ДОКЛАД « Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика начальной школы»
статья по зож на тему

Симонова Любовь Владимировна

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_zdorovesberezhenie_2010-2011.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная)

школа – интернат VIII вида №7

2010/2011у.г.

Симонова Л. В.

ДОКЛАД

« Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика  начальной школы»

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье.

Здоровье – это физическое, психическое и социальное благополучие – таково официальное определение  этого понятия Всемирной организации здравоохранения.

Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического здоровья подрастающего поколения.

В процессе анализа своей педагогической деятельности многие учителя задаются вопросом: почему часть учеников оказывается неуспешной в учебной деятельности?

 Одной из причин является нездоровье учащихся: по результатам ежегодного медицинского осмотра только 90 учащихся из 190 относительно здоровы.

Чаще всего встречаются такие заболевания как:

 - юношеский сколиоз;

 - заболевания органов зрения;

 - задержка психического и физического развития;

 - повышенная возбудимость, утомляемость, раздражительность как признаки    ослабленной нервной системы.

 Всё это является одной из причин отсутствия у школьников положительных учебных результатов.

  Проблема сохранения и укрепления здоровья очевидна. Не решать ее было бы непрофессионально и безнравственно. Известно, что большую часть дня дети находятся в стенах школы. Значит, мы, учителя, ответственны наравне с родителями за здоровье наших учеников.

Физическое и психическое состояние наших детей диктует нам, педагогам, безотлагательную необходимость создания особой среды, которая позволила бы сберегать здоровье школьников.

Сохранить здоровье детей и тем самым создать условия для успешной деятельности учащихся мне помогают следующие умения:

- замечать и анализировать случаи неуспешности каждого ученика (своевременная диагностика и коррекция);

- грамотно выстраивать урок;

- подбирать действенные педагогические и методические способы, методы, приемы;

- применять здоровьесберегающие технологии на уроках, осуществляя тем самым педагогическую поддержку;

Цель: создание здоровьесберегающей среды обучения как фактора развития успешности учащихся.

  В отечественной педагогике проблемой здоровьесбережения учащихся занимаются ученые – педагоги Е.А. Ямбург, В.К.Крючков, М.М.Безруких. Согласно их утверждениям,  успешным может стать ученик в той среде, которая способна создать ему комфортные условия для получения образования, реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, где используются технологии, позволяющие сохранить здоровье учащихся.

  Образовательную среду с такими параметрами называют здоровьесберегающей средой.

Основные задачи в решении проблемы здоровьесбережения

- Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс технологий, сберегающих здоровье учащихся; методов профилактики утомляемости, методов повышения активности школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

- Создание комфортного микроклимата для развития интеллектуальной, эмоциональной и духовной сферы личности детей.

- Организация совместной деятельности с учреждениями здравоохранения (школьным медиком).

   Здоровье во многом связано с успешностью ученика.

Стимулировать развитие успешности ученика на уроке и вне его, по мнению В.К. Крючкова,  возможно через систему продуманных психоло-педагогических приемов.

   Обязательным также является мотивационный этап урока: если ребенок  испытывает потребность и готовность в достижении значимого для себя результата, уверен в себе и в своих силах, тогда он и будет успешным. Успешность школьников напрямую связана с их здоровьем.

   По авторитетному  мнению доктора педагогических наук, Е. А. Ямбурга именно переутомление, стрессы, страх допустить ошибку создают предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, нервных, психосоматических и других заболеваний.

  Для того чтобы выработать специальные педагогические приемы, с помощью которых я буду отслеживать у ученика положительную динамику успеха, необходимо  учитывать признаки, свидетельствующие об успешном или неуспешном процессе формирования мотивации достижения успеха у конкретного школьника:

   Такими признаками являются:

 - умение – неумение планировать свои действия на уроке для достижения цели;

 - желание – нежелание обращаться за помощью при необходимости к учителю или соучастникам творческого процесса;

 - желание – нежелание проанализировать свои действия при неуспехе, выявить причины затруднений;

 - желание – нежелание повторить действие при неуспехе;

 - готовность к выбору задания повышенного уровня при разноуровневых заданиях;

 - активность при работе в паре, группе.

Известно, что у  каждого  человека существует определенный  уровень тревожности, однако проявляется он  по-разному. Ученики, страдающие повышенной  тревожностью, живут,  ощущая постоянный  беспричинный  страх, часто  спрашивают себя: «А вдруг что-то  не  получится? А вдруг я допущу ошибку?».

