Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"
методическая разработка (1 класс) по теме

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическая зоркость не бывает без фонематической зоркости, а точнее без умуния слышать фонемы. Свои наработки я оформила в виде доклада с презентацией. Если хотите поделитесь со мной сввоим мнением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fonetika.doc87 КБ
Office presentation icon prezentaciya__fonetika.ppt374 КБ

Предварительный просмотр:

Негосударственное Образовательное Учреждение

начальная гимназия «Галилей».

г. Москва

                                                           Тема:

«Методика организации слушания фонем на уроках обучения грамоте в

1 классе».

                                 

                                    Выполнил  учитель начальных классов

                           Кусмарова  Светлана Николаевна.

                                               

 

                                             Москва   2011г.

                             Цель:

      - формировать  навык обозначения  буквой звука  через

слушание  фонем.

                             Задачи:

  1. проанализировать звучащую речь;
  2. рассмотреть понятия: звук, фонема, буква, слог, слово, предложение,  текст с помощью схем;
  3. определить особенности звуков в «сильной» или «слабой» позиции способом постановки ударения для гласных и тактильным способом для глухих и звонких согласных;
  4. выявить возможности обозначения фонем графически;
  5. экспериментальным путем проанализировать результат деятельности (тест).

Планируемый  результат.

1. различать звуки и буквы;

2. характеризовать звуки русского языка  (гласные – ударные, безударные; согласные – твердые, мягкие; парные,  непарные;  звонкие, глухие);

3. знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

4. проводить фонетико – графический (звуко  – буквенный анализ) разбор слова самостоятельно, оценивать правильность  проведения  фонетико – графического  (звуко – буквенного) разбора слов;

5. различать способ и результат действия;

6. использовать речь для регуляции своего действия;

7. формировать адекватное понимание причин успешности.

                                Содержание.

  1.  Понятия: фонетика, графика, орфоэпия, орфография.
  2.    Умения детей по программе Т. Г. Рамзаевой 1 класс и   дополнительные задания сверх программы.
  3.  Диагностика.
  4.  Выводы.

5.Использованная литература.

           

 1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ
 

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуковой строй языка.

Орфоэпия – наука о нормах произношения.

Графика – раздел языкознания, изучающий принципы отражения звучащей речи на письме, а также сами эти принципы.

Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил правописания морфем в словах разных частей речи, не регулируемых правилами графики, а также сами орфографические правила.
 

В своей работе над звуками  я использую методы:

1). игровой – «Какой звук потерялся»,

                        «Звук  заблудился»,

                         «Волшебная скакалка»,

                          «Где  звук?»

                           «Магазин игрушек»,

                           «Не порви цепочку»,

                          «Поймай звук»,

                           «Твердый -  мягкий» и другие.

2). Работа с карточками – звуками.

3).  Звуко – буквенный  анализ.

4). Диски – тренажеры.

5).Интерактивную доску.

                     2. Дополнительные задания.

Для формирования  и отработки навыка  слушания фонем использую тесты.

                                             Тест.

1.Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.

-- часы, филин, искра, льдины;

-- яма, ветер, цифра, йогурт;

-- химия, щенок, игра, бублик;

2. Выпиши из предложений  все слова, начинающиеся с гласного звука.

В ельнике всегда тень. Пень окружила семейка опят. Олень лениво щиплет травку. Окунь плавал в аквариуме. В печке тлеют угольки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный.

уши                                  деньги

слива                               сцена

4.Распредели слова по столбикам.

Грязь, забота, зима, мороз, изюм, князь, сказка, скользкий, узкий, узор.

Слова со звуком    [ З]

Слова со звуком [ З,]

5.Отметь слова, в которых все согласные звуки звонкие.

дорога, щавель, ураган, боец, кошка, злой.

6.Отметь слова, в которых все согласные звуки глухие.

деревня, папка, мороз, огурец, сделал, зимой, чайный, сдобный.

7.Выбери правильное утверждение о звуковом составе слова  ЯМА.

--первый звук гласный,

--первый звук мягкий согласный,

--второй звук твёрдый согласный,

--второй гласный ударный.

8. Произведи звуковой анализ слова         С Т У Л Ь Я.

9.Запиши звуки на нужной строчке.

