Обобщение опыта классного руководителя по теме: «Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника»
опыты и эксперименты на тему

Симонова Татьяна Сергеевна

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Целью настоящей работы является изучение особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno-orientirovannoe_vospitanie.docx54.36 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта классного руководителя

Симоновой Татьяны Сергеевны

по теме:

«Личностно-ориентированное воспитание младшего школьника»

г. Энгельс 2015


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1

1. Особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка

1.1  Принципы личностно-ориентированного подхода………………….........3

1.2  Методы личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка…7

1.3  Значение личностно - ориентированного подхода в воспитании

     ребёнка..........................................................................................................10

2. Практическое применение личностно-ориентированного подхода

 в воспитании ребенка…………………………………………………………..21

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованной литературы.................................................................32

Приложение

Введение

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная, диагностическая, коррекционные, экспериментальная, педагогика сотрудничества и др. Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем обществе.

В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностный подход».

Термин «личностно-ориентированный подход» получил в настоящее время среди педагогической общественности широкое распространение. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям.

Личностно-ориентированный подход в обучении - концентрация внимания педагога на целостной личности ученика, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Личностно-ориентированный урок - это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности. Работа с субъектным опытом на уроке предполагает использование различных форм общения, способствующих подлинному сотрудничеству учителя и учащихся, направленному на совместный анализ процесса учебной работы. Ученик как носитель субъектного опыта, личностно значимого для него, должен иметь возможность максимально использовать его, а не просто безоговорочно принимать (усваивать) все, что сообщает учитель.

Таким образом, основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его с задаваемым знанием, перевести в соответствующее научное содержание (т.е. "окультурить") и тем самым добиться усвоения материала.

Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъектного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания, переводя этот опыт на научно-значимые образцы, носителями которых он, учитель, является.

Целью настоящей работы является изучение особенностей личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

изучить теоретические аспекты личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка;

рассмотреть особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка

исследовать практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка.

Данной проблемой занимались многие отечественные педагоги и психологи: М.Н. Скаткин, Ш.А. Амоношвили, Л.С. Выготский, С.Н. Лысенкова, Н.А. Менчинская и другие.


1. Особенности личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка

1.1 Принципы личностно-ориентированного подхода

В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, целеполагания и целеустремленности, развития самосознания (критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самооценка, осознание своих физических и психических возможностей), умения мотивировать самооценку, самокритичности и т.д. [14, c. 45].

Популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом обстоятельств:

во-первых, динамичное развитие общества требует развития в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой;

во-вторых, психологи и педагоги отмечают появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, что требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми.

в-третьих, современное образование нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в его демократизации.

По определению личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности ребенка.

Также, как правило, личностно-ориентированный подход содержит такие компоненты как понятия, принципы. Раскроем их значение.

Первый компонент - понятия. Отсутствие этих понятий или неправильное понимание их смысла затрудняет или даже делает невозможным осознанное и целенаправленное применение рассматриваемого подхода на практике. Это такие понятия:

Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, уникальные особенности его черт, отличающие его от других;

Личность - постоянно изменяющееся системное качество, характеризующее социальную сущность человека;

Самоактуализация - осознанное активное стремление наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

Самовыражение - процесс и результат развития, проявление своих качеств и способностей;

Субъект - индивид (или группа), обладающий осознанной творческой активностью в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

Субъектность - качество отдельного человека (или группы), отражающее способность быть субъектом и обладать активностью и свободой в осуществлении деятельности;

Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, отношение к себе и окружающим;

Выбор - осуществление человеком (или группой) возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

Педагогическая поддержка - деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успехами в образовательной деятельности и т.д.

Второй компонент - это исходные положения и основные принципы построения процесса воспитания и обучения:

Принцип самоактуализации.

В каждом ребенке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей [15, c.56].

Принцип индивидуальности.

Создание условий для формирования индивидуальности личности ребенка и педагога - это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка или взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.

Принцип субъектности.

Индивидуальность присуща лишь тому, кто реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений. Следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в группе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта. Межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

Принцип выбора.

Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса.

- Принцип творчества и успеха.

Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяют определять и развивать индивидуальные особенности ребенка. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности ребенка.

Принцип доверия и поддержки.

