Развитие фонематического слуха у будущего первоклассника.
статья по логопедии (1 класс)

Челюбеева Наталья Викторовна

Большинство родителей старших дошкольников считают необходимым научить ребёнка читать и считать,  но также необходимо будущего первоклассника  обязательно подготовить и к обучению письму. Подготовка эта заключается не в обучении начертанию букв, а в развитии фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_togo_chtoby_razobratsya_s_novym_yavleniem.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

           Развития фонематического слуха у будущего

                                  первоклассника.                                                        

Для того чтобы разобраться с новым явлением, давайте организуем небольшой эксперимент. Попробуйте записать слово самолётостроение и понаблюдайте за тем, что происходит во время начертания букв.

Во время письма наши органы речеобразования начинают активно артикулировать и произносить звуки слова по порядку. Упрощая сказанное, отметим, что в ходе письма мы проговариваем, диктуя себе, записываемое слово.

А теперь попробуйте записать то же самое слово самолётостроение, не проговаривая его. Получилось? Вряд ли. У вас не получится записать ни одного русскоязычного слова, даже самого короткого, без самодиктовки. Происходит это потому, что русское письмо строится на звуковой основе. Пишущий должен произнести записываемое слово с той целью, чтобы услышать каждый звук по порядку, а вслед за тем каждый услышанный звук обозначить надлежащим знаком (буквой или буквами). Как понимаем, для пишущего очень важно уметь слышать и анализировать речевые звуки. Собственно, данное умение и именуется фонематическим слухом.

Большинство родителей старших дошкольников считают необходимым научить ребёнка читать и считать. Но всё сказанное выше говорит о том, что будущего первоклассника ещё нужно обязательно подготовить и к обучению письму. Подготовка эта заключается не в обучении начертанию букв, а в развитии фонематического слуха.

Вся работа предваряется формированием понятия слог. Этим понятием дошкольники овладевают практическим путём. Обучающий просто демонстрирует, как делить слова на интуитивном уровне: ма-ма, фут-бол, ма-ши-на, мо-ло-ко, обращая внимание на то, что есть слова, которые на слоги поделить невозможно: дым, сыр, лес, дом, конь. В этих словах один слог. Во время слогоделения дошкольник учится подсчитывать количество слогов. Поначалу для данного упражнения следует брать слова, состоящие из одного, двух или трёх слогов (не более). В качестве поддержки малышу можно предложить прохлопывание в процессе слогоделения или подстановку руки под подбородок (чтобы посчитать количество слогов в произносимом слове, достаточно посчитать количество прикосновений подбородка к руке).

Когда слова на слоги делятся с лёгкостью, можно приступать к введению следующего немаловажного понятия – ударение (ударный слог). Подготовишкам сообщают, что один слог в слове выделяется силой голоса, произносится интенсивнее остальных, он называется ударным. Предыдущее упражнение усложняется тем, что дети должны не только посчитать количество слогов в слове, но и установить ударный. В слове ра-ма насчитываем два слога, а чтобы определить ударный, надо это слово «позвать», т.е. произнести целиком: рАма. На первых порах родитель и ребёнок делают это вместе. Если дошколёнку сложно осознать данное явление, и он часто ошибается в определении места ударения, то на помощь может прийти упражнение на сравнение: достаточно озвучивать слова с ударением на том слоге, который указал ребёнок. Он услышит неверно проговорённое слово и самостоятельно исправит ошибку. К тому же, эта работа бывает достаточно забавной и поднимает настроение.

Когда отработано умение устанавливать ударный слог, задание следует усложнить. Подключаем прохлопывание или простукивание количества слогов в слове, акцентируя ударение более сильным хлопком или стуком. Озвучиваем слово мама (два хлопка, первый хлопок громче, второй тише).

Более сложный вариант упражнения, когда родитель прохлопывает схему слова (три хлопка, второй хлопок громче остальных), а ребёнок должен установить число слогов в слове, какой ударный и подобрать подходящее слово: ма-шИ-на, ма-лИ-на и т.п. Чтобы упражнение доставляло удовольствие, малыш тоже может задавать взрослому свои схемы.

Если наши упражнения выполняются свободно и без каких-либо затруднений, то можно дальше говорить о новом понятии – звук. Мяукает кошка, шуршат листья, кто-то читает книгу вслух, люди ведут беседу, гудит самолёт. Всё то, что слышит наше ухо, и проговаривают органы речи – это звуки. Слоги в словах состоят из звуков. Взрослый называет слово дом, а затем отдельно перечисляет каждый звук по порядку: [д], [о], [м]. Именно звуки, а не буквы! Нельзя говорить [дэ], [о], [эм] или [дэ], [о], [мэ]. На данном этапе обучения речь о буквах вообще не ведём и не показываем, работаем только со звучащим словом! Сын – [с], [ы], [н]. Произносим, чётко артикулируя каждый звук, вместе с ребёнком. В работу берём слова, состоящие из 3–4 звуков, избегая слов, содержащих йотированные гласные (е, ё, ю, я), так как эти буквы имеют свои особенности. Если вы давно изучали русский язык (раздел «Фонетика»), то вам сложно будет разобраться в звуковом составе этих слов. Предоставьте возможность работы над этими словами специалистам (воспитателям ДОУ и учителям младших классов), чтобы не запутаться самим и не запутать будущего первоклашку. Нам сейчас хорошо подойдут слова - сыр, дым, кот, Саша, лист, руль, шкаф, стул, стол, пыль, шар. В словах руль и пыль по три звука (руль – [р], [у], [л’]).

