Использование модульной системы экспериментов PROLOG на уроках окружающего мира.
статья на тему

Бредихина Елена Викторовна

Из опыта работы с  модульной  системой экспериментов PROLOG на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_modulnoy_sistemy_eksperimentov_prolog.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  модульной  системы экспериментов PROLOG

на уроках окружающего мира.

                                     Бредихина Е.В.

В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому в арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность.

Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности [1].

Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.

Новый  ФГОС  выдвигает требования: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. Овладение компьютерной культурой, формирование информационной компетенции школьников – необходимое условие включения подрастающего поколения в мировое информационное пространство[2].

Помогает в реализации всех этих задач - оборудование, поставленное в рамках ФГОС—модульная система PROlog. Это программно - аппаратный комплекс, обеспечивающий сбор и обработку данных экспериментов в  области различных дисциплин естественно - научного цикла начальной, основной и средней школы. Система PROLog основана на автономных цифровых измерительных  модулях (ЦИМ), каждый из которых может быть рассмотрен как самостоятельный регистратор данных, позволяющий записывать и хранить значения измеряемых величин независимо друг от друга.

В состав системы входят устройства: персональный компьютер, цифровые и измерительные модули (температура, звук, освещенность, относительная влажность, атмосферное давление), модуль отображения информации графический, модуль отображения информации числовой. Для работы системы в комплекте с ПК применяется программное обеспечение PROLog. Модульная система экспериментов PROLog рекомендуется для проведения экспериментов не только на уроках, но и во внеурочной деятельности учащихся.

Данный комплект учит младших школьников наблюдать за окружающим миром, изучать и исследовать его, помогает найти ответ на многие детские «почему?». Например, на уроках окружающего мира в 1- 4 класса при изучении тем «Температура воды», «Свойства воды», «Сезонные изменения в природе», выполняя лабораторную работу с помощью цифрового измерительного модуля «Температура», дети узнают:

-Почему лёд тает, а вода закипает?

-Где теплее - в классе или на улице?

-Почему жидкость в термосе долго остается горячей?

-Почему тепло в варежках?

Изучить мир звуков, понять, что такое шум, узнать, почему тише в лесу, а не рядом с дорогой, поможет модуль «Звук».  При проведении лабораторной работы «Измерение громкости звука» по теме «Влияние шума окружающей среды на здоровье человека» дети измеряют и анализируют уровень шума на уроке и во время перемены. При сравнении результатов измерения учащиеся делают вывод, что уровень шума на перемене равен уровню шума на рок - концерте, дискотеке. Этот эксперимент заставляет детей задуматься над тем, какой вред своему здоровью они сами себе могут причинить[3].

На  занятиях творческого объединения «Я—исследователь» по теме «Для чего растениям солнце» модуль «Освещенность» позволяет детям наблюдать влияние света на растения, а также измерять уровень освещенности школьного кабинета, понять, что такое свет и тень. А как влияет на слух общение с музыкой? Ответить на все эти вопросы помогает использование модульной системы экспериментов ProLog. Она предоставляет возможность обучающимся начальной школы почувствовать себя в роли настоящих ученых-исследователей. Благодаря личной мотивации, осмысленности и практико-ориентированной деятельности школьников изучение природы превращается в увлеченный поиск истины.

Таким образом, работая с новым оборудованием, мы делаем массу открытий вместе с ребятами. Очень приятно видеть искры радости познания в глазах детей.

Список литературы.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература", 2011.
  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты/ авт.-сост. В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Инструктивно-методические материалы для педагога. Модульная система экспериментов PROLOG. Начальная школа. Базовый уровень (брошюра + CD).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру "Формирование экологической культуры учащихся на уроках окружающего мира"

Методическая разработка раздела образовательной программы по окружающему миру составлена по плану аттестационных требований.В работе представлен раздел по окружающему миру 3 класс А.А.Плешаков "Как ус...

Опыты и эксперименты на уроках окружающего мира.

Опыты и эксперименты являются практическими методами познания природы и эффективными средствами формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира....

Презентация "Опыты и эксперименты на уроках окружающего мира".

Опыты и эксперименты являются практическими методами познания природы и эффективными средствами формирования УУД младших школьников на уроках окружающего мира....

Мастер-класс "Применение модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира".

Виды применения  модульной системы экспериментов на уроках окружающего мира....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...