о  к  э  с  б  л  й  а  щ

Гласные звуки:_____________________________________________

Звонкие согласные звуки:____________________________________

Глухие согласные звуки:_____________________________________

10. Даны звуки: у  с  ы  п  д  р  й  а  ч.

Объедини эти звуки в группы.

1 способ.

2 способ.

Знания детей сверх программы.

С целью развития детей  и формирования интереса к русскому языку, а также для хорошо успевающих детей провожу уроки с олимпиадными заданиями, которые способствуют:

1.Определению  качественной характеристики звука:  гласный – согласный, гласный ударный – безударный,  согласный  твердый – мягкий,  парный – непарный, согласный звонкий – глухой, шипящие, сонорные,  всегда только мягкие или всегда только твердые.

2. Произношению звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского  литературного языка.

3. Полному фонетическому  разбору  слова и записи слов в транскрипции. 

              Задания к олимпиадному уроку.

Ф. И. _______________________________________________

1. Составьте новые слова, изменяя порядок букв в данном слове.

кукла - ……………..,

лапка - ……………..,

марка - …………….. .

2. Запишите слова в алфавитном порядке.

повторим, оттепель, гусеница, алфавит, ворота, звонит, добыча, документ, столяр, заморозки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что есть в реке и озере, а в воде нет, есть в огурце и арбузе, а в дыне нет?   ______________________________________________

4. В данных словах подчеркните:

а).согласные буквы, которые обозначают твёрдый согласный звук:

б у к в а р ь,         к н и г а.

б). согласные, которые произносятся мягко:

б е л к а,   р ы с ь,  с л о н..

в). все гласные буквы:

п а в л и н, к а р а м е л ь.

5. Запиши, сколько в словах звуков и букв и транскрипцию.

заяц (……б., …….зв.) [ ____________ ]  

мышка (…….б., ……..зв.) [ _______________ ]

лью (…….б., …….зв.)  [ ____________ ]                                                 пальто (…….б., …….зв.) [ _______________ ]

 3.Диагностика.

С целью  выявления  сформированности  навыка  слышания фонем  провожу регулярно тесты и опросы детей:

       Начало года

         Конец года

      Звуки речи

              80%

100%

      Деление на слоги

              85%

                 100%

      Ударение

              90%

100%

Фонетический разбор

              75%                                                  

100%

Результаты диктантов  

              _

100%

  1. Выводы.

Итак, проблема повышения фонематической грамотности учащихся волнует  учителей, методистов, родителей.   В чем искать выход из такого положения? Выход  следует искать в совершенствовании методики обучения фонематического слуха  в широком понимании, т. е. не только в использовании более эффективных приемов работы, но прежде всего в укреплении той базы, на которой строится эта работа.

В ходе исследования я выявила, что на формирование фонематической зоркости положительное влияние оказывают   поэтапные  действия, которые выполняет ученик при произношении слова, на отдельные операции и доведение каждой из них до автоматизма. Система работы по формированию умения ставить фонематические  задачи включает в себя, прежде всего, развитие фонематического слуха и выработку умения проводить слого-звуковой анализ слов.

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования фонетической зоркости, даёт положительные результаты:

- учащиеся усваивают  основные виды орфограмм;

- достигается довольно высокий уровень сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрастает интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

5. Литература.

1. Разработки  психологов П.С. Жедек и В.В. Репкина (вставь пропуски).

2. «Планируемые результаты начального общего образования» Москва, «Просвещение» 2010г. под редакцией Г.С. Ковалевой,

О.Б.  Логиновой.

3. «Игры по обучению грамоте и чтению» Н.Н.Максимук.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальные упражнения по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия.

Фонематический слух – умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох – вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по с...

Доклад+ презентация "Дифференцированный подход в развитии фонематического слуха первоклассников"

Данная работа была представлена на Межрегиональном фестивале обмен опытом работы...

Развитие фонематического слуха у будущего первоклассника.

Большинство родителей старших дошкольников считают необходимым научить ребёнка читать и считать,  но также необходимо будущего первоклассника  обязательно подготовить и к обучению письму. По...

Доклад на тему: «Развития фонематического слуха у младших школьников».

Доклад на тему:«Развития фонематического слуха у младших школьников»....

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....