Использование интерактивной доски в начальной школе
статья на тему

Свищева Инна Алексеевна

С развитием компьютерных технологий у каждого учителя возникла потребность освоить не только компьютер, но и интерактивную доску.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ob_interdoske.odt30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование интерактивной доски в начальной школе

    С развитием компьютерных технологий у каждого  учителя  возникла потребность освоить не только компьютер, но и интерактивную доску.

     ИД стала помощником в борьбе за усидчивость на уроке, повысился интерес к предметам , дети стали более организованы , научились работать в группах, уважать мнение других. Работа с ИД - это продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Ведь использование  сенсорного маркера развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. А это очень важно в работе с детьми, имеющими разные способности и обладающими  разными возможностями обучения.

     Важно отметить, что повышение эффективности обучения   не происходит само по себе с приобретением интерактивной доски. Процесс обучения осуществляется при наличии двух субъектов – учителя и ученика. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель,  использующий эффективные методы обучения для реализации поставленных целей и задач урока , а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Важнейшим критерием является подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.

  Почти у каждого ученика начальной школы сегодня есть сотовый телефон, у 75% учащихся  есть персональные компьютеры, дети свободно оперируют кнопками телефона, знают сочетания клавиш компьютера, поэтому специальных знаний для изучения доски им не требуется, дети быстро усваивают приёмы работы, просто наблюдая за учителем.

   У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

  ИД помогает реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.)

   Используя ИД, у учителя не возникает необходимости тратить время на разлиновку доски для показа написания букв или цифр, на смену наглядных материалов, записи новых упражнений,  время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.

Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. Ещё один важный момент при работе с ИД - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель, как и раньше – в центре внимания.  Наличие в классе электронной интерактивной доски Star Board явилось действительно тем уникальным техническим средством, которое при правильном использовании помогает повлиять на качество обучения  и эффективность   учительского труда.

  Возможности использования интерактивной доски в процессе обучения в начальной школе велики, её можно использовать:

• как  обычную  доску  для  обычной  работы  в  классе  (только  мел  заменён электронным   карандашом);
• как   демонстрационный    экран  (показ   слайдов,  наглядного   материала, фильмов) для  визуализации  учебной информации  изучаемого;
• как   интерактивный    инструмент  –  работа   с   использованием   специа-

лизированного  программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

  Пользоваться ИД  можно на  конкретном  этапе  урока:

  • использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, позволяет заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр;
  • проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Букваря» у учителей отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать;
  • на ИД, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит: совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.

  Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра.

   Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системе.ИД помогает учителям  донести информацию до каждого ученика в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень доступно и интересно. Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д.

Этот же прием применяем для эффективного изучения тем по словообразованию. Используем электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. Делая записи поверх изображённых столбиков слов, меняя цветовую гамму маркера, ученики класса с лёгкостью обозначают твёрдые и мягкие звуки, делят слова на слоги. Такие уроки проходят с высоким «коэффициентом полезного действия».  На уроках математики, ознакомления с окружающим миром можно перемещать объекты на доске, группировать их по определенным признакам. Записи, выделенные цветом, могут выполняться прямо на слайдах, на отсканированных документах. При проведении математических диктантов «Проверь себя» используем таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом.

  На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий  виден  каждому  ученику.

  Используя ИД, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей, применять  возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе.

  Кроме того, доска позволяет активно использовать  цифровые образовательные ресурсы, разработанные на федеральном уровне. Сочетание интерактивной доски и цифрового образовательного ресурса используется не просто для визуализации учебного процесса, но и для организации таких форм работы в классе, где ученики являются активными участниками познавательной деятельности. Данная среда обучения принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения.

    Использование ИД в образовательном процессе способствует развитию мотивации у младших школьников. В процессе работы с ИД у учащихся развивается внимание, память, абстрактное, критическое и логическое мышление, формируется умение работать с разными видами информации, на что нас ориентируют новые образовательные стандарты. Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся с учителем на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными. Проводя уроки с использованием интерактивной доски, учителя  видят восхищённые глаза детей.

Литература:

1.ФГОС: Начальное общее образование. Просвещение , 2012 ;

2.ФГОС Образовательная система «Школа России». Баласс , 2012

  1. Интерактивные доски и их использование в учебном процессе

М. А. Горюнова, Т. В. Семенова, М. Н. Солоневичева  Информатика и информационно-коммуникационные технологии

4. Интерактивная доска в школе Е. А. Голодов, И. В. Гроцкая, В. Е. Бельченко |

5.uchportal.ruМетодические разработки