Решительный отказ от идеологии и практики авторитарного воспитательно-образовательного процесса, присущего педагогике насильственного формирования личности ребенка. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно-ориентированными технологиями обучения и воспитания. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация обусловливает успех обучения и воспитания ребенка [16, c.46].

Третий компонент личностно-ориентированного подхода - это технологическая составляющая, которая включает в себя соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности. Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:

Диалогичность;

Деятельностно-творческий характер;

Направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;

Предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов деятельности и поведения.

1.2 Методы личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка

воспитание обучение ребенок самовыражение

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения, как отмечалось выше, является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика, создание социокультурной ситуации развития исходя из признания уникальности и неповторимости психологических особенностей ученика.

Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.

Технологизация личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями. Только при наличии дидактического обеспечения, реализующего принцип субъектности образования, можно говорить о построении личностно-ориентированного процесса [17, c.107].

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного процесса раскрыл Хуторской А.В. [18, c.205]:

учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности. для этого необходимо выделение единиц учения, их описание, использование учителем на уроке, в индивидуальной работе (различные формы коррекции, репетиторства).

В личностно-ориентированном подходе используются следующие методы:

Рефлексии;

Педагогической поддержки;

Диагностические и самодиагностики;

Создание ситуации выбора и успеха.

Выделяют следующие личностно-ориентированные технологии:

постановка в центр всей образовательной системы личности обучаемого;

обеспечение комфорта, бесконфликтных условий её развития;

реализация её природных потенциалов.

Личностно-ориентированные технологии имеют следующие особенности:

продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников, предоставления им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.

организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.

стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого. Побуждение учащихся к поиску альтернативной информации при подготовке к уроку;

продуманное чередование видов работ, типов заданий, что уменьшает утомляемость учащихся;

обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; осуществляются объединение, интеграции различных дисциплин достигается вариантность и дифференциация обучения на основе деятельного подхода;

активно используется положительная стимуляция учения [19, c.204].

2. Практическое применение личностно-ориентированного подхода в воспитании ребенка

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность. 
        У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности. 
         Ярко выраженная подражательность детей младшего школьного возраста, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей – такой далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми встречаемся мы, учителя начальных классов, при работе с коллективом, поступающим в 1 класс. 
         Как помочь детям с наибольшей пользой для развития сильных и слабых сторон, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию? 
         В. В. Зеньковский утверждал, что «задача воспитания не только труднее, но важнее, чем задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания. 
         В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка в школу я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, обеспечивая ему зоны развития. 
         Для организации детского коллектива большое значение имеет установление дежурства по классу. Дети с обязанностями дежурного знакомы из практики детского сада. Дежурство начинаем со 2 го дня, объясняю детям, что одной очень трудно приготовить класс к уроку, поэтому мне будут помогать дежурные по классу. Объясняю, что входит в обязанности дежурных, помогаю в установлении отношений: дежурные выступают в роли руководителя детского коллектива, и каждый ребенок должен уметь принимать их законные просьбы и распоряжения (дежурит каждая парта по одному дню). 
         В конце первого месяца, когда дети адаптируются, организую выборы классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников, цветоводов, физрука, игровиков, библиотекарей и т. д., заранее подбирая кандидатуры ребят.      Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка. 
      При распределении поручений придерживаюсь правил: 
1.каждому ребенку должно нравиться его поручение; 
2.каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение; 
3.каждый ребенок должен иметь поручение; 
4.эпизодически (перед сменой поручений) рассказываю, какую роль играет каждое поручение и что должен делать ответственный. 
       Например: цветоводы: ухаживают за растениями: во время поливают, рыхлят почву, протирают пыль, если это делать часто – редко - растение погибнет т. к. можно залить или засушить и т. д. 
        Поручения в 1 классе в 1 полугодии даю на 1 неделю, т. к. они могут надоесть ребенку, затем меняем на классном часе. Во втором полугодии поручение дается на две недели. 
        Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости, что должно обеспечить комфорт детей, удовлетворенность от приложения их умственных и практических усилий. 
        Бывают случаи, когда ребенок не хочет выполнять поручение; выясняю причину отказа, стараюсь убедить ребенка в необходимости его работы для класса. 
        Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка. 
        С первых дней учения у первоклассников начинает формироваться общественное мнение: что такое хорошо и что такое плохо. Мнение каждый выражает в рисунках :вначале лица ( веселое – грустное ), а к концу первого класса - выпускаем классную газету. Конечно, заметки, как правило состоят из одного - двух предложений, например: Аня со мной почитала после уроков. Спасибо. Или: Андрей обидел Инну. Стыдно ! и.т.п. Важно то, что дети учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Газета выходит на протяжении всего обучения в начальной школе. Ежемесячно проводим классные собрания, на которых ребята учатся распределять поручения, рассказывать, что они сделали для класса, обсуждать, что было хорошего, а что не удалось, ищем пути, как можно исправить неудавшееся, выбираем из предложенных вариантов наиболее приемлемый. Например: Витя, Сережа, Илья бегают на переменах, шумят, не играют в игры. Как быть? Наказать? Посадить на перемену за парту или оставить в классе? Написать замечание в дневник или организовать подвижные игры? Остановились на последнем: разучили после уроков несколько подвижных игр – и на следующий день на перемене все дети с удовольствием играли.

