Анализ работы МО
учебно-методический материал на тему

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_mo_2014-2015.docx38.92 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2014-2015 учебный год.

                   Школа вообще и начальная в частности переживает в наши дни серьёзные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного образования педагогических кадров. Методическая работа с учителями приобретает особое значение, так как сейчас в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы, практикуется обучение педагогов навыкам самообразования. В связи с этим возрастает роль школьных методических объединений как центров, обеспечивающих организацию систематической, планомерной работы, позволяющей учителю заниматься коллективной творческой деятельностью, самосовершенствоваться по одной из узких, обозначенных самим педагогом тем

МО учителей начальных классов состоит из 6 человек:

4 учителя  имеют первую категорию (Шевкова С. М., Дьяченко Т.В., Зверева Т. Ю., Рожковская Л.А., Дьяченко Т.В., Фарафонова М. А..), учитель Мухамеджанова Л. Н.  без  категории.

МО начальных классов работает над темой: «Повышение качества преподавания в начальной школе через совершенствование педагогического мастерства учителей в соответствии с требованиями ФГОС второго покаления», целью которой является  формирование развитой личности, способной реализовывать творческий потенциал, как в собственных интересах, так и в интересах общества, в условиях перехода на ФГОС нового поколения.»

На 2014-2015 учебный год были поставлены следующие цели и задачи: повышение качества обучения в свете начального образования; активное использование информационных технологий и современных инноваций; совершенствование работы по общению передового опыта, обмену опытом между колегаи; обогащение содержания форм и методов внеурочной деятельности.

В этом учебном году методическая работа учителей начальной школы  была направлена на освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания обучающихся в рамках реализации ФГОС, повышения уровня методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы. Обмен опытом между членами педагогического коллектива, продолжило работу по проблеме совершенствования качества современного урока.

Были проведены заседания МО:

1.        Утверждение тематического планирования.

2.        Круглый стол на тему: « Современные обучающие технологии»

3. « Системный подход в формировании метапредметного результата « смысловое чтение» как основной ресурс повышения результатов обучения

в начальной школе»

5.       Отчет по самообразованию. Проверка дневников, тетрадей в 3 классах.

6.       Проведение олимпиад по русскому языку и математики. Организация внеклассной работы.

          7.        Проверка техники чтения. Проведение комплексных, итоговых контрольных работ.

Методическим объединением использовались разнообразные формы проведения плановых заседаний, что позволило проводить заседания с большой активностью.

В начале учебного года на МО учителей начальных классов были утверждены рабочие программы для 1-4 классов, составлены и утверждены программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

В течение года проводились оперативные заседания по тематике:

-учебный план и учебно-методическое обеспечение обучения;

-единые требования к ведению рабочих и контрольных тетрадей обучающихся;

-итоги проверки документации;

-организация каникул;

-анализ проведения итоговых контрольных работ;

-изучение нормативных документов;

- итоги проверки  техники чтения на конец учебного года;

- совместная работа учителей начальных классов, учителей старших классов, психолога, логопеда в период адаптации обучающихся 1-х и 5-х классов.

             Особое внимание в работе методического объединения уделяется совершенствованию форм и методов организации урока в соответствии ФГОС. Основными направлениями посещения уроков были:

- владение учителями организацией учебных занятий в соответствии с современными требованиями;

-владение программным материалом и методикой обучения различных категорий обучающихся;

-использование разнообразных структур урока в соответствии с его целями и задачами;

- работа над формированием навыка самостоятельной работы обучающихся на уроке и во внеурочное время4

- формирование универсальных умений и навыков;

- использование на уроке учебной литературы, информационных технологий;

- использование здоровьесберегающих технологий на уроке.

Анализ открытых и взаимопосещенных уроков показал, что педагоги Рожковская Л. А., Дьяченко Т.В., Шевкова С.М. владеют программным материалом и методикой ведения урока  в соответствии с требованиями ФГОС. Их профессиональный уровень соответствует заявленной категории. Педагог Мухамеджанова Л.Н., Фарафонова М. А. постоянно посещала уроки опытных педагогов , тесно взаимодействовали с ними с целью повышения  своего профессионального уровня.

Даны открытые уроки

ФИО учителя

класс

Предмет

Тема

1

Дьяченко Т.В

1 А

Математика

« Треугольники»

2

Фарафонова М. А.

1»Б»

Математика

« Сложение и вычитание». Обобщение.

2

Зверева Т.Ю.

2

Русский язык

« Тайна написания жи-ши, ча-ща, чу-щу»

3

Шевкова С.М.

3

Русский язык

« Антонимы»

5

Мухамеджанова Л.Н.

