Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"
материал по теме

Волкова Ирина Александровна

Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника Волкова И.А. учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 г. Ворсма

Слайд 2

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н.Колмогоров

Слайд 3

Исследовательская деятельность - это один из методов обучения, в ходе которой у учащихся: формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; значительно расширяется кругозор в предметных областях; происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного мировоззрения; наилучшим образом развиваются творческие задатки.

Слайд 4

Исследовательская деятельность позволяет нам развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске!

Слайд 5

Исследовательская деятельность в начальной школе Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Слайд 6

Этапы исследовательской деятельности Постановка проблемы; Формулирование темы исследования; Постановка цели; Выдвижение гипотезы; Проверка гипотезы (эксперимент); Формулирование вывода; Определение практического применения результатов исследования.

Слайд 7

Проект «Витамины на окне» 2 класс, учитель Стрижова Е.А.

Слайд 8

Внеклассная и внеурочная деятельность

Слайд 9

Юные исследователи

Слайд 10

Исследование происхождения фамилий Фамилия Трухин произошло от имени Трифон или от прозвища Труха, которым называли бедняков, не имеющих своего имущества Фамилия Фурсач -очень редкая в России, происходит от слова «фурса», так называли людей маленького роста Волком на Руси называли человека нелюдимого, недружелюбного, настороженно относящегося к окружающим. Отсюда пошла фамилия Волков Для фамилии Ананьев основой послужило церковное имя Ананий или диалектное слово «ананья»-ласковый, льстивый человек

Слайд 11

Фамилия ИСАЕВЫ произошла от имени древнееврейского пророка ИСАЙЯ, родившегося и жившего в Иерусалиме.

Слайд 12

Генеалогическое древо семьи Исаевых

Слайд 13

Районный конкурс «Моя семья в истории страны» «Тайна старой лампы» Участник Новиков Дима «Вязаное чудо» Фурсач Никита, 2 место в номинации «Семейная реликвия»

Слайд 14

Достопримечательности города Ворсма

Слайд 15

У памятника императору Александру II Камень-памятник, год основания Ворсмы 1588

Слайд 16

Комплекс мер по модернизации системы общего образования

Слайд 17

Презентация нового оборудования

Слайд 19

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону и дать детям насладиться радостью своего открытия. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме «Организация исследовательской деятельности в
начальной школе
как одно из условий развития личности младшего школьника»

Слайд1

    "Не говорите ответ. Я хочу сам догадаться. Я сейчас подумаю и скажу…”. Очень часто учителя слышат такие слова от своих учеников на уроках. И мало кто из нас, взрослых, осознает важность и значимость подобных ситуаций. А ведь для ребенка этого возраста важно не погасить в нем стремление и желание совершить свое открытие, не оттолкнуть равнодушием, не погасить любознательность. 

    Слайд 2 

Если школа будет только транслировать ученикам имеющиеся достижения человечества, то кто же и как научиться создавать новые? Как общество сможет подготовить людей к решению своих проблем? Ведь реализовать потенциал можно лишь в собственной деятельности, поэтому сейчас в школе много уделяется внимания исследовательской деятельности.

Слайд 3

Исследовательская деятельность -

это один из методов обучения,  в ходе которой у учащихся:

  • формируются универсальные способы учебной деятельности, что дает импульс к саморазвитию, к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • значительно расширяется

    кругозор в предметных областях;

  • происходит непроизвольное запоминание учебного материала и усвоение алгоритма научного исследования, что способствует формированию научного  мировоззрения;
  • наилучшим образом развиваются творческие задатки 

слайд 4

      Исследовательская деятельность позволяет нам развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске! 

Слайд 5

     Конечно, специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а ещё привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Слайд 6

Этапы исследовательской деятельности (7 этапов)

  • Постановка проблемы;
  • Формулирование темы исследования;
  • Постановка цели;
  • Выдвижение гипотезы;
  • Проверка гипотезы (эксперимент);
  • Формулирование вывода;
  • Определение практического применения результатов исследования.

Слайд 7.

Большую помощь в ходе работы оказывают родители ребят. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Умные родители не отталкивают детей, но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая как это нужно делать. Это и есть начало формирования личности исследователя.

Они вместе с детьми делали фотографии при участии в проекте

 «Поведение человека и окружающая среда», 

 • выполняли несложные исследования по наблюдению за выращиванием зеленого лука  в проекте «Витамины на окне», 

• наблюдали за погодными явлениями, 

• помогали подбирать информацию для исследовательской работы «Моя родословная», помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей. 

