Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"
статья по теме

Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литературных часов в ГПД возможно знакомить обучающихся с художественными произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Ключевые из них, на мой взгляд:

  1. как обеспечить успешность в обучении каждого учащегося;
  2. как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;
  3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а, прежде всего, приобретение каждым учеником социального опыта.

Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном  уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном уровне вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, похожего на другого. Каждый неповторим! У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д.  Они развиваются, изменяются, поддаются коррекции. Значит, индивидуальные особенности даже отдельного ученика невозможно в полном объеме учесть при организации учебной деятельности.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности.

Поэтому, говоря о развитии ребенка, мы прежде всего должны иметь в виду его саморазвитие.

Следовательно, дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном  уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную траекторию своего развития.

Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Разрешить поставленную задачу можно, только проектируя такую технологию обучения, которая предусматривала бы дифференцированный подход на индивидуальном  уровне.

Каждый день  учителя приходят в свои классы, здороваются с учениками, проверяют домашние задания и начинают объяснять ученикам новый материал,  стараются объяснить этот самый материал как можно понятнее,  чтобы их объяснение было воспринято всеми учениками.

Учитель выбирает такую форму объяснения, привлекает к объяснению такие средства, чтобы объяснение было понятно всем ученикам. Но в любом классе всегда найдется ученик, или группа учеников, которые вполне могли бы обойтись без объяснения учителя и разобраться в новом материале самостоятельно.

Кроме этого, у учителя при объяснении нового материала ученикам нет механизма, который бы мгновенно давал учителю информацию о степени усвоения нового материала каждым учеником. Все дети разные. Один ребенок может слушать и понимать объяснение только 10 минут, другой - только 5 минут, а третий - хоть весь урок.

Причем время активного усвоения нового материала учениками при объяснении величина не постоянная и зависит очень от многих факторов.

Я за объяснение нового материала учителем, но только при одном условии. Пусть ученик сначала попробует разобраться в новом материале сам. И только тогда, когда ученик попробовал разобраться в новом материале сам, и у него ничего не получилось, вот только тогда ему будет оказана помощь, в том числе и в виде объяснения, причем объяснения именно того, что этот ученик не понял.

Опыт работы показывает, что если каждый день, из урока в урок, давать ученикам возможность разбираться в новом материале самостоятельно, то, рано или поздно, большинство учеников научатся это делать

Не представляя ученику такой возможности и пытаясь ему все объяснить, мы сами, с самыми благими намерениями, лишаем его возможности научиться самостоятельно мыслить. Поэтому можно сделать вывод: чем лучше объяснение учителя, тем хуже для ученика.

Учебников, предназначенных для самостоятельного изучения нового материала учениками, нет. Вторая проблема, возникающая при первоначальном самостоятельном изучении нового материала - это проблема обратной связи. Мало дать ученики самое распрекрасное пособие, надо еще и знать, как каждый ученик понимает каждый вопрос нового материала. Проблему можно сформулировать шире: может ли учитель знать, как каждый ученик понимает каждый вопрос каждой темы на каждом уроке? Ответ будет положительный. Потому что индивидуализированное обучение предполагает, что ученик не только будет сам изучать новый материал, но и применять полученные сведения для решения задач - упражнений. Таким образом, надо иметь эти задачи - упражнения для самостоятельной работы учеников, то есть иметь то, что мы называем дидактическим обеспечением индивидуализированного обучения. Эти дидактические материалы, отличные от тех дидактических материалов, которые издает издательство "Просвещение".

Таким образом, при изучении нового материала ученик получает пособие и задание на карточке. Ученик читает теорию и пытается применить ее для выполнения задания. Как только задание выполнено, учитель тут же проверяет выполнение и, если задание выполнено правильно, дает ученику следующее задание. Если же задание выполнено неверно, то ученику оказывается помощь. Таким образом, ученик усваивает  теорию, выполняя определенный набор заданий при постоянном контроле со стороны учителя.

Индивидуализация при этом будет состоять в том, что разные ученики будут   выполнять  разные  наборы  заданий и  разным  ученикам  при  возникновении  трудностей  будет  оказываться  разная  помощь.
Дальше проблемы возникают одна за другой. Очевидно, что учитель, во-первых, должен мгновенно проверять выполненные учениками задания, что при наполняемости классов в 25 - 30 учеников очень затруднительно. Особенно это трудно при начале перехода на индивидуализированное обучение. Опыт показывает, что ученики, обучавшиеся в традиционной система, самостоятельно не могут ничего, даже найти ответ на вопрос, и требуют помощи при малейшем затруднении. Но, через 2-3 года интенсивного труда, эта проблема снимается, так как ученики за это время научатся самостоятельно добывать знания.

Но проблема проверки выполненных заданий остается и может быть полностью решена только при помощи компьютера.

Во - вторых, так как все ученики разные, то и помощь им должна оказываться по-разному. Одному ученику достаточно показать место в пособии, где находится ответ на вопрос, вызвавший у ученика затруднение, а другому надо сразу объяснять подробно и полностью и не один раз.  Трудность при обучении должна присутствовать, так как только через преодоление трудностей развивается ученик, но трудность должна быть преодолима при достаточном усилии.

И последнее. Мало дать ученику пособие и дидактические материалы. Мало изучить индивидуальные особенности каждого ученика, надо, чтобы ученик сам захотел преодолевать трудности, сам захотел работать. А это можно сделать только создавая развивающую среду, которая будет побуждать ученика учиться. И главная роль учителя как раз и будет заключаться в создании такой среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этическая беседа – одно из средств нравственного воспитания младших школьников.

В статье раскрывается роль этической беседы в начальной школе. Автором дается подробная разработка классного часа в форме этической беседы, которую можно реализовать в воспитательной работе с учащимис...

Использование произведений устного народного творчества как средство нравственного воспитания младших школьников

Нравственные ценности и семейные устои на протяжении длительного времени являлись непременной составляющей гармоничного развития личности. Современная ситуация в России привела к утрате многих т...

"Роль уроков татарского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников"

Әхлак мәсьәләсе тормышта, әдәбиятта һәрвакыт актуаль булды һәм булып кала. Шуңа күрә әхлак темасын әсәрләре үзәгенә куймаган автор юк та. Ләкин әдипләр тарафыннан ул төрлечә сурәтләнеш таба.Нәрсә соң ...

Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников

В данной теме представлены мной доклад и презентация по данной теме.В конце марта в нашем городе проходила научно-практическая конференция " Художественная литература как средство нравственного и патр...

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.

Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность   как средство нравственного воспитания младших школьников"....

Этическая беседа как средство нравственного воспитания младших школьников.

Методические рекомендации могут быть полезны  учителям начальных классов, классным руководителям при проведении этических бесед....

Игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Статья Игра как средство нравственного воспитания младших школьников...