Технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету.
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Ольга Александровна Ветёлкина Гребнева

Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки). Во-первых,  эта работа с разными источниками информации. Это учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации. Во-вторых, работа в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности). В-третьих, это самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету.

       В 2013 г. я начала работать по УМК «Перспективная начальная школа». Эта программа разработана в соответствии с принципами развивающего обучения,  сочетающихся с традиционными принципами прочности, доступности, осознанности и наглядности в обучении. Мое внимание привлекли учебники комплекта: их внешнее оформление, доступность подачи учебного материала. Наличие большого количества иллюстраций актуализирует внимание, позволяет включиться в действие внешней интриги. Дети проживают жизненные моменты совместно с героями Мишей, Машей, Анишит Йокоповной, Главным Библиотекарем Михаилом Потаповичем, Торком, Асырком, Летучей Мышью: « Сопереживаю и помогаю им!». Иллюстрации помогают решать определенные дидактические задачи. Родители моих учеников отмечают, что даже им интересны сами учебники и задания в них.

     Непрерывное развитие каждого школьника понимается как постоянно поддерживаемый на уроках комплекс умений (часть из которых перейдет в навыки). Во-первых,  эта работа с разными источниками информации. Это учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь и продуманная система выхода за рамки этих трех единиц в область словарей, научно-популярных и художественных книг, журналов и газет, других источников информации. Во-вторых, работа в сотрудничестве (в малой и большой учебной группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора учебной деятельности). В-третьих, это самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника).

      Ребята с удовольствием наблюдают, проводят опыты, эксперименты, ежедневно делают открытия, пробуют рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Продуманная система заданий и вопросов в учебниках «Литературное чтение», «Наш мир» побуждают детей быть наблюдательными, внимательными ко всему происходящему, они с удовольствием вовлекают в этот процесс родителей, ищут дополнительные сведения в справочных изданиях, в Интернете, часто посещают библиотеку, тем самым учатся самостоятельно добывать знания, что приводит к формированию информационной компетенции.
Наличие несколько точек зрения на исследуемую проблему позволяет ребенку применить свою точку зрения, свое мнение, свой жизненный опыт к одной из них. Дети учатся доказывать правильность собственного мнения, и уже никого не удивляет наличие нескольких верных решений.
     Особо хочется сказать о работе в группах. Не секрет, что многие педагоги избегают на уроках этой формы работы. Детям младшего школьного возраста свойственна определенная собственническая позиция, они не любят даже, когда сосед по парте заглядывает в их тетрадь, а уж порисовать или раскрасить картинку в своей тетради они не позволят никому. Дети закрывают ладошками выполненные работы.
Учебники УМК «Перспективная начальная школа» нацеливают детей на работу в группе, в паре, предлагают посмотреть у соседа, сравнить свою работу с работой одноклассника, обменяться тетрадями. Такая работа способствует формированию нравственных основ личности: учит налаживать контакт, доверять соседу по парте, планировать общую работу, распределять обязанности, обсуждать предложенную учителем проблему, доказывать свою точку зрения, совместно принимать решение, осуществлять взаимопроверку, таким образом, формируется так называемая корпоративная и коммуникативная компетенции.
Речь детей приобретает личностную окраску, абсолютное большинство начинает высказывать свое мнение словами: «Я считаю..., я думаю..., а у меня другое мнение..., а у меня своя версия...»

 Последовательное проведение принципа непрерывного развития в жизнь с помощью учебно-методического комплекта предполагает сформированное желание каждого школьника выбирать посильные и интересующие его задания и выполнять их творчески - как самостоятельно (в индивидуальной учебной деятельности), так и в условиях коллективной деятельности, используя всевозможные источники информации. Реализация этого принципа позволяет сформировать важнейшее умение: отбирать полезные и необходимые знания для жизни и учебы, использовать  знания в нестандартных жизненных ситуациях;

   Обучение на любом этапе должно идти впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития. Учет  разного уровня развития детей предусматривает разную меру трудности, а соответственно помощи и взаимопомощи  при усвоении программного материала каждым учеником, включенным в учебный процесс.

Сущность этого требования заключается в том, что каждый ребенок получает возможность усвоить  основной (базовый) программный материал, но в разные периоды обучения и с разной мерой помощи со стороны учителя и соучеников.  