           Слайд 8

   Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает. Необходимо вовремя отследить такого недозагруженного ребёнка и применить к нему индивидуальный подход, давая дополнительные задания повышенной сложности. Тогда интерес может возникнуть снова, а может уже и не возникнуть, если прошло много времени с начала  «тоски» по интеллектуальной загрузке.  

  • Что мне интересно больше всего?
  • Чем я хочу заниматься в первую очередь?
  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
  • О чём хотелось бы узнать как можно больше?
  • Чем я мог бы гордиться?

Слайд 9.

  В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. 

      В 4 классе дети увлечены компьютером, поэтому учатся выполнять презентацию своей работы и достойно её представлять на уроках.

Слайд 10.

На уроках окружающий мир при изучении темы «Наши имена» ученики заинтересовались о происхождении не только своего имени, но и  своей фамилии. Я предложила спросить у родителей и родственников о своих предках, поискать в энциклопедии, словаре фамилий, интернете, что означали и от чего произошли их фамилии. К следующему уроку каждый ученик  красочно оформил свое исследование. Несколько вариантов я привожу в пример.

Слайд 11.

Исаев Илья в своём исследовании пошел дальше и решил изучить всю родословную. На помощь пришли родители, которые помогали подбирать информацию для исследовательской работы. Они откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились  своим опытом и знаниями. Илья занял 3 место в городском конкурсе «Моя родословная»

Слайд 12

(Зачитывается начало сочинения)

Слайд 13.

Мы являемся постоянными участниками районного конкурса «Моя семья в истории страны»

Слайд 14.

Дети интересуются историей Ворсмы. Например, при изучении темы по истории «Основание Москвы», «Основание Нижнего Новгорода» ученики отвечают на дополнительные вопрос:

-А когда был основан город, в котором ты живешь? Какие достопримечательности есть  в твоем городе?

Слайд 15

 Они рассказывают о памятнике Родине-матери, что на этом месте был православный храм,о доске почета,гордятся , что там находятся портреты уважаемых людей нашего города, учителя нашей школы, о памятнике российскому императору Александру II,что этот царь проездом побывал в нашем городе, интересовался  выставкой кустарных изделий, останавливался у Островоезерского монастыря, удивлялся, что в этом маленьком селе действует 7 церквей. С большим сожалением дети рассказывают о том, что в 30-е годы церкви были разрушены или закрыты, снесён с лица земли монастырь. Прошли долгие годы, прежде чем люди вновь стали восстанавливать разрушенное.

К празднику Победы дети берут интервью у  своих дедов и прадедов, бабушек и прабабушек – участников войны, тружеников тыла, узнают о героизме и мужестве простых русских людей, много собрано материала о  ворсменских женщинах-труженицах тыла для издания книги «У войны не женское лицо». Проводимая исследовательская  работа учит чуткости, доброте, отзывчивости, служит сплочению детей, развивает их активность, творческие способности.

Слайд 16.Чтобы исследовательская работа в начальных классах на уроках была более эффективной и результативной, закуплено новое оборудование, например,

  • Набор химической посуды для проведения лабораторных работ
  • Набор «Юный физик» для поведения опытов
  • Макет внутренних органов человека
  • Раздаточный материал «Геометрические тела»
  • Игры-опыты  «Механика Галилео»
  • Теллурий
  • Наборы макетов овощей и фруктов
  • Коллекция полезных ископаемых и минералов
  • Разные виды конструкторов и настольных игр
  • Документ-камера
  • Интерактивная доска

Слайд 17.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. И...

Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

Презентация на тему "Организация внеурочной деятельности в начальной школе".

В данном презентации даны главные напрвления, принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе. Даются основные направления, формы и методы работы....

Статья "Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС"

Исследовательская деятельность  -   это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мо...

Организация исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средства реализации познавательной активности младших школьников

В презентации раскрываются понятия: формирование умений учиться, формирование умений для исследовательской деятельности и для развития навыка исследовательского поведения в период с 1 по 4 классы....

Мастер-класс на тему "Организация исследовательской деятельности в начальной школе"

Знакомство участников мастер - класса с основными теоретическими аспектами организации исследовательской деятельности учащихся....

Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС

Исследовательская деятельность в начальной школе как одно из условий внедрения ФГОС «Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Сего...