Основной задачей в первый год обучения считаю: найти у каждого ребенка сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед окружающими то хорошее, что в нем уже есть.

Выявить сильные стороны ребёнка в начале первого класса поможет внеклассное мероприятие – вечер знакомств «Семейный очаг».

Сценарий внеклассного мероприятия для 1 класса.

  Вечер знакомств  «Семейный очаг»

Цели:

развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, объединение классного коллектива, усиление роли семьи в воспитательном процессе;

 способствование формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям;

                              Ход  мероприятия.

1. Каждый ребёнок рисует рисунок на тему “ Моя семья”.

 Визитная  карточка (рассказ о своей семье, увлечения,хобби, традиции - можно с фотографиями).

 Семейное  блюдо ( приготовить и описать рецепт).

4.Назвать пословицы о семье, о детях, о доме.

5.Любимая песня семьи.

6. Дети делают цветики – семи цветики с пожеланием для своей семьи.

7. Приготовить пригласительные билеты для семей.

Ход мероприятия

Учитель: Уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что вы, отложив все свои дела и заботы, пришли сюда вместе со своими детьми. Добро пожаловать на наш вечер знакомств. Мы собрались вместе для того, чтобы поближе познакомится друг с другом.

А наш вечер я хочу начать со сказки. (рассказ учителя)

 Давным – давно, много веков тому назад, так много звезд на небе, как теперь, не было. В ясную ночь можно было видеть только одну звездочку, свет которой был то ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у Звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?»

    Звездочка долго молчала, а потом, вздохнув, ответила: «Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки, похожей на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой!»

  «А в какие ночи твой свет становится ярким?»- спросила Луна.

  «Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда было интересно узнать, что их так манит в дороге, куда они так спешат»?

  «Ты узнал тайну спешащих странников»?- спросила Луна.

  «Да,- ответила Звездочка. – Однажды я задал этот вопрос страннику, который был долгое время в дороге. Он выглядел изможденным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…»

   «А какими были его глаза?»- недоуменно спросила Луна.

  «Они светились в темноте от счастья и радости,- ответила, тяжело вздохнув , звездочка и продолжила. – Чему ты радуешься, странник?»

   И он ответил: «Замерзая в снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома меня ждет тепло и уют, забота и сердечность моей семьи - жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже невозможное».

  Звездочка замолчала, а затем ответила: «Вот с той самой поры и я стараюсь дарить как можно больше света тем путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью».

  Луна посмотрела на Звездочку и спросила: «Моя маленькая помощница! А хотела бы ты иметь свою семью, любящих людей, которые бы помогли тебе делать людей счастливым»?

  «А разве это возможно»? – с надеждой спросила Звездочка.

  Луна не говоря больше ни слова, махнула рукавом своего золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым мерцающим светом маленькой звездочке, как будто говорили: Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна семья»!

 «Родительский дом». Под вступление  песни учитель говорит  слова.

Учитель: Наш сегодняшний мир – не мир покоя и счастья, а мир противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с трудностями и проблемами. Люди чувствуют большую отчуждённость друг от друга. Но у нас с вами есть семья, родительский дом, где нас ждут, любят, понимают.

