Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе ( презентация)
презентация к уроку (1 класс) на тему

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

Начало школьного обучения и в сознании педагогови родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок к школе. За этим вопросом скрывается много разных чувств и переживаний родителей: беспокойство за ребенка (хорошо ли ему будет в школе? не навредит ли это его самочувствию, психическому здоровью?), и социальные страхи (не будет ли мой ребенок хуже других?), и родительские амбиции (что про меня подумают?), и многое другое. О готовности детей к систематическому обучению серьезно задумывается и педагог. Для него это – и вопрос собственной профессиональной успешности (смогу ли я, обучая этих детей, показать высокий профессиональный уровень?), и беспокойство за качество обучения детей (смогут ли они научиться всему, чему нужно?).

В качестве инструмента изучения готовности чаще всего рассматривается психологическая диагностика. Психологическая готовность – это взгляд на перспективы обучения ребенка – успешность или неуспешность – с точки зрения различных аспектов психического развития. По результатам диагностики индивидуальные показатели психического развития сравниваются с показателями возрастной нормы. За счет этого появляется возможность оценить уровень (степень) психологической готовности. Если уровень готовности низкий, ребенку будет трудно учиться наравне с остальными детьми. Ему потребуется индивидуальная помощь учителя, а в ряде случаев – психолога или дефектолога. Как правило, нужны специальные развивающие занятия, которые позволяют развить те или иные психические процессы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon shkolnyy_start_i_uud2.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школьный старт Авторы комплектов: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая Учимся учиться и действовать Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Слайд 2

Школьный старт Успешный старт для каждого ребенка Учебно-методический комплект «ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Слайд 3

Школьный старт Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая Под ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва) Рабочая тетрадь Методические рекомендации

Слайд 4

Школьный старт «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе. Он позволяет: - получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; - создать основу для развития универсальных учебных действий; - обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; - подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми

Слайд 5

Уникальность диагностики Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения: - обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя, - позволяют включиться в учебный диалог на уроке, помогают организовать деятельность на уроке и др. - своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого ученика и класса в целом. - с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО.

Слайд 6

Уникальность диагностики Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»: Коммуникативные умения Личностная готовность Наблюдательность Мыслительные способности Контрольные умения Школьный старт

Слайд 7

Уникальность диагностики В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме: Метапредметные умения В каких учебных ситуациях требуется Примеры учебных заданий

Слайд 8

Как устроена диагностика Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком.

Слайд 9

Как проводится диагностика Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника. «Методические рекомендации. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе», стр. 27

Слайд 10

Обработка результатов диагностики Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа

Слайд 11

Обработка результатов диагностики Инструментальная готовность личн. готовность Фамилия, Имя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 0 2 2 1 2 25 2 1 3 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 0 2 0 2 23 2 2 4 3 1 2 2 2 1 1 0 1 2 1 1 0 1 0 2 17 2 2 4 4 1 1 2 2 2 0 0 1 0 0 1 0 0 0 1 11 1 0 1 5 1 2 2 2 2 1 0 1 1 2 0 2 1 0 2 19 2 2 4 6 1 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 26 1 2 3 7 2 2 2 2 2 2 0 0 1 0 0 1 0 0 1 15 1 1 2 8 2 2 2 2 0 1 2 2 0 2 1 2 2 1 0 21 1 1 2 9 0 2 2 2 1 2 2 2 2 2 1 1 2 0 2 23 1 2 3 10 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 2 0 2 23 0 2 2 11 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 0 1 24 1 2 3 12 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 0 2 2 25 2 2 4 13 1 1 2 2 1 1 1 1 2 1 2 2 2 2 2 23 0 2 2 2 балла, % 23 84,6 100 92 54 46 62 54 62 62 15 38 62 23 64.2 Базовый 23 92% Низкий 77 8

Слайд 12

Что дает учителю диагностика Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка. «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.

