Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика».
рабочая программа

Насырова Лилия Нургалеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе программы А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vd_eticheskaya_grammatika.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка                                                                                   2                

Планируемые результаты освоения  программы                                         4                                                                            Содержание       программы                                                                           8        

Учебно-тематический план                                                                           10

Литература                                                                                                      15

                                

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этическая грамматика» составлена на основе программы

А. И. Шемшуриной «Этическая грамматика» (1 -8 классы).

 Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий как совесть, честь, долг  привели к негативным последствиям в обществе.

Поэтому работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Поведение человека контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна состоит в том, что знания,  полученные в ходе обучения,  дополняются, конкретизируются, отрабатываются во внеурочной  работе, вводятся новые формы работы по нравственному воспитанию.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, что она помогает достичь более высоких результатов за достаточно короткий срок, благодаря созданию условий и неразрывности воспитательно-образовательного процесса.

Цель программы: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

   Задачи:

  1. Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения.
  2. Способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме.
  3. Вырабатывать навыки самоанализа.

Отличительная особенность программы состоит в том, что она  нацеливает самого учащегося на осмысления своего поведения, учит приёмам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

    Программа «Этическая грамматика» предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста. При организации занятий учитываются возрастные особенности детей.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача программы поддерживать эту тенденцию.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие  младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня  воспитательных результатов.

К четвертому классу у младшего школьника появляется   реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Программа  включает в себя 134 занятия по 35 – 40 минут (1 класс – 32 занятия по 35 минут,  2–4 классы – 34 занятия по 40 минут).  Занятия проводятся  1 раз в неделю.  Срок реализации программы 4 года. Года совпадают с годами обучения в начальной школе.

Программа состоит из разделов, представленных в таблице №1.

                                                                                                    Таблица №1

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

4 год обучения

Школьный этикет

Правила общения

О трудолюбии

Культура внешнего вида

Внешкольный этикет

Теория – 15 часов

Практика -  17часов

Итого: 32 часа

Культура общения

Общечеловеческие нормы нравственности

Дружеские отношения.

Понять другого

Теория – 16 часов

Практика - 18 часов

Итого: 34 часа

Культура общения

Самовоспитание

Общечеловеческие нормы нравственности

Как сердцу

высказать себя?

Теория – 12 часов

Практика - 22 часа

И того: 34 часа

Культура общения

Самовоспитание.

Общечеловеческие нормы нравственности.

Искусство и нравственность

Теория – 15 часов

Практика - 19 часов

Итого: 34 часа

  На первом году обучения и начало второго года обучения обучающиеся приобретают первоначальные социальные знания о нормах и правилах поведения.

 На втором и третьем годах обучения ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить и соблюдать.

К окончанию школы первой ступени учащиеся получают опыт самостоятельного общественного действия. У них формируется социально приемлемые модели поведения.

Методы обучения:

словесные (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия);

наглядные (видео ролики, презентации, картины, таблицы, иллюстрации);

практические (упражнения).

Формы занятий:

беседа;

деловая игра;

ролевая игра;

практические занятия;

дискуссии;

работа творческой группы;

обсуждение литературных произведений;

составление карт обращений к сверстникам;

проектная деятельность;

литературный конкурс;

конкурс рисунков.

Применение педагогических технологий, интерактивных форм занятий позволяет сохранять активность учащихся и интерес к занятиям в течение всего периода.

Для реализации программы созданы условия:  

в кабинетах имеется электронная доска,  проектор;

рабочее место учителя оснащено компьютером;

составлены презентации по основным разделам программы.

Планируемые результаты  освоения  учащимися программы внеурочной деятельности «Этическая грамматика»

В ходе реализации программы  будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов  и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение учащимися начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

На занятиях 1- 2 классов дети усваивают первый уровень результатов.

В результате прохождения программного материала  к концу 1 класса обучающиеся  будут знать:

- отличие понятий «этика» и «этикет»;

- правила вежливости и красивых манер;

- заповеди и соответствующие притчи;

будут уметь:

 - уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и  

   за другими;

-  соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах;

-  придерживаться «золотого правила» в общении с другими;

-  быть доброжелательными, соблюдать заповеди;

-  придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

- быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте  

   свои книги и тетради.

В результате прохождения программного материала  к концу 2 класса обучающиеся  

будут знать:

- требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями;

- заповеди и правила этикета;

- что такое доброта и жестокость, как уважительно относиться  к старшим,  что такое

   высокомерие   (на примере произведений  О. Уайльда «Преданный друг», В. Сутеева  

   «Мешок яблок», Г. X. Андерсена   «Девочка, наступившая на хлеб»).

будут уметь:

- исполнять заповеди;

- соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице;

- общаться в социуме;

- написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя

   в гостях, дарить и принимать подарки.

К окончанию 3 класса дети преодолевают второй уровень результатов.

