мастер класс "Использование развивающих заданий на уроках в начальной школе"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Липовская Ирина Васильевна

Очень важно заинтересовать детей на уроке учебной деятельностью. Поэтому необходимы развивающие творческие задания, которые не только повышают интерес, развивают творческий потенциал , но и повышают качество знаний детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx38.27 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

Использование развивающих творческих заданий

на  уроках в начальной школе

Липовская И.В.,

учитель начальных классов 

                                                                                       

         Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова.

          Творчество начинается с игры. Играя самые разные роли, у ребенка появляется стойкое желание придумывать и фантазировать. Игры-драматизации формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Знакомство с приемом драматизации можно начинать с инсценировки сказок.

Очень интересно проходят речевые игры.  Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки, (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Хорошо, если стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в ходе игры. Где взять такие стихи? Вы их найдете на страницах детских журналов, в сборниках стихов современных детских поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можете попробовать создать и свои собственные стихотворные тексты. А в чем польза этих игр?  Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Но главное, ребенок, играя, выступая в самых разных ролях избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения выбранного вами стихотворения детям поговорите о его содержании, попросите ребят самих рассказать, что они поняли, прослушав стих. Уточните их ответы, разъясните непонятные для детей или редко употребляемые в современной речи слова. Далее на каждую строку (или две строки) вместе с детьми придумайте удобный и соответствующий тексту стиха жест. Причем хорошо, если один жест будет как бы вытекать из другого. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми придумайте жестам название, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки» и т.д.И еще кое-что об играх. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Так, если в тексте речь идет о бабушке – текст произносится по-старушечьи. Если о мяснике – грубоватым голосом. Если о мышонке – тоненько, высоким голоском. О бычке – наоборот, низким, протяжным и т.п.

Считалка «Мы сидели на печи»

1. Мы сидели на печи,

2. Ели булки,

3. Калачи.

4. Бабка Ежка прилетела,

5. Все бараночки поела.

6. Нам остался лишь батон,

7. Кто не съел,

8. Тот вышел вон!

 Как у бабушки Наташи

1. Как у бабушки Наташи

2. Ели вкусную мы кашу.

3. Каша пшенная с дымком,

4. С хлебом,

5. С маслом,

6. С молоком.

7. Взяли мы большие ложки,

8. Съели все до самой крошки!

9. Вот какая каша

10. У бабушки Наташи!

Речевая игра «Барабек»

1. Робин Бобин Барабек

2. Скушал сорок человек,

3. И корову,

4. И быка,

5. И кривого мясника,

6. И телегу,

7. И дугу,

8. И метлу,

9. И кочергу,

10. Скушал церковь,

11. Скушал дом

12. И кузницу с кузнецом,

13. А потом и говорит:
– У меня живот болит!

Игра в словотворчество тоже не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Я много раз слышала, как дети сами играют в слова, например, в игру «Кто где живет?»: в улье — улитки, на спине — спинаель (от спаниель — порода собак), в зубах — зубило, раки—в ракушках, в сапогах — спагетти, на губах—губки, в норе — норки, в лишаях — леший и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки, из рома — ромашки, из репы — репейник, из пола—половник.. Сходство по звучанию вызывало у ребят оглушительный смех. Смеялись потому, что образно представляли себе, как в зубах живет зубило, а в сапогах спагетти; работало воображение и в случае, когда надо было придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей.

Игра в рифму - тоже работа воображения. Если она удачна, процессу творчества сопутствует радость открытия, находки, если не удачна, то радость смешной нелепицы. Называем фразу, а дети продолжают,  подбирая рифму:  ловил рыбу король - на крючок попалась фасоль, ходили мы в гости – поели только кости, варил папа уху – сварил в супе уху, учил Ваня уроки – в голове летали сороки . Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество. Потому что играют в смешную игру, развивающую одновременно и воображение, и чувство слова, и  чувство ритма.  Такая игра вовсе не означает, что мы учим детей писать стихи. Рифмовать слова - органическое свойство ребенка младшего возраста. Как известно, рифма делает слово осо6енно значимым, выделяет его из ряда созвучием. Свободное владение словом, когда его нужно придумать быстро, даёт свободу творчества и свободу обращения с языком. Дети, которые овладевают этой свободой, как правило, и на уроке не затрудняются        сформулировать свою мысль, находят нужные слова, речь их не заторможена. Еще можно применить такие упражнения:

  1. дополни слоги до слов
  2. закончи фразу;
  3. придумай рифму к слову;
  4. соедини рифмующиеся слова;
  5. поймай рифму (придумать слово, рифмующееся с данным);
  6. игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга);
  7. придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова.  
  8. восстанови рассыпанное стихотворение;
  9. допиши стихотворение по его началу: 
  10.  игра «Кто больше подберет рифм»
  11. «Конкурс одной строки» Дана первая строка стихотворения, придумываем окончание и определяем самый удачный вариант.

