Формирование успешности ученика начальной школы
консультация (1 класс) на тему

Болотова Оксана Дмитриевна

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_-_kopiya.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД

Добрый день. Сегодня много было сказано об успешности ученика. Ещё бы, все, без исключения, родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Учителя, принимая первый класс, мечтают о том же: об успехах своих первоклашек. Дети, впервые переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только всего хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему?

СЛАЙД

Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала еще раз обозначить цель школьного обучения. Она состоит в том, чтобы реализовать те потенциальные возможности каждого ученика, как в интеллектуальной, так и в коммуникативной и эмоциональной сферах, которые заложены в нем природой. Реализовать их на благо обществу и самому учащемуся.  

СЛАЙД

Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.

Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает  интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.

СЛАЙД

Чтобы сотрудничество было плодотворным, необходимо чётко представлять, какими качествами должны обладать участники учебного процесса. Каким должен быть уклад школы.

СЛАЙД

«Портрет» выпускника начальной школы определен в Стандарте второго поколения.

СЛАЙД

Среди качеств родителей, влияющих на успешность можно отметить:

  • способность выявить возможности ребёнка;
  • умение создавать условия для всестороннего развития личности;
  • терпимость к своему ребёнку;
  • способность быть примером;
  • умения поощрять, корректировать и тактично направлять действия ребёнка.

СЛАЙД

Современный педагог, по нашему мнению, должен соответствовать критериям, которые вы видите на слайде. Ведь в условиях, когда объем информации удваивается, как минимум каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладеть новым знанием, новыми видами деятельности. Теперь на уроках и во внеурочной деятельности основное внимание учитель уделяет развитию этих видов деятельности, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Другими словами, педагог создаёт условия для формирования УУД обучающихся.

Основная миссия учителя – научить ученика учиться.

СЛАЙД

Для того чтобы сформировать у учащихся установку на успех, необходимо внести существенные изменения в традиционный образовательный процесс. При этом выбор содержания изменений должен опираться на ряд принципов:

СЛАЙД

1. Принцип дифференциации образования.

Дифференциация содержания и требований образования осуществляется с целью возможности достижения успеха каждым школьником.

2. Принцип самостоятельности и ответственности учащихся за свои успехи и неудачи.

Успешный человек отличается самостоятельностью и ответственностью в своих действиях, поэтому, чем больше поощряется самостоятельность  обучающегося, тем более успешными он становится.

3. Принцип поощрения любых усилий, направленных на улучшение своих образовательных результатов. Положительная мотивация укрепляет в учащихся веру в свои силы, формирует положительное отношение к успеху, который в конечном итоге  становится одним из важных факторов, побуждающих к деятельности.

4. Принцип формирования ценностного отношения к другим людям и совместной деятельности.

Формирование ценностного отношения к коллективным достижениям, направленности личности на людей позволяет компенсировать недостатки индивидуалистической мотивации.

5. Принцип развития в обучающегося волевых качеств путем включения в посильную нестандартную деятельность.

6. Принцип отсутствия авторитаризма учителя в оценке ученика. Формирование самостоятельной оценочной деятельности обучающегося позволяет развить у них субъектность, сформировать устойчивую самооценку, предупредить страх неудачи и боязни ошибиться, комплекса неудачника или «отличника».

СЛАЙД Чтобы ученик был готов к самостоятельной творческой деятельности, его учитель сам должен уметь созидать и создавать. Учитель должен уметь обновлять и моделировать учебный материал в зависимости от интеллектуальных и психологических особенностей учащихся; знать интересы и особенности каждого ребенка, учитывать их в построении индивидуальных траекторий развития. Развитие ученического творчества невозможно без желания учителя строить и реализовывать планы своего личностного и профессионального развития.

В нашем лицее созданы самые благоприятные условия для этого. Педагоги успешно участвуют в разнообразных очных и заочных конкурсах,  принимают активное участие в форумах, семинарах, конференциях в различных городах РФ, СЛАЙД а также проходят курсы повышения квалификации в центре Л.В.Занкова, СЛАЙД публикуют свой опыт.

Успешный учитель + успешный ученик = успешная школа… Но этого недостаточно, и если рассуждать о том, какой же должна быть школа, важно вспомнить требования нового стандарта СЛАЙД, среди которых требования к условиям. Огромное значение в развитии успешности ученика играет СЛАЙД оборудование кабинета. Мне посчастливилось стать обладателем комплекта современных средств обучения СЛАЙД, куда входят основные средства обучения, вспомогательные, а также средства обучения на базе цифровых технологий. В первую очередь это автоматизированное рабочее место педагога СЛАЙД, модульная система экспериментов на базе цифровых технологий СЛАЙД, электронный микроскоп СЛАЙД, учебно-наглядные пособия СЛАЙД.

СЛАЙД Уклад школьной жизни – это традиции, атмосфера, царящая в школе, взаимоотношения.

СЛАЙД Система развивающего обучения Л. В. Занкова открывает для каждого педагога новые возможности общения, развития, профессионального совершенствования.

Стартовая диагностика основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и оценки их готовности к дальнейшему обучению. В качестве примера стартовой диагностики можно использовать разработанную специалистами Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ» тетрадь «Школьный старт».

В дальнейшем проводится мониторинг метапредметных универсальных учебных действий, выявляющий их уровень развития на определенном этапе обучения, в целях определения дальнейшей  педагогической стратегии по созданию условий для формирования у каждого ребенка метапредметных универсальных учебных действий.

Учебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» позволяет системно, профессионально и всесторонне изучать и корректировать результативность и качество образования каждого ребенка, что отвечает не только требованиям системы Л.В. Занкова, но и ФГОС НОО.

СЛАЙД В конце каждого года учитель в электронном виде обрабатывает результаты мониторинга УУД и получает таблицы и диаграммы, которые позволяют учителю  выявить уровень  и динамику развития важнейших для данного этапа обучения УУД. Результаты диагностики позволяют определить дальнейшую педагогическую стратегию по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО и осуществить системное, комплексное изучение продвижение ученика по образовательной траектории.

Результаты мониторинга предметных умений помещены в Портфель достижений обучающегося в раздел «Моя учёба».

В разделе «Мои документы» собраны грамоты, дипломы, сертификаты, подтверждающие достижения  по предметным направлениям и направлениям внеурочной деятельности, что позволяет пронаблюдать склонности ученика и продуктивно использовать его потенциал.

Результатом плодотворной деятельности лицея по формированию успешности стал тот факт, что с 2013 года МБОУ «Лицей №9» является филиалом ФНМЦ им. Л.В.Занкова. Помимо этого Лицей стал призером по итогам соц-экономического развития, включен в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России», стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России» в номинации «Лучший Лицей».

Позвольте закончить выступление известной фразой, которую по истине можно считать девизом или своеобразным призывом  деятельности лицея.

 «Нужно быть лучше, чем вчера, а не лучше, чем другие».

          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».

Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....

ДОКЛАД « Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика начальной школы»

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мирово...

«Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции». Доклад.

В материале сообщения «Портфолио ученика начальной школы как индикатор социальной успешности и проявления активной жизненной позиции"подробно раскрывается механизм работы с портфолио ученик...

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития

доклад на МО "Формирование портфолио учениканачальной школыкак средство мотивации личного развития"...

Статья. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы.

Статья по теме: " Роль внеурочной деятельности в формировании личности ученика начальной школы"....