В результате прохождения программного материала  к концу 3 класса обучающиеся  

будут знать:

 - ранее изученные заповеди и афоризмы;

 -  каким должен быть воспитанный человек;

 - требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону;

 -  краткое содержание прочитанных на занятиях притч и сказок в подтверждении

    своих нравственных убеждений;

  - пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности;

  - правила вежливого отказа, несогласия,  как обращаться к разным людям.

будут уметь:

- соблюдать правила вежливости и красивых манер;

- на практике применять методы самовоспитания и самоконтроля;

- уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета;

-  уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним;

-  проявлять тактичность и доброжелательность в общении;

-  быть сострадательными к чужому горю.

К окончанию 4 класса достигается третий уровень результатов.

В результате прохождения программного материала  к концу 4 класса обучающиеся  будут знать:

-  правила этики и культуры речи;

- требования к манерам, чем отличается корректное поведение от  галантного;

- об источниках наших нравственных знаний;

- о совести как основе нравственности;

- о  пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

будут уметь:

- различать хорошие и плохие поступки;

- воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках;

- уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим;

- исполнять заповеди;

- давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь

  мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

Основным измерителем является методика измерения уровня воспитанности.

Критерии, показатели уровней результатов отражены в таблице №2:

Таблица №2

Критерии

Показатели

Измерители

Сформированность у младших школьников моральных норм и нравственных правил поведения.

I уровень

Осведомлённость учащихся об основных моральных  нормах  и правилах нравственного  поведения.

II уровень

Соблюдение  моральных норм и правила поведения.

III уровень

Самоанализ  собственных поступков и поступков окружающих людей.

Методика измерения уровня воспитанности

(Н. П. Капустина  1-2 класс).

Анкетирование.

Наблюдения педагога и родителей.

Методика изучения уровня воспитанности

(Н. П. Капустина  3-4 класс).

Наблюдения педагога  и родителей.

Наблюдения педагога  и родителей.

Мини – сочинения.

 

   

У учащихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и

   поступков окружающих людей;

-  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-  развитие этических чувств:  стыда, вины, совести как регуляторов морального

   поведения;

-  эмпатия  как понимание чувств  других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

-  принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

   в сотрудничестве с учителем;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

    реализации, в том числе во внутреннем плане;

 -  адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и

    других людей;

-   вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его    

     оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных  

   признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной точкой зрения, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Содержание программы

1 класс (32 часа)

Раздел 1.  Школьный этикет (6 часов)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2. Правила общения  (7 часов)

Что такое добро и зло? Добрые и недобрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.

Раздел 3.  О трудолюбии (5 часов)

«Ученье - свет, а не ученье - тьма». Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Раздел 4.  Культура внешнего вида (5 часов)

Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.

Раздел 5.  Внешкольный этикет (9 часов)

Как вести себя на улице, в общественных местах, в  транспорте и дома.

2 класс (34 часа)

Раздел 1. Культура общения (9 часов)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2.  Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово -  держи.

Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов)

Дружба каждому нужна. Преданный друг. О доброте и бессердечие. Об уважительном отношении к старшим. О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4. Понять другого (10 часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого человека по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3 класс (34 часа)

Раздел 1.  Культура общения (9 часов)

Этикет разговора. Общение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2.  Самовоспитание (7 часов)

 Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3.  Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если…? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4.  Как сердцу высказать себя? (8 часов)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать. Думай хорошо – и мысли созревают

в добрые  поступки. Диалоги о хороших манерах, о добре и зле. Афоризмы.  Чему научились на уроках этики.

4  класс (34 часа)

Раздел 1.  Культура общения (9 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

Раздел 2. Самовоспитание (7 часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. Ты памятью свой разум озари   и день минувший весь пересмотри.

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (10 часов)

Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово «честь» забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4. Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и  былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло  и добро имеет своих героев. Искусство и нравственность. Вот человек. Что скажешь ты о нём?

Форма учета оценки планируемых результатов:

Контроль и учет  нравственных качеств учащихся будет осуществляться в форме проведения диагностических методик, смотра творческих работ, конкурсов.

Целей этих работ несколько:

  • стимулировать личностное развитие каждого ребенка;
  • создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;
  • формировать ключевые компетентности младших школьников;
  • способствовать усвоению и соблюдению правил в социуме;
  • вырабатывать навыки самоанализа.

 Для этого предлагаются диагностические методики. Выполнение ребятами заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания понимания социальной реальностей и повседневной жизни.

Диагностические методики:

  1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс).
  1. Адаптированный вариант теста Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.(3-4классы).
  2. Методика «Репка».
  3. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы».
  4. Методика «Что мы ценим в людях».

Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение».

Тематический план

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Теория

Практика

Раздел № 1

Школьный этикет

6

1

Мы пришли на урок.

1

+

2-3

Зачем нужны перемены?

2

+

+

4

Экскурсия в детскую библиотеку.

1

+

5-6

Мы в школьной столовой.

2

+

+

Раздел № 2

Правила общения

7

7-8

Вежливые слова.

2

+

+

9

Мои товарищи.

1

+

10

Думай о других.

1

+

11-12

Моя семья.

2

+

+

13

Доброе слово, что ясный день.

1

+

Раздел № 3

О трудолюбии

5

14-15

Терпение  и труд все перетрут.

