Из опыта работы по развитию техники чтения.
опыты и эксперименты на тему

Кондратьева Роза Алексеевна

Из публикации можно узнать какие формы и методы я использую для развития техники чтения у учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Из опыта работы учителя начальных классов Кондратьевой Р.А.

     На протяжении всей моей педагогической деятельности я решала вопрос, как помочь ученикам преодолевать возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес и желание встречаться с книгой как можно чаще. Именно эта проблема : формирование навыков чтения без насилия над ребёнком на основе постоянного роста интереса к чтению является актуальной.

     Я стала знакомиться с новинками литературы, читала статьи из газет, журналов, осмыслив, что-то взяла на вооружение. Начала работать на каждом уроке со слоговыми таблицами, использовала таблицы Шульте, собирали алфавит за определённое время. Но результата как такового не было. Что же делать?

  1. Я продолжала повышать свой методический уровень.
  2. Участвовала в работе семинаров.
  3. Посещала уроки коллег.
  4. Принимала участие в работе РМО.
  5. Проводила работу с родителями.
  6. Начала проводить уроки, используя полученные знания.

     Всё это привело к работе над методической темой: «Культура чтения младшего школьника как фактор успешности его учебно-познавательной деятельности». В процессе учебно-познавательной деятельности ученик осваивает теоретические знания, развивает мышление, память. Почему же некоторые мои дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

     Существует ряд причин:

  • Общий спад интереса к чтению;
  • Обилие источников информации;
  • Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности.

     Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы.

     Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

  • Сформировать у учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене.
  • Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения школьника.
  • Воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданского чувства и активное отношение к читаемому.
  • Научить работать с учебной, детской книгой и справочным материалом.

Новизна моего опыта проявляется на уровне усовершенствования и разнообразия приёмов, методов, упражнений в развитии культуры чтения, а также в их систематичности. У детей развиваются важнейшие интеллектуальные качества: восприятие, внимание, память ,речь, наблюдательность, различные виды мышления.

        В своей работе я использую идею сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, родитель-ученик);

       Идею гуманизации: каждый ученик индивидуален, поэтому стараюсь каждому ребёнку найти ту «ниточку», которая привела бы к желаемому результату. Для ребёнка важно, что его понимают, всегда выслушают, дадут нужный совет, подбодрят и помогут, если что-то не получается. Поэтому мои дети всегда доброжелательны, помогают друг другу, радуются своим и чужим успехам. И это, я считаю, немаловажный фактор в достижении успеха.

    В своей работе я использую личностно-ориентированный подход в обучении, т.к. в классе дети с разным уровнем развития и сформированности навыка чтения.

    Мотивируя деятельность учащихся ,использую сказочных героев, которые дают задания, проблемные вопросы, на которые нужно найти ответ.

    На этапе целеполагания учу детей ставить разноуровневые цели. Сначала они записаны на доске, и дети выбирают сами, а потом ставят самостоятельно.

    На этапе актуализации дети вспоминают изученный материал, тоже каждый на своём уровне (пересказ, выборочное чтение, чтение наизусть, выразительное чтение и т.д.), а также идёт подготовка речевого аппарата.

    При изучении нового материала использую различные формы:

чтение в парах, чтение по цепочке, чтение за учителем, выборочное чтение, комментированное чтение и другие.

    Закрепляя материал, дети пересказывают в парах по частям, читают по ролям, придумывают вопросы по тексту разные по степени сложности, работают с пословицами, высказывают своё отношение к прочитанному, составляют характеристику героя и т.д.

    На этапе рефлексии дети оценивают себя и друг друга, намечают что нужно делать, чтобы достичь поставленной цели.

    Домашнее задание даю дифференцированно, по выбору.

    Интерес к чтению я развиваю на уроках чтения, которые провожу в форме КВНа, викторины, путешествия по сказкам, юбилеи писателей и т. д. Уроки внеклассного чтения я провожу не только в классе, но и в библиотеке. Библиотекари стараются заинтересовать детей книгами, журналами, справочной литературой.

    Результатом работы являются следующие показатели:

  • У детей появился интерес к урокам чтения.
  • Дети больше читают дома и делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах.
  • Уменьшилось количество ошибок при чтении.
  • Постепенно из речи исчезает монотонность.

Повысилась техника чтения (70% учащихся читают 100 и более слов в минуту).

Мои ученики активные участники художественной самодеятельности. Они участвуют во всероссийских конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру».В перспективе данный опыт позволит выпускать из начальной школы учеников, владеющих культурой чтения, что послужит основой для успешного обучения в среднем и старшем звене. Они смогут более полно и точно познать язык литературного произведения.

За годы своей работы выработала заповеди, по которым живу и работаю:

-люби своих учеников;

-помогай ребёнку чувствовать себя уверенно;

-найди самое лучшее в ученике и постарайся развить;

-делай добро людям, не ожидая ничего взамен;

-нет никакой профессии лучше, чем выбранная однажды мной профессия учитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Упражнения для развития техники чтения

Упражнения , помогающие развивать технику чтения у детей....

Экспериментальная работа по технологии В.Зайцева. Развитие техники чтения

Развитие техники чтения при помощи упражнений, системного материала....

Обобщение опыта работы по теме: «Роль чтения в общем развитии учащихся по системе Л.В. Занкова

Вопрос беглого, сознательного и выразительного чтения всегда волновал меня, как учителя начальных классов. И теперь, когда достигнуты заметные успехи на протяжении нескольких выпусков, можно поделитьс...

Виды работ по развитию техники чтения

Виды работ по развитию техники чтения на уроках в начальной школе...

Развитие техники чтения. Контроль динамики техники чтения

Как совершенствовать навыки чтения в младшем школьном возрасте? Работа описывает педагогический опыт  по работе над динамикой техники чтения и повышения мотивации учащихся....

Повышаем скорость чтения или 10 волшебных упражнений для развития техники чтения.

Скорость чтения является очень важным аспектом успеваемости, и задача родителей – помочь своему чаду научиться быстро читать. Для этого предлагаю 10 интересных упражнений для развития техники чт...