Проект как средство развития у младших школьников регулятивных УУД.
статья по теме

Ельцова Марина Николаевна

Основной целью своей педагогической деятельности считаю – помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия). Одними из важнейших учебных действий для формирования умения учиться я считаю регулятивные УУД. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект как средство развития у младших школьников регулятивных УУД.

М.Н. Ельцова

учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

г. Полярные Зори

Основной целью своей педагогической деятельности считаю – помочь детям проявлять и развивать их личную заинтересованность в приобретении знаний. В связи с этим значительную роль в работе я уделяю методу проектной деятельности.

Стандарты нового поколения включают в базисный учебный план часы на внеурочную деятельность младших школьников. Вот уже 3-ий год я веду кружок «Проектная деятельность». Программа кружка предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, викторин, встреч с интересными людьми, презентации проектов.

В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД – универсальные учебные действия). Одними из важнейших учебных действий для формирования умения учиться я считаю регулятивные УУД. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  самооценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Психологическая готовность в сфере воли обеспечивает мотивацию, целеполагание и сохранение цели, способность прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность выступает, как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами и осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Метод проектов позволяет мне формировать у младших школьников умения регулятивного характера. Суть проектирования заключается в том, что дети, исходя из своих интересов, выполняют проект, решая какую-либо практическую или исследовательскую задачу. 

 На практике чаще всего проектная деятельность соединяется с исследовательской. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов.

 В организации проектно-исследовательской деятельности можно выделить три этапа:

  • первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, решение предстоит найти ученику с помощью взрослого помощника;
  • второй: педагог ставит проблему, помогает наметить пути и методы ее решения, а само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
  • третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

В процессе включения младших школьников в проектную деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития УУД. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт. Желательно проводить диагностику различных умений младших школьников, используя соответствующие тесты (см. Библиографический список).

На 1 этапе (в 1 классе) я  применяла тренинговые игры – занятия, которые направлены на формирование следующих регулятивных  учебных действий:

  • развитие умений видеть проблемы
  • развитие умений выдвигать гипотезы
  • развитие умений задавать вопросы.

Дети, выполняя задания по тетрадям «Учусь создавать проект» Р.И.Сизовой, Р.Ф.Селимовой, узнали, что такое проект и продукт проекта, цель и задачи проекта, проблема и ее решение, гипотеза. Необходимо было совместно с детьми определить круг их собственных интересов, научить их быть любознательными и направить их деятельность на достижение поставленных целей.

В первом и втором классе работы в основном носили коллективный характер, тематика определялась учителем, но каждый ученик вносил свой вклад в общую работу.

Темы, по которым мы работали в течение 1 и 2-го класса:

«Моя семья».

«Учимся быть пешеходами».

«Мои друзья. Знакомьтесь…».

«Мой дом, моя улица».

«Путешествуя в прошлое: саамы».

Творческая работа «Поздравляю с праздником…».

«Моя энциклопедия: домашние животные».

«Помоги птицам зимой!».

«Мой город».

“Все профессии важны, все профессии нужны”.

“Широка страна моя родная”.

Основные этапы работы над коллективным проектом в 1 классе:

  • Выбирают интересную для себя тему.
  • Определяют с помощью учителя цель и задачи, составляют план достижения цели.
  • Выбирают уровень участия. Готовят рисунок (фотографию или иллюстрацию). Составляют устный или письменный рассказ.
  • Заполняют свою страничку в альбоме. Совместно с родителями готовят наглядное оформление.
  • С помощью учителя готовят представление творческой работы.
  • Подводят итоги и оценивают свою работу над проектом.

Результаты коллективных проектов: книжки, экскурсии, праздники, подарки для близких, выставки детских работ, электронные презентации, устные рассказы.

Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:

  • на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
  • на развитие умений определять тему исследования и проблему, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
  • на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

Поступательное развитие регулятивных умений у обучающихся обеспечивается расширением и усложнением учебных действий и переходом от фронтальной деятельности под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности.

На первом и втором этапах я начала вовлекать своих учащихся в индивидуальные мини-исследования. Мы создали простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовали их на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение работы над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Процент участия родителей с каждым годом уменьшается.

Итогом некоторых проектов было выступление на детской школьной и городской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. В 1 и 2 классах на городском фестивале проектов и исследований «Про все на свете» ученики презентовали следующие проекты: «Зачем нужны насекомые», «Почему меняется погода», «Рождение валенок», «Веселые цифры». Защита проектов проходила открыто, с приглашением родителей. После выступления проводили обсуждение проектной работы.

Детям предлагалось проанализировать проделанную работу по вопросам:

- Как шла работа?                    

- Какие возникали трудности?

- Что понравилось?                

- Какие возникли эмоции?

- Справедливо ли дана оценка?

Самооценка проекта по критериям:

- Эстетичность    

- Оригинальность            

- Законченность  

- Качество изделия

 -Творческий подход  

- Самостоятельность

Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебных задач, в переориентации процесса образования на постановку проблемы и ее решение самими школьниками, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, коллективное выполнение и защита проектов, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.

Ожидаемые результаты обучения проектной деятельности:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов

 (2-3 класс)

Третий уровень результатов 

(4 класс)

Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

Сейчас, в третьем классе, в центре внимания стоит обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений о проектно-исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

Готовясь к данному выступлению, я провела диагностику регулятивных УУД во всем классе, хотя кружок «Проектная деятельность» посещает только половина детей.

                            Умения

Уровень развития

Формулировать цель

Составлять план действий

Действовать по плану

Находить и исправлять ошибки

Высокий

88%

21%

33%

50%

Средний

50%

50%

17%

Низкий

12%

29%

12%

33%

По результатам данной диагностики можно сделать вывод, какие умения хорошо сформированы, а какие недостаточно, и скорректировать дальнейшую работу в этом направлении.

На всех этапах работы над проектом, надо четко осознавать, что основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком надпредметных умений, в том числе и умений регулятивного характера.

Приведённые примеры не охватывают всю систему, а лишь отражают её основные направления. Каждый учитель, занимающийся организацией проектной деятельности учащихся, выстраивает собственную систему с учётом того учебно-методического комплекта, по которому он работает, и учебных возможностей конкретного класса.

Библиографический список

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
  2. Учусь создавать проект: Методическое пособие/ Р. И. Сизова,

Р. Ф. Селимова. М.: Издательство РОСТ, 2012. – 64 с.: илл.

  1. Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2012. – 80с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
  2. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – с.204
  3. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. – 2003. №1. – С. 48-51.
  4. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы. 1-2 классы. 3-4 классы /Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев и другие. – М.: Баласс, 2011. – 48 с. (Образовательная система «Школа 2100»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Занимательные задания на уроках математики как средство развития мышления младших школьников

Результатом работы учителя является участие в городском конкурсе профессионального мастерства учителей начальных классов образовательных учреждений, где она стала победителем номинации «За лучшее опис...

УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

теоретическое обоснование и практическое использование игр для развития индивидуальности младших школьников...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"

Презентация по обобщению опыта по теме"Работа над предложением как средство развития речи младших школьников нв уроках русского языка"...

Методическая разработка по обобщению опыта работы по теме "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка "

Методическая разработка "Работа над предложением как средство развития речи младших школьников на уроках русского языка"...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...