2

+

+

16

Что помогает хорошо учиться.

1

+

17

Как мы трудимся в школе и дома.

1

+

18

Каждой вещи свое место.

1

+

Раздел № 4

Культура внешнего вида

5

19-20

Правила Мойдодыра.

2

+

+

21

Опрятность, аккуратность.

1

+

22

По одежке встречают.

1

+

23

Правила ухода за обувью.

1

+

Раздел №5

Внешкольный этикет

9

24

Ежели вы вежливы.

1

+

25

Мы в транспорте.

1

+

26-

27

Простые правила этикета.

2

+

+

28

Экскурсия на почту.

1

+

29

Экскурсия в кинотеатр.

1

+

30

Экскурсия в музей.

1

+

31

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

+

32

Сказки об этикете.

1

+

2 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Теория

Практика

Раздел № 1

Культура общения

9

1

Этикет (повторение).

1

+

2

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

+

3

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

+

4

Встреча и развлечение гостей.

1

+

5

Встреча и развлечение гостей.

1

+

6

Поведение в гостях.

1

+

7

Поведение в гостях.

    1

+

8

Как дарить подарки.

1

+

9

Как дарить подарки.

1

+

Раздел № 2

Общечеловеческие  нормы  нравственности

4

10

Заповеди.

1

+

11

Заповеди.

1

+

12

Дал слово -  держи.

1

+

13

Дал слово -  держи.

1

+

Раздел № 3

Дружеские отношения

11

14

15

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

2

+

+

16

Преданный друг.

1

+

17

18

О доброте и бессердечие.

2

+

+

19

Об уважительном отношении к старшим.

1

+

20

21

О зависти и скромности.

2

+

+

21

22

О доброте и жестокосердии.

2

+

+

23

В мире мудрых мыслей.

1

+

Раздел №4

Понять другого

10

24

25

Золотые правила.

2

+

+

26

27

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

2

+

+

28

29

О тактичном и бестактном поведении.

2

+

+

30

32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2

+

+

33

34

В мире мудрых мыслей.

2

+

+

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Теория

Практика

Раздел №1

Культура общения

9

1

Этикет разговора.

1

+

2

Обращение к разным людям.

1

+

3

Обращение к разным людям.

1

+

4

Вежливый отказ, несогласие.

1

+

5-6

Этикетные ситуации.

2

+

+

7

Афоризмы.

1

+

8

Разговор по телефону.

      1

+

9

Играем роль воспитанного человека.

1

+

Раздел № 2

Самовоспитание

7

10

Что значит быть вежливым?

1

+

11-12

Мои достоинства и недостатки.

2

+

+

13

Большое значение маленьких радостей.

1

+

14-15

О хороших и дурных привычках.

2

+

+

16

Афоризмы о самовоспитании.

1

+

Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности

9

17

Заповеди: как мы их исполняем.

1

+

18-

19

О сострадании и жестокосердии.

2

+

+

20-

21

Лгать нельзя, но если…

2

+

+

22-

23

Всегда ли богатство счастье?

2

+

+

24-

25

Спешите делать добро.

2

+

+

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя,

другому как понять тебя?

9

26

Как сердцу высказать себя?

1

+

27-28

В трудной ситуации попытаемся разобраться.

2

+

+

29

И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

+

30

Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

+

31-32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

2

+

+

33-34

Афоризмы.

2

+

+

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Теория

Практика

Раздел №1

Культура общения

9

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

+

2

Культура общения в  современной семье.

1

+

3

Культура общения в  современной семье.

1

+

4

О терпимости к ближним.

1

+

5

О терпимости к ближним.

1

+

6

Культура спора.

1

+

7

Этикетные ситуации.

     1

+

8

В мире мудрых мыслей.

1

+

+

9

В мире мудрых мыслей.

1

Раздел №2

Самовоспитание

7

10

«Познай самого себя».

1

+

11

Самовоспитание.

1

+

12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

+

13

Как я работаю над собой.

1

+

14

О терпении.

1

+

15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

+

16

Ты памятью свой разум озари.

1

+

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17

Об источниках наших нравственных знаний.

1

+

18

Совесть - основа нравственности.

1

+

19

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

1

+

20

Досадно мне, что слово честь забыто.

1

+

21

Заветы предков.

1

+

22

Россияне о любви к Родине.

1

+

23

Твоя малая родина.

1

+

24

Мой первый друг, мой друг бесценный.

1

+

25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

+

26

Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей.

1

+

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

27

Нравственное содержание  древних мифов.

1

+

28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

+

29

Положительные герои в былинах и сказках.

1

+

30

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

+

31

Зло, как и добро, имеет своих героев.

1

+

32

Искусство и нравственность.

1

+

33

34

Вот человек. Что скажешь ты о нём?

2

+

+

Календарно-тематическое планирование

1 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

Вид работы

Примечание

Раздел № 1

Школьный этикет

6

1

Мы пришли на урок.

1

Беседа

2-3

Зачем нужны перемены?

2

Беседа

игры

4

Экскурсия в детскую библиотеку.