4 «А»

Окружающий мир

«Растения твоего края»

6

Рожковская Л.А.

4 «Б»

Русский язык

«Глагол. Различать

глагол в настоящем и будущем времени»

В феврале месяце были организованы и проведены олимпиады по математике и русскому языку. Победители школьных олимпиад приняли участие в районных олимпиадах.

Победителей в районных олимпиадах нет. Обучающие начальной школы принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня

Класс

ФИ обучающегося

Название конкурса

уровень

Место

ФИО учителя

1 «А»

Сочнева Светлана

Петренко Николай

Иванов Артем

Королева Елена

Адамян Полина

Баженова Мария

«Хочу все знать»

районный

3 место

Дьяченко Т. В.

3

Бахматов Семен

Сизова Елизавета

Сколденкова Анастасия

Несветова Елизавета

Киберев Данил

Сулейманова Эсмира

«Знатоки клуба «Ключ и Заря»

Районный

2 место

Шевкова С. М.

2-3

кл

Несветова Е.

Сизова Е

Тимофеева Г.

Баженова С.

« Грамотеи»

Районный

участие

Учителя начальных классов

Анализ состояния преподавания и уровня обученности учащихся начальной школы за 2014-2015 учебный год

По решению Министерства образования РФ в первых  классах (1-4) обучение ведётся без отметок. Анализ проведённых итоговых проверок показал, что программа 1-го класса освоена.              

С первых дней  внедрения Стандарта  ведется образовательный мониторинг.

Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:

I этап - изучение исходного уровня готовности учащихся к обучению в данном классе;

II этап - анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;

III этап - итоговая диагностика, ставящая целью определение уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.

Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и  конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

 • выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

            

Входные диагностики учащихся 1-х классов были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты  комплексной работы  в 1 классе показали, что  68,5 % учащихся имеют высокий уровень,  21%-  базовый уровень и  10,5 % - низкий уровень. Полученные данные будут использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к  учащимся  при обучении во 2 классе. По решению Министерства образования РФ в первых  классах (1-4) обучение ведётся без отметок. Анализ проведённых итоговых проверок показал, что программа 1-го класса освоена.  

Анализ комплексной работы во 2, 3 классах  показал,  что в среднем учащиеся показывают стабильные знания, во 2  в сравнении с 1 классом на 4 % уменьшилось количество учащихся, показавших  низкий уровень обучения.      

      Результаты  комплексной работы, проведенной в 1,2,3-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему   заданий УУД позволило:

  - поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

   - создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

- оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

              Итоговое оценивание школьника за  год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио». Учителями 1,2,3,4                                                             -х  классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.

К концу  года был собран соответствующий накопительный материал.

               Таким образом, можно сделать вывод: проделана огромная работа по внедрению ФГОС НОО. Внутришкольный контроль реализовывался по следующим направлениям: контроль состояния всеобуча, контроль состояния преподавания учебных предметов, контроль  состояния знаний, умений и навыков учащихся, контроль оформления школьной документации, контроль методической деятельности педагогических кадров.

Основными формами  контроля были  мониторинг знаний умений и навыков учащихся,  посещение уроков и внеклассных мероприятий, индивидуальные собеседования с учащимися, учителями и родителями, малые педагогические советы, методические совещания, совещания при завуче и директоре, персональный контроль педагогической деятельности учителей, педагогическую диагностику и анкетирование. 

Результаты достижений обучающихся начальной школы в обучении (отличники)

Класс

ФИ обучающегося

2

Баженова Светлана

Горенова Екатерина

Комиссарова Софья

Куликова Екатерина

Лизогуб Анна

Машутин  Александр

Осипов Герман

Фролова Дарья

3

Бахматов Семен

Васильчук

Макарович

Несветова Елизавета

Сизова Елизавета

Сколденкова Анастасия

Егорова

4 «А»

Ким Яна

Тимофеева Ангелина

4 «Б»

Адамян Полина

Беликова Софья

Гольцов Лев

Зацепина Ирина

Кашкин Алексей

Королева Анна

Купцова Полина

Сабитова Кристина

Мониторинг  знаний умений и навыков учащихся

 Контроль знаний и общеучебных умений, усвоение минимума содержания образования – одна из приоритетных задач в деятельности администрации школы.

На протяжении года осуществлялся мониторинг  и диагностика качества обучения и усвоения  программного материала по всем предметам учебного плана. Промежуточные результаты усвоения программного материала отслеживались  на основе итогов, полученных по окончании  триместров, полугодий и  по итогам года.  Наряду с промежуточными формами аттестации учащихся осуществлялся постоянный мониторинг знаний умений и навыков на уровне школы,  в рамках стартового, рубежного и итогового контроля.

