Приёмы ознакомительного чтения в 1 классе
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Григоровских Елена Сергеевна

Среди универсальных учебных действий, которыми должны овладеть первоклассники, одним из важнейших является умение работать с книгами,  учебными,  и художественными. С учебными книгами мы учим работать на всех без исключения уроках, а с художественной литературой работаем на уроках литературного чтения. В разработке описаны приёмы ознакомительного чтения, которые позволяют овоить следующие читательские действия:

  - ориентироваться в книге (произведении) по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;

    - прогнозировать содержание книги (произведения) до чтения (по фамилии автора, по заголовку определять  тему и жанр)

    - собирать информацию о книге (произведении) с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_oznakomitelnogo_chteniya_v_1_kl._-_kopiya.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             

                        Приёмы ознакомительного чтения в 1 классе.

                                                                     Выступление Григоровских Е.С.

                                                                     13 марта 2014 г.

Место выступления: стажировочная площадка МБОУ СОШ 6 им.М.В.Ломоносова г.о.Самара

       Среди универсальных учебных действий, которыми должны овладеть первоклассники, одним из важнейших является умение работать с книгами,  учебными,  и художественными. С учебными книгами мы учим работать на всех без исключения уроках, а с художественной литературой работаем на уроках литературного чтения.

      По любой системе учебников к концу обучения в первом классе под руководством учителя первоклассники должны освоить следующие читательские действия: (Слайд 2)

    - ориентироваться в книге (произведении) по названию, оглавлению, определять жанр и тему произведения;

    - прогнозировать содержание книги (произведения) до чтения (по фамилии автора, по заголовку определять  тему и жанр)

    - собирать информацию о книге (произведении) с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

    Решать эти задачи позволяют приёмы ознакомительного чтения.

Приём 1.  (Слайд 3)

Работа с книжной выставкой (в парах).

      1. Рассматривая обложки книг, представленные на этой выставке, дети решают свою первую учебную задачу:

    - Какая книга «заблудилась»?

    - Почему вы так решили?

     После этого составляют связный рассказ, отвечая на эти (Слайд 4) вопросы. Вот  образцы такого совместного решения:

  1. Мы считаем, что учебник математики (на слайде появляется) и есть та книга, которая заблудилась, потому что все другие книги этой выставки не учебники.
  2. Мы решили, что здесь заблудились сразу две книги: учебник математики и русская народная сказка «Колобок», потому что эти книги  нам знакомы, а другие мы видим впервые.

 Приём 2

 Познавательный рефлексивный анализ (Слайд 5)

Первоклассники читают выводы  хором  (с доски):

         Книги бывают  учебные  и художественные, знакомые и незнакомые.

      Так формируется уважительное отношение к иному мнению, происходит овладение логическими действиями сравнения, анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей. Дети получают пример того, как слушать собеседника и как  можно готовить совместный ответ при работе в парах, как правильно аргументировать свою точку зрения.

     После этого учитель убирает с выставки две или одну из указанных книг и предлагает детям новую учебную задачу.

Приём 3. (Слайд 6)

Коллективное рассматривание книги (работа в малых группах, по 4 - 5 человек)

    Каждая группа берёт одну из книг с выставки и рассматривает её по единому алгоритму, который дан на доске или на слайде.

  1. В этой книге сказка, стихи или рассказ?
  2. Как вы это определили?
  3. Кто герои этого произведения?
  4. Как вы считаете, с чего всё началось,  и как это было?
  5. Как вы узнали об этом?

      С опорой на текст вопроса дети составляют свои ответы по просмотренной книге так, чтобы получился коллективный связный рассказ. Тем, кто пока ещё затрудняется, учитель с помощью указки показывает те слова из каждого вопроса, которые следует  выбирать для формулировки ответа.

Приём 4. (Слайд 7)

Освоение начальных  форм познавательной и личностной рефлексии

 Когда мы искали ответы на поставленные вопросы, мы УЗНАЛИ, как распознать стихи, сказки, рассказы:

   1-й способ.

     Даже не умея читать, можно много  узнать о книге. Если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со  стихами.

   2-й способ.

    Мы узнали, зачем нужно запоминать фамилии писателей.

   Отыскать среди незнакомых книг сказки  помогают иллюстрации,  фамилии знакомых нам  писателей-сказочников.

   3-й способ

     Мы узнали, что может рассказать о книге её  заголовок.  

   4-й способ.

   Узнать о книге больше и  найти нужное произведение помогает оглавление или  содержание. (Как в книге Л.Н.Толстого «Лев и собачка»)

     Вывод: эти умения помогут выбрать нужную книгу и правильно настроиться на чтение или слушание.

       Так в ходе ознакомительного чтения формируются следующие метапредметные умения и навыки (Слайд 8)  :

  -  способность принимать и сохранять цели и задачи совместной учебной деятельности;

 - определять общую учебную цель и пути её достижения

- умение договариваться и совместно решать проблемы поискового характера.

       При работе с книгами (произведением)  до чтения первоклассники осваивают следующие  предметные умения и навыки: (Слайд  9)

 - учатся осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;

 - учатся использовать текстовую и нетекстовую информацию книги для точного понимания её содержания при дальнейшем самостоятельном чтении или слушании;

 - практически осваивают приёмы ознакомительного чтения как обязательный элемент читательской грамотности, т.е. приёмы работы с книгой до чтения и в ходе самостоятельного чтения.

     Приёмы ознакомительного чтения с учебной книгой представят мои коллеги. Благодарю за внимание! (Слайд 10)

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.

технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг.  Город Бор Нижегородская область....

Конспект урока литературного чтения «А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения» 3 класс

Цели деятельности учителя: Формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением А. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» Планируемые результаты:Предметные:Уметь...

Конспект урока литературного чтения «К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей» ознакомительное чтение» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование умения осмысленного чтения литературных произведений на примере произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»  Планируемые результаты:П...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский. Растрёпанный воробей. Ознакомительное чтение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: создание условий для знакомства с текстом произведения К. Паустовского «Растрёпанный воробей», развития навыка чтения и навыка анализа те...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...

Технологическая карта урока литературного чтения "К. Паустовский “Растрепанный воробей”. Ознакомительное чтение" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с произведением К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».Задачи у...