1

Познавательное путешествие

5-6

Мы в школьной столовой.

2

Беседа

Экскурсия

Раздел № 2

Правила общения

7

7-8

Вежливые слова.

2

Лекция

Диалог

9

Мои товарищи.

1

Рассказ о друге

10

Думай о других.

1

Разбор ситуаций

11-12

Моя семья.

2

Рассказ о семье

Рисунок о семье

13

Доброе слово, что ясный день.

1

Беседа

Раздел № 3

О трудолюбии

5

14-15

Терпение  и труд все перетрут.

2

Беседа

Конструирование

16

Что помогает хорошо учиться.

1

Диспут

17

Как мы трудимся в школе и дома.

1

Диалог

18

Каждой вещи свое место.

1

Игра

Раздел № 4

Культура внешнего вида

5

19-20

Правила Мойдодыра.

2

Лекция

игра

21

Опрятность, аккуратность.

1

Конкурс

22

По одежке встречают.

1

Рисунок

23

Правила ухода за обувью.

1

Беседа

Раздел №5

Внешкольный этикет

9

24

Ежели вы вежливы.

1

Просмотр мультфильма

25

Мы в транспорте.

1

Круглый стол

26-

27

Простые правила этикета.

2

Лекция

Деловая игра

28

Экскурсия на почту.

1

Путешествие

29

Экскурсия в кинотеатр.

1

Просмотр фильма

30

Экскурсия в музей.

1

Познавательное путешествие

31

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

Поход

32

Сказки об этикете.

1

Чтение сказок

                                                                   

     

                                                         2 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

Вид работы

Примечание

Раздел № 1

Культура общения

9

1

Этикет (повторение).

1

Ролевая игра

2

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

Беседа

3

Устное и письменное приглашение на день рождения.

1

Составление приглашения

4

Встреча и развлечение гостей.

1

Практическое занятие

5

Встреча и развлечение гостей.

1

Ролевая игра

6

Поведение в гостях.

1

Диспут

7

Поведение в гостях.

    1

Беседа

8

Как дарить подарки.

1

Ролевая игра

9

Как дарить подарки.

1

Практика

Раздел № 2

Общечеловеческие  нормы  нравственности

4

10

Заповеди.

1

Чтение

11

Заповеди.

1

Круглый стол

12

Дал слово -  держи.

1

Разбор ситуаций

13

Дал слово -  держи.

1

Работа в творческой группе

Раздел № 3

Дружеские отношения

11

14

15

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

2

Беседа

Просмотр фильма

16

Преданный друг.

1

Разбор ситуации

17

18

О доброте и бессердечие.

2

Дискуссия

Рисунок

19

Об уважительном отношении к старшим.

1

Диспут

20

21

О зависти и скромности.

2

Круглый стол

ролевая игра

21

22

О доброте и жестокосердии.

2

Беседа

Разбор ситуаций

23

В мире мудрых мыслей.

1

Дискуссия

Раздел №4

Понять другого

10

24

25

Золотые правила.

2

Чтение

Игра

26

27

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

2

Беседа Ролевая игра

28

29

О тактичном и бестактном поведении.

2

Беседа

Разбор ситуаций

30

32

Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится.

2

Круглый стол Деловая игра

33

34

В мире мудрых мыслей.

2

Проект

Проект

3 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

Вид работы

Примечание

Раздел №1

Культура общения

9

1

Этикет разговора.

1

Беседа

2

Обращение к разным людям.

1

Диалог

3

Обращение к разным людям.

1

Деловая игра

4

Вежливый отказ, несогласие.

1

Ролевая игра

5-6

Этикетные ситуации.

2

Разбор ситуаций. Игра

7

Афоризмы.

1

Беседа

8

Разговор по телефону.

1

Диалог

9

Играем роль воспитанного человека.

1

Ролевая игра

Раздел № 2

Самовоспитание

7

10

Что значит быть вежливым?

1

Рассказ о себе

11-12

Мои достоинства и недостатки.

2

Круглый стол разбор ситуаций

13

Большое значение маленьких радостей.

1

Ролевая игра

14-15

О хороших и дурных привычках.

2

Беседа Рисунок

16

Афоризмы о самовоспитании.

1

Диалог

Раздел № 3

Общечеловеческие нормы нравственности

9

17

Заповеди: как мы их исполняем.

1

Практическое занятие

18-

19

О сострадании и жестокосердии.

2

Круглый стол Просмотр фильма

20-

21

Лгать нельзя, но если…

2

Беседа

Разбор ситуаций

22-

23

Всегда ли богатство счастье?

2

Работа в творческой группе

Проект

24-

25

Спешите делать добро.

2

Проект

Проект

Раздел № 4

Как сердцу высказать себя,

другому как понять тебя?

9

26

Как сердцу высказать себя?

1

Игра-соревнование

27-28

В трудной ситуации попытаемся разобраться.

2

Обсуждение Практическое занятие

29

И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

Беседа

30

Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1

Презентация

31-32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

2

Круглый стол презентация

33-34

Афоризмы.

