Музейная педагогика как средство обучения и воспитания младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Елена Эйновна Дамми

Опыт работы  учителя начальных классов ГОУ СОШ № 258 с углублённым изучением физики и химии

Колпинского района Санкт - Петербурга

 ДАММИ ЕЛЕНЫ ЭЙНОВНЫ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как средство обучения и воспитания младших школьников.

Из опыта работы  учителя начальных классов ГОУ СОШ № 258 с углублённым изучением физики и химии

Колпинского района Санкт - Петербурга

 ДАММИ ЕЛЕНЫ ЭЙНОВНЫ

       Согласно Концепции духовно-нравственного воспитания детей в основополагающем документе ФГОС 2 поколения, определена система базовых национальных ценностей, составляющих основу развития, воспитания и социализации российских школьников.

       Учитывая недостаток гражданского и общественного поведения в обществе, снижение ценности образования и семейной жизни, рост национализма, нарушение преемственности поколений, государство ставит перед учителем высшей целью образования - национальный воспитательный идеал. Впервые он определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России.

       Одной  из приоритетных задач общества  и государства является формирование у учащихся личностной, семейной и социальной культуры.

       Такой мегаполис, как Санкт – Петербург, обладает для этого большим образовательным потенциалом. Музеи города, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, становятся средством адаптации человека к культурной среде и выступают антиподом миру компьютерных технологий. Они становятся эффективной культурно - образовательной средой и базой для общения.

       Музейная педагогика - инструмент культурного развития, воспитания и образования личности. Мне, как учителю, музейная педагогика помогает осуществлять нетрадиционный подход к образованию, расширять возможности уроков и внеклассных мероприятий, сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учеников, развивать их творческие возможности.

       Сегодня уже недостаточно дать школьникам необходимую сумму знаний, умений и навыков. Согласно системно - деятельностному подходу  ФГОС цель образования – сформированность познавательных и личностных способностей.     Важно, что средствами музейной педагогики есть возможность активно вовлекать родителей в процесс воспитания детей.

        Посещение музеев, встреча с культурным наследием прошлого воспитывает в школьниках чувство гордости за свою родину, бережное отношение к своему городу, уважению и пониманию культуры других народов, чувство национального самосознания. С помощью музейной педагогики учитель органично соединяет все лучшее, что создано в системе образования и социально – культурной деятельности. Она становится эффективным средством исторической и культурной адаптации учеников в современном мире.

       Современный образовательный процесс мне  трудно представить без такой составляющей, как музейная педагогика. Она учит ценить подлинные вещи ушедших эпох, развивает культуру ребенка и интеллект.

       Музейная педагогика органично вошла в мою педагогическую практику. Свою задачу, как классного руководителя, вижу в создании условий для познавательной деятельности ребенка, организации его общения с предметным миром культуры на уроках и во внеклассной работе. Стремлюсь к развитию творческих способностей на основе возможностей музейной педагогики и формированию культурных потребностей.

       Данная деятельность содействует становлению и воспитанию личности ребенка, нравственно и духовно обогащая его историческим опытом поколений на основе активного использования историко - культурного наследия Санкт-Петербурга, информационного и интеллектуального потенциала великого города-музея.

      Идея музейной педагогики реализуется мною в трех направлениях  на   протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе:

                                           Историческое  краеведение -

 (музеи и экскурсии Колпино, Усть - Ижоры,  Новгорода; разработан двухгодичный курс авторской программы факультатива по истории Древней Руси «Исторический калейдоскоп»)

                              Дворцовое наследие Санкт – Петербурга -

(Гатчинский дворец – знакомство с дворцовым этикетом, Екатерининский корпус Петродворца – изучение интерьера, Елагинский дворец – прикосновение к  традициям русского дворянства)

                                Ленинград в огне военных лет -

(крепость «Орешек», «Дорога жизни», «Невский пятачок», Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда», Пискаревское кладбище, Монумент героическим защитниками Ленинграда, Музей истории Санкт - Петербурга, Музей политической истории)

     Основной целью воспитательной работы  с детьми вижу в создании условий для формирования человека – гражданина, присвоившего культуру общества и умеющего ориентироваться в современных социальных условиях.

      Приоритетные направления воспитательной деятельности в работе с классом:

- гражданско-патриотическое воспитание

- нравственно-эстетическое

- интеллектуально-познавательное

- безопасность и здоровье

- 2015г.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"

Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...

Педагогический проект «Средства патриотического воспитания младших школьников»

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитан...

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

Статья "Создание Блокадной книги моей семьи как средство патриотического воспитания младших школьников"

Патриотическое воспитание учеников начальной школы через организацию проектной деятельности по созданию Блокадной книги моей семьи....

Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников

В данной теме представлены мной доклад и презентация по данной теме.В конце марта в нашем городе проходила научно-практическая конференция " Художественная литература как средство нравственного и патр...