Чтобы чтение учащихся было выразительным, нужно им помочь в использовании средств художественной выразительности. Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Вот некоторые задания:

  1. передай в тексте радость, возмущение, гордость, печаль;
  2. прочитай отрывок, передавая голосом страх, удивление, огорчение;
  3. прочитай предложение с разной интонацией.

Ребята с удовольствием работают, пробуют различные интонационные окраски и выбирают для себя именно ту, которая им ближе по смыслу или которую легче удается передать. Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «Не дам!». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

Можно провести:

  • игра «Журналисты». Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.
  • игра «Философский стол». Представить себя философами и поговорить о произведении и выразить свои мысли. (Доказывать и отстаивать свою точку зрения можно за круглым столом)

Интерпретация сказки.

Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

Вот примеры некоторых заданий.

  1. Опиши характер главного героя до встречи с… и после.
  2. Расскажи сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  3.  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  4. Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)
  5. Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
  6. Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерываю чтение и задаю вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации. Пауза в чтении.                 - Послушайте сказку до конца и сравните продолжение сказки со своей историей.
  7. Рассказывание знакомых сказок с разными присказками.
  8. Перестановка персонажей внутри одной сказки.
  9. Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
  10. Перестановка персонажей.

 Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника.

Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтения

  1. рисование эпизода, который больше понравился;
  2. рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;
  3. изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;
  4. составление рисованного диафильма;
  5. аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;
  6. составление картинного плана.

          На уроках русского языка используются нетрадиционные приемы развития устной речи. «Узнай меня». Нескольким ученикам даю предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дать его описание: цвет, материал, форма, для чего, что ест, где живет, и т.д., не называя его самого. Остальные ученики угадывают, o чем шла речь, поправляют, дополняют сказанное.   «Что такое хорошо и что такое плохо».  Класс делится на две команды. Показываю детям предмет. Одна группа детей    

ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая - недостатки. Такое      соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят : «Стакан красивый, на нем яркая наклейка, из него можно пить, это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить, это плохо» и так далее, как можно больше признаков положительных и отрицательных. «Сочиняй-ка».    Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обертке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.  «Перевертыши». Любую фразу в русском языке можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова,                       но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха                села на варенье», «Пошел сильный дождь». Так, фразу «Муха села на варенье» дети переиначили так: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».  

 Дидактические игры.

 «Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)  

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I 

рыбка

вьюга

чулок

II 

подъезд

склад

ворона

дубки

варенье

чучело

съемка

град

ворота

гриб

ручьи

чум

подъем

клад

воробей

Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород 

парк 

море 

школа 

столовая 

зоопарк 

гря-ки

доро-ки

пло-цы

кни-ки

хле-цы

кле-ка

кали-ка

бере-ки

фла-ки

обло-ки

пиро-ки

марты-ка

реди-ка

ду-ки

ло-ки

тетра-ка

сли-ки

тра-ка

морко-ка

ли-ки

 остро-ки

      закла-ка

голу-цы

реше-ка

Задания:

  1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  2. Составить предложения, используя данные слова.

Дидактическая игра: «Все наоборот». 
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей. 
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-. 
Игрушка для елки-…(елочная игрушка) 
Герой сказки- … (сказочный герой) 
Сок яблока-… (яблочный сок) 
Суп из молока -…(молочный суп) 
Варенье из клубники-… (клубничное варенье) 
Каша из гречки-… (гречневая каша) 
Вода из речки-… (речная вода) 
Скважина в замке -…(замочная скважина) 
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 
Дидактическая игра: «Замени букву». 
Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление. 
Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нём  один звук, сохраняя при этом сочетание  –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка       ручка          печка            свечка            тачка
бочка       тучка          речка             овечка            качка
ночка      
кочка    
точка  

почка
Дидактическая игра: «Назови один предмет». 
Цель: отработка способов проверки безударных гласных. 
Учитель говорит слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученики называют один такой предмет и объясняют какую гласную надо писать в корне слова.   За правильный ответ ряд получает очко. Победитель выявляется по количеству очков. 
Примерный материал: слова: врачи, глаза, грачи, сады, тазы, шары, бока, дожди, дворы, кроты, моря, ножи, плоды, поля, рога и т.д.

 «Дополни слово»

Ведущий называет часть слова (кни ...) и бросает мяч. Ребенок должен поймать мяч и дополнить слово (... га).

«Кто больше?»

 Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов: а, к, с, о, и, м, p, m, м, ш, а, н, и, ы, г, ρ

«Кто быстрее?»

Назвать слова, противоположные по значению: Тонкий — Острый — Чистый — Громкий — Низкий — Здоровый — Победа —    и т.п.