2

Беседа

Практическое занятие

4 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Дата

Вид работы

Примечание

Раздел №1

Культура общения

9

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1

Беседа

2

Культура общения в  современной семье.

1

Диалог

3

Культура общения в  современной семье.

1

Презентация

4

О терпимости к ближним.

1

Круглый стол

5

О терпимости к ближним.

1

Ролевая игра

6

Культура спора.

1

Разбор ситуаций

7

Этикетные ситуации.

     1

Деловая игра

8

В мире мудрых мыслей.

1

Презентация

9

В мире мудрых мыслей.

1

Конкурс

Раздел №2

Самовоспитание

7

10

«Познай самого себя».

1

Практическое занятие

11

Самовоспитание.

1

Сочинение

12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1

Презентация

13

Как я работаю над собой.

1

Рассказ о себе

14

О терпении.

1

Диспут

15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1

Круглый стол

16

Ты памятью свой разум озари.

1

Диалог

Раздел №3

Общечеловеческие нормы нравственности

10

17

Об источниках наших нравственных знаний.

1

Экскурсия в библиотеку

18

Совесть - основа нравственности.

1

Диалог

19

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

1

Практическое занятие

20

Досадно мне, что слово честь забыто.

1

Чтение рассказа и обсуждение

21

Заветы предков.

1

Беседа

22

Россияне о любви к Родине.

1

Круглый стол

23

Твоя малая родина.

1

Сочинение

24

Мой первый друг, мой друг бесценный.

1

Презентация

25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1

Конкурс

26

Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей.

1

Проект

Раздел №4.

Искусство и нравственность

8

27

Нравственное содержание  древних мифов.

1

Просмотр м/фильма

28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1

Обсуждение

29

Положительные герои в былинах и сказках.

1

Круглый стол

30

Отрицательные герои в литературных произведениях.

1

Круглый стол

31

Зло, как и добро, имеет своих героев.

1

Деловая игра

32

Искусство и нравственность.

1

Экскурсия

33

34

Вот человек. Что скажешь ты о нём?

2

Диалог презентация

Литература

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.

  1. Современный справочник учителя начальных классов в вопросах  и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

  1. Н. Ф. Дик. Развивающие классные часы и праздники  в 1-2 классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
  2. И. А. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей. - М.: Просвещение, 2008.
  3. А. И. Шемшурина. Этическая грамматика. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1998.

Приложение

Методика «Цветик-семицветик»

(составлена доцентом И.М. Витковской)

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ход проведения. Каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем педагог предлагает записать на лепестках желания, исполнение которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует 7 желаний, которые будут им же проранжированы.

Обработка полученных результатов. Для более детального и глубокого анализа результатов целесообразно составить следующую таблицу:

Ф.И.О.

Желание для себя

Для родных и близких

Для класса и школы

Для всех людей

Антонова Аня

3

1,2,6

4,5

7

Подсчитанное количество выборов в каждой колонке позволяет сформировать предположение о направленности интересов учащихся класса. О содержании и направленности интересов каждого ребенка можно судить по его записям на первом, втором и третьем лепестках.

Методика «Беседа о школе».

(Модифицированный вариант Т.А.Нежновой/ Д.Б.Эльконина/ А.Л\Венгера)

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения\

Возраст: 6,5-8 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

Описание задания: ученик должен ответить на вопросы:

  1. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3. Представь, что ты встретил малыша из детского сада,который о школе еще    ничего не знает. Он тебя спрашивает: «Кто такой — хороший ученик?» Что ты ему ответишь?

4. Представь, что тебе предложили не каждый день учится в школе, а заниматься дома с мамой и только иногда ходить в школу. Ты согласишься?

5. Представь,  что есть школа А и  школа Б.  В школе А такое расписание уроков в 1 классе: каждый день чтение, математика,   письмо  и только  иногда рисование, музыка, физкультура. В школе Б другое расписание — там каждый день физкультура, музыка, рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты хотел бы учиться?

6. Представь, что к вам домой приехал знакомый твоих родителей. Вы с ним поздоровались, и он тебя спрашивает: «...?» Подумай, о чем он тебя может спросить.

7. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит: «Саша (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошую учебу. Выбери  сам,  что  ты  хочешь  —  шоколадку,   игрушку или
пятерку в журнал».

Критерии оценивания:

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы  продолжает  стремиться  к занятиям  специфически школьного содержания.

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий,  что выражается в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.        

Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки своих знаний (отметки) дошкольным способам поощрения (сладости, подарки).

Уровни оценивания:

  • Отрицательное отношение к школе и поступлению в нее.
  • Положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности (сохранение дошкольной ориентации). Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.
  • Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными аспектами.
  • Сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни.

Методика «Кто Я?»

(модификация методики М. Куна)

Цель: выявление сформированности Я-концепции и самоотношения.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения.

Возраст: 9—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: каждому учащемуся предлагается написать как можно больше ответов на вопрос «Кто Я?».

Критерии оценивания:

  • Дифференцированность — количество категорий (социальные роли, умения, знания, навыки; интересы, предпочтения; личностные свойства, оценочные суждения).
  • Обобщенность  —  степень обобщенности  суждений -
    характеристик «Я».
  • Самоотношение — соотношение положительных и отрицательных оценочных суждений.

