которыми руководствуется  учитель, методы и технологии, мы сможем добиться эффективности процесса обучения.

   Уроки в школе – это значительная часть жизни детей, требующая элементарного комфорта, благоприятного общения. С момента первой встречи с первоклассником начинается процесс взаимодействия учителя и ученика. Очень важно учителю создать дружескую атмосферу, атмосферу психологической поддержки  на уроках, сделать процесс познания для малышей желанным и расположить ребёнка к себе так, чтобы он с удовольствием шёл в школу, ждал встречи с товарищами и учителем.

      Например, работа с 1 классом накладывает на учителя огромную ответственность, когда стараешься не только научить, но и удивить,  и влюбить ребёнка в предмет, школу. Часто использую на уроках стихи,   игровые моменты, элемент сказки, когда нужно привлечь внимание детей.

    Работая над составлением плана урока, задумываешься, как сделать его интересным, разнообразным и в то же время задействовать большинство детей. Здесь на помощь приходят и средства обратной связи – светофоры, и тестовые задания, и живой фронтальный опрос.

   Стараюсь на уроках использовать игровые моменты.  Это активизирует деятельность на уроке. На этапе закрепления изученного, дети с удовольствием включаются в  работу, если звучит команда: «Поиграем?» Иногда 5-10 мин веселой игры решают сразу несколько проблем. А скучные цифры и правила оживают, воплощаются в реальные действия и предметы. Используя таблички, картинки, настоящие предметы и игрушки, можно театрализовать условия задачи и решить ее как маленькую инсценировку.

                                 Элементы театрализации  в процессе обучения.

     Малыши на уроках быстро устают не только от сидения за партой, но и от невозможности общаться друг с другом, потому что нельзя нарушать тишину. Нужна коллективная игра, в которой каждый имеет возможность принять участие на равных с другими, привыкая к очередности без необоснованной обиды. Такой игрой может стать коллективное сочинение рассказа, сказки, невероятной истории. Чтобы дети не перебивали друг друга и не старались раньше времени вступить в игру, необходим предмет, который дает право говорить и передается в определенном порядке, заранее объявленным и принятым детьми как условие игры. Это может быть игрушка – герои сказки, мультфильма или символ «власти» – корона, скипетр, флажок им и т. д. В зависимости от выбранного предмета выстраивается содержание игры.На уроках чтения ставим небольшие сценки, читаем по ролям. Исполняя роли, дети  лучше понимают характер героя, запоминают сюжет рассказа.

  •                                             Сотрудничество в парах

     Очень часто на уроках используется работа в паре. Умение сотрудничать играет большую роль в жизни ребенка. Успешное сотрудничество в паре способствует повышению эффективности работы и дает ощущение эмоционального комфорта, удовлетворение и радость от взаимодействия с другим человеком. Для этого можно предложить ребятам игру «Раскрашивание варежек». Раздаются шаблоны варежек. Одному на левую руку, другому – на правую. Нужно раскрасить свою пару варежек. У ребят только один набор фломастеров, время ограничено – 4 минуты. Дети должны договориться между собой, учесть желания свои и партнера. Он сам анализирует свой опыт в паре и узнает о практике других. Таким образом, его личные знания обогащаются, он начинает понимать, как нужно работать в паре, чтобы добиться большей эффективности. Ребенок осознает и принимает идею договора.

      Подружить школьника с уроком – задача не одного дня. В педагогике вообще не бывает ничего быстрого. Даже отрицательные результаты открываются не сразу: негативу ребенок все-таки долго и упорно сопротивляется. Главное в педагогике последовательность и терпение. Всходы непременно будут, не стоит только торопить события.

Именно конкретный педагог определяет в сознании ребенка образ преподносимого им предмета на многие годы, а нередко и на всю жизнь.

     Жесты, мимика, интонация, юмор, нестандартные обращения к ученикам, перемещения по классу – все это составляет актерское мастерство учителя. Неожиданные ходы на уроке действуют на ребенка сильнее угроз, крика, двоек. Известно, что дети постоянно испытывают учителя на прочность, предлагая ему несложные в общем-то ситуации, в которых, как им кажется, они ставят учителя в тупик. Они ждут реакции, прежде всего неадекватной, ждут слабости, растерянности. Нормальный ребенок хочет все время удивлять, вот он и удивляет учителя. Вот и педагогу стоит в этом плане поучиться у детей, единственное, его ходы не должны быть оскорбительны для ученика. Необходимо понимать, где грани дозволенного. А удивлять можно по-разному.

       На уроке методично, шаг за шагом, необходимо создавать атмосферу работы и праздника.Задача и школы в целом, и каждого учителя в отдельности - создать ребенку такие условия, чтобы шел он на урок с легким сердцем, не трясясь и не пугаясь, а придя на урок, работал.И вся работа учителя должна быть направлена на это.Ведь цель подружить ребенка и урок ставится для того, чтобы ребенок свободно работал: спрашивал, ошибался, отвечал, интересовался, читал, развивал свои способности – словом, постепенно становился свободной личностью, свободомыслящим гражданином своей страны.

      Ш.А.Амонашвили любил делать детям подарки на день рождения – уроки именинникам.В сущности, проходил обычный урок, такой же, как и все остальные, но для ребенка, которому с первых минут сообщалось, что это все для него, такой урок превращался в волшебный праздник, запоминающийся на всю жизнь. Надо понимать, что важна не столько форма и не содержание урока, а степень доверия ребенка учителю и учителя ребенку и культура общения, основанная на понимании друг друга. Инициатива в этом вопросе должна отдаваться учителю, который должен уметь уступать, показывая при этом, что уступка – не слабость, а сила. Ученики очень скоро становятся похожими на своих учителей. И у учителя, который неравнодушен к своему уроку, появятся такие же неравнодушные ученики.

   В завершение хотелось бы сказать всем учителям: «Так дарите же своим ученикам подарки – дарите ученикам свои уроки! Чем чаще вы будете делать подарки ему, тем больше будете получать отдачи в ответ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Здоровье обучащихся как основа эффективного обучения"

Родительское собрание "Здоровье обучащихся как основа эффективного обучения"Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья своей се...

Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

Статья "Разработка технологической карты урока как условие эффективного проектирования взаимодействия учителя и обучающихся на уроке"

Статья опубликованная в журнале "Наука и практика" в помощь педагогу для разработки своего урока с использованием технологической карты....

Взаимодействие учителя и учащихся на уроках, как основа эффективного обучения. Организация учебного диалога.

В данной разработке можно найти полезную информацию об организации совместной деятельности учителя и ученика. Как организовать учебный диалог....

Технология полноценного сотрудничества учителя и обучающегося с ТМНР

В статье рассматриваются технологии полноценного сотрудничества учителя и обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Доклад по теме «Современный урок как основа эффективного и качественного обучения»

laquo; Урок – это зеркало общей ипедагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатствапоказатель его кругозора, эрудиции»В.А. Сухомлинский В соответствии с ведомстве...