На последующих занятиях можно брать слова чуть длиннее, и их произношение может не совпадать с написанием: молоко – [м], [а], [л], [а], [к], [о]. О том, как пишется слово, не говорим! Нас интересуют только звуки! Машина – [м], [а], [ш], [ы], [н], [а]. в слове слышится звук [ы], так его и озвучиваем. Зуб – [з], [у], [п] (третий звук [п]).

Данное упражнение можно организовывать наоборот: взрослый перечисляет звуки по порядку, а ребёнок отгадывает зашифрованное слово ([а], [ф], [т], [о], [б], [у], [с] – автобус). В данном случае очень важно правильно именовать звуки: [м’], [и], [р] – мир (первый звук мягкий); [э], [х], [а] – эхо (на конце звук [а]). Если вы не уверены в звуковом составе, то лучше это слово не брать для анализа. Ваш малыш тоже может попытаться загадать вам свои слова. У него это будет получаться гораздо лучше, чем у вас, потому как он не знает правил правописания.

На следующем этапе вы можете научить ваше чадо различать звуки гласные и согласные. Для этого вам самим следует запомнить, что в нашем языке существует всего-навсего шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [э], [и]. Образуются и произносятся они свободно, струя воздуха проходит во рту без затруднений, безо всяких препятствий. Все остальные звуки – ртосмыкатели или согласные.

Хорошо помогают наблюдения над образованием разных звуков с зеркалом. Произносим поочерёдно разные речевые звуки, глядя в него, замечаем и анализируем: [а] – рот открыт широко, воздух выходит свободно (гласный звук); [т] – язык соприкоснулся с зубами, образовалось препятствие для воздушной струи (согласный звук). Понемногу можно приступать к работе без зеркала.

Не плохо было бы научить будущего первоклассника классифицировать твёрдые и мягкие согласные звуки. Довольно-таки неплохим упражнением следует считать упражнение на противопоставление. Родитель попарно называет слоги: да – дя, ту – тю, мы – ми и т.п. Обучаемый слушает, как произносится твёрдый [д] и сравнивает с произношением мягкого [д’]. Вместе приходят к обобщению о том, что твёрдый звук грубый, а мягкий – нежный, ласковый.

В данном случае полезным будет упражнение следующего вида: взрослый предлагает в называемых словах установить твёрдость или мягкость заданного звука. «Я перечисляю слова, а ты отгадай: звук [с] или [с’] в них слышится?» (Коса, слон, рысь, Руслан, собака, след, мысль, носок, апельсин, насос, свет, сирень, сук, барсук, стол, мост, лось.) В список можно включать слова, в которых заданные звуки находятся в середине, в начале и на конце слова, можно добавить слова, в которых нет заданных звуков, а может быть сразу два (и твёрдый, и мягкий). Это заставит ребёнка быть внимательнее и повысит интерес.

Если допускаются ошибки, снова может помочь уже известный приём: взрослый называет слово с таким звуком, как сказал ребёнок: ры[c], [с’]тол. Малыш сразу же осознаёт неправильность своего выбора.

Успешность выполнения вышеназванных упражнений скажет вам о достаточно хорошей степени развития фонематического слуха у будущего первоклассника. Это позволит ему в дальнейшем благополучно овладеть навыком письма, в том числе и под диктовку. Сформированный фонематический слух окажет неоценимую услугу будущему школьнику и на следующих этапах обучения, так как он является одним из важнейших условий при обучении орфографии.

Последнее напутствие: никогда не спешите! Если ваш малыш не усвоил предыдущее понятие и с большим трудом справляется с упражнением, не вводите новое понятие! Особенности нервной системы каждого ребёнка различны: кто-то усваивает быстрее, а кто-то – медленнее. И это не значит, что одни дети умнее, а другие – глупее.

Упражнения проводите систематически (каждый день по десять–пятнадцать минут). Занятие можно дробить: 5 минут утром, 5 минут днём и 5 минут вечером. Задания не требуют дополнительного оборудования, поэтому их можно организовывать во время прогулки, игр и т.п. Слова для анализа лучше продумывать заранее.

Данный вид деятельности должен нравиться и не вызывать дискомфорт. Дошколёнок не должен осознавать, что он чему-то учится, он играет, поэтому следует забыть об упрёках, чаще использовать похвалу.

Будьте терпеливыми и дисциплинированными, и у вас всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект доклада и презентация "Развитие фонематического слуха первоклассников"

Меня, педагога с 31 летним стажем, всегда волновал вопрос: как у первоклассников развивить фонематический слух с первых дней школы, чтобы в дальнейшем письмо было без ошибок, пропусков. Орфографическа...

Развитие фонематического слуха.

Данная статья поможет учителям и родителям развивать фонематический слух детей....

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Доклад+ презентация "Дифференцированный подход в развитии фонематического слуха первоклассников"

Данная работа была представлена на Межрегиональном фестивале обмен опытом работы...

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.

Понятие о фонематическом слухе. Онтогенетические особенности развития фонематического слуха.В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обоз...

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

Статья, ранее опубликованная в сборнике ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ XХII БУШЕЛЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ, содержит рекомендации по развитию значимых фонематических процессов у младших школьников....