 Уровни оценивания:

  • Дифференцированность:
  1. 1-2 определения, относящихся к 1-й, 2-й категориям.
  1. 3-5 определений, преимущественно относящихся ко 2-1, 3-й категориям (социальные роли, интересы, предпочтения).
  2. От 6 определений и более, включая более 4 категорий, в том числе характеристику личностных свойств.
  • Обобщенность:
  1. Учащиеся называют конкретные действия
  1. Совмещение 1-й и 3-й категорий
  2. Учащиеся указывают свою социальную роль (я ученик),                                              обобщенные личностные качества (сильный, смелый).
  • Самоотношение:
  1. Преобладание отрицательных оценочных суждений о себе или одинаковое количество отрицательных и положительных суждений (низкое самопринятие или отвержение).
  1. Незначительное преобладание положительных суждений или преобладание нейтральных суждений (амбивалентное или недостаточно позитивное самоотношение).
  2. Преобладание положительных суждений (положительное самопринятие).

Опросник мотивации

(Модифицированный вариант Т.А.Нежновой/ Д.Б.Эльконина/ А.Л\Венгера)

Цель: выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника.

Возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: фронтальный письменный опрос.

Описание задания: опросник содержит 27 высказываний, объединенных в 9 шкал:

1 — отметка;

2 — социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц (стремление заслужить одобрение или избежать наказания);

3 — познавательная мотивация;

4 — учебная мотивация;

5 — социальная мотивация — широкие социальные мотивы;

6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте;

7 — прагматическая внешняя утилитарная мотивация;

8 — социальная мотивация — позиционный мотив;

9 — отрицательное отношение к учению и школе.

Ниже приведены высказывания учащихся, соответствующие каждой из перечисленных шкал.

1.        Отметка:

  • чтобы быть отличником,
  • чтобы хорошо закончить школу,
  • чтобы получать хорошие отметки.

2.        Социальная мотивация одобрения — требования авторитетных лиц:

  • чтобы родители не ругали,
  • потому что этого требуют учителя,
  • чтобы сделать родителям приятное.

3.        Познавательная мотивация:

  • потому что учиться интересно,
  • потому что на уроках я узнаю много нового,
  • потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.

4.        Учебная мотивация:

  • чтобы получить знания,
  • чтобы развивать ум и способности,
  • чтобы стать образованным человеком.

5.        Социальная мотивация — широкие социальные мотивы:

  • чтобы в будущем приносить людям пользу,
  • потому что хорошо учиться — долг каждого ученика
    перед обществом,
  • потому что учение — самое важное и нужное дело в
    моей жизни.

6.        Мотивация самоопределения в социальном аспекте:

  • чтобы продолжить образование,
  • чтобы получить интересную профессию,
  • чтобы в будущем найти хорошую работу.

7.        Прагматическая внешняя утилитарная мотивация:

  • чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать,
  • чтобы получить подарок за хорошую учебу,
  • чтобы меня хвалили.

8.        Социальная мотивация — позиционный мотив:

  • чтобы одноклассники уважали,
  • потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали,
  • потому что не хочу быть в классе последним.

9.        Негативное отношение к учению и школе:

  • мне не хочется учиться,
  • я не люблю учиться,
  • мне не нравится учиться.

Ученик должен внимательно прочитать приведенные ниже высказывания своих сверстников о том, зачем и для чего они учатся. Затем ответить, что он может сказать о себе, о своем отношении к учебе. С некоторыми из этих утверждений он может согласиться, с некоторыми нет. Учащийся должен оценить степень своего согласия с этими утверждениями по 4-балльной шкале: 4 балла — совершенно согласен; 3 — скорее согласен; 2 — скорее не согласен, чем согласен; 1 — не согласен.

  • Я учусь, чтобы быть отличником.
  • Я учусь, чтобы родители не ругали.
  • Я учусь, потому что учиться интересно.
  • Я учусь, чтобы получить знания.
  • Я учусь, чтобы в будущем приносить людям пользу.
  • Я учусь, чтобы потом продолжить образование.
  • Я учусь, чтобы в дальнейшем хорошо зарабатывать.
  • Я учусь, чтобы одноклассники уважали.
  • Я не хочу учиться.
  • Я учусь, чтобы хорошо закончить школу.
  • Я учусь, потому что этого требуют учителя.
  • Я учусь, потому что на уроках я узнаю много нового.
  • Я учусь, чтобы развивать ум и способности.
  • Я учусь, потому что хорошо учиться — долг каждого ученика перед обществом.
  • Я учусь, чтобы получить интересную профессию.
  • Я учусь, чтобы получить подарок за хорошую учебу.
  • Я учусь, потому что у нас в школе хорошие учителя и я хочу, чтобы меня уважали.
  • Я не люблю учиться.
  • Я учусь, чтобы получать хорошие отметки.
  • Я учусь, чтобы сделать родителям приятное.
  • Я учусь, потому что в школе я получаю ответы на интересующие меня вопросы.
  • Я учусь, чтобы стать образованным человеком.
  • Я учусь, потому что учение — самое важное и нужн дело в моей жизни.
  • Я учусь, чтобы в будущем найти хорошую работу.
  • Я учусь, чтобы меня хвалили.
  • Я учусь, потому что не хочу быть в классе последним.
  • Мне не нравится учиться.