Типическим свойством УМК является интерактивность. Основное содержание

этого требования сводится к тому, что в современных условиях учебно-воспитательный процесс школьников не может быть реализован только в рамках учебного заведения. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока либо посредством переписки с учёными АН, либо посредством обращения к компьютеру (Интернету).

  Реализация интерактивности в рамках УМК предполагает организацию работы в том и другом направлении. 

В первом своём значении интерактивность является непосредственным требованием инструментальности учебников. Все учебники УМК сначала учат работать с информацией внутри себя, затем  -    выходить за собственные рамки в предметные области других учебников, и, наконец,  -  выходить в бесконечную зону информации, то есть любого материала, который может пригодиться для решения предметной задачи, - от книг и справочников, до писем, телепередач и Интернета.

   В другом  своём значении интерактивность предполагает организацию филологической работы  по возрождению культуры переписки (освоение этикетных формул вежливого общения; формирование навыков правильного заполнения конверта и грамотного ведения переписки). В практике обучения это реализуется на основании включения школьников в клубную деятельность через предметы окружающего мира и литературного чтения.

      Сущность развивающего обучения состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного и правильного использования языковых средств и речи. Правила на уроках выводим вместе с детьми, порой они ошибаются, но дети не боятся ошибаться, они знают, что на ошибках учатся. И ошибки ребят бывают находкой для учителя. Вместе начинаем искать, где что не так. А иногда «ошибаюсь» я, и дети с удовольствием начинают «учить» меня. В начальной школе требуется «разбудить» мысль детей.

      Одной из главных ценностей для учащихся является умственная, интеллектуальная деятельность, связанная с самостоятельным добыванием знаний, которая вызывает яркие интеллектуальные чувства открытий. На уроках организую обмен мнениями при решении различных учебных задач. Использую дискуссионные формы познания, диалогические основы общения, поощрение различных точек зрения.

   Важнейший источник активности ученика в учебном процессе – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждения интереса однозначно означает пробуждения внимания.

Что же способствует возникновению интереса и внимания на уроке?

  1. Качество изложения учителем учебного материала. Яркий, красочный рассказ, эмоционально насыщенный.
  2. Оптимальное соотношение известного и неизвестного. Ученик будет внимателен к новому материалу только в том случае, если есть что–то знакомое. Наибольший интерес возникает  к предмету тогда, когда сообщение о нём раскрывает какие то новые стороны: дополняет, развивает или противоречит старому.
  3. Определяемый дефицит информации, когда учитель не «разжёвывает материал» объясняемый материал до последней мелочи, а оставляет некоторое «пространство» для мысли, даёт возможность соучастия в познании нового: задавание вопросов, желание самим найти на некоторые из них ответы.
  4. Безотказное средство пробуждения внимания – это применение различных форм наглядности, нестандартные вопросы, проблема, загадка.

        Учитель часто использует занимательность как волшебный ключик к детскому вниманию. Чем интереснее и разнообразнее будут задания, которые предложены ребенку, тем больше шансов развить его внимание.

        Создание на уроке игровой атмосферы развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. Поэтому на каждом уроке использую различные упражнения на развитие внимания.

Так для уроков литературного чтения предлагаю следующие задания.

1. Игра “Разведчики”. На этапе знакомства с новым произведением, перед чтением. Кто быстрее в тексте найдёт ответ на вопрос.

Пример. Учащиеся находят строчку и зачитывают.

2. Для развития беглости чтения использую следующие приемы:

  • чтение за диктором (нужно успевать читать за ведущим и во время контрольной остановки показать слово, на котором остановились);
  • чтение с отрывом взгляда от текста;
  • чтение вместе с ведущим, ведущий делает ошибку в чтении. Нужно её исправить.

 

На уроках русского языка очень хорошо зарекомендовали себя следующие задания:

1. Найти слова среди напечатанных без пробелов букв.

Пример. Найдите и выпишете слова, исправьте возможные в них ошибки.

ВУКПРСАБАКАЖЮТР

УКПРСАБАКАЖЮТРЋ/ЫЙЦЁОРТПЕТУХЬЖЭЪЋ

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ

2. Сравни картинки.  Найди отличия. Составить рассказ.

3. На минутках чистописания использую такой приём.

Найти спрятанные буквы.

Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.

Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы.

Я применяю загадки при классификации предметов в определённые группы, работа над многозначностью слов, с прямым и переносным значением слов.

Немаловажную роль играют загадки при запоминании слов из словаря. Дети с удовольствием работают с ними. Загадки могут быть предложены по темам: «Овощи», «Фрукты», «Инструменты», «Животные», «Растения».

