Увеличение объема памяти, развитие слухового и зрительного внимания в классах коррекции
статья на тему

Буякова Зинаида Васильевна

Работаем в классах коррекции

Увеличение объема памяти, развитие слухового и зрительного внимания

 

Нет необходимости доказывать, что успех обучения в школе зависит в первую очередь от того, на сколько ученик внимателен. Эта способность является двигателем всех мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза. Вот почему важно учить ребенка быть внимательным.

К концу первого года обучения у ребенка в области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи. Существенное развитие получает его слуховая, зрительная память, никто оспаривать не будет, что для формирования навыков грамотного письма, существенную роль имеют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания тог о или иного слова, мы прибегаем к помощи (правописания) грамматики. Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и развитую орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. С этой целью я использовала тексты, которые разработан и предложены профессором ИТ.Федоренко.

Главной задачей является развитие у детей способностей к учебе и чтению путем решения промежуточных задач: увеличение объема слухового и зрительного восприятия, устойчивого внимания, пополнение слухового запаса, развитие артикуляционного аппарата

На уроках провожу слуховые и зрительные диктанты (слуховые диктанты читаются 1 раз, зрительный показ на 4-7 секунд. Размеры предложений увеличиваются от 10 до 50 букв), списываем тексты, разучиваем скороговорки и отрабатываем их произношение, учимся быстрому чтению, чтению с убыстрением, систематические производим замеры скорости чтения.

Но этого оказалось недостаточно, да и методика проведение показалась не совсем удобной. Изучила опыт учителей Костроминой Н.И. Достроминой М.Э., Медведевой О.Э. г. Пятигорска по проведению зрительных диктантов и стала применять на практике.

Диктанты начала писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв.

Ввожу обязательное выделение всех орфограмм зеленым цветом. Таким образом «фотография» получается цветной. Перед детьми ставлю задачу: запомнить в словах «зеленые буквы» и повторить в точности так, как на фотографии учителя, В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами ребята начинают осознавать эту связь и приходят выводу, что зеленой пастой в словах отмечены слабые позиции. С этого момента пойдет уж целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

Для третьего и четвертого классов я беру за основу тексты И.Т.Федоренко, значительно их расширив. Провожу зрительные диктанты в начале урока. Важно помнить о том, что количество знаков букв увеличивается, а время почти не изменяется. Это способствует возникновению у ребят внутренней команды: «Надо успеть прочитать», что в свою очередь заставляет увеличиваться горизонт бокового зрения.

Ежедневное использование зрительных диктантов способствует увеличению в несколько раз оперативной (зрительной) памяти и пространственных представлений.

 

 Федоренко Т.Н. Начальная школа. М. 1981 №8

 Костромина Н.И. Зрительные диктанты, М. 1996 г.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_pamyati.docx13.06 КБ

Предварительный просмотр:

Работаем в классах коррекции

Увеличение объема памяти, развитие слухового и зрительного внимания

Нет необходимости доказывать, что успех обучения в школе зависит в первую очередь от того, на сколько ученик внимателен. Эта способность является двигателем всех мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтеза. Вот почему важно учить ребенка быть внимательным.

К концу первого года обучения у ребенка в области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи. Существенное развитие получает его слуховая, зрительная память, никто оспаривать не будет, что для формирования навыков грамотного письма, существенную роль имеют способности человека «фотографировать» прочитанные слова. Только в случае сомнения правописания тог о или иного слова, мы прибегаем к помощи (правописания) грамматики. Поэтому так важно иметь и хорошую зрительную память, и развитую орфографическую зоркость. Для улучшения указанных выше способностей нужна специальная система тренировочных упражнений. Этому во многом способствует проведение ежедневных зрительных диктантов. С этой целью я использовала тексты, которые разработан и предложены профессором ИТ.Федоренко.

Главной задачей является развитие у детей способностей к учебе и чтению путем решения промежуточных задач: увеличение объема слухового и зрительного восприятия, устойчивого внимания, пополнение слухового запаса, развитие артикуляционного аппарата

На уроках провожу слуховые и зрительные диктанты (слуховые диктанты читаются 1 раз, зрительный показ на 4-7 секунд. Размеры предложений увеличиваются от 10 до 50 букв), списываем тексты, разучиваем скороговорки и отрабатываем их произношение, учимся быстрому чтению, чтению с убыстрением, систематические производим замеры скорости чтения.

Но этого оказалось недостаточно, да и методика проведение показалась не совсем удобной. Изучила опыт учителей Костроминой Н.И. Достроминой М.Э., Медведевой О.Э. г. Пятигорска по проведению зрительных диктантов и стала применять на практике.

Диктанты начала писать на самых первых уроках букварного периода, когда дети изучили написание 4-5 букв.

Ввожу обязательное выделение всех орфограмм зеленым цветом. Таким образом «фотография» получается цветной. Перед детьми ставлю задачу: запомнить в словах «зеленые буквы» и повторить в точности так, как на фотографии учителя, В дальнейшей работе по мере знакомства с грамматическими правилами ребята начинают осознавать эту связь и приходят выводу, что зеленой пастой в словах отмечены слабые позиции. С этого момента пойдет уж целенаправленная работа по развитию орфографической зоркости.

Для третьего и четвертого классов я беру за основу тексты И.Т.Федоренко, значительно их расширив. Провожу зрительные диктанты в начале урока. Важно помнить о том, что количество знаков букв увеличивается, а время почти не изменяется. Это способствует возникновению у ребят внутренней команды: «Надо успеть прочитать», что в свою очередь заставляет увеличиваться горизонт бокового зрения.

Ежедневное использование зрительных диктантов способствует увеличению в несколько раз оперативной (зрительной) памяти и пространственных представлений.

 Федоренко Т.Н. Начальная школа. М. 1981 №8

 Костромина Н.И. Зрительные диктанты, М. 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у учащихся в классах коррекции

"Её величество - игра!"Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенно...

Коррекционное занятие для детей с ограниченными возможностями здоровья по теме: "Развитие слухового внимания, зрительной памяти и воображения "Зайчонок в беде" (для учащихся начальной школы)

Детство – время сказок, придуманных историй. Именно в этот период формируются очень важные для будущей, «взрослой» жизни человека качества: творческое воображение, зрительная память и слух...

Коррекционное занятие по теме: Развитие слухового восприятия, зрительной памяти и внимания "По следам любимых зверей" (для учащихся начальной школы)

В младшем школьном возрасте развитие всех познавательных процессов идёт очень быстрыми темпами. Чего нельзя сказать о развитии познавательных процессов у детей с нарушением интеллекта. На коррек...

Доклад по теме: "Развитие слухового восприятия и внимания"

Доклад по теме: "Развитие слухового восприятия и внимания"...

Доклад по теме: "Развитие слухового восприятия и внимания"

Доклад по теме: "Развитие слухового восприятия и внимания"...

Метод увеличения объема памяти

Память является одним из основных свойств личности. Успех обучения в школе зависит в первую очередь от того, насколько ученик внимателен. Эта способоность важна для всех мыслительных процессов: сравне...

Статья на тему: "Развитие слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти у младших школьников с ТНР"

Данная статья будет полезна учителям-логопедам,учителям-дефектологам,  учителям начальных классов, родителям....