Обработка результатов: подсчитывается количество баллов, набранных по каждой шкале. Строится профиль мотивационной сферы, дающий представление об особенностях смысловой сферы учащегося.

Критерии оценивания:        

Интегративные шкалы:

учебно-познавательная — суммируются баллы по шкалам (3 — познавательная + 4 — учебная);

социальная — суммируются баллы по шкалам (5 — широкие социальные мотивы + 6 — мотивация самоопределения в социальном аспекте);

внешняя мотивация — суммируются баллы по шкалам
(1 — отметка + 7 — прагматическая);

социальная — стремление к одобрению — суммируются
баллы по шкалам (2 — требования авторитетных лиц + 8 —
социальная мотивация — позиционный мотив);

негативное отношение к школе — 9.

Уровни оценивания:

0 - Пик на шкале «негативное отношение к школе».

1 - Пики неадекватной мотивации (внешняя, социальная —
одобрение).

2 - Нет явного преобладания шкал, выражены учебно-по
знавательная и социальная шкалы.

3 - Пики учебно-познавательной и социальной мотивации.
Низкие показатели негативного отношения к школе.

Методика оценки уровня воспитанности учащихся

  (методика Н.П. Капустина) (1-2 классы)

Я  оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю мечтать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- мне нравится выполнять домашние задания

- я стремлюсь получить хорошие отметки

  1. Трудолюбие:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

- мне нравится дежурство в школе

  1. Бережное отношение к природе:

- к земле

- к растениям

- к животным

- к природе

  1. Мое отношение к школе:

- я выполняю правила для учащихся

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

  1. Красивое в моей жизни:

- я аккуратен в делах

- я опрятен в одежде

- мне нравится все красивое вокруг меня

      - я вежлив в отношениях с людьми

  1. Как я отношусь к себе:

- я управляю собой

- я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

- у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда        

4 – часто        

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 6 оценок. Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)

ТЕСТ «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ»

(методика Н. Е. Щурковой)

Цель: выявить нравственную воспитанность школьников.

Ход тестирования

Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву: «м» – мальчик, «д» – девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

Номер

вопроса

Буква ответа

а

б

в

1

2

3

и т. д.

*

*

*

Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

а) Обойду, не потревожив;

б) Отодвину и пройду;

в) Смотря какое будет настроение.

2. Вы замечаете среди гостей  девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

а) Ничего, какое мое дело;

б) Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) Подойду и непременно заговорю.

3. Вы опаздываете на занятия. Видите, что кому-то стало плохо. Что делаете?

а) Тороплюсь на урок;

б) Если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) Звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они пожилые. Что делаете?

а) Предложу свою помощь;

б) Я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) Если попросят, я, конечно, помогу.

5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся килограмм. Сзади слышите голос, сожалеющий о том, что не хватило клубники для сына в больницу. Как реагируете на голос?

а) Сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время;

б) Оборачиваюсь и предлагаю половину;

в) Не знаю, может быть, мне тоже будет очень нужно.

6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из Ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

а) Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) Ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) Вступаюсь за обиженного.

7. Вы дежурный. Подметая пол, Вы находите деньги. Что делаете?

а) Они мои, раз я их нашел;

б) Завтра спрошу, кто их потерял;

в) Может быть, возьму себе.

8. Сдаете экзамен. На что рассчитываете?

а) На шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея;

б) На усталость экзаменатора: авось, пропустит;

в) На свои знания.

9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

а) Найду что-нибудь рядом с домом;

б) Поищу высокооплачиваемую работу;

в) Хочу создавать нечто ценное на земле.

10. Какой из трех предложенных видов путешествия  Вы выберете?

а) По России;

б) По экзотическим странам;

в) По одной из ведущих развитых стран.

11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпримете Вы?

а) Поболтаюсь немного, потом видно будет;

б) Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) Присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

12. Некий волшебник предлагает Вам устроить Вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что Вы ответите этому волшебнику?

а) Соглашусь с благодарностью;

б) Сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) Отказываюсь решительно.

13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как Вы поступите?

а) Забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) Выполняю, конечно;

в) Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщите ли кому-нибудь об этом?

а) Да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) Не знаю, как придется;

в) Зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что Вы делаете в данный момент?

а) Поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг Вам звонят и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

а) Еду на дачу согласно плану;

б) Не еду, остаюсь, конечно;

в) Жду, что скажет мой товарищ.

17. Вы решили завести собаку. Какой из трех вариантов Вас устроит?

а) Бездомный щенок;

б) Взрослый пес с известным Вам нравом;

в) Дорогой щенок редкой породы.

18. Вы собрались отдыхать после работы (учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

а) Напомню о праве на отдых;

б) Делаю, раз надо;

в) Посмотрю, что скажут остальные.