Именно семья, наши родные и близкие помогают справляться с трудностями и проблемами. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

  • Праздника такого нет в календаре,

                            Но для нас он важный в жизни и в судьбе.  

                            Без него мы просто не смогли бы жить,

                            Радоваться миру, учиться и творить.

                                           

  • Когда родилась наша дружная семья,

                            Рядом с папой и мамой не было меня.

                            Часто я смотрю на фото их красивое,

                            И немножко злюсь, и чуть-чуть завидую.

                            Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

                            Отвечает папа: «Не было тебя!»

                            Как же может быть такое, чтобы без меня

                            Родилась такая дружная счастливая семья?»

                           * В семейном кругу мы с вами растём.

                 Основа основ – родительский дом.

                 В семейном кругу все корни твои,

                 И в жизнь ты входишь из семьи.

                 В семейном кругу мы жизнь создаём

                 Основа основ – родительский дом.

  • Я так люблю,  когда луна глядит в окошко,

                            И сказки тихо бродят по углам.

                            А рядом мама держит за ладошку

                            И гладит мои волосы слегка.

  • Кто открыл мне этот мир,
    Не жалея своих сил?
    И всегда оберегала?
    Лучшая на свете МАМА.
    * Кто на свете всех милее
    И теплом своим согреет,
    Любит больше, чем себя?
    Это МАМОЧКА моя.

* Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня МАМА.

* Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя МАМА.

*Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю - МАМА.

Песня «Добрая милая мама»

-Как не сказать нам тёплых слов о папах,

  Которые так сильно любят нас,

  Которые лишь иногда бранятся,

  А хвалят, хвалят очень много раз.

- Может он в футбол играть,

              Может книжку мне читать,

                   Может суп мне разогреть,

              Может мультик посмотреть.

  • Может поиграть он в шашки,

     Может даже вымыть чашки,

                                     Может рисовать машинки,

                                     Может собирать картинки.

  • Может прокатить меня

      Вместо быстрого коня.

                                      Может рыбу он ловить,        

                                      Кран на кухне починить.

  • Для меня всегда герой –

Самый лучший  ПАПА мой!

                                У папы работа! У папы забота!

                                И некогда с нами  ему поиграть.

  • А мы его любим! А мы его ждём!

Но если наш папа  берёт выходной,

                                Как здорово с ним, он такой заводной!

                      - Мы мамам и папам нашим

Пожелать хотим удачи.

  В делах успехов, а в семье тепла.

Мы так хотим, чтоб все узнали люди,

Что мамы наши,

Что папы наши.

Лучше всех всегда!

Дети исполняют песню «Папа может всё, что угодно…»

 -Дорогая бабушка!
Не считай понапрасну года,
Не грусти, что виски поседели.
Так бывает в природе всегда.

 -Это след оставляют метели.
Пусть нелегкой была твоя жизнь,
Были все ж в ней и радость, и счастье.

                                Ты крепись, дорогая, держись.


- Обойдут стороною ненастья.
Ведь богатство твое - это МЫ:
Дочка, сын, внуки, правнуки даже!
Долго-долго еще ты живи,
Чтоб  пра - правнуков тоже понянчить!!!

- Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!

 - Дедушка очень у нас деловой:
Ходит по дому, забыл про покой.
Бабушке он помогает весь день,
Делать ему это вовсе не лень.

- То постоянно очки он теряет,
То разобьет что-то он, то сломает,
Вечно спешит, а устанет от дел,
Сядет с газетой — уже захрапел.

- Взрослые - стоит лишь
к ним приглядеться,
и сразу увидишь,
как много в них детства.

- И в папе, и в маме,
и в строгом прохожем,
и в стареньких дедушке
с бабушкой – тоже.

- Особенно это заметно бывает,
когда они что-нибудь, вдруг, разбивают,
когда покупают обновку с получки,
когда получают подарок от внучки.


-Они и смеяться умеют, как дети.
Но все они взрослые – взрослые эти.
И тем отличаются от детворы,
что времени мало у них для игры.

-Сегодня праздник у меня,

Сегодня день рождения!

Придет поздравить вся семья,-

Готовим угощенье!

-Две бабушки мои придут

И два солидных деда,

Рассказы слушать их люблю

Про светлый день Победы!