Данные мониторинга знаний умений и навыков учащихся систематизированы  и представлены  в таблицах

 Анализ результатов учебной деятельности 

 Чтобы иметь наглядное представление о динамике изменения успеваемости и качества знаний  обратимся к таблице.

Сравнительный анализ изменения успеваемости и качества обучения за несколько лет

  

2012-2013

уч .год

2013/2014

уч. год

 2014 -2015

Качество %

56

60

Успеваемость %

100

100

 Выводы. Наглядно прослеживается стабильная динамика качества обученности. Успеваемость улучшилась за счет кропотливой работы с неуспешными учащимися в течение года, ликвидацией задолжностей по предметам в течение года, разработкой программы системной ликвидации пробелов в знаниях слабоуспевающих учащихся. Это позволило успешно закончить учебный год.

Качество преподавания по предметам по итогам 2013-2014 уч.года 

 предмет

2 кл.

 

3 кл.

4«А»кл

4»Б»кл.

2-4 кл

 

Всего учащихся в параллели (кол-во)

27

30

23

27

107

Русский язык

55

49

65

53

55

Литература

72

80

80

63

73

Английский язык

70

50

70

67

64

Математика

58

50

62

53

56

Окружающий мир

63

84

86

67

75

Общий

% качества в параллели

77

62

72

60

65

 

Таким образом, общий процент качества по начальной школе составил 65%.  Как видно из таблиц, положительная динамика наблюдается во всех классах и по всем предметам начальной школы.

 Сравнительная таблица итогов за несколько лет по русскому языку,  математике,  литературному чтению и окружающему мир

  2 классМатематика

 

2012/2013

2013/2014

уч .год

2014/2015

уч. год

Качество %

56

58

87%

Успеваемость %

100

100

100

 

 

2 класс Русский  язык

 

2012/2013

2013/2014

уч .год

2014/2015

уч. год

Качество %

52

55

83

Успеваемость %

100

100

100

2 класс Литературное  чтение

 

2012/2013

2013/2014

уч .год

2014/2015

уч. год

Качество %

58

72

92

Успеваемость %

100

100

100

 2 класс Окружающий  мир

 

2012/2013

2013/2014

уч .год

2014/2015

уч. год

Качество %

 54

63

89

Успеваемость %

100

100

100

 3 класс Математика

 

2012/2013

уч .год

2013/2014

уч. год

2014/2015

уч. год

Качество %

56

56

70

Успеваемость %

100

100

100

3 класс Русский язык

 

2012/2013

уч .год

2013/2014

уч. год

2014/2015

уч. год

Качество %

58

57

60

Успеваемость %

100

100

100

3 класс Литературное  чтение

 

2012/2013

уч .год

2013/2014

уч. год

2014/2015

уч. год

Качество %

79

80

73

Успеваемость %

100

100

100

 3 класс Окружающий  мир

 

2012/2013

уч .год

2013/2014

уч. год

2014/2015

уч. год

Качество %

87

85

73

Успеваемость %

100

100

100

 4 классы. Математика

 

2011/2012

уч .год

2012/2013

уч. год

2013/2014

уч. год

2014/2015

уч. год

Качество %

50

52

53

66

Успеваемость %

100

100

100

100

 4 классы. Русский язык

 

2011/2012

уч .год

2012/2013

уч. год

2013/2014

2014/2015

Качество %

50

50

53

60

Успеваемость %

100

100

100

100

 4 классы.  Литературное чтение

 

2011/2012

уч .год

2012/2013

уч. год

2013/2014

2014/2015

Качество %

57

59

63

 71

Успеваемость %

100

100

100

100

 4 классы.  Окружающий мир

 

2011/2012

уч .год

2012/2013

уч. год

2013/2014

2014/2015

Качество %

57

66

67

75

Успеваемость %

100

100

100

100

  Вывод:  нестабильность по некоторым показателям может быть связана с тем, что происходила смена учителей. Работа молодых специалистов имела определённые трудности Контингент учащихся достаточно разнородный: мотивированные и способные дети представляют одну группу. Однако есть в классах  группы учащихся с нарушениями речевого развития, соматически ослабленных, с нарушениями памяти, внимания, которым требуется дополнительная помощь логопеда и психолога. 

Кроме того,  в классах начальной школы обучаются несколько учащихся, для которых русский язык не является родным, для них существенно затруднено усвоение знаний на русском языке.

В связи с этим учебный план был составлен таким образом, чтобы в нём была учтена неоднородность контингента. 