 «Перевернутые слова»

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов.

Пример: МАИЗ - ЗИМА.

В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются.

Пример:  НЯНААВ — ВАННАЯ.

«Из слогов — слова»

Из предварительно отобранных слов формируется несколько блоков слогов. Ребенку предлагается составить из них определенное количество слов, используя каждый слог только по одному разу.

Составь три слова, в каждом из которых по 2 слога, из следующих слогов: ван, мар, ко, ма, ди, ра. (Ответ: ра-ма, ко-мар, ди-ван).

Составьте 3 двусложных слова из слогов: ша, ка, ка, ру, ка, ре.

Составьте 2 слова, в каждом из которых по 3 слога, из следующих слогов: ро, ло, мо, до, ко, га.

Соединить половинки слов

Это задание составляется следующим образом: слова делятся на две части (ГА-ЗЕТА, ПЫЛЕ-СОС и т.д.). Затем первые половинки записываются вразнобой в левый столбик, а вторые — в правый. Ребенку предлагается соединить эти половинки между собой так, чтобы получились целые слова.

 Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик.                         

 Прием «Ассоциативные загадки». Большое внимание на уроках уделяется фольклору, особенно работе с пословицами, загадками. Сочиняя загадку, дети получают возможность сконцентрировать свое внимание на конкретном, реально воспринимаемом или воссозданном в воображении предмете. Работа проводится в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное.

          Уроки окружающего мира. 

Ребусы.

Используются диалоги животных и растений: «Лесное собрание «О подготовке к зиме»; «Выглянул подснежник из-под снега и увидел... Кого он увидел?»; «Встретил ежик грустного зайчика...»; «Пошел кот на рыбалку, а по дороге встретил...». Диалоги неодушевленных предметов: «В чулане разговорились старые вещи»; «В ночь под Новый год елочные игрушки поделились своими воспоминаниями». Прием «Сочиняй-ка!»: пусть дети сочиняют рассказы о жизни детей, о природе, о животных. Это могут быть как описательные рассказы («Моя собака», «Кого мы видели в зоопарке», «Попугай Ромка»), так и сюжетные («Что случилось в цирке», «Как подружились собака и кошка», «Зимние развлечения», «Воскресный день»).  

Математика.

Для первого класса для закрепления изучения цифр рисуем фигурки с цифрами. Игра «Найди число».  

Логические задачи. (Слайды)

Использую учебные диски. Очень хорошо распределен учебный материал по темам по предметам по новым стандартам. Но все же мало творческих заданий. Помогают диски «Кирилл и Мефодий», конечно, Интернет. Можно взять интересный материал с сайтов учителей начальных классов и поделиться своими наработками.

Прекрасны возможности интерактивной доски. Все задания дети выполняют на доске сами.

Очень удобно выполнять с помощью интерактивной доски тесты. Дети по очереди проверяют свои результаты и видят свою оценку. Возможности моего кабинета таковы, что ребенок может выполнять задания тестов на персональном компьютере, а проверить сможет весь класс. И так по очереди.

     Сравнивая по своим наблюдениям, по результатам анкетирования, опросам среди родителей и учащихся, по итогам проверочных работ, можно сделать вывод, что детям легче дается выполнение заданий различной сложности. Не боятся проверочных работ, так как результаты становятся лучше, это их вдохновляет. Отношение ребят стало намного серьезнее к урокам, к своим обязанностям.

Как в каждом классе, есть дети, которые учатся лучше или слабее, причинами этого является подготовленность к школе, отношение родителей к своим детям, состояние здоровья детей, индивидуально-типологические особенности детей. Работа моя над проблемой еще продолжается. На своих уроках систематически включаю задания на развитие внимания, памяти, на развитие и совершенствование воображения, мышления, в которые включаю графические образы, геометрические фигуры, математические термины и задания, игры, способствующие расширению математического словарного запаса.

         Каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И учителя должны ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность, создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог развиваться.                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках в начальной школе

Выступление на кафедре по теме самообразования "Развивающие игры на уроках в начальной школе".(актуальность данной темы,как добиться, чтобы ученик с удовольствием изучал тот или иной предмет,примеры и...

Развивающие игры на уроках в начальной школе

“Игра - важный метод, и несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...

Технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету.

Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки). Во-первых,  эта работа с разными источниками информа...

Мастер – класс по теме : «Современный урок в начальной школе в свете требований ФГОС. Использование сказки на уроках в начальной школе ».

1)      Осознание  основных критериев современного урока; 2) Повышение интереса педагогов к современным технологиям;·...

Развивающие игры на уроках в начальной школе.

Игра – уникальный вид  детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности, воспитания нравственных качеств, развития творческих задатков.Игра – это естеств...

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...