- Придет любимая сестра с племянницей малышкой.

И с важным видом буду ей показывать я книжки.

Сегодня очень счастлив я!

Я жду тебя, моя семья!

- Семью свою очень я люблю,

Ей привет горячий шлю:

Папе, маме и сестре,

Бабуле старенькой и… мне!

песня "Золотая свадьба"

Учитель: Сегодня на нашем семейном вечере вас ждут конкурсы. Будьте активны, играйте, участвуйте  и просто отдыхайте!

 Учитель: И первый конкурс, с которого мы начнём это визитная карточка семьи. Давайте познакомимся друг с другом поближе.

 1. Конкур «Визитная карточка»

      Каждая семья  расскажет  о своей семье (увлечения, хобби, традиции)

2. Следующий наш конкурс « Семейное блюдо».

Учитель: Есть еще добрая традиция – гостеприимство, угощение. Кулинарные традиции на Руси были не на последнем месте. Для участия в конкурсе семье необходимо было приготовить одно блюдо, являющееся традиционным для вашей семьи. Блюда, готовы осталось только попробовать и оценить, а также  услышать как же хозяйки их приготовили, поделитесь своим секретом.

- оригинальность,

- внешний вид блюда,

- сам рецепт,

- сложность исполнения,

Я попрошу сейчас семьи описать рецепт приготовления блюда и выставить его здесь для дальнейшей дегустации. А так же приветствуются истории, связанные с этим блюдом.

Следующий конкурс 3. Пословицы и поговорки о семье.

На каждый стол я раздам карточки со словами, вы должны собрать и прочитать пословицы.

Дом вести - не рукавом трясти.

Когда семья вместе, и сердце на месте.

Дети не в тягость, а в радость.

Семейные нелады доведут до беды.

В родной семье и каша гуще.

Детей наказывай стыдом, а не кнутом.

Где дружат, там живут не тужат.

Материнская ласка конца не знает.

           Жизнь родителей в детях.

          За общим столом еда вкуснее.

          Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

         Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

         Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

         Родительское слово мимо не молвится.

А сейчас музыкальная пауза вашему вниманию    танец  «Стирка»                          исполняют  ваши детки наше первое выступление.

Учитель : Вашему вниманию  Блиц  -  интервью в котором я хочу знать

  «Знаете ли вы своих родителей?” Слушаете только меня.

Вопросы:

-Какого цвета глаза у мамы, папы?

-Когда родилась ваша семья?

-Какой  размер обуви у мамы, папы?

-Когда у членов семьи день рождения?

-Ласковые имена вашего дома?

-Любимое блюдо у папы, мамы?

-Любимая передача у мамы, папы?

         А знают ли вас ваши родители?

1.Любимый цвет вашего ребенка.

2.Любимый праздник.

3.Сколько лет вашему ребенку?

4.Под каким знаком зодиака родился ваш ребенок?

5.Пишет ли стихи  ваш ребенок?

6.Даете ли вы деньги на карманные расходы своему ребенку?

7.Ведет ли ваш ребенок свой дневник.

8.Сколько друзей у вашего ребенка?

9.Кем хочет стать ваш ребенок?

           Я верю что вы все честно ответили .

4. Конкурс «Экспресс-вопрос» (для каждого родителя)

Все выросли на сказках и папы и мамы и бабушки дедушки. Сейчас мы проверим , а помните ли вы их и их героев.

1.Жилище Бабы Яги? (Избушка).

2.Имя мальчика, которого унесли Гуси-Лебеди? (Иванушка).

3.Второе название скатерти? (Самобранка).

4.Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).

5.Аппарат, на котором Баба Яга совершает полеты? (Ступа).

6.Что потеряла Золушка? (Хрустальная туфелька).

7.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка).

8.Название,  какого растения говорит, где оно растет? (Подорожник).

9.Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц).

10.Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождем).

11.Где у кузнечика ухо? (На ноге).

12.Что теряет лось каждую зиму? (Рога).

13.Что находится в центре слова «земля»? (Буква «м»).

14.На что похожа половина яблока? (На вторую половину).

15.В каком женском имени тридцать «Я»? (Зоя).

17.Как далеко в лес может забежать заяц? (До середины, дальше он побежит обратно). 

18.Какой месяц в названии короче всех? (Май).