Общие выводы:

Практически все учащиеся первой ступени овладели элементами содержания образования за курс начальной школы и готовы к продолжению обучения в основной школе.  Так как процесс образования на современном этапе становиться вариативным и многообразным, старые системы оценивания образовательных достижений учащихся не являются эффективными. Для более точной характеристики знаний умений и навыков школьников в современных условиях широко используются  новые системы оценивания, в частности портфолио, ориентированные не столько на регулирование процесса обучения, сколько на новые достижения и результаты. 

   В 2014-2015 учебном году педагогический коллектив продолжил работу по формированию подобной системы оценивания. В каждом классе классными руководителями продолжалась  работа по созданию портфолио каждого ребенка.  К концу учебного года портфолио имели практически все учащиеся  начальной школы. Однако в целом работу можно считать не законченной и в следующем учебном году продолжать работать в данном направлении.

 Классно-обобщающий контроль

          Составной частью плана ВШК являлось организация классно - обобщающего контроля. В течение всего учебного года на классно – обобщающий контроль были поставлены 1, 2, 3, 4 «А»,   4«Б» классы. Основными целями классно-обобщающего контроля являлись: проверить сохранность базовых знаний, умений и навыков  учащихся по русскому языку, математике и чтению, а также  готовность учащихся к продолжению образования в средней школе. 

         В ходе контроля посещались уроки, внеклассные мероприятия, проводились срезы знаний по основным предметам учебного плана. Наряду с контролем образовательной подготовки учащихся психологом школы изучались индивидуальные и психологические особенности учащихся.

   На основании обобщения и систематизации полученных данных были сделаны следующие выводы:

  • В основном все учащиеся успешно осваивают  программу по  русскому языку, математике  и другим предметам учебного плана.
  • Основная часть  обучающихся   имеют достаточный уровень образовательной  подготовки, соответствующий программе и возрастным особенностям.
  • Учащиеся, в соответствие со своим возрастом,  обладает необходимыми навыками и умениями. 
  • Психологическое и интеллектуальное развитие детей соответствует возрастным особенностям. Наблюдается широкий разброс показателей интеллектуального развития учащихся. Там есть дети, имеющие достаточно высокий уровень интеллектуального развития, а также и очень низкий уровень интеллектуального развития.
  • Учителя, преподающие в данных классах, работают добросовестно, отношение к детям доброжелательное и корректное. На уроках используются различные методы обучения и контроля знаний.

    Вместе с тем классно-обобщающий контроль выявил и некоторые проблемы: недостаточно высокое качество знаний по отдельным темам.

 Общие выводы:

Конечные результаты мониторинга знаний и умений учащихся показывает, что школьники  успешно освоили программы базового содержания образования  по всем предметам учебного плана. Уровень образовательной подготовки учащихся по предметам соответствует нормативный требованиям. Большинство школьников владеют основными понятиями по всем учебным предметам. Успешность обучения  учащихся  обусловлена систематической работой по  отслеживанию результативности  учебного процесса. Анализ контроля успеваемости школьников  дает возможность говорить о повышении  познавательной активности и мотивации школьников, направленной на продолжение образования, что способствовало стабилизации, а в ряде случаев и  росту успеваемости и качественного уровня знаний и умений учащихся. 

Пути решения:

1.Повышать качество знаний учащихся по предметам путем

применения    индивидуального, дифференцированного и

личностно -  ориентированного подходов и современных

педагогических  технологий;

2.Активно использовать здоровьесберегающие, информационные компьютерные технологии в образовательном процессе. Продолжить изучение и применение современных инновационных психолого-педагогических систем образования.

3.Совершенствовать формы и методы работы  со слабоуспевающими детьми.

4.Продолжить работу по формированию общеучебных и исследовательских умений у младших      школьников.

5.Активизировать работу с одаренными детьми по участию в районных, краевых, всероссийских олимпиадах и конкурсах.

6. Вести работу по преемственности между начальной и основной школой,               дошкольными учреждениями, группой кратковременного пребывания;

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ работы КМО учителей начальных классов за 2011-2012 учебный год и планирование работы на следующий учебный год.

Данный материал может служить образцом при подготовке отчета о работе методического объединения учителей начального звена и включает в себя  следующие разделы:1.Положение о РМО (КМО).2.Проб...

Курсовая работа "Анализ работы с детьми в ГПД"

Психологические исследования...

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год

Анализ работы отделения ДО за 2014-2015 учебный год и основные направления работы на 2015-2016 учебный год...

Проверочная работа по чтению+Анализ работы 1 класс-II четверть. Начальная школа XXI века

Проверочная работа по чтению в 1 классе во 2 четверти. Анализ работы. Начальная школа 21 века...