Главные вкладки

    Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
    материал по теме

    Волкова Ирина Александровна

    Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника Волкова И.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Ворсма

    Слайд 2

    Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров

    Слайд 3

    Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которой у учащихся: формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; значительно расширяется кругозор в предметных областях; происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; наилучшим образом развиваются творческие задатки.

    Слайд 4

    Исследовательская деятельность позволяет нам развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске!

    Слайд 5

    Исследовательская деятельность в начальной школе Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

    Слайд 6

    Этапы исследовательской деятельности Постановка проблемы; Формулирование темы исследования; Постановка цели; Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы (эксперимент); Формулирование вывода; Определение практического применения результатов исследования.

    Слайд 7

    Проект «Витамины на окне» 2 класс, учитель Стрижова Е.А.

    Слайд 8

    Внеклассная и внеурочная деятельность

    Слайд 9

    Юные исследователи

    Слайд 10

    Исследование происхождения фамилий Фамилия Трухин произошло от имени Трифон или от прозвища Труха, которым называли бедняков, не имеющих своего имущества Фамилия Фурсач -очень редкая в России, происходит от слова «фурса», так называли людей маленького роста Волком на Руси называли человека нелюдимого, недружелюбного, настороженно относящегося к окружающим. Отсюда пошла фамилия Волков Для фамилии Ананьев основой послужило церковное имя Ананий или диалектное слово «ананья»-ласковый, льстивый человек

    Слайд 11

    Фамилия ИСАЕВЫ произошла от имени древнееврейского пророка ИСАЙЯ, родившегося и жившего в Иерусалиме.

    Слайд 12

    Генеалогическое древо семьи Исаевых

    Слайд 13

    Районный конкурс «Моя семья в истории страны» «Тайна старой лампы» Участник Новиков Дима «Вязаное чудо» Фурсач Никита, 2 место в номинации «Семейная реликвия»

    Слайд 14

    Достопримечательности города Ворсма

    Слайд 15

    У памятника императору Александру II Камень-памятник, год основания Ворсмы 1588

    Слайд 16

    Комплекс мер по модернизации системы общего образования

    Слайд 17

    Презентация нового оборудования

    Слайд 19

    Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону и дать детям насладиться радостью своего открытия. Спасибо за внимание!



    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете по теме «Организация исследовательской деятельности в
    начальной школе
    как одно из условий развития личности младшего школьника»

    Слайд1

        "Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учителя слышат такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность. 

        Слайд 2 

    Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, поэтому сейчас в школе много уделяется внимания исследовательской деятельности.

    Слайд 3

    Исследовательская деятельность -

    это один из методов обучения,  в ходе которой у учащихся:

    • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
    • значительно расширяется

        кругозор в предметных областях;

    • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного  мировоззрения;
    • наилучшим образом развиваются творческие задатки 

    слайд 4

          Исследовательская деятельность позволяет нам развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске! 

    Слайд 5

         Конечно, специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

    Слайд 6

    Этапы исследовательской деятельности (7 этапов)

    • Постановка проблемы;
    • Формулирование темы исследования;
    • Постановка цели;
    • Выдвижение гипотезы;
    • Проверка гипотезы (эксперимент);
    • Формулирование вывода;
    • Определение практического применения результатов исследования.

    Слайд 7.

    Большую помощь в ходе работы оказывают родители ребят. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

    Они вместе с детьми делали фотографии при участии в проекте

     «Поведение человека и окружающая среда», 

     • выполняли несложные исследования по наблюдению за выращиванием зеленого лука  в проекте «Витамины на окне», 

    • наблюдали за погодными явлениями, 

    • помогали подбирать информацию для исследовательской работы «Моя родословная», помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. 

               Слайд 8

       Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала  «тоски» по интеллектуальной загрузке.  

    • Что мне интересно больше всего?
    • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
    • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
    • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
    • Чем я мог бы гордиться?

    Слайд 9.

      В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. 

          В 4 классе дети увлечены компьютером, поэтому учатся выполнять презентацию своей работы и достойно её представлять на уроках.

    Слайд 10.

    На уроках окружающий мир при изучении темы «Наши имена» ученики заинтересовались о происхождении не только своего имени, но и  своей фамилии. Я предложила спросить у родителей и родственников о своих предках, поискать в энциклопедии, словаре фамилий, интернете, что означали и от чего произошли их фамилии. К следующему уроку каждый ученик  красочно оформил свое исследование. Несколько вариантов я привожу в пример.

    Слайд 11.

    Исаев Илья в своём исследовании пошел дальше и решил изучить всю родословную. На помощь пришли родители, которые помогали подбирать информацию для исследовательской работы. Они откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились  своим опытом и знаниями. Илья занял 3 место в городском конкурсе «Моя родословная»

    Слайд 12

    (Зачитывается начало сочинения)

    Слайд 13.

    Мы являемся постоянными участниками районного конкурса «Моя семья в истории страны»

    Слайд 14.

    Дети интересуются историей Ворсмы. Например, при изучении темы по истории «Основание Москвы», «Основание Нижнего Новгорода» ученики отвечают на дополнительные вопрос:

    -А когда был основан город, в котором ты живешь? Какие достопримечательности есть  в твоем городе?

    Слайд 15

     Они рассказывают о памятнике Родине-матери, что на этом месте был православный храм,о доске почета,гордятся , что там находятся портреты уважаемых людей нашего города, учителя нашей школы, о памятнике российскому императору Александру II,что этот царь проездом побывал в нашем городе, интересовался  выставкой кустарных изделий, останавливался у Островоезерского монастыря, удивлялся, что в этом маленьком селе действует 7 церквей. С большим сожалением дети рассказывают о том, что в 30-е годы церкви были разрушены или закрыты, снесён с лица земли монастырь. Прошли долгие годы, прежде чем люди вновь стали восстанавливать разрушенное.

    К празднику Победы дети берут интервью у  своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек – участников войны, тружеников тыла, узнают о героизме и мужестве простых русских людей, много собрано материала о  ворсменских женщинах-труженицах тыла для издания книги «У войны не женское лицо». Проводимая исследовательская  работа учит чуткости, доброте, отзывчивости, служит сплочению детей, развивает их активность, творческие способности.

    Слайд 16.Чтобы исследовательская работа в начальных классах на уроках была более эффективной и результативной, закуплено новое оборудование, например,

    • Набор химической посуды для проведения лабораторных работ
    • Набор «Юный физик» для поведения опытов
    • Макет внутренних органов человека
    • Раздаточный материал «Геометрические тела»
    • Игры-опыты  «Механика Галилео»
    • Теллурий
    • Наборы макетов овощей и фруктов
    • Коллекция полезных ископаемых и минералов
    • Разные виды конструкторов и настольных игр
    • Документ-камера
    • Интерактивная доска

    Слайд 17.

    Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

    Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

    АКТИВИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ.

    В статье обобщен опыт учителя начальных классов, Кудряшовой С.В., по формированию навыков исследовательской деятельности у младших школьников, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Учитель ...

    Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

    Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

    Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

    В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

    Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

    В данном презентации даны главные напрвления, принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Даются основные направления, формы и методы работы....

    Опыт педагогической деятельности по теме: "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как условие формирования ключевых компетенций младших школьников"

    Цель: формирование ключевых компетенций, а также способов деятельности обучающихся  в рамках реализации проектно-исследовательской деятельности, уровень усвоения которых в значительной мере предо...