Слайд 13

Школьный старт: что дальше? Успешный старт – хорошее начало обучения в школе! Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 и 2 классов Учимся учиться и действовать

Слайд 14

Учимся учиться и действовать Учебно-методический комплект « Учимся учиться и действовать » представляет собой программу мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1 – 4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая Под ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п. н. Яковлевой С.Г. (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова)

Слайд 15

Учимся учиться и действовать Комплект открывает уникальные возможности для индивидуализации процесса обучения и достижения каждым ребенком высокого образовательного результата на основании системного, комплексного изучения его продвижения по образовательной траектории. Началом системной диагностической работы учителя является программа «Школьный старт», далее осуществляется ежегодное отслеживание процесса формирования УУД на основе единой «линейки» показателей. Комплект для 1 класса включает тетрадь для учащихся с диагностическими заданиями «Учимся учиться и действовать» и методическое пособие для учителя

Слайд 16

Что дает учителю работа с тетрадью «Учимся учиться и действовать» В первом классе учитель получает возможность изучить уровень сформированности 8 важнейших универсальных учебных действий. Их оценка производится на базовом уровне, так как дети пока только в самом начале школьного пути. При разработке диагностических заданий учитывались особенности и навыков чтения первоклассников, скорость переработки ими учебной информации, способность работать с инструкцией самостоятельно, которые пока еще только формируются. Во втором классе к этим 8 универсальным учебным действиям добавится еще восемь. А в третьем и четвертом их будет уже более 30-ти!

Слайд 17

Учимся учиться и действовать Познавательные УУД Регулятивные УУД Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей

Слайд 18

Учимся учиться и действовать Возрастные особенности учащихся 1 класса учтены в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» 1 вариант 2 вариант тетради-«перевертыша»

Слайд 19

Учимся учиться и действовать Каждый вариант представляет собой 16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру: - введение, - образец, - три диагностических задания (А, Б, В) - и дополнительное задание, отмеченное значком

Слайд 20

Учимся учиться и действовать Введение – история и лесной школе Задание А – выполнение по образцу Дополнительное задание (выполняется по желанию ребенка) Образец Номер диагностического модуля Задание Б – на ориентацию Задание В – на ориентацию

Слайд 21

Анализ результатов мониторинга Фамилия, Имя Планир Оценка Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение Прич-след связи 1 6 4 3 4 4 5 3 5 2 5 6 2 5 4 5 6 4 3 4 3 2 3 0 5 6 5 4 1 0 3 4 3 2 5 2 5 3 3 4 2 3 2 4 5 6 5 6 5 5 4 6 6 6 7 2 3 3 4 5 3 5 4 8 3 3 1 1 3 1 5 5 9 6 4 4 5 4 3 6 6 10 4 4 3 2 6 4 6 3 11 5 4 3 4 4 4 6 5 12 6 5 4 6 5 2 6 6 13 6 5 1 5 4 2 6 5

Слайд 22

Учимся учиться и действовать Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО

Слайд 23

Как научиться проводить диагностику - Методическое пособие дает исчерпывающую информацию о проведении и обработке данных диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы

Метод проектов  относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая с...

Стартовая проверочная работа для начальной школы

Работа направленная на оценку  метапредметных образовательных результатов выпускников начальной школы...

Анализ стартовой проверочной работы выпускников начальной школы

Данная работа преследует две цели: 1) оценить реальный уровень сформированности метапредметных образовательных результатов у выпускников начальной школы. При анализе работ выявляются умения учащихся а...

Формирование успешности ученика начальной школы

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не про...

Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс

Педагогическая диагностика стартовой готовности к обучению в школе "Хочу, Могу, Действую"- 1 класс...

Педагогическа дианостика стартовой готовностик успешному обучению в начальной школе

Начало школьного обучения и в сознании педагогов, и в сознании родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, готов ли его ребенок ...

Презентация на тему: Условия формирования школьной и социальной успешности учащихся начальной школы.

Презентация к семинару для учителей младших классов. Проведен в 2020-2021 учебном году. На семинаре обсуждается процесс социальной успешности как качество личности каждого школьника. Рассматриваются м...