19.Что и лентяю делать не лень? (Дышать).

20.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15см).

21.Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка).

21.Какое животное почти  все время проводит под землей? (Крот).

22.Трава, которую могут узнать на ощупь даже слепые? (Крапива).

23.Какие съедобные грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки).

24.Каким насекомым хлопают в ладошки? (Комары, моль).

25.Кто собирает яблоки спиной? (Еж).

26.Сколько у кошек зубов? (30).

27.Сидит на окошке кошка, и хвост как у кошки, и нос как у кошки, и усы как у кошки, а не кошка? (Кот).

28.На следу, каких хищных зверей нет ногтей? (Кошки, рыси).

29.У какого дерева ствол белый? (У березы).

30.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь).

31.Какая нота не нужна для компота – Соль.

32.Фамилия, какого композитора похожа на выстрел охотника? – Бах.

33.Из нее возгорится пламя – Искра

34.Что купила муха-цокотуха – Самовар

35.Птица, которая знает, откуда берутся дети – Аист

36.Птица, попавшая в суп за свои думы – Индюк

37.Место, где заключаются браки – Загс

38.Самое лучшее место чтоб спрятать иголку – Стог

39.Он не играет в хоккей – Трус

40.Металл, из которого изготовлен стойкий солдатик из сказок Андерсена – Олово

41.Ягода из уголовного мира – Калина

42.Труд человека кормит, а что портит? – Лень

43.Литературный жанр и мужское имя – Роман

44.То, что вечера мудренее – Утро

45.Как зовут сказочного ветеринара – Айболит

46.Какое хлебобулочное изделие могло передвигаться и говорить – Колобок.

Учитель: А сейчас небольшая статистика из жизни. Статистики подсчитали, что мама, ухаживающая за 2 детьми и мужем, в течение года перемывает 18000 ложек, 13000 тарелок, 8000 чашек и т.д.

А общий вес посуды, переносимой из кухонного шкафа к столу и обратно за год достигает 5 тонн. И, конечно же, дело каждого в семье – присоединиться к маме – тяжелоатлетке и переложить парочку тонн посуды с её плеч на свои.

И снова  минута отдыха и следующий наш конкурс  будет  музыкальный  « Любимая песня вашей семьи»

    Мы продолжаем наш вечер и вашему вниманию   еще один  

                                «Блиц  - турнир»

Я вновь хочу задать вопросы, но ответ должен быть очень быстрым и честным.

Играет музыка. В это время вы передаете цветок , как только музыка остановится  я вам задаю вопрос  и жду честного ответа.

1. Вас упрашивали идти на вечер или вы согласились сразу?

2. Когда вы в последний раз были в школе?

3. Вы интересуетесь жизнью ребёнка в школе?

4. Помните ли вы свой первый урок? Какой это был урок? Чем он запомнился?

5. Какой из учебных предметов был вашим любимым?

6. Общаетесь ли вы со своими школьными друзьями?

7. Вы всегда вели себя хорошо на уроках?

8. Вас наказывали? Если да, то за что?

9. Кем вы мечтали быть в детстве?

10. Осуществилась ли ваша мечта?

11. Часто ли вы проводите вместе с детьми свободное время?

Молодцы все честно ответили. Я прошу всех ребят подойти ко мне.

Все ученики подходят к учителю, берут изготовленные ими бумажные  подарки  и выстраиваются перед  родителями  в линию, на передний план выходят 2 ученика.( цветик  - семи цветик с пожеланием)

1. В первый раз в первый класс,

    В первый день сентября

    Мы идём, трое нас - мама, папа и я.

    И последний звонок, папин добрый совет,

   Сдобный мамин пирог и вкусней его нет.

2. Родители наши,

    Родители наши,

   Дороже и ближе вас нет.

   Родители наши, родители наши, прошу вас,

  Живите сто лет ! ( все дети говорят)

После слов «Живите сто лет» дети подходят к своим родителям и дарят им  подарки с пожеланиями для своей семьи.

Учитель: Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемножку: и слезы и смех,

Взлет и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом –

Сердце навеки останется в нем!

Учитель: Заканчивая сегодняшний вечер, хочу поблагодарить всех родителей и детей и выразить надежду, что семейный вечер помог нам ближе узнать друг друга, объединиться. Пусть долгие годы сохраняется тепло Вашего семейного очага.

