Доклад+ презентация "Дифференцированный подход в развитии фонематического слуха первоклассников"
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Шилова Лариса Юрьевна

Данная работа была представлена на Межрегиональном фестивале обмен опытом работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Дифференцированный подход при формировании фонематического слуха первоклассников»

Постановка проблемы

В процессе обучения грамоте первоклассников фонематические нарушения являются ведущими в структуре речевого дефекта, и именно нечеткие артикуляционные образы становятся причиной нечеткой слуховой дифференциации звуков, что может привести к затруднениям  при овладении навыками чтения и письма. Исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка. Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка.

Главная задача - заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.

СЛАЙД №2

Цель – научить ребёнка слышать и слушать, развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа.

СЛАЙД №3

1.Упражнения дыхательной гимнастики. Способствуют развитию правильного речевого дыхания – основы речи.

СЛАЙД №4

2. Упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата и выработку правильного дыхания. В начале занятия проводятся упражнения, направленные на укрепление мышц артикуляционного аппарата, выработку полноценных движений, принимающих участие в речи.

СЛАЙД №5

3.Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает несколько этапов. Дети делят слова на слоги, определяют количество звуков, их очередность, дают характеристику каждому звуку. Полезны упражнения по подбору слов с заданным количеством слогов, звуков, с заданной последовательностью звуков, дети подбирают слова к данным слоговым и звуковым схемам или готовые схемы к словам.

Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза.

•  Изменяя один звук слова, составьте новое слово (сом-сок, суп-сук, точка-бочка, балка-палка, макет-пакет).

СЛАЙД №6

4. Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении.

•  Наращивание слов

СЛАЙД №7

•  Найди неправильно написанную букву.

СЛАЙД №8

5.Задания для  развития слухового восприятия, внимания, памяти. Сначала внимание обучающихся обращают на окружающие их звуки (голоса природы, шумы, звучание музыкальных инструментов, игрушек). Учитель объясняет обучающимся, что живые и неживые предметы издают звуки.

Игра «Звуки»

СЛАЙД №9

Обобщение

С помощью данных приемов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.

СЛАЙД №10

Выводы

Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.

СЛАЙД №11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие фонематического слуха первоклассников Учитель начальных классов Шилова Лариса Юрьевна МБОУ СОШ №5 им.Ю.А.Гагарина г.Батайск

Слайд 2

Главная задача – заложить у ребёнка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.

Слайд 3

Цель научить ребёнка слышать и слушать, развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа

Слайд 4

Упражнения дыхательной гимнастики

Слайд 5

Упражнения, направленные на тренировку артикуляционного аппарата Упражнение «Губы»

Слайд 6

Задания, направленные на развитие языкового анализа и синтеза. Измени один звук Составь новое слово

Слайд 7

Задания, направленные на предупреждение и устранение ошибок при чтении. Наращивание слов

Слайд 8

Найди неправильно написанную букву

Слайд 9

Игра «Звуки»

Слайд 10

Обобщение С помощью данных приёмов и упражнений по развитию фонематического слуха ошибок при письме становится намного меньше.

Слайд 11

Вывод Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приёмы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у будущего первоклассника.

Большинство родителей старших дошкольников считают необходимым научить ребёнка читать и считать,  но также необходимо будущего первоклассника  обязательно подготовить и к обучению письму. По...

Доклад на тему: «Развития фонематического слуха у младших школьников».

Доклад на тему:«Развития фонематического слуха у младших школьников»....

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....