19. С Вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к это-му относитесь?

а) Отвечаю тем же;

б) Не замечаю, это не имеет значения;

в) Разрываю связь.

20. Вы плохо играете на скрипке (или на любом другом музыкальном инструменте). Ваши родители Вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

а) Играю, конечно;

б) Разумеется, не играю;

в) Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант Вы предпочтете?

а) Самому (самой) приготовить все блюда;

б) Закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария»;

в) Пригласить гостей на кофе.

22. Вдруг узнаете, что Ваше учебное заведение закрыли по каким-тo особым обстоятельствам. Как встречаете такое сообщение?

а) Бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) Обеспокоен, строю планы самообразования;

в) Буду ожидать новых сообщений.

23. Что Вы чувствуете, когда на Ваших глазах хвалят кого-то из Ваших товарищей?

а) Ужасно завидую, мне неудобно;

б) Я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) Я, как все, аплодирую.

24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к Вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

а) Отдаю – здоровье дороже;

б) Постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет;

в) Подарков не отдаю, вступаю в борьбу.

25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

а) О новогодних подарках;

б) О каникулах и свободе;

в) О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

26. Какова роль музыки в Вашей жизни?

а) Она мне нужна для танцев;

б) Она доставляет мне наслаждение духовного плана;

в) Она мне просто не нужна.

27. Уезжая надолго из дома, как Вы себя чувствуете вдали?

а) Снятся родные места;

б) Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) Не замечал (не замечала).

28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда Ваше настроение?

а) Нет, если мои дела идут хорошо;

б) Да, в настоящее время довольно часто;

в) Не замечал (не замечала).

29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

а) Отбираю интересное и приношу;

б) Ненужных мне книг у меня нет;

в) Если все принесут, я тоже кое-что отберу.

30. Можете ли Вы назвать пять дорогих Вам мест на Земле, пять дорогих Вам исторических событий, пять дорогих Вам имен великих людей?

а) Да, безусловно, могу;

б) Нет, на свете много интересного;

в) Не задумывался (не задумывалась), надо бы посчитать.

31. Когда Вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит Вам в голову?

а) У этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) Человеку просто повезло прославиться;

в) Глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

Большое спасибо за ответы!

ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

Ответы под номерами 10, 17, 21, 25, 26 из подсчета исключаются.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 14, 15, 27, 29, 30.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 5, 7, 13, 16, 18, 20, 22, 23. 28.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 8, 9, 11, 12, 19, 24. 31.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

Графа а.  Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 12, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 31.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 6, 9, 11, 19, 27, 29, 30.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 14, 15.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

        МЕТОДИКА «РЕПКА»

Методика разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена для определения изменений, происшедших в личности учащегося в течение учебного года.

 Тестирование проводится в стандартных условиях учебных заведений 1 раз в год. Возможна групповая и индивидуальная формы тестирования.  Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования. Результаты исследования предназначены для заместителя руководителя по учебно-воспитательной работе, социального педагога.

Цель: определить изменения, происшедшие в личности учащегося в течение учебного года.

Ход проведения. Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «-»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность;

е) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

  1. Над какими из названных качеств ты собираешься работать в ближайшее время (перечисли буквы из предыдущего вопроса)?
  1. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?
  2. Над какими из них ты сейчас работаешь?
  3. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия, имя учащегося

Качества личности

Физическая сила и выносливость

Умственная работоспособность

Сила воли

1. Андреев Миша

2. Баранов Саша

3. Белоусова Надя 

+

-

-

+

-

+

+

+

-

        Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволяет получить информацию о личностном росте каждого, о самооценке учащихся, об изменениях в их интеллектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятельности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся.

Методика «Что мы ценим в людях»

Назначение теста: Методика предназначена для выявления нравственных ориентации ребенка.

Описание теста: Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

  • 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
  • 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1 балл — согласен в очень незначительной степени;

2 балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить — не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги — дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу — половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди — всё, а деньги — сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать — жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело — сторона.

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

    б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

    в) доброе братство лучше богатства;

    г) черный день придет — приятели откажутся.

13. а) ученье — свет, неученье — тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;

2) а, в — малая значимость материального благополучия в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;

3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;

4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;

5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;

6) а, в — самоопределение в жизни, б, г — отсутствие самоопределения в жизни;

7) а, в — стремление к достижениям в жизни, б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;

9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;

11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;

12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;

13) а, в — значимость ученья, б, г — незначимость ученья;

 14) а, в — значимость труда, б, г — незначимость труда;

15) а, в — значимость соблюдения законов, б, г — незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".

Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

        Методика «Закончи предложение»

(Н.Е. Богуславская)

Назначение теста: Методика предназначена для выявления у испытуемых отношения к нравственным нормам.

Инструкция к тесту: На бланке теста необходимо закончить предложение одним или несколькими словами.

Тестовый материал

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
  1. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
  2. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
  3. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
  4. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
  5. Если бы я был на месте учителя, я…

Обработка и интерпретация результатов теста

Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

  • 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
  • 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...