 А сейчас я хочу вручить вам сертификаты за участие в таком прекрасном вечере знакомства.

Прошу всех встать в большой круг. Сейчас мы зажжём свечу.

И пусть её свет и тепло объединит всех здесь присутствующих в одну большую классную семью.

Спасибо за внимание и за участие в сегодняшнем вечере. Все вместе споем песню  « Родительский  дом"

Заключение

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема познания личностных особенностей ребенка стоит на повестке дня в течение нескольких последних десятилетий. Вместе с тем эта проблема становится актуальной, что объясняется ее значимостью и сложностью реализации. Личностно-ориентированный подход в воспитании составляет основу гибких образовательных технологий.

Проблема индивидуализации обучения занимает ключевое место в педагогике и психологии, так как учет индивидуальных особенностей ребенка позволяет значительно повысить уровень знаний ребенка , привить любовь к обучению.

Развитие индивидуальности ученика тесно связано с развитием его самостоятельности, этому способствует увеличение учебного времени отведенного на самостоятельную работу учащихся.

Основной проблемой при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении является обеспечение необходимых условий для полноценного индивидуального развития личности.

Для решения этой проблемы нужно в первую очередь способствовать развитию следующих функций личности:

способность человека к выбору;

умение оценивать свою жизнь;

поиск смысла жизни, творчество;

формирование образа «Я»;

ответственность (в соответствии с формулировкой «Я отвечаю за всё»);

самостоятельность личности.

При внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении основная и очень важная задача учителя - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться и устояться.

Для этого нужно не отбирать учеников по способностям и тем качествам, что хочет видеть учитель, а с внимательного и понимающего педагогического изучения каждого ученика как индивидуальной личности. И только когда особенности индивидуального развития ученика будут профессионально выявлены педагогом, проверены на устойчивость их проявления, можно определять способы его дальнейшего обучения.

Вот на что нужно обратить внимание в первую очередь, при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении.

Во-первых, принять процесс обучения не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальных способностей ученика, при которых обучение и воспитание плавно сливаются.

Во-вторых, нужно выявить характер взаимоотношений участников образовательного процесса: учителей, учеников и родителей.

В-третьих, оценить критерии эффективности процесса обучения.

Немаловажной проблемой при внедрении личностно-ориентированного подхода в обучении является разработка дидактического обеспечения.

При разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного обучения нужно руководствоваться следующим:

учебный материал должен обеспечивать выявление содержания опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение учителем учебного материала должно быть направлено на преобразование личного опыта каждого ученика;

в ходе обучения нужно постоянно использовать примеры, связанные с личным опытом ученика и с ранее приобретенными им знаниями;

активное стимулирование ученика к самостоятельному изучению учебного материала, что дает возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе обучения;

учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий;

необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех преобразований и действий, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

образовательный процесс должен строиться на оценке деятельности ученика, как отдельной личности.

Организация личностно-ориентировонного подхода к работе с текстом учебника должна быть направлено в первую очередь на развитие не памяти, а на развитие самостоятельности мышления. Для этого нужно развивать способность учеников к анализированию учебного материала, что способствует пониманию. Ведь процесс понимания очень сложен, в него всегда включается личностное преобразование заданного текста на основе субъектного опыта ученика.

В процессе внедрения личностно-ориентировонного подхода в обучении позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Он должен продумать не только, какой материал он будет сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в личном опыте учащихся, как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственного жизненного опыта.

Важна при этом и форма обсуждения детских ответов. Она не должна быть жесткой, не должна содержать резких критических замечаний в виде оценки «правильно - неправильно». Это должен быть равноправный диалог, что называется «на короткой ноге», где каждый ученик может высказать свое мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться и быть осужденным.

При использовании личностно-ориентировонного подхода в обучении задача учителя - выявить и обобщить ответы ученика, выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, целям и задачам предмета.

Анализируя на уроке результаты работы ученика, учитель должен не только объявить выставленные отметки, повторить разделы темы, вызвавшие наибольшее количество ошибок, но обязательно обсудить те способы, которыми пользовались ученики при выполнении работы, выявить и поддержать правильные и оригинальные.

