Статья "Здоровьесберегающие технологии в развивающем обучении"
статья на тему

Королева Марина Николаевна

Здоровьесберегающие технологии

в развивающем обучении

Аннотация. В статье автор раскрывает, что основной целью для родителей и учителей является  формирование у детей способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию. Цель, научить детей самому умению учиться, выходить за пределы собственных возможностей, посредством использования определенных интересных заданий и методик. Автор приводит пример одной из программ системы развивающего обучения, делится своим опытом и знаниями в ней.

Ключевые слова: охрана здоровья; Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов; 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Королева Марина Николаевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 347

Невского района г. Санкт-Петербурга

Почетная грамота РФ за успехи в совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников. 2008 год.

Россия, г. Санкт- Петербурга

E-mail: kor_16@mail.ru

Здоровьесберегающие технологии

в развивающем обучении

Аннотация. В статье автор раскрывает, что основной целью для родителей и учителей является  формирование у детей способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самовоспитанию. Цель, научить детей самому умению учиться, выходить за пределы собственных возможностей, посредством использования определенных интересных заданий и методик. Автор приводит пример одной из программ системы развивающего обучения, делится своим опытом и знаниями в ней.

Ключевые слова: охрана здоровья; Д.Б. Эльконин – В.В. Давыдов; развивающее обучение; физкультурные минутки

Одной из важнейших качеств гармонично развитой личности – физическое совершенство. Охрана здоровья детей, создание условий для их физического развития – первостепенная забота учителей и родителей. Обеспечение гигиенических условий, рационального питания, подчинение жизни ребенка строгому режиму, достаточность сна, пребывание на свежем воздухе, чередование труда и отдыха, занятий и развлечений, двигательная активность – вот основные условия сохранения здоровья детей.

Ученик должен знать, что здоровье, сила, закалка и выносливость, его умение преодолевать трудности, обеспечит готовность к  труду. А для здоровья детей необходимы и умственный и физический труд, причем невнимание к любому из этих видов труда пагубна для организма. Ведь именно умственный труд тренирует нервную систему, делает ее выносливой, придает ей особую живость.

Я 20 лет работала в системе развивающего обучения по программе Д,Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основная цель развивающего обучения сформировать у ребенка общие способности (рефлексию, анализ, планирование) к самоизменению, к самосовершенствованию, самопознанию и самовоспитанию. А знания являются средством достижения цели. При этом дети много двигаются, т.к работают в паре, в группе. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует  рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».

В развивающем обучении изменяется сам ученик, который осуществляет учебную деятельность. Одна из социальных задач, вытекающая  из главной цели развивающего обучения: учить детей самому умению учиться. Интересно наблюдать, что ученики, сталкиваясь с задачей, для решения которой, им не хватает определенных знаний, умений, способностей, не уклоняются от нее, объявляя новую задачу глупой и неинтересной, а ищут средства расширить свои возможности, изучают чужой опыт, а на худой конец, изобретают то, чего в опыте других людей, в культуре еще не было. Важно! Учащиеся сами определяют, чего именно им не хватает, знают, что искать. Работают с интересом. Создается эмоциональный настрой, что очень важно для здоровья.

Основная цель умения учится – выходить за пределы собственных возможностей, т.е придумывать такие задачи, для решения которых у детей не достает средств решения. Большое значение в учебной деятельности имеет оценка, не пятибалльная, а оценка самого себя по шкале, оценка товарища, учителя – словесно. Это одно из важных здоровьесберегающих средств.

Учащиеся в определенный момент сталкиваются с тем, что приобретенные ими умения, знания в новой ситуации не срабатывают. Возникает ситуация разрыва (проблема), которая приводит к постановке ребенком или вместе со взрослым учебной задачи. Это один из типов уроков, свойственных развивающему обучению.

Например, решаем задачу на встречное движение. Дети умеют это делать, поэтому решают быстро. Создается ситуация успеха через личностную мотивацию.

Предметная ситуация

Гномы нашли маленького щенка, накормили, построили из ящика ему будку. Дети похвалили находчивость гномов. На другой день принесли ему бутерброды, положили посреди двора и стали звать щенка Бульку к завтраку. Пока щенок шагал, то около завтрака уже сидел котенок и шипел. Схватив по куску, они бросились бежать в противоположных направлениях. Через пять секунд оказались в безопасности. Возникает вопрос, с какой скоростью они удирали друг от друга?

Дети: «Не хватает данных. Известно только время».  