Работа над загадками ведётся при объяснении нового и закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе, но в любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно отражается на их знаниях, умениях, навыках, например, при изучении правил на уроках русского языка:

Безударные гласные.
«Без рук, без ног, а подпоясаны». (Сноп – снопы.)
«Зубы есть, а рта нет». ( Пил – пила).

Правописание жи-ши, ча – ща, чу – щу.
«Хвостом виляет, зубаста, а не лает». (Щука.)
« Белые, душистые, в лесу растут, весной рано цветут». (Ландыши.)
«Из горячего колодца через нос водица льётся». (Чайник.)

Я стараюсь развить у детей желание много читать. Предлагаю к прочитанному делать рисунки, иногда лепить, слушать музыку, сочинять собственные стихи и рассказы. Всё это способствует развитию не только речи детей, но и мысли, разума, души, воспитывает культуру чтения, понимание слова.

Составление рассказов по картинке учит детей правильно выражать свои мысли, обогащает их речь, вызывает у детей активность. А это путь к постижению прекрасного, пониманию гармонии. Роль эмоций в процессе познания огромна.

На уроках математики, так же применяю упражнения на развитие внимания:

1.На этапе устных упражнений удобно применять известные числовые таблицы Шульте.

Пример. Найдите числа от 1 до 25, называйте вслух.

Найдите сумму чисел 1и 4 столбца каждой пары.

Числа 1 столбика увеличьте  на 2.

 2. Графические диктанты.

Под диктовку учителя двигаться по клеткам в заданных направлениях.

3. Найди сумму чисел записанных красным цветом, чёрным цветом.

 Найдите сумму чисел, которые встречаются два раза, три раза, один раз.

4. Кодирование слов с помощью цифр. 

Каждой букве соответствует своя цифра.

Пример. Зашифруйте слова: метро, торт и д.р.

Прочитайте числа, которые у вас получились.

Разложите эти числа на разрядные слагаемые.

Назовите общее число сотен, десятков и т.д.

        Из приведённых мною примеров видно, что любое упражнение, направленное на развитие внимания, можно адаптировать к любому уроку и связать его с темой урока. Все эти упражнения улучшают не только внимание, но и повышают интерес к уроку.

        В 1 классе провела родительское собрание по теме «Родителям о внимании и внимательности». Родителям были розданы распечатки – упражнения по развитию внимания в домашних условиях. Из рассказов детей я поняла, что данные упражнения дома проводятся.

Для оценивания учебных достижений школьников применяю разнообразные тесты. Итоговые контрольные тесты дают мне, как учителю, систематизированный проверочный материал по всем основным темам программы.

Применение их мною имеет ряд преимуществ, так как они обеспечивают:

  1. оперативность проверки выполняемой работы;
  2. тестирование большого количества учащихся;
  3. возможность проверки усвоения теоретического материала;
  4. проверка большого объёма материала маленькими порциями;
  5. объективность оценки результатов выполненной работы.

Кропотливая и настойчивая работа с тестами позволяет выявить пробелы в знаниях с целью дальнейшей ликвидации их, развивать сообразительность и быстроту мышления, сформировать оптимальную практику тестирования; установить уровень знаний, как по отдельному ученику, так и по классу и параллелям класса, диагностировать наиболее «правильные» тесты, а значит своевременно скорректировать учебный процесс.

Результатом своей работы развития познавательных способностей младших школьников считаю следующее:

Рост учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала. 

 Результаты мониторинга учебной деятельности  в I классе:  ???????????? %

  1. Диагностика орфографической зоркости.(азбука)

Высокий уровень – 6 ч.

Выше среднего -13

Средний – 4

Низкий -1

Высокий уровень -9

Выше среднего – 9

Средний – 6

Низкий –

  1. Математика к/р

Высокий уровень – 13

Выше среднего -10

Средний -1

Высокий уровень – 14

Выше среднего – 8

Средний -2

Низкий –


показали, что дети хорошо и быстро усвоили программу, с удовольствием посещали школу. Обучаясь по этой программе, у детей улучшаются не только психические процессы, по и улучшается качество знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.

В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социально-адаптированной личности.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.Использование технологий развивающего обучения на уроках в начальной школе, ориентированных на формирование гармоничной, социа...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

«Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»

laquo;Использование технологии развивающего обучения на уроках в начальной школе для повышения познавательного интереса к предмету»...