Функция учителя здесь не столько настоятельная с такими указаниями как: «повтори материал», «прорешай побольше задач», «посмотри на образец» и т.п., сколько рекомендательная с предложениями и советами, такими как: «давай подумаем вместе», «расскажи, каким способом выполнял задание», «выбери по своему усмотрению путь решения задачи и дай ему обоснование».

Это позволяет работать на уроке с каждым учеником и с классом в целом. Учитель вместе с учащимися ищет и находит наиболее эффективные пути усвоения знаний, поощряет интересные высказывания и находки, анализирует неудачные попытки, стимулирует учащихся к понятию причин своих ошибок, обсуждает меры их устранения и т.д.

При такой позиции учителя каждый ученик может рассчитывать на то, что его услышат, обсудят его предложения, серьезно и уважительно отнесутся к его версиям ответов. И каким бы «плотным» ни был урок, нельзя считать такую работу с учениками пустой тратой времени.

Из этого следует, что целесообразно использовать в общеобразовательной школе личностно - ориентированный подход в обучении, так как это одно из условий организации всестороннего, гармоничного развития учащихся.


Список использованной литературы

1.        Розанов В.В. Сумерки просвещения / В.В. Розанов. - М., Просвещение, 1980. - 398 с.

2.        Дидро Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М. 1954. - Т.2. - С. 56-58.

.        Гельвеций К.А. О Человеке / К.А. Гельвеций / Собрание сочинений: В 2 т. - М., 1974. - Т.2. - С. 29-191.

.        Руссо Ж.Ж. Эмиль, или О воспитании / Ж.Ж. Руссо // Пед. соч.: В 2 т. - М., 1981. - Т.1. - С. 113-115.

.        Пестолоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей / И.Г. Пестолоцци // Избранные педагогические произведения: В 2 т. - М., 1981. - Т.2. - С. 193-379.

.        Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. / А. Дистервег. - М.: Учпедгиз, 1956. - С. 55-58.

.        Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Собрание сочинений: В 11 т. - М., 1948-1962. - Т.8 - С. 23.

.        Толстой Л.Н. Пед. соч. / Л.Н. Толстой. - М.: Педагогика, 1985. - 391 с.

.        Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М.: педагогика, 1982. - 704 с.

.        Вахтеров В.П. Предметный метод обучения / В.П. Вахтеров. - М.: Педагогика, 1915. - 219 с.

.        Зеньковский В.В. Психология детства: Учебное пособие для вузов / В.В. Зеньковский. - Екатеринбург "Деловая книга", 1995, - 266 с.

.        Акимов М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход / М.К. Акимов. - М.: Знание, 1992. - 80 с.

.        Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амоношвили. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.

.        Менчинская Н.А. Психологические вопросы развития обучения и новые программы / Н.А. Менчинская // Советская педагогика. - 1968. № 6. - С. 12-20.

.        Выготский Л.С. Мышления и речь / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982 - Т.2. Проблемы общей психологии. - С. 248.

.        Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом "Университет", 2000. - 336 с.

.        Гладких В.И. Об индивидуальном подходе к учащимся в школе и семье / В.И. Гладких. - Пенза, 1958. - 294 с.

.        Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: [учеб. пособие: для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям] /

.        Гордеева Н.Н. Индивидуализация обучения / Н.Н. Гордеева // Педагогика. - 2002. - № 2.

.        Есипов Б.П. Самостоятельная работа в системе непрерывного образования / Б.П. Есипов // Сов. Педагогика. - 1989. - № 5/

.        Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань, 1969. - 311 с.

.        Ленер М.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Ленер. - М.: Педагогика, 1976. - 305 с.

.        Коджаспирова Г.И., Коджаспиров А.Д. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.И. Коджаспирова, А.Д. Коджаспиров. М.: Издательский Центр "Академия", 2000. - 276 с.

.        Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании / Я. Корчак. - М.: Знание, 1990. - 229 с.

.        Лысенкова С.Н. Когда легко учиться: Из опыта работы / С.Н. Лысенкова. - М.: Педагогика, 1985. - 175 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

В работе представлено обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...

Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»

Представление собственного педагогического опыта по теме  «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»...

Статья на тему: "Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников".

Статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников....

Выступление по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников"

Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников...

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности

Обобщение опыта классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию личности...