Дается задание. Найдите, с какой скоростью убегали друг от друга щенок и котенок, если от бутерброда до сосны 15 метров, а от Бульки до ящика 20 метров. Решений много, но…

Дети увидели новое – движение в противоположные стороны. Помогает моделирование схемой. Красной нитью через весь курс математики проходят задания, которые называются заданиями с «ловушками», с недостатком или избытком данных, ошибочными условиями. Такие задания позволяют глубоко осознать способ действия и оценить свои знания. Создается, как было сказано ранее, эмоциональный настрой, интерес.

Дети развивающего обучения не боятся ошибок, т.к ошибка может породить мысль другого, возникает диалог, спор и … рождается истина. Ученики нуждаются во внимании, уважении со стороны окружающих. У ребенка появляется чувство собственного достоинства. Дети развивающего обучения, всегда уверены в себе, хотят работать у доски, т.е учить других. Развивающее обучение дает возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.

Могу сказать на собственном опыте, что дети хорошо умеют говорить, у них большой словарный запас, приобретается способность аналитически мыслить. Эти дети лучше адаптированы в жизни. Они не пугаются возникающим проблемам, а уверено ищут пути выхода из них.

Учитель в развивающем обучении включается в диалог лишь как один из его участников, чьи высказывания, мнения, оценки открыты для критики в той же степени, что и других.

«Деятельность, приносящая успех и удовлетворение, является фактором развития», - говорит учебник психологии и педагогики. Поэтому, если говорить о физиолого-гигиенических оценках развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова в начальных классах, то выяснено и доказано:

  • К концу 2 класса уровень развития детей выше, чем в обычных классах.
  • На  примере своих классов, могу сказать, что понизилась заболеваемость и распространение хронических заболеваний. (Дети- инвалиды  за 3 года  не болели. У одного астма, второй – сердечник. Ученики  посещали  уроки физкультуры).

Почему? Усилилась реакция тренировки, поэтому улучшился иммунитет. Надо отметить, что у детей в этих классах огромное желание учиться.

  • Отмечено, что показатели умственной работоспособности выше на 12-15%, а утомляемость ниже, чем в обычных классах.

С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей, к переутомлениям, физическим перегрузкам. Для устранения этого необходимо использовать различные формы физического воспитания, в том числе и физкультурные минутки. Мы проводим их под музыку, в стихах, в танце. Дети сами учатся проводить зарядку.

Необходимо использовать упражнения, как динамического характера, так и такие, которые сопряжены с кратковременным мышечным напряжением. В физкультминутки включаю специально направленные упражнения, которые  обеспечивают хорошее кровоснабжение всех органов и тканей, работу сердечнососудистой и дыхательной систем. Особое внимание во время проведения физкультминуток уделяю выработке  у ребят положительных эмоций.

Необходимо помнить, что неудовлетворительность в эмоциональной сфере ведет за собой нарушение дисциплины, падение интереса к учебе, снижение познавательного мотива. Доброжелательность и уравновешенность способствуют установлению отношений, продуктивно влияющих на учебную деятельность.

В памяти всплывают слова В.С Сухомлинского «Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души». Любовь к детям не иссякает, а день ото дня становится мудрее, глубже, всеобъемлющей. Я в ответе за них, своих учеников.


                              Список литературы

  1. В.А. Крутецкий. "Психология обучения и воспитания школьников", 1976 г.
  2. Эльконин Д.Б «Психология обучения младших школьников»
  3. Цукерман Г.А «Виды общения и обучения», 1993 г.
  4. Репкина Н.В «Что такое развивающее обучение», 1993 г.
  5. Учебник по математики 3 класс, Александрова Э.И
  6. В.А Сухомлинский, «Сердце отдаю детям», «Письма к сыну»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.

Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...

Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)

Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства" в технологии проблемно-развивающего обучения

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме "Воздух и его свойства" в технологии проблемно-развивающего обучения...

Образовательный курс «Инфознайка» для учащихся 10-11 лет во внеурочной деятельности как технология коррекционо-развивающего обучения

В статье приведены примеры организации занятий для детей с задержкой психического развития во время внеурочной деятельности по информатике....

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Дикие животные. Ёж» (3 класс)

Конспект урока и презентация предназначены  для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директором школы.Цел...

Конспект урока Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности с использованием технологии коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко по теме «Насекомые. Муха» (3 класс)

Конспект урока и презентация  предназначены   для 3 класса. Данный урок проводился в соответствии с программой для коррекционных школ и рабочей учебной программой, утвержденной директор...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА «РЕБУСЫ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ технологии и ТЕХНОЛОГИИ ИГРОВОГО ОБУЧЕНИЯ

⦁ Познакомить учащихся с понятием “числовой ребус”.⦁ Накопление практического опыта владения логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация, аналогия.⦁ Вырабатывать навыки после...