Понятно, что такой  ученик не способен к активной деятельности, инертен, неуверен в себе, имеет  заниженную самооценку. Постоянное чувство страха перед новым заданием приводит к редким  проявлениям инициативы. Иногда для  того, чтобы скрыть свои  страхи, такой ребенок проявляет  агрессию. Реакция  психологической  защиты может выражаться в отказе от выполнения работы, общения. Каким видеться  мне выход в данной ситуации?

Во–первых, если появляется у  ребенка  хоть  малейший  успех, то я  громко об этом  объявляю, не оставляя без внимания малейшее продвижение.

Во-вторых, обеспечиваю щадящий  оценочный  режим в той области, где  успехи  совсем невелики.

В-третьих,  использую  прием формирования  у  школьников умения обнаруживать и исправлять ошибки.

На уроках письма и развития речи мы проводим такой вид работы  как письмо по памяти. Этот вид работы включает в себя следующие этапы:

- чтение предложение вслух (2раза), чтение предложения детьми про себя (1 раз),   проверка. На этапе проверки проводятся  следующие виды работы:  сначала дети  читают предложение на доске, далее сверяют со своей письменной записью. Если ошибок нет, ставят значок на полях (плюсик). Если находят ошибку и исправляют ее карандашом (тоже ставят себе плюсик). Если ошибка не выявлена учеником, а ее видит учитель, ученику оказывается индивидуальная помощь. Минус на этом этапе работы появляется  при проверке тетрадей, если ученик не нашел ошибку (с помощью, далее задача усложняется - самостоятельно).

Данный прием  позволяет мне  организовать  работу  учащихся  по  выявлению и исправлению собственных  ошибок.

«Признаться в своей  ошибке перед  самим  собой не  всегда  легко, нужен  опыт. Нужен  опыт, чтобы после  совершенной  ошибки как  можно скорее включится  в работу  по её  исправлению», - советует Д.И.Лихачев.

Основная цель  работы учителя – не  оценка и не констатация факта ошибки, а выявление уровня реальной обученности  ребенка.

В процессе обучения  оцениваю:

- не  результат,  а процесс и наличие  логики размышления ученика;

- не  степень  приближения к некоему уровню, а индивидуальный успех;

-не  количество  воспроизведенных  фактов, а способность к поиску и умение пользоваться эффективными  методами познания, способами получения информации.

   «В этом мире добивается успеха только тот, кто ищет нужных ему условий и, если не находит, создаёт их сам». Эта мысль Бернарда Шоу близка педагогической философии – философии поддержки ученика, сбережения его здоровья. Из многих слагаемых рождается среда, которая обеспечивает ученикам хорошее самочувствие, высокую работоспособность, внутреннюю и внешнюю силу – а значит, успех в деле. Возможность брать одну за одной жизненные вершины. Именно в этом я вижу смысл своего педагогического труда.

    Урок – время  мобилизации всех жизненных  сил. Только  наполнив  себя  необходимой энергией и верой в успех, ты можешь преодолеть все затруднения.

 Суть здоровьесберегающего процесса в том, чтобы на деле помогать ученику, достигать положительных результатов в обучении. Принцип «ты можешь с этим справиться» - один из основополагающих принципов педагогической поддержки ученика.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к преподаванию в начальной школе: опыт, проблемы, перспективы (здоровьесберегающий подход).

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу...

Мастер - класс на тему: "Здоровьесберегающий подход к организации образовательного процесса в начальной школе".

В мастере - классе  по  теме " Здоровьесберегающий  подход  к  организации  обязательного   процесса в начальной  школе"  предоставлен  обзор...

Воспитательная работа, классный час "Успешный в школе- успешный в жизни!", презентация "Успешный в школе- успешный в жизни!"

Аннотация к классному часу "Успешный в школе - успешный в жизни!"Разработка классного часа предназначена для учащихся начальных классов.         Целью проведени...

Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей с ОВЗ как фактор успешной социализации воспитанников коррекционного учебного заведения

Представлена статья по развитию творческого потенциала детей с нарушениями интеллекта через занятия танцами....

Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.

Доклад: КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД К РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.  Каждый, кто знаком с проблемами изучения русского языка в начальных классах,...

Доклад+ презентация "Дифференцированный подход в развитии фонематического слуха первоклассников"

Данная работа была представлена на Межрегиональном фестивале обмен опытом работы...